Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы математико-статистической обработкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Описательная статистика Частота – встречаемость или количественное значение исследуемого показателя. Совокупность полученных частот образует распределение первичных результатов. Таблицы и графики распределения частот служат основой для получения содержательных выводов исследования: 1. форма распределения переменной: - равномерное распределение – все значения встречаются почти одинаково часто - симметричное – одинаково встречаются крайние значения - ассиметричное – преобладают малые или средние значения - нормальное – наиболее часто встречаются средние значения Средняя арифметическая величина — сумма значений переменной, деленная на число значений переменной. Мода – значение, которое встречается в распределении наиболее часто. Медиана – точка на измерительной шкале, выше и ниже которой находится точно половина наблюдений. Медиана разбивает выборку на две равные части. Половина значений переменной лежит ниже медианы, половина — выше. Медиана дает общее представление о том, где сосредоточены значения переменной, иными словами, где находится ее центр. Ассиметрия – это свойство распределения выборки, которое характеризует несимметричность распределения. Асимметрия бывает положительной и отрицательной. Положительная сдвигается влево, а отрицательная – вправо. Эксцесс – это мера крутости кривой распределения. Кривая распределения может быть островершинной, плосковершинной, средне вершинной. Распределение является нормальным, если ассиметрия или эксцесс по модулю не превосходят свою стандартную ошибку в три раза, а мода, медиана и средняя арифметическая величина почти совпадают. Размах – разность между максимальным и минимальным значениями. Чем больше разброс, тем сильнее варьируются результаты в данной группе, тем больше индивидуальные различия между испытуемыми. Дисперсия (variance) – разброс значений относительно среднего арифметического, показывает насколько плотно значения группируются вокруг него. Используется для характеристики рассеивания величин порядковых шкал или при ненормальном распределении. Среднеквадратичное отклонение (standard deviation) – квадратный корень из дисперсии, используется для характеристики рассеивания величин интервальных шкал и шкал отношений. Чем выше дисперсия или стандартное отклонение, тем сильнее разбросаны значения переменной относительно среднего. Пример: Таблица 3 Статистические данные исследования коммуникативно-организаторских способностей
2. выраженность переменной – какая доля испытуемых имеет выраженность признака выше или ниже определенного значения (если группы испытуемых различны по количеству, то необходимо сравнивать процентную сумму). Гистограмма — графическое представление плотности распределения (частотного распределения), при котором выраженность переменной представляется в виде вертикальных полос (столбиков, блоков). Строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” откладываются показатели, а по оси “Y” — значения показателей. Пример: рис.2.
Рис.2 Средние значения особенностей межличностного взаимодействия Диаграммы используются для изображения соотношений между показателями, чаще всего процентных. Пример: рис.3. Рис. 3 Процентное соотношение уровней удовлетворенности заработной платой Сравнительный анализ Способы сравнительного анализа: 1. Для сопоставления выделяют несколько групп, которые могут быть рассмотрены как полярные относительно средней величины данного признака в выборке. Более четкими выводы получаются, когда всю группу (выборку) делят не на две части, а на три – выделяют подгруппу со средней выраженностью качества. 2. Опираясь на имеющиеся данные, выборку делят на экспериментальную и контрольную группы. При этом контрольную группу образуют представители, у которой рассматриваемое качество отсутствует. Экспериментальная и контрольная группа должны быть уравнены по всем значимым параметрам. Для сравнения двух выборок по измеренным признакам используются: - параметрические критерии – признаки измерены в шкале интервалов или отношений, а также имеющие нормальное распределение. - непараметрические критерии – признаки измерены в порядковой шкале или имеющие ненормальное распределение. Таблица 4 Классификация критериев сравнительного анализа по особенностям признака
Выявление различий между выборками по показателям оценивается по показателю p – уровень значимости или статистическая значимость – вероятность того, что различие носит случайный характер, а не является свойством совокупности. В психологии приняты стандартные уровни значимости: - достаточный уровень статистической значимости р=0,05 - высокий уровень статистической значимости р=0,01 Подсчитывается непосредственный уровень значимости и затем сравнивается со стандартными, на основании полученного результата делается вывод: - р > 0,1 – статистически достоверные различия не обнаружены. - р ≤ 0,1 – обнаружены различия на уровне статистической тенденции. - р ≤ 0,05 – обнаружены статистически достоверные (значимые) различия. - р ≤ 0,01 – обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости. Дисперсионный анализ Дисперсионный анализ – ANOVA – метод сравнения нескольких (более двух) выборок по измеренным признакам. Метод допускает сравнение выборок, как имеющих несколько градаций разделения, так и несколько группировочных переменных. Выборки могут быть как равные, так и неравные по численности, как зависимые, так и независимые. Минимальное количество человек в подгруппе – 3. Существует 4 варианта дисперсионного анализа: - однофакторный – сравнение выборок по одному признаку. - многофакторный – сравнение выборок, имеющих несколько различных группировочных переменных, по одному признаку. - с повторными измерениями – сравнение выборок, имеющих несколько градаций разделения, по нескольким признакам. - многомерный – сравнение выборок, имеющих несколько различных группировочных переменных, по нескольким признакам. Пример многомерного дисперсионного анализа: Обнаружены статистически значимые различия (р≤0,05) в оценке потребности во власти сотрудников разного должностного статуса. У руководителей данной организации выраженность потребности во власти статистически значимо выше, чем у остальных сотрудников.
Рис. 4 График сравнения средних значений оценок потребности во власти сотрудниками разного должностного статуса Анализ взаимосвязей Существует множество мер взаимосвязи между показателями, которые условно можно разбить на две группы: 1. Принцип сопряженности признаков – выясняется факт о появлении некоторых значений одной переменной одновременно с определенными значениями другой чаще, чем это можно объяснить случайным стечением обстоятельств. Коэффициент сопряженности – оценивает силу связи, фиксирует только сам факт наличия или отсутствия интересующих значений переменной независимо от их количественного выражения. Чем ближе значение коэффициентов сопряженности к 0, тем меньше связь между явлениями. 2. Принцип ковариации – заключение о направлении связи между переменными, когда увеличение значения одной переменной сопровождается устойчивым увеличением или уменьшением значений другой. Коэффициент корреляции – устанавливает статистическую связь между двумя переменными и определяет ее степень и направление. Значение коэффициента корреляции изменяется от –1 до +1: - если значение равно 0, то взаимосвязь отсутствует - если его значение положительно, то существует прямо пропорциональная связь между переменными, повышение значения одной переменной приводит к повышению значения другой - если его значение отрицательное – обратно пропорциональная, рост одной переменной происходит при снижении уровня другой Чем больше значение коэффициента корреляции, тем теснее связь между изучаемыми переменными, при значении коэффициента +-1, можно говорить о тождественности. Статистическая связь характеризует совпадение двух моментов по времени и пространстве, не выявляя причинно-следственную связь.. Частная корреляция Часто переменные коррелируют между собой только из-за того, что они согласованно меняются под влиянием некоторой третьей переменной. На самом деле связь между ними отсутствует, но проявляется в статистической взаимосвязи за счет присутствия их связи с какой-то переменной. Для определения такой взаимосвязи и применяют анализ частной корреляции. Если значение частной корреляции двух переменных меньше их парной корреляции, то их связь обусловлена третьей переменной.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.61.135 (0.009 с.) |