Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика как наука. Объект, предмет о основные категории педагогики.

Поиск

Вопрос 7. Понятие о методах и приёмах воспитания, их краткая характеристика.

Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемых, направленные на решение воспитательной задачи. Способ воздействия на психику детей с воспитательной целью через своеобразную организацию их деятельности и отношений. Это инструменты взаимодействия.

Методы воспитания проявляются через:

· непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, требования, поощрения, просьбы, авторитета, приказа, личного примера);

· создание специальных условий, ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию;

· через общественное мнение референтной (значимой) группы, СМИ (коллектива, авторитетного человека);

· через совместную деятельность воспитателя и воспитуемого (учение, общение, игра и т.п.);

· в процессах самообразования, обучения, семейного, дружеского, профессионального общения;

· погружение в мир народных традиций, культуры.

На практике метод реализуется через конкретные приёмы. Приём – деталь метода.

С целью соотнесения методов используются классификации. Классификация методов Щурковой (в основе деятельный подход):

1. методы формирования сознания;

2. методы организации деятельности и формирования опыта поведения;

3. методы стимулирования поведения и деятельности.

1) Их назначение – выработка нравственного, осознанного отношения к миру. Решаются 2 задачи: 1. передача информации; 2. формирование нравственной позиции.

К 1-ым относятся: рассказ, лекция, диспут, дискуссия, беседа, личный пример. Их задача убедить воспитанников в жизненной необходимости обучения. Методы достигают цели, когда у ребёнка формируется своя нравственная позиция. Он основан на принципе опережающего действия на сознание ребёнка.

При использовании методов убеждения на первое место выходит словесное воздействие.

Характеристика методов убеждения:

Рассказ – сообщение о поступке, поучительной истории с целью пополнить знания воспитанников о нормах, правилах поведения. Рассказ должен быть кратким, эмоциональным, в соответствии с содержанием рассказа должна быть организована последующая деятельность.

Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме фактов, событий, поступков. Они могут быть индивидуальными, групповыми, фронтальными. Беседы могут быть общеобразовательными и этическими. Задача – расширить кругозор детей. Этические беседы – нравственное обучение.

Диспут – активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы. Диспут не должен быть случайным, должен быть тщательно подготовлен (по теме диспута составляются вопросы, которые рекомендуются детям).

Лекция – форма и метод воспитания, глубокое доказательное раскрытие воспитателем нравственной, эстетической и др. темы. В лекции должна быть раскрыта история проблемы, противоречия, пути их решения, подходы к проблеме и т.п.

Пример – образец, на основе которого формируется определённое отношение к объектам, явлениям действительности. Рекомендуется опираться на положительный пример.

2) К 2-ым относятся: приучение, упражнение, поручение, переключение, игра, требование, методы создания воспитывающих ситуаций (это самая важная группа методов).

Приучение – использует традиции воспитания: побуждение воспитанников к систематическому выполнению определённых действий с целью приобретения навыков.

Упражнение – многократное повторение действий и поступков на основе осознанной нравственной нормы (Приемы: включение в деятельность, специальный тренинг, показ-инструкция, традиционное оформление неких правил поведения). Необходима систематичность упражнения, анализ и самоанализ результатов, поощрение, одобрение.

Поручение – практические задания, создающие и расширяющие опыт детей в различных видах деятельности. Могут быть постоянными и временными, индивидуальными, групповыми и массовыми. Они эффективны, если соответствуют интересам и возможностям детей, контролируются педагогом. Должна быть понятна личностная и социальная значимость поручения, результаты должны обсуждаться.

Создание воспитательных ситуаций – формирование обстановки, системы отношений, которые побуждали бы ребёнка совершить конкретный поступок.

Переключение – ненавязчивое, незаметное для ребёнка переключение от одного вида деятельности на другой.

Требование – эмоционально-волевое воздействие на воспитанника для выполнения ребёнком соответствующего поступка. Может быть прямым (приказ, указание, деловое распоряжение) и косвенным (совет, намёк, пожелание, просьба, приглашение к действию). Одна из форм коллективного требования – общественное мнение. При этом нужно уважать личность ребёнка. Требование должно быть ясным, чётким, должно исходить от авторитетного лица. Требование должно сопровождаться пояснением способов выполнения.

3) методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, наказание (педагогич-ая оценка), соревнование, метод перспективы, традиции коллектива, метод взрыва.

Педаг-ая оценкапоощрение - стимулирование деятельности воспитанника с помощью положительной оценки его поведения (одобрение, похвала, благодарность, награда и т.п.). Поощрять следует за действительные успехи ребёнка, оно должно находить поддержку коллектива, не следует поощрять часто за одни и те же дела, следует применять своевременно.

Наказание – мера воздействия на воспитанника, выражающая осуждение педагогом действий ребёнка (замечание, выговор, лишение почётных обязанностей и т.п.). Наказание должно быть понятным воспитаннику, не унижать, не причинять физические страдания, должно быть соразмерно поступку, должно сопровождаться анализом причин содеянного. Наказание корректирует поведение ребёнка, воспитывает чувство ответственности.

Выделяют открытую и скрытую формы пед. оценки:

«Я-сообщение» - педагог оглашает вслух свои чувства, переживания о поступке; «ты-сообщение» - оглашение состояния ребёнка в момент содеянного, предполагает состояние ребенка («ты сожалеешь о…»).

При оценке возможны:

ü возложение оценочных полномочий на самого ребёнка;

ü оттянутая во времени оценка;

ü позитивная инструментировка негативного поведения;

ü метод естественных последствий (логическое разворачивание смысла содеянного (сторонник – Руссо)).Позитивная инструментировка негативного поведения(ребенок медленно пишет-но аккуратно).

Метод взрыва – суть – добиться стремительной перестройки личности; способ сильных, ярких, неожиданных воздействий педагога.

Метод соревнований – возбуждение у воспитанника стремления и его реализации достигнуть в деятельности более высоких по сравнению с остальными результатов. Нужно привлекать детей к разработке правил соревнования.

(Можно также сказать о средствах воспит-я –

· в узком смысле - это элементы материальной и духовной культура, используемые для решения воспитательных задач.

· В широком – виды деятельности, способствующие формированию личности.

Функции:

1) иллюстрация явления жизни;

2) инициирование активности детей;

3) обеспечение мат-технической оснащенности;

4) инструменты деят-ти детей.

Средства используются во взаимодействии с методами.

Средства:

1) различные виды деятельности: - игровая; - учебная; - трудовая; - общение;

2) культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства);

3) технические, материальные средства (детская игровая площадка);

4) средства массовой информации;

5) коллектив и социальные группы).

Формы В. – это внешнее выражение взаимодействия детей с педагогом: 1) мероприятие; 2) дела; 3) игры.

Индивидуальные, коллективные, массовые формы.

Функции – организаторская, регулирующая, информативная.

 

Должностная инструкция классного руководителя

Общие положения

1.1. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы, Программой обновления содержания воспитания подрастающего поколения Нижегородской области.

1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего класса и работающего в данном классе.

1.3. Классный руководитель должен иметь педагогическое образование или опыт работы с детьми не менее 5 лет.

Функции

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.

2.3. Организация внеучебной жизни класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.

2.5. Социальная защита школьников.

2.6. Работа с родителями.

Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал.

3.2. Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, направляет учеников класса в совет школы, организует коллективное творчество, помогает в работе дежурного.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой.

3.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.

3.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.

3.7. Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного питания и корректного отношения одноклассников к социально незащищенным детям.

3.8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.9. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины, контактирует с социальным педагогом по поводу «трудных» детей.

3.10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе.

3.11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.

3.12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников.

3.13. Создает условия для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т. д.).

3.14. Привлекает психолога для работы с учащимися (цикл бесед, индивидуальные рекомендации).

3.15. Создает положительный микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их.

3.16. Организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса.

3.17. Организует охрану здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультурную, спортивную работу.

3.18. Помогает деятельности различных детских общественных организаций.

3.19. Ищет интересные формы,- глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с классом (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т. д.),. проводит один тематический классный час в месяц.

3.20. Изучает личность школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей.

3.21. Работает с характеристиками учащихся.

3.22. Помогает учащимся в выборе профессий. Классный руководитель вместе с родителями определяет судьбу учащихся после 9-го класса, обращает при этом особое внимание на неблагополучные семьи.

3.23. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе. Сотрудничает с социальным педагогом.

3.24. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.

3.25. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей

3.26. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних (ИДИ).

3.27. Проводит тематические родительские собрания один раз в четверть.

3.28. Изучает условия воспитания в семье.

3.29. Работает с родителями индивидуально.

3.30. Привлекает родителей для организации внеучебной деятельности класса.

3.31. Влияет на общение ребят с родителями.

ВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА

Большое внимание классный руководитель должен уделять работе со школьной документацией, касающейся его класса. К школьной документации относятся личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся класса, дневник самого классного руководителя. Своевременная и систематическая работа классного руководителя со школьной документацией помогает ему избегать проблемных и конфликтных ситуаций в общении с администрацией, коллегами, учащимися и их родителями.

Главным документом класса является классный журнал. Классный журнал классный руководитель начинает заполнять в самом начале года и ведет его в течение учебного года. Все необходимые записи он ведет самостоятельно, не привлекая к заполнению журнала учащихся класса.

Можно сказать, что журнал - это показатель совместного труда учителей и учеников. Поэтому классный руководитель должен:

- изучать журнал не реже одного раза в неделю, чтобы знать об успеваемости своих воспитанников;

- всегда знать, почему учащимися пропущены учебные дни и отдельные уроки;

- всегда быть в курсе переживаний и трудностей своих воспитанников;

- тесно сотрудничать с учителями-предметниками, объяснять и доводить до их сведения все проблемы учащихся;

- всегда четко и аккуратно делать записи в журнале, так как журнал видят не только коллеги, но и учащиеся;

- выполнять все требования учебной части.

Классный руководитель назначает ответственного ученика, которому поручается перед первым уроком получить в учебной части журнал и после последнего урока журнал сдать. Все ответственные за журналы утверждаются приказом по школе.

Итоговые оценки за каждую четверть или полугодие заносятся классным руководителем в сводную ведомость.

Классный руководитель записывает в классном журнале фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке, заполняет «Общие сведения об учащихся», отмечает количество уроков, пропущенных учащимся, и подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым учащимся за четверть и учебный год. Систематически заполняет страницы классного руководителя и сведения об участии в кружках, факультативах, общественной работе.

Классный руководитель класса несет ответственность за состояние журнала своего класса, следит за систематичностью ведения журнала учителями-предметниками, работающими в классе, анализирует успеваемость учащихся, объективность выставления четвертных, полугодовых и итоговых оценок.

Сведения о родителях - очень важная и необходимая в работе классного руководителя информация. Ежегодно она требует уточнений и коррекции, поэтому ее нельзя переносить из журнала в журнал, не уточняя изменений, произошедших в семьях учащихся.

Перед тем как заполнять в журнале графу «Сведения о родителях», уместно провести анкетирование учащихся и еще раз уточнить необходимую информацию.

Для того чтобы в журнале иметь более точные сведения, классный руководитель может провести диагностику, которая окажет неоценимую помощь семье и ребенку в самых непредвиденных ситуациях.

 

В классном журнале классный руководитель фиксирует проведение классных и информационных часов, внеклассных мероприятий. В конце каждой четверти заместитель директора по воспитательной работе контролирует записи классных руководителей и проводит анализ результатов контроля на совещаниях, планерках или на заседаниях МО.

С помощью классного журнала классный руководитель подводит итоги успеваемости классного коллектива за учебную неделю. Зачастую учителя-предметники грешат тем, что они не выставляют отметки учащимся в дневник. Классный руководитель должен еженедельно анализировать успеваемость учащихся и сообщать родителям об учебных результатах учащихся. Формы сообщения могут быть разными: приглашение для индивидуальной беседы, выставление отметок в дневник с записью классного руководителя, выписка отметок из журнала и вклеивание их в дневник ученика. Однако, на мой взгляд, в данной ситуации необходимо бороться не с учеником, который не подает дневник учителю, а с учителем, который не выполняет свои прямые обязанности и не выставляет отметки в дневник ученику на уроке.

Классный руководитель систематически анализирует учебную ситуацию в своем классе по предметам и обращает внимание учителей - предметников:

- на накопляемость отметок;

- объективность выставления отметок;

- индивидуальную работу с часто болеющими детьми;

- индивидуальную работу с учащимися с высоким уровнем учебных достижений;

- индивидуальную работу с проблемными учащимися. Особое внимание классный руководитель уделяет анализу по

классному журналу пропусков занятий учащимися без уважительных причин. При этом он обращает внимание ни следующие моменты:

- периодичность пропусков занятий;

- на каких уроках чаше всего ученик не присутствует;

- с кем из одноклассников уходит ученик с уроков;

- уроки какого типа чаще всего ученик пропускает (контрольные работы, устный опрос и т, д.);

- совместно с социальным педагогом анализирует, где проводит время ученик, когда пропускает уроки. Большое внимание классный руководитель уделяет анализу участия ученика в уроке физической культуры.

 

13. Общее понятие об образовательном процессе и его основных функциях.

. Образовательный процесс - это целостный, специально организованный процесс взаимодействия субъектов, направленный на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач и предполагающий взаимное изменение всех его участников. Структура образовательного процесса представляет взаимосвязь таких компонентов, как субъекты образовательного процесса, целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционально-деятельностный, контрольно-регулировочный и рефлексивный. Процесс обучения — это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, коммунистического воспитания и общего развития обучаемых. Процесс обучения — часть целостного педагогического процесса, в который входит также и воспитательный процесс.

Процесс обучения призван осуществлять три функции — образовательную, воспитательную и развивающую.
Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются. Например, в понятие «образование» часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности.

Образовательная функция (в ее узком смысле) предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки.

Одновременно с образовательной процесс обучения реализирует и воспитательную функцию, формируя у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, убеждения, способы соответствующего поведения и деятельности в обществе, систему идеалов, отношений, потребностей, физическую культуру, т. е. совокупность качеств личности, характерных для человека социалистического типа Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общений учителя с обучаемыми. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает этому объективно возможному процессу определенную целенаправленность и общественную значимость. Между образованием и воспитанием существует не односторонняя связь: от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации тотчас же оказывает благотворное влияние на ход обучения, Единство образовательной и воспитательной функций обучения проявляется и в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов методов воспитания а сами методы воспитания - в роли методов стимулирования учения.

обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную развивающую направленность и включает учеников в такие виды деятельности которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы. В связи с этим в дидактике в 60-е гг. появился специальный термин «развивающее обучение». Он предполагает что в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных умений надо предпринимать специальные меры по общему развитию школьников.

 

Основные функции обучения реализуются на практике, во-первых, путем планирования комплекса задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников, во-вторых, путем подбора такого содержания деятельности учителя и школьников, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач, имея в виду, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере; в-третьих, единство этих функций осуществляется путем сочетания разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оценивается ход осуще ствления всех трех функций, а не одной из них.

 

 

14.Общедидактические Принципы обучения определяются целями воспитания и имеют исторический характер, некоторые утрачивают свое значение и сходят с педагогической сцены (нр. природосообразность) Происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях и появляются новые, в которых выражены новые требования общества к обучению. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса — логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов. Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Общепризнанны следующие принципы: 1)сознательности и активности; 2)наглядности; 3)систематичности и последовательности; 4)прочности; 5)научности; 6)доступности; 7)связи теории с практикой. Принцип сознательности и активности В основе данного принципа лежат закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; Принцип наглядности обучения Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно. Принцип систематичности и последовательности Принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; Принцип прочности. В нем закреплены опытные и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся — две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется. Принцип доступности В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово tesaurus означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления. Принцип научности Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. Принцип связи теории с практикой т.е. эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения

15. Методы обучения. Связь целей и методов педагогической деятельности. Краткая характеристика сложившихся методов обучения. Классификация и характеристика методов обучения. Инновационные методы и модели в современном образовании.

 

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.

Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант).
В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический, и исследовательский (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер).
Предложены классификации, в которых сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобщающий и исполнительский, объяснительный и репродуктивный, инструктивно-практический и продуктивно-практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый (М. И. Махмутов).
Все чаще применяются подходы к классификации методов обучения одновременно по источникам знаний и логическим обоснованиям (Н. М. Верзилин), по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся в учебной деятельности (А. Н Алексюк, И. Д. Зверев и др.)
В. Ф. Паламарчук и В. И. Паламарчук предложили модель методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного познания.
Классификацию, в которой рассматриваются четыре стороны методов: логико-содержательная, источниковая, процессуальная и организационно-управленческая, предложил С. Г. Шаповаленко.
Наличие различных точек зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Все более четко обозначается многосторонний, комплексный подход к характеристике их сущности.
В современных условиях созрели реальные возможности для обобщения и систематизации представлений о методах обучения на основе методологии целостного подхода к деятельности.
Поскольку в советской психологии общепринято теперь рассматривать мышление как живую человеческую деятельность, имеющую то же принципиальное строение, что и деятельность практическая (А. Н. Леонтьев), то представляется необходимым при описании методов обучения непосредственно исходить из теории деятельности человека.

При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т е. внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся. в первую группу методов обучения необходимо включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.); методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.) методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.) Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивной и дедуктивной, а также репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся.
Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной работы, имея в виду, что другие методы обучения реализуются под руководством учителя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих и поэтому теперь говорят об обязательном применении методов в определенных сочетаниях с доминированием одного из видов их в данной ситуации.

Инновационное обучение

Основное его отличие от нормативного в том, что оно развивает весь потенциал, способности личности и в том, что и инновационное и нормативное обучение по разному относятся к будущему. Нормативное обучение направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях, в то время как инновационное подразумевает развитие способностей к совместным действиям в совершенно новых беспрецедентных ситуациях.

Типы инновационного процесса

1. Происходит стихийно, чаще всего на эмпирическом уровне

2. Кардинальное изменение системы образования и обучения в качестве альтернативы нормативному обучению.

Причины возникновения

 

1. Несоответствие темпов развития школы темпам развития общества

2. Человечество вступило вместе с социальной и НТР в эру «быстрого развития»

 

Основные принципы

1. Предвосхищение (постоянное стремление к переоценке ценностей и сохранение тех, которые обладают непроходящей значимостью) и предугадывание (опережение других)

2. Включение в обучение репродуктивных компонентов творчества

3. Возможность появления нового социального типа отношений между преподавателем и учащимся:

a. сотрудничество

b. взаимопомощь

c. сотворчество

4. Создание условий развития личности (личностно-ориентированное обучение вместо обучающего и воспитывающего)

 

Самостоятельная работа учащихся на уроке и вне класса.

 

 

Самостоятельная работа - это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями.

Классификация самостоятельных работ

по характеру познавательной деятельности И.И. Малкин выделяет:

1. Работы репродуктивного типа: а) воспроизводящие; б) тренировочные; в) обзорные; г) проверочные.

2. Работы познавательно-поискового типа: а) подготовительные; б) констатирующие; в) экспериментально-поисковые; г) логически-поисковые.

3. Работы творческого типа: а) художественно-образные; б) научно-творческие; в) конструктивно-творческие.

4. Работы познавательно-практического типа: а) учебно-практические; б) общественно-практические.

Примеры использования самостоятельной работы на практике

Работы репродуктивного типа

а) Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала.

б) Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях.

в) Обзорные работы. Это задания на упорядочение и систематизацию изучаемых сведений. Их применение целесообразно на заключительном этапе закрепления материала.

г) Проверочные работы. Их цель – всесторонняя проверка качества усвоения знаний.

Работы творческого типа

а) художественно-образные самостоятельные работы. Под творческими работами, понимаются самостоятельные работы, в результате которых ученики создают нечто новое, оригинальное. Художественно-образные работы основаны на образном отражении действительности. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником учителя.

б) Научно-творческие работы. К самостоятельным работам данного вида относятся учебная деятельность школьников, выходящая не только за рамки школьных программ, но и связанная с решением позна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.145.167 (0.016 с.)