Вопрос 8. Воспитание личности в коллективе. Проблемы формирования коллектива и его влияние на личность школьника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 8. Воспитание личности в коллективе. Проблемы формирования коллектива и его влияние на личность школьника.



 

Одна из важнейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. А.С. Макаренко специально подчёркивал, что в коллективе обеспечивается свобода и достоинство личности, её защищённость и широкие социальные связи.

Воспитание в коллективе тесно связано с процессом социализации.

Слово «коллектив» происходит от лат. сolligo, что означает «объединяю», а лат. сollectivus – «собирательный». Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на их определённую общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений.

Среди многих коллективов выделяется детский коллектив – объединение детей, сплочённых общими целями и совместной деятельностью.

Можно выделить две подсистемы коллектива:

ü управляющая (педагоги, воспитатели, родители);

ü управляемая (собственно детский коллектив).

Структура воспитательного коллектива в школе:

он включает общешкольный коллектив, первичные коллективы (классы, отряды), временные коллективы (кружки, спортивные секции и т.п.). Первичные коллективы – малые социальные группы. Также выделяют формальный коллектив – официальное объединение учащихся, и неформальный коллектив – противоположный формальному, т.е. фактически существующий коллектив.

Основные функции коллектива:

· организационная (коллектив регулирует поведение, взаимоотношения своих членов; является субъектом управления своей общественно-полезной деятельности);

· воспитательная (коллектив способен стать носителем определённых нравственных убеждений, здесь происходит гражданское становление ребёнка);

· стимулирующая (формирование нравственного стимулирования общественно-полезных дел).

Коллектив – динамичная система. Основной закон жизни коллектива – движение вперёд, которое осуществляется через систему перспективных линий и традиций.

Перспектива – побудительная сила, стимул. Перспективы выделяют близкие, средние, дальние. Реализация системы перспектив приводит к появлению традиций в коллективе.

Этапы развития коллектива (по Макаренко) (в основе классификации – отношение воспитанников к педагогич-им требованиям):

1) в коллективе отсутствуют собственно коллективные отношения (в основе сплочения – педагогическое требование). На этом этапе начинает формироваться актив класса;

2) актив предъявляет требования к коллективу, позиция педагога становится скрытой, он воздействует на коллектив через орган самоуправления (метод параллельного действия);

3) высокий уровень сплочённости коллектива, наличие перспектив, традиций; требования к личности выдвигает коллектив.

Модели развития отношений в коллективе:

1) личность подчиняется коллективу (конформизм);

2) личность подчиняет коллектив (нонконформизм);

3) гармония – оптимальные отношения.

 

НО! У Макаренко – замкнутая система. Основа – стандартизированное поведение.

 

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу.

Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются:

мажорный стиль(бодрость, готовность к действию) и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по наличию инициативы со стороны учащихся и по общей стабильности в группе.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И.Новикова выделяет 1) стадию сплочения коллектива, 2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью (Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, Л.И.Уманский).

Вопрос 10. Направления воспитания (нравственное, эстетическое, физическое, трудовое), современные проблемы и подходы к воспитательной работе в школе.

 

Содержание воспитания раскрывается через систему задач воспитательного процесса, реализуемых в определённых направлениях воспитания:

· умственное воспит-е (развитие интеллектуальных способностей человека, интеллектуальной культуры личности, навыков мыслительной деятельности; это целенаправленное обучение);

· нравственное воспит-е (связано с накоплением нравственного опыта, знаний о правилах поведения; с развитием нравственных качеств личности);

· трудовое воспитание (связано с развитием добросовестного отношения к различным видам труда);

· эстетическое воспит-е (развитие эстетич-ого отношения к действительности, формирование чувства прекрасного, стремления привнести его в жизнь);

· физическое воспит-е (физическое развитие, двигательные навыки, воля и характер);

· гражданское воспитание (ответственное отношение к семье, обществу, планете);

· экономическое воспитание (направлено на формирование экономического мышления, деловых качеств, предприимчивости);

· экологическое воспит-е (гуманное отношение к окружающей среде: бережное отношение к природе, ресурсам и т.п.);

· правовое воспит-е (знание своих прав, обязанностей, ответственность за их несоблюдение, воспитание уважительного отношения к законам и правам).

Основная задача воспитания – формирование гармонично развитой личности.

Духовно-нравственное воспитание:

Идея о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась в педагогике с давних времён. Я.А. Коменский в трактате «Наставление нравов» приводит высказывание Сенеки: «Научись сначала добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Песталоцци (швейцарск. педагог) нравственное воспитание считал главной задачей детских воспитательных учреждений, т.к. только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Таким образом, они считали, что воспитательную задачу можно выразить одним словом – нравственность.

В качестве синонима этого слова часто употребляется термин «мораль». Но в то же время, формирование нравственности или нравственное воспитание личности связано и с их неукоснительным соблюдением.

Содержание воспитательной работы по нравственному формированию учащихся:

*отношение к Родине;

* отношение к другим людям;

* отношение к себе.

Нравственные принципы и правила выступают как система требований общества к личности. Как правило, выполнение нравственных норм зависит от сознательности личности, от её внутреннего стремления к их соблюдению.

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», т.е. тому, как ведёт себя воспитанник в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля. Чтобы выработать необходимые личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения, укреплять волевые свойства.

Эстетическое воспитание:

Понятие эстет-ое воспит-е связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. В общем плане эстет-ое воспти-е обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Сущность эстет-ого восп-я состоит в формировании у учащихся. Воспитуемых способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасног в искусстве и жизни, выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.

Эстетич-ое воспит-е осуществляется с помощью искусства, поэтому необходимо приобщать учащихся к литературе, музыке, изобразительному искусству (в школьной программе есть соответствующие предметы).

Важно формирование у учащихся понимания искусства, умения выражать свои суждения по вопросам художественного отражения действительности. Важно также формирование высоких художественных вкусов, связанных с восприятием и переживанием прекрасного, приобщением к художественному творчеству, развитие склонностей и способностей к музыке, изобразительному и литературному искусству.

Физическое воспитание:

Понятие физическое воспитание можно сравнить с понятием физическое развитие. Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека, а также его здоровья под влиянием средовых воздействий и специально организованного воспитания.

Физическое воспитание наряду с осуществлением физического развития призвано возбуждать у воспитанников потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также создавать условия для повышения влияния последних на умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Трудовое воспитание:

Трудовое воспитание – процесс формирования у воспитанников трудолюбия, аккуратности, добросовестности в выполняемой работе, стремления к достижению более высоких результатов, проявлению инициативы, творчества, товарищеской взаимопомощи, умения доводить дело до конца, чувства ответственности за свои действия и т.п.

Современные подходы к воспитательной работе (концепции воспитания):

ü концепция системного построения процесса воспитания (Новикова, Селиванов): понятие воспитания здесь как целенаправленного управляемого процесса развития личности; применяются личностный, дифференцированный и гуманистический подходы;

ü системно-ролевая теория формирования личности ребёнка (Таланчук): воспитание – ролевое формирование личности в обществе. Человек должен найти своё место в разных сферах жизни (в семье, на работе и т.п.). Основная задача воспитания здесь –это формирование личности, полноценно выполняющей свои роли;

ü воспитание ребёнка как человека культуры (Бондаревская): воспитание – процесс педагогической помощи ребёнку в его становлении; цель – воспитание ребёнка в культурных традициях;

ü педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития (Газман): обучение – передача и усвоение знаний; помощь детям в обучении и жизни; ребёнок воспринимается как личность;

ü концепция самовоспитания школьников (Селевко): самовоспитание – процесс осознанного развития, управляемого самой личностью; цель – воспитание активного гражданина;

и другие.

Вопрос 11. Учитель и его назначение в обществе, его социальная роль и социальные функции. Учитель в меняющемся мире.

 

Учитель – это ключевая фигура всего учебно-воспитательного процесса. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную, нравственную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на всестороннее развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Учительская работа относится к весьма сложным профессиям. Обращённость педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей деятельности. Теория содержит обобщённые положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методы, подходы к детям с их возрастными и индивидуальными особенностями. На практике же всё намного сложнее, чем в теории.

Особенно сложно бывает начинающему, молодому учителю. Адаптация учителя проходит в несколько этапов:

- функциональный этап (знакомство с функциями, изучение и совершенствование опыта);

- эмоциональный (привыкание к новой ситуации, положению и роли);

- социально-психологический (вхождение учителя в систему межличностных отношений, как результат – вхождение в систему управленческих отношений).

Таким образом, от учителя требуется большая практическая подготовка, педагогическая гибкость и творческий подход к решению задач, которые определяют уровень его профессиональной умелости и педагогического мастерства.

Профессиональное мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень профессиональной деятельности.

В проблеме педагогического мастерства существует 2 подхода:

1. мастерство закладывается в тех методах, приёмах обучения и воспитания, которые использует педагог (технологический подход);

2. тайна мастерства в личности педагога (здесь важна самооценка, мышление).

Педагог – мастер-учитель, который добивается высоких результатов в профессиональной деятельности, оптимально использует средства и приёмы обучения и воспитания, отличается индивидуальным стилем своей деятельности, полно реализует свой творческий потенциал.

Можно выделить средства педагогич-ого мастерства:

1) профессиональные знания:

· знание предмета, основ науки;

· психолого-педагогические знания;

· общая эрудиция;

2) способности к педагогич-ой деятельности (способности – индивидуальные качества личности, позволяющие выполнять какую-либо деятельность успешно (бывают общие (интеллектуальные вообще) и специальные); талант – ярко выраженные способности; гений – высочайшее проявление способностей):

· коммуникативные способности;

· организаторские спос-ти;

· творческие;

· гностические (познавательные);

· эмоциональная устойчивость;

· суггистивные спос-ти (внушение, способность убеждать);

· волевые спос-ти;

· перцептивные (интуитивные) способности;

3) профессиональные педагогич-ие умения (умение владеть собой, умение быть внешне и эмоционально привлекательным, умение владеть речью, мимикой, пантомимикой, коммуникативность);

4) мотивационные установки (гуманистическая направленность, мотивы выбора профессии).

Специфика педагогич-ой деятельности:

ü огромная ответственность, важность профессии;

ü развитие личности (цели определяет общество);

ü объект труда – ребёнок;

ü задача – управлять развитием ребёнка, направлять его перспективу;

ü учитель является примером для детей, идеалы педагога влияют на становление ребёнка как личности;

ü творческий характер;

ü коллективный характер.

 

 

Вопрос 12. Классный руководитель, его назначения и функциональные обязанности.

Кл. руководитель (обычно опытный учитель) занимается внекл. воспит. работой., организовывает общественно полезный труд, нравственную и эстетическую деятельность учащихся, создает коллектив класса.

Функции Кл. р.:

1. воспитание нравственности учащихся.

2. организация коллектива класса

3. развитие познавательных интересов

4. охрана здоровья школьников

5. тесный контакт с родителями

Обязанности Кл. р.:

1. всестороннее изучение учащихся (наблюдение, беседа)

2. контроль успеваемости и дом. Работы

3. вовлечение учащихся в кружковую работу

4. работа с семьей

5. ведение личных дел учащихся

Планирование воспитательной работы:

1. определить уровень воспитанности класса

2. разработка внеклассных мероприятий(беседы, экскурсии, вечер)

3. разработка мероприятий по решению ведущей воспитательной задачи (как повысить качество самостоятельной работы)

4.оформление плана воспитательной работы (по датам)

 

Рассматривая весь спектр функций классного руководителя, следует отметить, что он обусловлен следующими факторами: условиями работы образовательного учреждения; особенностями воспитательной системы; экологическими возможностями школы и родителей; возрастными особенностями детей; уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Возможны варианты должностных функций классного руководителя (воспитателя), которые могут быть определены Уставом образовательного учреждения, программой развития школы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.055 с.)