Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 5. Цели воспитания, их связь с общечеловеческими ценностями и ценностными установками современного общества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Следует отметить, что понятие «воспитание» («вскармливание», «питание») употребляется в различных значениях. Но воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогич-ую деятельность нельзя смешивать с разными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития. В настоящее время воспитание понимают как социальное и педагогическое явление, в следующих смыслах: · в широком социальном – передача накопленного опыта от старших к младшим поколениям; · в узком социальном смысле – целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых взглядов, навыков, убеждений (аналогично процессу социализации); · в широком педагогическом смысле – взаимодействие воспитателя и воспитуемого, в процессе которого воспитатель оказывает целенаправленное воздействие на сознание, мировоззрение, ценностные ориентиры воспитуемого; · в узком педагогич-ом смысле – целенаправленный процесс формирования и развития отдельных качеств личности под руководством специалистов (то же, что воспитательная работа). В. в широком смысле – соц. явление, формирование личности под влиянием различных факторов развития (стихийных и целенаправленных),в результате чего человек овладевает культурой и становится членом общества(социализация). В. в узком смысле – педагогическое явление, как специальная организованная деятельность педагогов и воспитанников, целью которой является содействие развитию личности ребенка, создание условий для формирования мировоззрения, личностных качеств, ценностных ориентиров. В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий определённое воздействие. Ушинский – «В. – то, чем и как человек должен и может быть». Самая первая часть воспитательного процесса и центральная категория – цели воспитания (другие составляющие структуры этого процесса соответственно: содержание, методы и средства воспитания, результаты воспит-я). Цель воспитания – это ожидаемые изменения в человеке. Цель определяет содержание педагогического процесса, его результаты, служит критерием оценки педагогич-ой деятельности. Это составляет проблему педагогической целесообразности:
Основная задача В. – создание условий для правильного, соответствующего современной культуре, потребностям формирования характера, качеств человека. В. – многофакторный процесс, влияют: природная среда; особенности страны, исторической эпохи; повседневная и профессиональная деятельность; воспитательное воздействие. Влияние референтной группы – человек соответствует ценностям этой группы. В. осуществляется на нескольких уровнях: 1. социетарный – на уровне общества в целом; 2. институциональный – в условиях конкретных институтов (соц-х); 3. соц-психологический – в условиях отдельных соц. групп (студенческая и т.п.) 4. межличностный – во взаимодействии воспитателя с воспитуемым 5. интраперсональный – процесс самовоспитания, воздействие на самого себя. Закономерности В.: А) зависит от соц-эк. развития общества, его культуры; Б) связано с психическим развитием человека В) происходит путем активности самого ребенка; Г) роль характера отношений между ребенком и обществом, ребенком и отдельными людьми. Цели воспитательного процесса связаны с общечеловеческими ценностями и ценностными установками современного общества (среди таких ценностей – ответственность, патриотизм, чувство уважения к себе и окружающим, отзывчивость, верность, умение сочувствовать и сопереживать). Педагог призван в результате реализации целей процесса воспитания и обучения привить воспитанникам и ученикам данные ценности. Выделяют 2 уровня определения целей В.: 1) идеал В. – желаемый результат в будущем, формирование всесторонне развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни, деятельности. 2) реальная цель В. – воспитательные устремления общества, соц. заказ на В. человека. Сегодня – дать базовое образование и культуру, на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть объективные возможности и благоприятные условия. Базовое образование и культура включают: · культура жизненного самоопределения; · культура семейных отношений; · экономическая культура и культура труда; · политическая, демократическая и правовая культура; · интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; · экологическая; · художественная; · физическая культура. Концепция модернизации ставит задачу переосмысления целей – приоритетные следующие задачи – развитие самостоятельности детей, способность к самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры; развитие высокого уровня коммуникативной культуры. Современные проблемы, состояние В.: упал престиж В., понимание значимости; многие соц. институты потеряли воспит. Функции (семья); расслоение в обществе -> расслоение детей по соц. признаку; ослаб педагогический потенциал, СМИ, культ. Центров; формализм, словесное В. в учреждениях.
Вопр.6. Принципы, сущность и содержание процесса воспитания.
Воспитание - «вскармливание», «питание». В настоящее время воспитание понимают как социальное и педагогическое явление, применяется в следующих смыслах: · в широком социальном – передача накопленного опыта от старших к младшим поколениям; · в узком социальном смысле – целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых взглядов, навыков, убеждений (аналогично процессу социализации); · в широком педагогическом смысле – взаимодействие воспитателя и воспитуемого, в процессе которого воспитатель оказывает целенаправленное воздействие на сознание, мировоззрение, ценностные ориентиры воспитуемого; · в узком педагогич-ом смысле – целенаправленный процесс формирования и развития отдельных качеств личности под руководством специалистов (то же, что воспитательная работа). В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий определённое воздействие. В. – комплексный процесс, компоненты его: 1)цели; 2) содержание; 3)методы и средства; 4) форма; 5) результаты. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель стремится намеренно повлиять на воспитуемого. Воспитание можно рассмотреть как один из видов деятельности по преобразованию человека, группы людей. Оно может быть реализовано на уровнях: ü социетарный (на уровне общества в целом, воспитание – функция общества); ü институциональный (воспит-е в условиях отдельных социальных институтов); ü социально-психологический (воспит-е в условиях отдельных социальных групп (коллективов, ассоциаций и т.д.)); ü межличностный уровень (взаимодействие воспитателя с воспитуемым); ü интроперсональный уровень (самовоспитание). Отличительные признаки воспитания: · целенаправленность (наличие образца воспитания, ориентира); · соответствие хода процесса социокультурным ценностям; · присутствие определённой системы организуемых влияний. В содержании В. выделяют 3 компонента: 1. когнитивный; 2. потребностно-мотивационный и эмоциональный; 3. поведенческий. Содержание воспитания раскрывается через систему задач: · умственное воспит-е (развитие интеллектуальных способностей человека); · нравственное воспит-е (связано с накоплением нравственного опыта, знаний о правилах поведения; с развитием нравственных качеств личности); · трудовое воспитание (связано с развитием добросовестного отношения к различным видам труда); · эстетическое воспит-е (развитие эстетич-ого отношения к действительности); · физическое воспит-е (физическое развитие, двигательные навыки, воля и характер); · гражданское воспитание (ответственное отношение к семье, обществу, планете); · экономическое воспитание (направлено на формирование экономического мышления, деловых качеств, предприимчивости); · экологическое воспит-е (бережное отношение к природе, ресурсам и т.п.); · правовое воспит-е (знание своих прав, обязанностей, ответственность за их несоблюдение, воспитание уважительного отношения к законам и правам). Закономерности и принципы воспит-я: Педагогич-ие закономерности воспит-я отражают объективную действительность воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. Закономерности: a. В. зависит от соц-эк. развития общества, его культуры b. воспитание совершается только путём активности самого ребёнка. Мера усилий ребёнка должна соответствовать мере его возможностей; c. педагогический учёт актуальных потребностей ребёнка. Педагог должен предугадать эти потребности; d. В. связано с психическим развитием человека; e. Роль играет характер отношений между ребенком и обществом, ребенком и отдельными людьми, педагогом; f. необходимость проявления любви и уважения к ребёнку, признание за ним права существования таким, каков он есть; Принципы воспитания – основные положения, руководящие идеи, правила, определяющие содержание, формы и методы воспит-я. Они историчны, соответствуют господствующим представлениям о целях В. Основные принципы: 1. связь воспитания с жизнью; 2. соответствие воспит. процесса возрастным и индивидуальным особенностям детей; 3. единство воспитательного воздействия; 4. активность и самостоятельность детей в сочетании с педаг. руководством; 5. уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью; 6. принцип опоры на положительное воспитание и обеспечение успеха деятельности; 7. преемственность и систематичность; Воспитанность – свойство человека. Воспитание должно быть личностно-ориентированным. Но в современном мире нет четко прописанных образцов воспитанности. В современной педагогике делается упор на принципы гуманистического воспитания: * ориентация на ценности и ценностное отношение; * принцип субъективности (необходимо содействовать развитию ребёнка, способности осознавать своё «Я» в связи с другими людьми); * принцип целостности.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.45.238 (0.008 с.) |