Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема 2.1.Этапы изменения орфоэпических норм↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание 3. В чем заключаются особенности произношения звука [г]? К какому разряду согласных звуков он относится – к щелевым или взрывным? Произнесите этот звук несколько раз. Следите за работой органов произношения. Задание 4. Прочитайте слова. Следите за правильностью произношения звука [г]. А. Говорить, гнездо, галстук, гараж, глобус, глагол, география, геология, героизм, гимнастика, год, гибель, гигиена, гигант, геолог, богатырь, гвардия, гастроли, гегемон, гектар, генеральный, герб, группировка, гносеология, гуманный, город, граждане, гангстер, георгин. Б. Агрегат, агент, аргумент, богатство, бегать, благодарность, вегетарианец, вьюга, дегустация, договор, джунгли, жаргон, заголовок, идеология, коллега, легенда, логика, магистраль, магнитофон, негатив, орфография, регион, регламент, сегмент, стратегия, тригонометрия, ураган, фигура, фрагмент, энергия. В. Диалог, монолог, каталог, досуг, архипелаг, флаг, универмаг, другого, вечернего, летнего, красного, великого, пятого, моего, своего, твердого, старого, всего, аншлаг. Задание 5. Прочитайте слова. Обращайте внимание на правильное произношение согласного звука перед Е. Проверьте себя по ключу. Акварель, аккордеон, альтернатива, атеизм, интервенция, деканат, детектив, деформация, модель, академик, бандероль, депо, стенд, молекула, ректор, кредо, партер, кодекс, энергия, демократия, схема, потенциальный, сентенция, отель, антенна, академия, тенденция, экспресс, музей, тембр, деспот, антитеза, туннель, претензия, тезис, интерпретация, стресс, шинель, термин, федеральный. Ключ: Аква[р’]ель, аккор[д’]еон, аль[тэ]рнатива, а[тэ]изм, ин[тэ]рвенция, [д’]еканат, доп. [дэ]канат, [дэтэ]ктив, [дэ]формация, мо[дэ]ль, ака[д’]емик, ба[н’д’]ероль, [д’]епо и [дэ]по, с[тэ]нд, мо[л’]екула, [р’]ектор, к[рэ]до, пар[тэ]р, ко[дэ]кс, э[нэ]ргия, [д’]емократия, с[х’]ема, по[тэ]нциальный, [с’]ен[тэ]нция, о[тэ]ль, ан[тэ]нна, ака[д’]емия, [тэ]нденция, эксп[р’]есс, му[з’]ей, [тэ]мбр, [д’]еспот, анти[тэ]за, тун[нэ]ль, пре[т’]ензия, [тэ]зис, ин[тэ]рпретация, ст[рэ]сс, ши[н’]ель, [т’]ермин, фе[д’]еральный, доп. фе[дэ]ральный. Задание 6. Прочитайте слова. Обратите внимание на то, что в суффиксе -изм согласные произносятся твердо. Антагонизм, бандитизм, коммунизм, атавизм, социализм, марксизм, фашизм, капитализм, империализм, романтизм, экзистенциализм, модернизм, импрессионизм, организм, кубизм, русизм. Задание 7. Правильно произносите слова с буквой Е под ударением. Проверьте себя по ключу. Амеба, атлет, афера, блеклый, безнадежный, белесый, бытие, вмененный, вышеприведенный, гувернер, желчь, желоб, забеленный, заем, иноплеменный, одновременный, новорожденный, никчемный, острие, осведомленный, планер, поименный, свекла, хребет, комбайнер, оседлый, истекший. Ключ: А[м’о]ба, ат[л’]ет, а[ф’э]ра, б[л’о]клый, безна[д’о]жный, бе[л’о]сый и бе[л’э]сый, быти[jь], вме[н’о]нный, вышеприве[д’о]нный, гувер[н’о]р, [жо]лчь, [жо]лоб, забе[л’о]нный, за[jо]м, инопле[м’э]нный, однов[р’]емéнный, новорож[д’ó]нный, ник[чо]мный, остри[jо], осведом[л’ó]нный и освéдом[л’е]нный, пла[н’ó]р, пои[м’ó]нный, с[в’ó]кла, хре[б’]ет, комбáй[н’е]р и комбай[н’ó]р, о[с’] éдлый, ис[т’] éкший. Задание 8. Прочитайте слова. Обратите внимание на правильное произношение гласных на месте е после шипящих и [ц] в предударных слогах. Проверьте себя по словарю. А. Жена, жестокий, желтеть, шестой, шептать, шелка, шершавый, шерстинка, жевать, жемчужина, жетон, жеманный. Б. Цена, оценить, цела, целковый, цедить, отцепить, цепями, в цехах, поцелуй, целую, кольцевой, лицевой, молодцеватый. Задание 9. Произнесите данные слова и покажите (письменно), как в каждом отдельном случае произносится сочетание чн. Отметьте возможность двоякого произношения. При выполнении задания используйте «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова. Образец. Встречный [чн], Никитична [шн]. А. Порядочный, конечно, пшеничный, коричневый, что, Кузьминична, солнечный, булавочный, яблочный, достаточно, молочный, точно. Б. Булочная, подсвечник, прачечная, нечто, сказочник, скворечник, сливочный, нарочно, Фоминична, яичный, гречневая, горчичный. В. Скучно, Лукинична, сердечный, калачный, черничный, пустячный, игрушечный, ничто, справочная, троечный, плиточный, копеечный. Задание 10. Определите, мягко или твердо произносится согласный перед звуком [э] в следующих заимствованных словах? Отметьте слова, в которых допускается вариантное произношение. Дельта, декан, айсберг, орхидея, свитер, музей, интеллект, синтез, пенсне, кредо, тезис, тенор, теннис, кларнет, шинель, термин. Задание 11. Определите, какие свойства русского ударения проявляется в данных примерах. А. Рука΄ – кры΄ша, о΄тблеск – отраже΄ние, нога΄ – но΄гу – ного΄й, но΄вый – за΄ново - обнови΄ть, город, дерево, завод, мука, пороша, посмотрит, головастик, поросенок, село – села, слово – слова. Б. Атлас – атлас, бронировать — бронировать, видение— видение, дорога – дорога, замок – замок, ирис— ирис, клубы — клубы, кружки – кружки, лавровый — лавровый, мука – мука, носки – носки, орган – орган, острота — острота, пропасть – пропасть, трусить — трусить, хаос – хаос, языковой — языковый.
Задание 12. Перепишите следующие слова. Расставьте в них ударения. В случае затруднения обращайтесь к справочникам и словарям.
Абзац, агент, аргумент, алфавит, алкоголь, апартаменты, блага, баловать, базироваться, валовой, втридорога, вероисповедание, гербовый, гренадер, газопровод, диалог, диспансер, договор, досуг, давнишний, жаворонок, заговор, значимый, закупоривать, звонит, запломбировать, индустрия, иконопись, инсульт, каталог, квартал, камбала, красивее, кухонный, каучук, квашение, маркетинг, медикаменты, мельком, намерение, недуг, ненадолго, оптовый, осужденный, осведомить, откупоривать, отраслевой, премировать, приняли, плесневеть, приданое, пиала, принять, пиццерия, приговор, ретироваться, созыв, свекла, средства, статус, сливовый, спиртовой, таможня, торты, туфля, танцовщик, углубить, углубленный, уведомить, уведомленный, усугубить, христианин, ходатайствовать, цыган, щавель, эксперт, экспертный. Задание 13. Расставьте ударения, выделите особо те слова, в которых допускаются вариативные ударения. При этом укажите основные нормативные ударения, допустимые (т.е. менее желательные, но остающиеся в пределах нормы), устаревшие, устаревающие и разговорные.
Августовский, аристократия, анатом, вероисповедание, диоптрия, догмат, дремота, гастрономия, еретик, знамение, колосс, комбайнер, кремень, ломота, ломоть, мастерски, металлургия, мизерный, мытарства, намерение, нормированный, обеспечение, одновременно, принудить, симметрия, тотчас, украинец, узаконение, упрочение, феномен,, черпать. Задание 14. Прочитайте правильно. Запишите, расставляя ударение. Определите вид фонетических слов (проклитики или энклитики) в сочетаниях. А. Держаться на воде, встать на лестницу, отпуск на месяц, надеть на ноги, что-то лишнее, взять из-под руки, потерять из виду, пропасть без вести, час от часу не легче. Б. За год до этого, с глазу на глаз, глядеть не на что, со дня на день, спускаться под гору, хватать за душу, год от году, без году неделя, держать нос по ветру, взять работу на дом, выйти из дому, семью семь. В. Бросать слова на ветер, вставать на ноги, как снег на голову, выпускать из виду, на ночь глядя, не ахти какой, взять за руку, заложить руки за спину, нога на ногу, задание на дом, идти по двое, схватиться за голову, выбраться из лесу, без четверти два. Г. Заготовить на зиму, переступать с ноги на ногу, с ног на голову, на воду дуть, говорить под нос, месяца за два, уехать за город, упустить из виду, разделить на три, наступить на ногу, восемью девять, болтать без умолку, схватить за руку. Задание 15. Определите грамматическую форму данных слов. От каждого слова образуйте формы женского и среднего рода, а также форму множественного числа. Запишите слова, обозначая место ударения в них. Укажите случаи возможного варианта ударения. Образец. Вёсел — весела — весело — веселы. А. Велик, широк, дерзок, горд, молод, добр; добыл, дожил, допил, облил, набрал, предан, создан, одарен, отозван, слышен, понят. Б. Крепок, стоек, строен, тускл, горек, дешев; начал, обнял, отозвал, оторвал, зажил, создал; полит, нажит, нагружен, завит, снят, отведен. В. Быстр, смел, мудр, дорог, жалок, опытен; отнял, отдал, прял, принял, переиздал, снял; заведен, занят, начат, отснят, отперт, отдан. Задание 16. Расставьте ударение в данных грамматических формах. А. Повесть — повести — повестей — повестях; летопись — летописи — летописей — летописях; местность — местности — местностей — местностях; профиль — профили — профилей — профилях; скатерть — скатерти — скатертей — скатертях. Б. Крепость — крепости — крепостей — крепостях; мощность — мощности — мощностей — мощностях; госпиталь — госпитали — госпиталей — госпиталях; степень — степени — степеней — степенях; пристань — пристани — пристаней — пристанях. В. Область — области — областей — областях; плоскость — плоскости — плоскостей — плоскостях; подпись — подписи — подписей — подписях; ведомость — ведомости — ведомостей — ведомостях; очередь — очереди — очередей — очередях. Задание 17. Образуйте родительный падеж ед.ч., поставьте ударение. Для проверки вспомните фразеологизм с этим словом. Проверьте себя по словарю. Бант, бинт, волк, герб, гол, гуляш, гусь, дверь, жезл, железа, квартал, клок, ломоть, скула, средство торт, холм. Задание 18. Образуйте устно форму винительного падежа ед.ч. Сопоставьте ее с формами других падежей данных существительных. Сделайте вывод об изменении места ударения в приведенных словах. Борона, голова, гора, доска, зима, земля, нога река, рука, сторона, спина, стена, цена, щека. Задание 19. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и все возможные формы кратких страдательных причастий прошедшего времени. Обратите внимание на смену места ударений в образованных формах. Какая закономерность прослеживается здесь? Есть ли в приведенном ряду глаголов отступления от этой закономерности? Образец: Взять: взя΄ли, взял, взя΄ло, взял΄а, взя΄ты, взят, взя΄то, взята΄. Брать, взять, внять, гнать, дать, донять, задать, начать, нанять, написать, отнять, придать, принять, подать, понять, прожить, раздать, снять, создать, созвать.
Занятие 3.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.009 с.) |