Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффективные приёмы и формы работы с учебником. Формирование общеучебных умений и навыков во время работы с книгой.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Амонашвили Ш.А. Работа с учебником: проблемы, поиск, результаты. Задача учителя в современных условиях состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации. Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. По мнению известных педагогов, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную; систематизирующую; закрепления и самоконтроля; самообразования; интегрирующую; мотивационную и т.д. Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В чем же причина? Одной из причин является двойственная цель современного образования. С одной стороны, заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой – развитие личности предлагается контролировать усвоением некоего содержания стандарта, рассчитанного на «обобщенный образ» ученика, т.е. усвоение ЗУНов, предъявленных в виде тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью становится уже не развитие личности, а скорее поступление в вуз. Учитель, как никто другой, понимает двойственность своего положения. Конечно же, ответственный педагог пытается совместить обе цели, используя различные методы и приемы, однако сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно – насыщенное время. С другой стороны, даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом. Не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своем очень быстро ориентируясь на систему опроса учителя. Многие учителя не признают эту работу необходимой, так как считают, что в 7-ом, а тем более в 8-11 классах ученик уже подготовлен к работе с учебником учителями начальной школы, литературы и истории. Отрицательный результат налицо: ребята не учатся работать с книгой. Как изменить существующее положение? Отчетливо видится то, над чем должны работать авторы учебников, памятуя слова К.Д. Ушинского о том, что в детском возрасте внешнее и внутреннее, форма и сущность смешиваются весьма легко: … изорванный, запачканный, дурно напечатанный учебник почти так же отбивает у детей охоту к учению, как и непривлекательная наружность учителя. Другой выход я вижу в перестройке работы учителя с учащимися. Каким же образом? Во – первых, необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним. При каких психолого-педагогических условиях это возможно? Важнейшим из них является постановка перед учащимися познавательных задач. Распространенное задание «Читайте параграф…», не заключающее в себе задачу, является одной из причин равнодушного отношения школьников к учебнику. Здесь будут уместными слова Канта: «И на вопросы детей, отчего так, не следует, как правило, давать готовых ответов… Воспитывать должна сама необходимость, а не принуждение, формирующее рабов». Во-вторых, одного желания работать с учебником, конечно же, недостаточно: необходимо, чтобы учащиеся умели работать с ним. Для этого надо сначала определить состав умений работы с учебником, а также последовательность их формирования. Большое внимание разработке этой проблемы уделяла Н.К. Крупская, которая сформулировала основные правила работы с книгой. В овладение умением работать с книгой она ставила такие задачи: «Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчет, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвертая задача – это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга…». В-третьих, для формирования умений самостоятельной работы с учебником, необходимо знать, как их формировать. К сожалению, в настоящее время нет целенаправленных методик формирования умений, и чаще всего учителя проходят эту школу путем проб и ошибок. Приемы работы с учебным текстом условно можно разделить на 3 вида: репродуктивно-поисковые, сравнительно-аналитические и творческие. В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают и издающиеся рабочие тетради с печатной основой. Такая работа может быть организована на всех типах уроков с подбором наиболее удачных тем и на всех этапах урока. В формировании умений самостоятельно работать с учебником важную роль играют и различные формы занятий, таких как конференция, семинар, к которым учащиеся готовят доклады и сообщения и применение некоторых новейших педагогических технологий. Итак, работа с учебником – процесс подчас малоприятный и малоинтересный, но умело поставленная задача, правильно определенная последовательность формирования общеучебных умений и широкий набор эффективных приемов работы с учебником радикально его меняют. Эти три компонента, отвечая на вопросы: «зачем, чему и как учиться?», являются постоянным предметом совершенствования, точками роста качества образования и условием обеспечения успешной деятельности учащихся. Конечно же, формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но вполне осуществимый и доступный и очень нужный для самообразования и самосовершенствования современного школьника. Самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении. 2. Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации на разных ступенях обучения. 1 класс Читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог. Участвовать в тихом хоровом чтении. Темп чтения вслух к концу года — 30 слов в минуту. Учиться правильно пользоваться уче6ником, под руководством педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, заданиям, образцам. Воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение; рассказать, о чем слушали; давать простейшую оценку прослушанному; членить текст на предложения; выделять слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится. Слушать детские радиопередачи, передавать их содержание. 2 класс Правильно, сознательно читать целыми словами, соблюдать ударение, паузы, интонацию конца предложения. Пользоваться выборочным чтением. Темп чтения вслух - 50 слов в минуту. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках. Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы, рассказ, объяснение учителя, ответы ребят. 3 класс Правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами; выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и абзацами. Пользоваться выборочным чтением и чтением по ролям. Темп чтения вслух - 80 слов, про себя — 100-120 слов в минуту. Ориентироваться в содержании учебника, самостоятельно знакомиться с текстами; пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле. Слушать чтение несложных художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий; слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ, слушать и оценивать ответ товарища по содержанию и выразительности речи. 4 класс Читать в соответствии с литературными нормами; пользоваться разными видами чтения; уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Темп чтения вслух - 120, про себя - 120-140 слов в минуту. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника; работать со словарем; использовать образцы в процессе самостоятельной работы; учиться самостоятельно составлять простой план. Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения; воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе; слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу. Приложение 1. «Самостоятельная работа с учебником математики» Самостоятельная работа учащихся, т.е. их работа в отсутствие учителя или, по крайней мере, без обращения к его помощи в течение какого-то промежутка времени, является важнейшей частью всей работы по изучению математики. Многие вопросы школьного курса математики могут быть успешно изучены учащимися самостоятельно с помощью учебника, так как учебник имеет обучающую функцию, во многом аналогичную функции учителя. Но от учителя зависит сделать процесс приобретения знаний с помощью учебника более успешным – научить учащихся самостоятельно приобретать знания, научить их учиться. Наиболее распространенными являются следующие виды работы с учебником: Чтение текста вслух Чтение текста про себя Комментированное чтение Чтение и анализ Коллективный разбор текста Выделение главной идеи Воспроизведение содержания прочитанного вслух Обсуждение прочитанного материала Разбиение прочитанного текста на смысловые части (в начале с помощью учителя, потом самостоятельно), выделение главного Самостоятельное составление плана прочитанного, который может быть использован учеником при подготовке к ответу Анализ текста Анализ аргументации авторов Работа с оглавлением и предметным указателем Работа с рисунками и иллюстрациями Выписки определений, понятий, основных положений Составление логических и текстовых схем Составление планов (развернутого, структурно – логического, тематического) Составление текстовых, сравнительно - обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, графиков на основе материала, изученного по учебнику Формулирование обобщенных выводов Подготовка небольших сообщений по прочитанному тексту Самостоятельная постановка вопросов к тексту; Выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; Составление тезисов Составление конспекта Подготовка и написание рефератов Нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; Выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений. Приложение 2.Схема анализа работы с учебником на уроке – делать выписки, составлять конспекты; – ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами; – обобщать, сравнивать, оценивать; – выделять непонятные места в тексте; – разбираться в причинах их непонимания; – пользоваться справочным и другими материалами разъяснения непонятных мест; – определять тип текста; – определять основную мысль текста; – разбивать текст на микротемы; – составлять план текста; – составлять тезисы. 3. Использовать компоненты учебника: текстовые; внетекстовые: вопросы-задания, упражнения, схемы, таблицы, алгоритмы, иллюстрации и др.
Методика работы с информационным текстом в начальной школе Вопросы к теме 1.Общее понятие информационного текста. 2.Интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения. Вопрос 1 Как известно, ФГОС НОО ориентирует современную начальную школу на такое приоритетное направление, как формирование универсальных учебных действий, важнейшим из которых является смысловое чтение, проявляющееся в работе не только с литературным, но и информационным текстом (учебным, научно-познавательным, справочным). Термин «информационный текст» используется во всех международных тестированиях (см. тему 1) и объединяет все разновидности текстов, кроме текстов художественной литературы. Это название представляется удобным и по другой причине: в новом стандарте выделена отдельная подпрограмма «Чтение: работа с информацией» [ ], нацеленная на то, чтобы на уроках по всем учебным предметам школьники приобрели первичные навыки работы с информацией. На уроке литературного чтения формируются умения работать с текстовой информацией в режиме текстовой деятельности, под которой мы понимаем учебно-познавательную деятельность по восприятию, пониманию, воспроизведению и интерпретации текста. В данном случае речь идет об информационном тексте, т. е. тексте не художественном, который содержит относительно законченный отрезок информации (научной, учебной, справочной) и сосредоточен в доступных для детей источниках (учебниках, энциклопедиях, справочниках). Такие тексты постоянно сопровождают младшего школьника, однако работа с ними на уроке, как правило, осуществляется по упрощенной схеме: чтение, ответы на фактуальные вопросы, составление логического плана, полный или краткий пересказ. Кроме того, результаты PIRLS (2006) показывают, что российские четвероклассники с художественными текстами умеют работать лучше, чем с информационными. Вызывают затруднения задания, связанные с нахождением информации, заданной в тексте в явном виде, формулировать выводы и заключения; особенно это касается заданий со свободным ответом. Отмечается некоторый «перекос»: умения, связанные с поиском информации, лучше развиты у выпускников начальной школы при работе с литературными текстами, а умения оценивать содержание, языковые средства и структуру текста – при работе с информационными текстами. Еще одна проблема заключается в том, что педагоги начальной школы не владеют продуктивными технологиями, алгоритмами и приемами работы с информационными текстами, в результате чего выпускник начальной школы оказывается неспособным к самостоятельной текстовой деятельности и проявляет так называемую «боязнь текста». Попытки педагогов использовать современные образовательные технологии не всегда успешны, т.к. предполагают определенный уровень развития у детей информационно-речевых (текстовых) умений: если этого уровня нет, то технология «пробуксовывает». Покажем это на примере такой популярной в настоящее время технологии как РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). В аспекте «обучения сообща» данная технология предполагает такую форму работы как «Зигзаг» («Пила»), которая включает самостоятельную групповую работу школьников с учебным текстом: вначале в группах «прорабатывается» отдельные части текста (у каждой группы своя часть), а затем уже в других группах осуществляется режим последовательного взаимного рассказывания по частям. Педагоги, реализующие данную форму, сталкиваются с многочисленными трудностями: при чтении нового для детей текста им трудно выделить ключевые слова (иногда они подчеркивают в тексте целые фразы), изобразить компактно или схематично новую информацию (дети пытаются просто списать текст или делают неудачные схематичные рисунки, по которым потом не могут воспроизвести текст), не могут сформулировать емкие открытые вопросы к тексту и т.д. Причем, сама форма «Зигзаг» этому не учит (!), подразумевается, что у детей эти умения, включая прочный навык чтения, должны быть уже сформированы. Получается, что педагоги, пытающиеся использовать современные личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, сталкиваются с дефицитом учебных навыков у детей (речевых, читательских и др.) и пытаются искать разные средства его преодоления. Программа «Чтение: работа с информацией» призвана решить указанные проблемы. Она включает следующие разделы: 1. Получение, поиск и фиксация информации: смысловое чтение, восприятие информации, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема), ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. 3. Применение и представление информации: участие в диалоге при обсуждении прочитанного, составлять устный монолог по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкции (алгоритмы), выступать с небольшими сообщениями. 4. Оценка достоверности получаемой информации: обнаруживать пробелы в полученной информации и восполнять их, выделять противоречивую информацию и находить способы ее проверки. Вопрос 2. Важно изменить взгляд учителя на такую традиционную задачу начальной школы, как формирование полноценного навыка чтения, т. е. посмотреть на чтение не только как навык, связанный со зрительным восприятием, произнесением и осмыслением, но и как на текстовую деятельность, которая реализуется через продуктивные способы чтения. Если понимать чтение как текстовую деятельность, то актуальными становятся следующие аспекты: 1) обучение не просто чтению (правильности, беглости, выразительности), а разным видам чтения (углубленному, ознакомительному, просмотровому и др.); 2) алгоритмизация процесса чтения, формирующая продуктивные способы работы с текстом. Именно отсутствие гибких стратегий чтения, по мнению лингвистов, приводит к тому, что читатели не владеют правилами обработки текста, в результате чего не могут запомнить и внятно изложить прочитанное. Алгоритмы чтения позволяют упорядочить процесс работы с информационным текстом в зависимости от той цели, которую реализует читатель. В этой связи вызывает интерес интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения как способы изучающего чтения, предлагаемые авторами пособия «Речевая коммуникация» [1]. Интегральный алгоритм чтения распространяется на весь текст в целом и позволяет упорядочить и организовать процесс чтения через выполнение конкретных шагов с целью извлечения из текста всей полезной информации. Он помогает защитить мозг читателя от избыточной информации (ненужных повторов, многословия, внутритекстового дублирования). Дифференциальный алгоритм нацелен на извлечение основной информации и компрессию текста через вычленение ключевых слов, построение смысловых рядов и выявление доминанты (основного смысла). Несмотря на то, что авторы рекомендуют данные алгоритмы для работы со студентами, их можно адаптировать для начальной школы. Покажем на примере одного информационного текста применение обоих алгоритмов Про акул Из всех животных, плавающих в мире, акулы вызывают наибольший страх, хотя из 350 известных видов акул только 39 уличены в нападении на людей. Еще древнегреческий ученый Аристотель занимался изучением этого древнего хищника, который будоражил воображение человека еще 1000 лет назад. Данные говорят, что существующие ныне акулы были такими же примерно 100 млн. лет назад. Этот кровожадный, неистребимый хищник дошел до наших дней почти без изменений. Акула превосходно приспособлена для нападения, а значит и выживания. У этой хищницы очень своеобразный зубной аппарат. У всех позвоночных зубы закреплены корнями в челюстях, а у акулы острые, словно бритва, зубы держатся в коже десен, образуя от 4 до 6 (а у некоторых видов до 20) рядов. Продолжая расти, акульи зубы выходят вперед; на смену выпадающим встают шеренги задних зубов. Удалось подсчитать, что одна тигровая акула за 10 лет способна отрастить, использовать и сбросить 24 тыс. зубов. Акулы наделены чрезвычайными способностями обнаруживать пищу. Нервные клетки, которые образуют так называемую боковую линию, которая протянулась от рыла до хвоста, ощущают вибрацию воды от какого-нибудь животного на расстоянии 180 м. Как только поступил вибрационный сигнал, акула подключает свое исключительное обоняние: она способна почувствовать рыбью кровь, даже если 1 грамм крови растворить в 1 тысяче литров воды. Выполнение шагов интегрального алгоритма. После первичного прочтения и обсуждения текста (что было непонятным, трудным?) детям раздаются рабочие листы следующего вида: Полезная информация из текста 1. Выходные данные (название, автор, источник): ________________________________________________________ 2. Основное содержание (тема, идея): Тема: __________________________________________________ Идея: __________________________________________________ 3. Факты (имена, цифры, данные): ________________________________________________________ 4. Оценка: Информация новая _______________________________________ Информация интересная __________________________________ 5. Практическая польза: ________________________________________________________ Дети читают заголовок на рабочем листе и формулируют цель работы: будем учиться находить полезную информацию в тексте. Для этого нам надо выполнить 5 шагов. Примечание: 1, 2 и 3 шаги алгоритма заполняются коллективно, в результате заполненный рабочий лист выглядит следующим образом: Полезная информация из прочитанного текста: 1) Выходные данные: Про акул. // Биология и анатомия: Универ. энцикл. школьника. - Минск, 1995. - 2) Основное содержание: 2.1.Тема «Уникальные способности акул». 2.2.Идея: неистребимый хищник со своеобразным зубным аппаратом и уникальными способностями обнаруживать пищу. 3) Факты (имена, цифр, данные) Из 350 видов опасны 39; Аристотель; акулы не изменились за 100 млн. лет; 4-6 (иногда до 20) рядов зубов; боковая линия на теле акулы; на 180 м. ощущает вибрацию воды; чувствует 1 гр. крови в 1 тыс. литров воды. 4-й и 5-й шаги алгоритма выполняются детьми индивидуально. При оценке информации можно использовать балльную систему (от 1 до 5 б.) или процентный показатель. Например: информация новая — 80%; интересная — 95%; Или: информация новая — 4 б., интересная — 5 б. При определении практической пользы дети фиксируют, где можно использовать данную информацию. Варианты ответов детей: при подготовке докладов по окружающему миру, на уроках зоологии в старших классах, во время путешествий на море, на уроках математики (при составлении задач с использованием числовых данных из текста). В результате применения интегрального алгоритма вся полезная информация как бы упаковывается в следующие блоки: выходные данные (автор, название и т.п.); основное содержание и фактографические данные; оценка и польза полученной информации Выполнение шагов дифференциального алгоритма чтения. Детям сообщается, что хороший читатель должен уметь делать компрессию (сжатие) текста. Слово «компрессия» от слова пресс, чтов переводе с французского означает - давить, жать; пресс — это машина (механизм для сильного сжатия). Если «положить» под пресс текст, то онуменьшится и количественно (будет меньше слов) и качественно (останется только главная информация). Для этого надо выполнить следующие шаги по каждому абзацу текста. Первый шаг – нахождение в тексте ключевых слов (термин детям знаком). При выполнении этого шага необходимо учесть следующее. Часто дети в качестве ключевого слова предлагают слово-название темы («акулы»): надо объяснить, что это слово отражает тему текста, поэтому не является ключевым в конкретном предложении. Может получиться предложение и без ключевых слов (если оно дублирует информацию предыдущего). Важно учитывать длину предложения. Ключевые слова подчеркиваются в тексте и выписываются в таблицу при сохранении их грамматической формы. Третий шаг – конструирование доминанты (в переводе с латинского «ключевая идея»). Объясняем детям, что доминанта – это одно предложение (не словосочетание, не заголовок), выражающее его главную мысль. Если прочитать вместе все доминанты, то получаем максимальную степень сжатия текста. Покажем, как выглядит рабочая таблица с применением дифференциального алгоритма. Выберем для этого второй абзац текста. Ключевые слова Смысловые ряды Доминанта При применении дифференциального алгоритма у детей могут возникнуть следующие затруднения: 1. При выборе ключевых слов и составлении смысловых рядов: несоответствие ключевых слов и смыслового ряда, «лишние» смысловые ряды (ключевых слов нет, а смысловой ряд есть), дублирование информации, отождествление ключевых слов и смыслового ряда, отсутствие синтаксической связи между смысловыми рядами. 2. При формулировании доминанты и заголовка: фактическая неточность в доминанте, отражение в доминанте и заголовке самой яркой информации («яркое пятно») или факта, доминанта дополняет информацию смысловых рядов. Примечание: в приложении можно ознакомиться с уроком, на котором представлена работа с инфомационными текстами с использованием рассмотренных алгоритмов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.195 (0.019 с.) |