Фонетика как система звуковых единиц



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонетика как система звуковых единиц



МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

 

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

 

Ф О Н Е Т И К А

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОСОБИЕ

для студентов 1 курса

факультета филологии и журналистики

 

 

КЕМЕРОВО

Составитель: Чабаненко М.Г.

 

 

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры русского языка

 

Зав. кафедрой_________ (Кишина Е.В.)

 

 

Рекомендовано к изданию

методической комиссией

филологического факультета

председатель ________(Мельник Н.В.)

 

 

Учебно-методический пособие «Фонетика современного русского языка» содержит рабочую программу курса, литературу (основную и дополнительную), систему практических занятий и вопросы к зачету по фонетике.

Данное пособие предназначено для студентов I курса факультета филологии и журналистики и имеет целью способствовать усвоению теоретических сведений и выработке практических навыков фонетического анализа речевых единиц.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Введение

 

Фонетика занимает особое место среди других лингвистических дисциплин. Лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка: значения, заключенные в словах, предложениях и в значимых частях слова – морфемах. Фонетика же имеет дело с материальной стороной языка, с языковыми единицами, лишенными самостоятельного смыслового содержания.

Фонетика – это наука, изучающая звуки, правила их сочетаемости, чередования, функционирования, а также суперсегментные единицы (ударение, интонацию). Кроме того, фонетика исследует и более крупные единицы членения речевого потока (слог, такт, фразу).

Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение. Без знания фонетической системы языка нельзя построить его научную грамматику. Невозможно полно и непротиворечиво описать состав слова, процессы словообразования, морфологию без опоры на фонетику: морфемы, словообразовательные форманты, морфологические показатели в речи получают звуковое оформление, варьирующееся в зависимости от положения в фонетическом слове. Фонетика связана и с синтаксисом: интонация, ударение являются важными средствами оформления синтаксических единиц.

Описательная фонетика имеет исключительно важное значение для создания алфавитов и орфографий ранее бесписьменных языков, дает теоретические основы для научного изучения орфографии, а также её преподавания, особенно в системе развивающего обучения. Поэтому знакомство с фонетической системой необходимо для учителя-словесника.

ЦЕЛЬ курса – познакомить студентов-филологов с особенностями организации фонетической системы и законами функционирования её единиц в речи.

ЗАДАЧИ:

1. Овладеть основной терминологией, отражающей системный и структурный аспекты изучения фонетического уровня языка.

2. Сформировать представление о системных отношениях единиц фонетической системы в языке и речи.

3. Выработать навыки анализа фонетического и фонологического состава слова и морфемы.

4. Осознать коммуникативную роль звука при построении связного текста.

5. Сформировать представление о содержании и аспектах изучения фонетики в школьной программе.

 

Изучение фонетики предполагает лекционный курс (34 час.), практические занятия (34 час.) и самостоятельную работу студентов. Завершается курс фонетики ЗАЧЕТОМ.

 

РАЗДЕЛ I

 

Фонетика как система звуковых единиц

Русского языка

1. Понятие звуковой системы русского языка и звука речи.

Уровни языка, единицы разных уровней и их взаимодействие. Фонема – единица фонематического уровня языка. Звук как единица речи. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Функции сегментных единиц. Типологические тождества и различия как основа системности фонетического уровня языка. Общая характеристика артикуляционного аппарата. Аспекты изучения фонетических единиц. Связь фонетики с другими разделами науки о языке. Понятие фонетической транскрипции.

2. Классификация звуков.

2.1. Артикуляционная характеристика гласных звуков.

Гласные и согласные, их сходство и различие. Классификация гласных по ряду, подъему, лабиализованности/нелабиализованности.

2.2. Артикуляционная классификация согласных звуков.

Характеристика согласных по месту и способу образования, работе голосовых связок, палатализованности/непалатализованности. Различные классификации согласных, их достоинства и недостатки.

2.3. Акустическая классификация звуков.

Издержки артикуляционной классификации. Необходимость акустической классификации звуков. Понятие системного, релевантного признака. Понятие бинарной оппозиции. Соотнесение артикуляционной и акустической классификации.

 

 

РАЗДЕЛ II

 

Фонология

1. Теория фонемы.

Фонема и её признаки. Фонема и звук речи. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Их соотношение.

2. Фонологическая система русского языка.

Состав гласных фонем. Система согласных фонем. Долгие согласные в русском языке. Спорные случаи в составе фонем. Парадигматические отношения фонем. Оппозиции фонем. Одномерные и многомерные оппозиции. Эквиполентные, градуальные, привативные оппозиции.

3. Изменения фонем в потоке речи.

Понятие потока речи. Понятие сильной и слабой позиции. Перцептивно сильные и перцептивно слабые позиции гласных и согласных фонем. Сигнификативно сильные и сигнификативно слабые позиции гласных и согласных. Действие фонетических законов. Звуковые законы гласных и согласных фонем.

4. Чередования фонем.

Фонемный ряд как функциональное единство фонем при сохранении тождества морфем. Позиционные чередования, их виды. Параллельные чередования. Перекрещивающиеся чередования фонем. Понятие вариации и варианта фонемы. Позиция нейтрализации фонем. Гиперфонема. Понятие о морфофонематической транскрипции. Исторические чередования. Отличие исторических чередований от позиционных.

5. Из истории русской фонологии.

Работы В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, Я.Н.Грота. Таблица гласных Н.М.Надеждина. Возникновение понятия фонемы. Потребности лингвистической науки и практики в понятии фонемы. И.А.Бодуэн де Куртенэ – основоположник теории фонемы. Понятие дивергентов и условия их выделения. Синтагматика и парадигматика фонемы в работах И.А.Бодуэна де Куртенэ. Историческая заслуга И.А.Бодуэна де Куртенэ в развитии мировой и отечественной фонологии.

6. Теория фонемы в концепции Ленинградской, Московской и Пражской фонологической школы.

Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ). История возникновения и развития школы. Основные представители. Понятие фонемы. Принцип соотношения фонемы и звука. Понятие «оттенка фонемы». Принцип установления фонемного состава языка. Фонетичность теории ЛФШ.

Московская фонологическая школа (МФШ). История формирования школы. Её представители. Понятие фонемы. Соотношение фонемы и звука. Понятие гиперфонемы. Фонологичность теории МФШ.

Пражская фонологическая школа. История создания школы. Основные представители. Принципы характеристики звуков. Метод оппозиции как основной при характеристике звуков. Фонема. Определение фонемы. Соотношение фонемы и звука. Архифонема. Функционализм Пражской фонологической школы.

 

РАЗДЕЛ III

 

Семантический аспект звука

Понятие звукового символизма. Фонетическое значение и его статус. Отличие фонетического значения от лексического. Истоки звукосимволизма. Объективный и субъективный звукосимволизм. Звукосимвол в составе слова. Звуковая символика в поэтическом тексте.

 

РАЗДЕЛ IV

Слог и слогоделение

1. Слог как фонетическая единица. Структура слога. Слогообразующие и неслогообразующие элементы. Классификация слогов.

2. Проблема слогоделения. История разработки вопроса. Экспираторная теория. Теория мускульного напряжения. Сонорная теория. Их практическое применение.

 

РАЗДЕЛ V

 

Суперсегментные единицы русской

Фонетической системы

1. Ударение.

Характеристика русского словесного ударения. Соотношение «длительность – ударность». Понятие речевого такта. Энклитика и проклитика.

2. Интонация.

Понятие интонации. Понятие синтагмы. Типы интонационных конструкций в русском языке.

 

РАЗДЕЛ VI

 

Литературного языка

Понятие орфоэпии. Орфоэпическая норма и её критерии. Развитие русской орфоэпии. Русское литературное произношение. «Орфоэпический словарь современного русского литературного языка» Р.И.Аванесова. Произносительные нормы для гласных, согласных, групп согласных. Орфоэпия грамматических форм. Социофонетика.

 

РАЗДЕЛ VII

 

Графика. Алфавит

Общие сведения о графике. Алфавит. Соотношение между буквами (графемами) и звуками (фонемами). Принципы обозначения фонем. Слоговой принцип как основной. Ограничения в применении слогового принципа. Отступления от слогового принципа. Обозначение твердых и мягких согласных фонем. Обозначение <й>. Обозначение гласных. Гласные фонемы после Ч, Щ, Ж, Ш, Ц.

 

РАЗДЕЛ VIII

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Основная литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – М.: Изд-во МГУ, 1956.

2. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М.: Высшая школа, 1970.

4. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. анализ языковых единиц: В 3 ч. Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

5. Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

5. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Просвещение, 1976.

6. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Высшая школа, 1979.

7. Русский язык: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М.: Просвещение, 1989.

8. Современный русский язык. Теоретический курс. Фонетика / Под ред. В.В. Иванова. – М., 1985.

9. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1989.

10. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 1/ Н.М.Шанский, В.В.Иванов. – М.: Просвещение, 1981.

 

 

2. Дополнительная литература

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М.: Просвещение, 1984.

2. Бодуэн де Куртенэ И.А. Об отношении русского письма к русскому языку // Избр. труды по общему языкознанию. – М., 1963. Т. 2.

3. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.

4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М., 1972.

5. Булыгина Т.В. Пражская лингвистическая школа // Основные направления структурализма. – М., 1964.

6. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1991.

7. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М.: Высшая школа, 1979.

8. Златоустова Л.В. Фонетические единицы русской речи. – М., 1981.

9. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М.. 1991.

10. Мейеров В.Ф. Современное русское письмо. – Иркутск, 1995.

11. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

12. Немченко В.Н. Основные понятия фонетики в терминах – Н.Новгород, 1993.

13. Оливериус З.Ф. Фонетика русского языка. – Praha, 1974.

14. Реформатский А.а. Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии. – М.. 1979.

15. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1976.

16. Сидоров В.Н. О московской фонологической школе // Развитие фонетики современного русского языка. – М., 1971.

17. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 1960.

18. Функциональная лингвистика // Звегинцев В.А. История языкознания 19-20 вв. в очерках и извлечениях. – М., 1965. Ч. 2.

19. Шапиро А.Б. Русское правописание. – М., 1961.

 

 

Практическое занятие № 1

Фонетика и фонология.

1. Теоретический материал.

1. Предмет и задачи фонетики.

2. Фонетика и фонология.

3. Аспекты изучения звука.

4. Звук и фонема. Общие и отличительные признаки звука, морфемы, слова.

5. Правила фонетической транскрипции.

 

II. Практическое задание.

1. Затранскрибировать слова: дверь, солнце, жужжать, отдать, ярость, щи, июнь, бурьян.

2. Сопоставить количество букв и звуков в парах слов: мол – моль, врос – врозь, ад – яд, нож – ложь, сесть – съезд, вид – вить.

3. Укажите различия в звуковом составе пар слов: круг – крюк, лёд – льет, пыл – пыль, подать – поддать, плод – плоть.

 

Методические рекомендации

Для транскрибирования слов воспользуйтесь таблицей, в которой представлены знаки, используемые в фонетической транскрипции.

 

Знак Позиция Пример
[ ] В фонетической транскрипции слово или фраза заключаются в квадратные скобки [бÙл’шаiь кн’игъ]
[ ’ ] Показатель мягкости согласного [с’т’эп’]
// Длительная пауза в конце фразы [св’эт’ит с°онцъ//]
/ Короткая пауза [фÙнэт’икъ изучаiьт зв°ук’и / фÙнэмы / сл°ог’и]
[Ù] 1. Фонемы А, О в первом предударном слоге после твёрдого согласного. 2. В абсолютном начале слова. [стÙлы]   [ÙнÙнас]
[иэ] 1. Фонемы А, О, Эв первом предударном слоге после мягкого согласного. [c’т’иэна]
[ъ] 1. Фонемы А, Ово втором, третьем предударном слоге после твёрдого согласного. 2. В заударных слогах после твёрдого согласного. [фънÙл°ог’иiь]   [б°уквъ]
[ь] 1. Фонемы А, О, Э во втором, третьем предударном слоге после мягкого согласного. 2. В заударных слогах после мягкого согласного. [б’ьр’иэга]     [б’эр’ьк]
[ыэ] 1. Фонема Э в первом предударном слоге после твёрдого шипящего. [шыэст°ои] ^
[j] Звук Й перед ударным гласным. [j°олкъ] ^
[i] 1. Звук Й перед безударным гласным. 2.Перед сонорным согласным. [л’экцыiь]   [вÙiна]
[и] ^ 1. Перед глухим согласным.   2. В конце слова. [маикъ] ^ [маи] ^
[л], [м], [н], ^ ^ ^ [р] ^ 1. Перед глухим согласным.   2. В конце слова. [партъ] ^ [сам] ^
_ [ш’]     Звук Щ _ [ш’и]
[с°] Огубленность согласных перед огубленными гласными [с°он] ^

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. – С.40-42.

2. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – С. 13- 22.

3. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – С. 5-15.

4. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык.

5. Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика. – С. 3-7.

5. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – С. 5-17, 31.

6. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – С. 4-16.

7. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 1 / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. – С. 105-107, 124.

 

 

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Практическое занятие №6

Практическое занятие №7

Понятие фонемного ряда.

 

1. Теоретический материал.

1. Понятие чередования. Виды чередований.

2. Позиционные и исторические чередования. Их отличие.

3. Два типа позиционных чередований. Параллельные и перекрещивающиеся чередования.

4. Вариант и вариации фонемы.

5. понятие фонемного ряда. Фонемные ряды гласных.

6. Морфофонематическая транскрипция гласных.

 

II. Практическое задание.

1. Затранскрибировать текст в фонетической транскрипции:

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

(С. Есенин)

2. Найти в тексте вариации фонемы О, вариации фонемы А.

3. Подберите к словам текста слова с теми же морфемами, где бы обнаружились

а) исторические чередования,

б) параллельные чередования,

в) перекрещивающиеся чередования.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – С. 31-33; 23-28; 125.

2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – С. 128-136; 146-148.

3. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – С. 149-160; 225.

4. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – С. 105-109.

5. Немченко В.Н. Основные понятия фонетики в терминах. – С. 225; 238.

 

Практическое занятие №8

Практическое занятие №9

Практическое занятие №10.

Практическое занятие №11

ТЕМА: Слог и слогоделение

 

1. Теоретический материал.

1. Слог как фонетическая единица.

2. Структура слога. Классификация слогов.

3. Теории слогораздела. Теория мускульного напряжения.

4. Сонорная теория.

 

II. Практическое задание.

1. разделите слова на слоги с позиций теории мускульного напряжения и сонорной теории. Сравните слогоделение данных слов с возможностями их переноса. Дайте характеристику слогов в следующих словах:

разговор, окно, метр, станция, ванна, счастье, вопль, лайка, половодье, землетрясение.

2. Составьте модели слогов следующих слов:

артист, астма, воротник, ежевика, жнейка, население, объявление, раздолье, разоружение.

3. Составьте слова по следующим моделям слогов

Г- СГ – СГС; СГ – СГ; СГС – СГС; СГ – СС; ГС – СГ

где гласный – Г, согласный – С.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – С. 41-58.

2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – С. 150-159.

3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – С. 166-177.

4. Зиндер Л.р. Общая фонетика. – С. 251-256.

5. Панов М.в. Современный русский язык. Фонетика. – С. 75-78.

6. Современный русский язык / Под. ред. В.А. Белошапковой. – С. 62-65.

7. Современный русский язык / Шанский Н.М., Иванов В.В. – С. 125-127.

 

Практическое занятие №12

Практическое занятие №13

Практическое занятие №14

Практическое занятие №15

ТЕМА: Графика. Алфавит

 

1. Теоретический материал.

1. Общие сведения о графике. Алфавит.

2. Соотношение между буквами (графемами) и звуками (фонемами). Принципы обозначения фонем.

3. Слоговой принцип как основной. Ограничения в применении слогового принципа. Отступления от слогового принципа.

4. Обозначение твёрдых и мягких согласных фонем. Недостатки в обозначении мягкости фонем.

5. Обозначение «Й»

6. Обозначение гласных. Гласные буквы после Ч, Щ, Ж, Ш, Ц.

 

II. Практическое задание.

1. Определите, что обозначают буквы в русской графике – звуки или фонемы?

Спица – Шпицберген, смысл – смыслу, Анна – Аня.

2. Определите в каких из этих слов имеется фонема «С» и где её мягкость обозначена средствами графики, а где нет.

3. Распределите данные слова н группы в зависимости о способа обозначения фонемы «Й» на письме:

а) с помощью букв гласных в начале слова и после гласных;

б) с помощью сочетаний букв Ь или Ъ + Е, Ё, Ю, Я, И;

в) с помощью буквы Й.

Чайная, сарай, баян, копьеносец, пойти, яблочное, объём, пьеса, ершистый, съёмная, соловьиный, кайма, каёмка, юбка, чьи.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – С. 281-291.

2. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – С. 143-150.

3. Современный русский язык / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. Ч. 1. – С. 176-178.

4. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991. – С. 10-76.

 

 

Практическое занятие №16.

Вопросы к зачету

По «Фонетике современного русского языка».

1. Понятие звуковой системы русского языка. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы.

2. Фонема – единица фонематического уровня. Парадигматические отношения фонем.

3. Система гласных и согласных фонем. Спорные случаи в системе фонем.

4. Артикуляционная характеристика гласных звуков.

5. Артикуляционная характеристика согласных.

6. Акустическая классификация звуков. Соотношение акустической и артикуляционной классификации.

7. Действие фонетических законов в области гласных и согласных фонем.

8. Понятие сильной и слабой позиции. Сильные и слабые позиции гласных фонем.

9. Понятие сильной и слабой позиции. Сильные и слабые позиции согласных фонем.

10. Позиционные чередования гласных фонем. Параллельные и перекрещивающиеся чередования.

11. Позиционные чередования согласных фонем. Параллельные и перекрещивающиеся чередования.

12. Понятие фонемного ряда. Варианты и вариации фонем.

13. Исторические чередования. Отличие позиционных и исторических чередований.

14. Теория фонемы в концепции ЛФШ, МФШ и Пражской фонологической школы.

15. Понятие звукового символизма.

16. Звуковая символика в слове и поэтическом тексте.

17. Слог как фонетическая единица.

18. Характеристика русского словесного ударения.

19. Орфоэпические нормы современного русского языка.

20. Типы научной транскрипции. Фонетическая, морфофонематическая и словофонематическая транскрипция.

21. Интонация. Типы интонационных конструкций

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

 

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

 

Ф О Н Е Т И К А

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОСОБИЕ

для студентов 1 курса

факультета филологии и журналистики

 

 

КЕМЕРОВО

Составитель: Чабаненко М.Г.

 

 

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры русского языка

 

Зав. кафедрой_________ (Кишина Е.В.)

 

 

Рекомендовано к изданию

методической комиссией

филологического факультета

председатель ________(Мельник Н.В.)

 

 

Учебно-методический пособие «Фонетика современного русского языка» содержит рабочую программу курса, литературу (основную и дополнительную), систему практических занятий и вопросы к зачету по фонетике.

Данное пособие предназначено для студентов I курса факультета филологии и журналистики и имеет целью способствовать усвоению теоретических сведений и выработке практических навыков фонетического анализа речевых единиц.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Введение

 

Фонетика занимает особое место среди других лингвистических дисциплин. Лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка: значения, заключенные в словах, предложениях и в значимых частях слова – морфемах. Фонетика же имеет дело с материальной стороной языка, с языковыми единицами, лишенными самостоятельного смыслового содержания.

Фонетика – это наука, изучающая звуки, правила их сочетаемости, чередования, функционирования, а также суперсегментные единицы (ударение, интонацию). Кроме того, фонетика исследует и более крупные единицы членения речевого потока (слог, такт, фразу).

Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение. Без знания фонетической системы языка нельзя построить его научную грамматику. Невозможно полно и непротиворечиво описать состав слова, процессы словообразования, морфологию без опоры на фонетику: морфемы, словообразовательные форманты, морфологические показатели в речи получают звуковое оформление, варьирующееся в зависимости от положения в фонетическом слове. Фонетика связана и с синтаксисом: интонация, ударение являются важными средствами оформления синтаксических единиц.

Описательная фонетика имеет исключительно важное значение для создания алфавитов и орфографий ранее бесписьменных языков, дает теоретические основы для научного изучения орфографии, а также её преподавания, особенно в системе развивающего обучения. Поэтому знакомство с фонетической системой необходимо для учителя-словесника.

ЦЕЛЬ курса – познакомить студентов-филологов с особенностями организации фонетической системы и законами функционирования её единиц в речи.

ЗАДАЧИ:

1. Овладеть основной терминологией, отражающей системный и структурный аспекты изучения фонетического уровня языка.

2. Сформировать представление о системных отношениях единиц фонетической системы в языке и речи.

3. Выработать навыки анализа фонетического и фонологического состава слова и морфемы.

4. Осознать коммуникативную роль звука при построении связного текста.

5. Сформировать представление о содержании и аспектах изучения фонетики в школьной программе.

 

Изучение фонетики предполагает лекционный курс (34 час.), практические занятия (34 час.) и самостоятельную работу студентов. Завершается курс фонетики ЗАЧЕТОМ.

 

РАЗДЕЛ I

 

Фонетика как система звуковых единиц

Русского языка

1. Понятие звуковой системы русского языка и звука речи.

Уровни языка, единицы разных уровней и их взаимодействие. Фонема – единица фонематического уровня языка. Звук как единица речи. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Функции сегментных единиц. Типологические тождества и различия как основа системности фонетического уровня языка. Общая характеристика артикуляционного аппарата. Аспекты изучения фонетических единиц. Связь фонетики с другими разделами науки о языке. Понятие фонетической транскрипции.

2. Классификация звуков.

2.1. Артикуляционная характеристика гласных звуков.

Гласные и согласные, их сходство и различие. Классификация гласных по ряду, подъему, лабиализованности/нелабиализованности.

2.2. Артикуляционная классификация согласных звуков.

Характеристика согласных по месту и способу образования, работе голосовых связок, палатализованности/непалатализованности. Различные классификации согласных, их достоинства и недостатки.

2.3. Акустическая классификация звуков.

Издержки артикуляционной классификации. Необходимость акустической классификации звуков. Понятие системного, релевантного признака. Понятие бинарной оппозиции. Соотнесение артикуляционной и акустической классификации.

 

 

РАЗДЕЛ II

 

Фонология

1. Теория фонемы.

Фонема и её признаки. Фонема и звук речи. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Их соотношение.

2. Фонологическая система русского языка.

Состав гласных фонем. Система согласных фонем. Долгие согласные в русском языке. Спорные случаи в составе фонем. Парадигматические отношения фонем. Оппозиции фонем. Одномерные и многомерные оппозиции. Эквиполентные, градуальные, привативные оппозиции.

3. Изменения фонем в потоке речи.

Понятие потока речи. Понятие сильной и слабой позиции. Перцептивно сильные и перцептивно слабые позиции гласных и согласных фонем. Сигнификативно сильные и сигнификативно слабые позиции гласных и согласных. Действие фонетических законов. Звуковые законы гласных и согласных фонем.

4. Чередования фонем.

Фонемный ряд как функциональное единство фонем при сохранении тождества морфем. Позиционные чередования, их виды. Параллельные чередования. Перекрещивающиеся чередования фонем. Понятие вариации и варианта фонемы. Позиция нейтрализации фонем. Гиперфонема. Понятие о морфофонематической транскрипции. Исторические чередования. Отличие исторических чередований от позиционных.

5. Из истории русской фонологии.

Работы В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, Я.Н.Грота. Таблица гласных Н.М.Надеждина. Возникновение понятия фонемы. Потребности лингвистической науки и практики в понятии фонемы. И.А.Бодуэн де Куртенэ – основоположник теории фонемы. Понятие дивергентов и условия их выделения. Синтагматика и парадигматика фонемы в работах И.А.Бодуэна де Куртенэ. Историческая заслуга И.А.Бодуэна де Куртенэ в развитии мировой и отечественной фонологии.

6. Теория фонемы в концепции Ленинградской, Московской и Пражской фонологической школы.

Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ). История возникновения и развития школы. Основные представители. Понятие фонемы. Принцип соотношения фонемы и звука. Понятие «оттенка фонемы». Принцип установления фонемного состава языка. Фонетичность теории ЛФШ.

Московская фонологическая школа (МФШ). История формирования школы. Её представители. Понятие фонемы. Соотношение фонемы и звука. Понятие гиперфонемы. Фонологичность теории МФШ.

Пражская фонологическая школа. История создания школы. Основные представители. Принципы характеристики звуков. Метод оппозиции как основной при характеристике звуков. Фонема. Определение фонемы. Соотношение фонемы и звука. Архифонема. Функционализм Пражской фонологической школы.

 

РАЗДЕЛ III

 

Семантический аспект звука

Понятие звукового символизма. Фонетическое значение и его статус. Отличие фонетического значения от лексического. Истоки звукосимволизма. Объективный и субъективный звукосимволизм. Звукосимвол в составе слова. Звуковая символика в поэтическом тексте.

 

РАЗДЕЛ IV

Слог и слогоделение

1. Слог как фонетическая единица. Структура слога. Слогообразующие и неслогообразующие элементы. Классификация слогов.

2. Проблема слогоделения. История разработки вопроса. Экспираторная теория. Теория мускульного напряжения. Сонорная теория. Их практическое применение.

 

РАЗДЕЛ V

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.52.223 (0.057 с.)