ТЕМА: Русское словесное ударение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА: Русское словесное ударение



1. Теоретический материал.

1. Понятие словесного ударения.

2. Характер русского словесного ударения.

3. Место ударения в русском языке. Понятие речевого такта.

4. Функции ударения.

5. Безударные (энклитики и проклитики) и слабоударяемые слова.

 

II. Практическое задание.

1. Определите функцию словесного ударения в словах:

Хаос – хаос, хлопок – хлопок, самого – самому – самого – самому, белок – белок, рассыпать – рассыпать, слова – слова, вырезать – вырезать, орган – орган, село – село.

2. Используя словарь-справочник «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И. Аванесова определите, какой из вариантов ударения соответствует современной литературной норме:

апартамент – апартамент, баржа – баржа, безудержно – безудержно.

брался – брался, высоко – высоко, иначе – иначе, мышление – мышление.

обжитый – обжитой.

3. Выпишите из названного словаря слова с вариативным ударением (например, заперта, индустрия, творог и т.п.)

4. Найдите проклитики и энклитики в тексте.

1) За ночь пережила полжизни, а утром встала бледная, печальная.

2) Вот и уж утро сереет, и мы расходимся, с какой-то приятной усталостью на душе.

3) Я прихожу к вечеру усталый, голодный, но мне казалось, что за день я вырос, узнал

что-то новое.

4) Он положил голову на руку, закрыл глаза и с полчаса сидел уничтоженный,

задавленный горем.

5) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днём, ночью же казалось

всё другим, незнакомым.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – С. 60-87.

2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – С. 161-166.

3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – С. 222-239.

 

Практическое занятие №13

ТЕМА: Интонация как суперсегментная единица

1. Теоретический материал.

1. Понятие интонации.

2. Понятие синтагмы.

3. Функции интонации.

4. Типы интонационных конструкций русского языка.

 

II. Практическое задание.

1. Нарисуйте схемы интонационных конструкций, определите их типы:

Я три ночи не спал.

Я устал.

Мне б заснуть.

Отдохнуть…

Но только я лёг –

Звонок!

- Кто говорит?

- Носорог.

- Что такое?

- Беда! Беда!

- Бегите скорее сюда!

2. Продумайте ситуации, в которых фразы Осень и Все пропало произносились бы с разными типами ИК.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – С. 167-193.

2. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – С. 241-273.

3. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – С. 267-278.

4. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – С. 69-74.

5. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М., 1972.

6. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1994. – С. 197.

 

 

Практическое занятие №14

ТЕМА: Орфоэпия современного русского литературного языка

 

1. Теоретический материал

 

1. Понятие орфоэпии.

2. Орфоэпическая норма и её критерии.

3. Развитие русской орфоэпии.

4. Русское литературное произношение «Орфоэпический словарь современного русского литературного языка» Р.И. Аванесова.

5. Произносительные нормы ля гласных, согласных, групп согласных.

6. Орфоэпия грамматических норм.

7. Социофонетика.

 

II. Практическое задание.

1. Допустимо ли в литературном языке произношение одних и тех же звуков в данных фразах?

- Мы остановились перед Балашовым.

- Мы остановились перед Балашовом.

- Вымыл, говорите не так?

- Вы, мол, говорите не так?

2. Какие звуки произносятся в литературном языке на месте СЧ, ЗЧ в выделенных словах?

Чем обусловлена разница в произношении этих слов?

- Суп чересчур горячий.

- Его ни с чем нельзя сравнить.

- Не было бы счастья, да несчастье помогло.

- Командир приказал расчехлить знамена.

- Из чайника шёл пар.

- Лес чернеет вдалеке.

- На столе лежала карта, исчерченная красными и синими стрелками.

- По нашему летоисчислению, мы живём в 20 веке.

3. Как следует произносить слово дождь в данных стихотворных строках?

А. Дай отдохнуть на уступе скалы!

Дай расколоть это зеркало тьмы

Чтобы лохматые тролли, визжа

Вниз сорвались как потоки дождя.

Б. Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

2. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. – М., 1961.

3. Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия. – Л., 1976.

4. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – С. 122-142.

5. Орфоэпический словарь (любое издание).

 

Практическое занятие №15

ТЕМА: Графика. Алфавит

 

1. Теоретический материал.

1. Общие сведения о графике. Алфавит.

2. Соотношение между буквами (графемами) и звуками (фонемами). Принципы обозначения фонем.

3. Слоговой принцип как основной. Ограничения в применении слогового принципа. Отступления от слогового принципа.

4. Обозначение твёрдых и мягких согласных фонем. Недостатки в обозначении мягкости фонем.

5. Обозначение «Й»

6. Обозначение гласных. Гласные буквы после Ч, Щ, Ж, Ш, Ц.

 

II. Практическое задание.

1. Определите, что обозначают буквы в русской графике – звуки или фонемы?

Спица – Шпицберген, смысл – смыслу, Анна – Аня.

2. Определите в каких из этих слов имеется фонема «С» и где её мягкость обозначена средствами графики, а где нет.

3. Распределите данные слова н группы в зависимости о способа обозначения фонемы «Й» на письме:

а) с помощью букв гласных в начале слова и после гласных;

б) с помощью сочетаний букв Ь или Ъ + Е, Ё, Ю, Я, И;

в) с помощью буквы Й.

Чайная, сарай, баян, копьеносец, пойти, яблочное, объём, пьеса, ершистый, съёмная, соловьиный, кайма, каёмка, юбка, чьи.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – С. 281-291.

2. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – С. 143-150.

3. Современный русский язык / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. Ч. 1. – С. 176-178.

4. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991. – С. 10-76.

 

 

Практическое занятие №16.

ТЕМА: Орфография как общепринятое письмо

 

1. Теоретический материал.

1. Понятие «орфограмма» и «принцип орфографии».

2. Три принципа орфографии.

3. Фонематический принцип как основной принцип орфографии. Отступления о фонематического принципа.

4. Типы орфографических правил.

5. правила передачи фонем буквами.

6. Правила о слитном, полуслитном и раздельном написании слов.

7. Правила употребления прописных и строчных букв.

 

II. Практическое задание.

1. Найдите в данных текстах орфограммы, пишущиеся по:

1) фонематическому принципу: а) в приставке, б) в корне, в) в суффиксе, г) в окончании.

2) традиционному принципу: а) не противоречащему фонематическому, б) противоречащему фонематическому;

3) фонетическому принципу.

Грин умер в Старом Крыму. Здесь он писал о несуществующих на картах городах, полных здорового запаха палуб, растрескавшихся от солнца, тяжёлого, как ожог, Солнце прогревавшее корабли, не было нашим обыкновенным солнцем. Оно больше походило на стеклянный шар, наполненный золотой влагой. Солнце Грина издавало запах, подобно тем тропическим зарослям, которые он описывал. Ни разу в жизни он не видел этих зарослей. Достаточно было истрёпанной обёртки от кокосового мыла, чтобы вызвать в его воображении вкус кокосового молока. (К. Паустовский).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – С. 151-164.

2. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 1. / Н.М. Шанский. В.Р. Иванов. – С. 179-187.

3. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991. – С.77-175.

4. Майеров В.Ф. Современное русское письмо. – Иркутск, 1995.

 

Вопросы к зачету

По «Фонетике современного русского языка».

1. Понятие звуковой системы русского языка. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы.

2. Фонема – единица фонематического уровня. Парадигматические отношения фонем.

3. Система гласных и согласных фонем. Спорные случаи в системе фонем.

4. Артикуляционная характеристика гласных звуков.

5. Артикуляционная характеристика согласных.

6. Акустическая классификация звуков. Соотношение акустической и артикуляционной классификации.

7. Действие фонетических законов в области гласных и согласных фонем.

8. Понятие сильной и слабой позиции. Сильные и слабые позиции гласных фонем.

9. Понятие сильной и слабой позиции. Сильные и слабые позиции согласных фонем.

10. Позиционные чередования гласных фонем. Параллельные и перекрещивающиеся чередования.

11. Позиционные чередования согласных фонем. Параллельные и перекрещивающиеся чередования.

12. Понятие фонемного ряда. Варианты и вариации фонем.

13. Исторические чередования. Отличие позиционных и исторических чередований.

14. Теория фонемы в концепции ЛФШ, МФШ и Пражской фонологической школы.

15. Понятие звукового символизма.

16. Звуковая символика в слове и поэтическом тексте.

17. Слог как фонетическая единица.

18. Характеристика русского словесного ударения.

19. Орфоэпические нормы современного русского языка.

20. Типы научной транскрипции. Фонетическая, морфофонематическая и словофонематическая транскрипция.

21. Интонация. Типы интонационных конструкций

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.78.149 (0.022 с.)