Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: правописание безударных гласных

Поиск

Занятие № 1

Тема: ВВЕДЕНИЕ.

План

Диагностический текст.

2.Диктант с грамматическим заданием.

Содержание курса «Русский язык в средствах массовой информации».

Обзор литературы к курсу.


Занятие №2.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

План

1.Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слова.

2.Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, в русских словах.

3.Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, в заимствованных словах.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 7, 8, 33.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 27.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 9, 11.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

ЗАДАНИЯ

 

1.Выполнить упражнения 11, 15 (Ковалев, Горяной.Современный...)

Объяснить написание выделенных гласных.

2.1.ПосвЕтить фонарем – посвЯтить стихи, посЕдеть от горя – посИдеть в кресле, примИрять врагов – примЕрять платье, свИла гнездышко – свЕла по лестнице, развИвающийся плод – развЕвающийся флаг, вытЕсненный с участка – вытИсненный на переплете, увИдать в зеркале – увЯдать от засухи.

2.2.ПродрОжать, раздрАжать, уплАтить, уплОтниться, перекАлить, перекОлоть, освЕщение, посвЯщение, угАдали, угОдили, умАлять, умОлять, увИваться, развЕваться, сИделка, сЕдой, залИзать, залЕзать, отОщать, утАщить, перезарЯдить, прорЕдить, стЕснение, тИсненый (переплет),полАскать, полОскать, защИпать, расщЕпить, спЕшите, спИшите, увИдать, увЯдать.

 

Переписать, вставляя пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.

Обв...вать ветром, обв...вать шпагатом; отв...рить дверь, отв...рить макароны; зап...вать песню, зап...вать таблетки; прив...дение примера, прив...дение старого замка; скр...петь стульями, скр...пить булавками; ум...лять заслуги, ум...лять о помощи.

 

С приведенными ниже словами составить и записать предложения. Подчеркнуть безударные гласные в корне слова и подобрать проверочные слова.

Наколоть –накалять, залезать –зализать, обижать –обежать, оземь –озимь, примерять- примирять, поседеть –посидеть, прожевать –проживать, развеваться –развиваться.

 

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Произвести орфографический разбор текста.

(Под) н...гами л...сной к...вер. В с...сновом б...ру этот к...вер – из опавшей хвои или хрустящих с...роватых кустиков л...шайника. (Во) влажном...ловом л...су землю устилает мягкий мох. В лиственном – прошлогодние прелые листья. А (в)верху, в небе, словно тонкие водоросли в г...лубой и глубокой в...де, купаются, к...лышутся з...леные в...ршины д...ревьев. Прохладно, и запахи в л...су разные. (Н.Верзилин)

Подчеркнуть непроверяемые гласные в словах. Написать сочинение-миниатюру, используя слова одной из тематических групп.

Город: архитектура, асфальт, газон, витрина, гостиница, карусель, киоск, квартира, консерватория, концерт, магистраль, поликлиника, постамент, почтальон, пьедестал, трамвай, троллейбус, университет, ярмарка.

Школа: аттестат, директор, дисциплина, конспект, микроскоп, молекула, образование, программа, профессия, ровесник, сверстник, свидетельство, секретарь, юннат.

Спорт: байдарка, бассейн, велосипед, волейбол, диплом, комплекс, комплект, маршрут, олимпиада, спартакиада, ориентир, популярный, преодолеть, пьедестал почета, рекорд, состязание, трамплин, чемпион.

 

Переписать, вставляя пропущенные буквы. Пользуясь «Кратким этимологическим словарем русского языка» Н.М.Шанского, В.В.Иванова, Т.В.Шанской (М.: Просвещение, 1971), объяснить современное написание безударных гласных в предложенных ниже словах.

Б...гряный, д...рюга, д...сница (рука), зак...дычный, к...нтовать, к...кимора, к...лдун, пап...ротник, п...льмени, п...чуга (п...чужка), р...тивый.

 

Перевести с украинского языка на русский язык и сравнить написание предложенных ниже слов.

Багатий, гарячка, доганяти, допомагати, кажан, качан, козацький, котити, кочерга, коровай, кропива, калач, монастир, поганий, розум, собака, халява, яблуня, яструб.

 

Самодиктант. Написать текст под диктовку, проверить, сделать анализ ошибок.

УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ

-А, здравствуйте!

-Извините, я не А, я О.

-О, значит, тезка! А голос у тебя –совсем как у А.

-Стань на мое место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.

-Что же у тебя за место такое?

-Периферия. Ты вот в центре, тебе – все внимание, а обо мне –кто помнит?

Разговор происходит в слове между двумя гласными: Ударным О и О Безударным.

-Конечно, -жалуется Безударный,- слог у меня не тот. В твоем положении легко звучать. Я бы на твоем месте еще не так зазвучал!

-Так ведь я – под ударением,- напоминает Ударный. –Стань под ударение и звучи. Кто тебе мешает?

Безударный произносит какой-то звук, больше напоминающий А, чем О, и умолкает.

-Ну, как, станешь?- продолжает Ударный.- Ты станешь ударным, я – безударным...

Молчит Безударный. Хмурится. Ему не хочется меняться. Кому охота ставить себя под удар? (Ф.Кривин)


Занятие № 3-4.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ

План

1.Правописание чередующихся гласных Е-И, О-А в зависимости от наличия или отсутствия суффикса А после корня.

2.Правописание чередующихся гласных О-А в зависимости от места ударения в слове.

3.Правописание чередующихся гласных О-А в зависимости от конечной согласной корня.

4.Правописание чередующихся гласных О-А в зависимости от лексического значения корня.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1070, стр. 9-10, 11-12.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 30-34,

3. КовалевВ.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 13, 15-16.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

ЗАДАНИЯ

1.Выполнить упражнения 23, 26 (Ковалев, Горяной. Современный...)

 

Составить таблицу «Правописание чередующихся гласных в корне».

3.Подобрать и записать в тетрадь свои примеры на все случаи правописания чередующихся гласных в корне слов.

 

Выделить корни, вставить пропущенные буквы в следующих словах. Сгруппировать слова в зависимости от правил правописания чередующихся гласных (см. составленную таблицу).

Бл...стать, заг...рать, соб...решь, ум...рать, пром...кашка, заст...лешь, выж...гать, р...внина, ст...реть, выч...тание, изл...гать, раст...реть, бл...снуть, р...вняйтесь, зап...рать, изм...рять, пл...вник, скл...нение, прот...реть, распол... гать, р...стовщик, зап...рается, ср...вниться, зар...внять, переб...рая, пл...вчиха, тв...рение, обт...рание, выр...сла.

Подобрать по возможности большее количество слов с корнями –МАК-/-МОК-, -РАВН-/-РОВН- и составить с ними предложения. Объяснить написание слов с этими корнями.

Занятие №5.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

ГЛАСНЫЕ О,Е,И,Ы ПОСЛЕ Ц.

План

1.Правописание гласных О и Е в корнях слов.

2.Правописание гласных О и Е в суффиксах.

3.Правописание гласных О и Е в окончаниях.

4.Правописание гласных О и Е после Ц.

5.Правописание гласных И и Ы после Ц.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 14, 15-16, 17.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 35-40.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 20, 22, 24-25.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

ЗАДАНИЯ

 

1.Выполнить упражнения 32, 34 ( Ковалев, Горяной. Современный...).

 

Самодиктант.

ПРО ВСЕ НА СВЕТЕ

Аист с нами прожил лето, Панцирь носит черепаха,

А зимой гостил он где-то. Прячет голову от страха.

Бегемот разинул рот: Роет землю серый крот-

Булки просит бегемот. Разоряет огород.

Воробей просил ворону Спит спокойно старый слон -

Вызвать волка к телефону. Стоя спать умеет он.

Гриб растет среди дорожки,- Таракан живет за печкой -

Голова на тонкой ножке. То-то теплое местечко!

Дятел жил в дупле пустом, Ученик учил уроки -

Дуб долбил, как долотом. У него в чернилах щеки.

Ель на ежика похожа: Флот плывет к родной земле.

Еж в иголках, елка – тоже. Флаг на каждом корабле.

Жук упал и встать не может. Ходит по лесу хорек,

Ждет он, кто ему поможет. Хищный маленький зверек.

Звезды видели мы днем Цапля, важная, носатая,

За рекою, над Кремлем... Целый день стоит, как статуя.

Иней лег на ветви ели, Часовщик, прищурив глаз,

Иглы за ночь побелели. Чинит часики для нас.

Кот ловил мышей и крыс. Школьник, школьник, ты силач:

Кролик лист капустный грыз. Шар земной несешь, как мяч!

Лодки по морю плывут, Щеткой чищу я щенка,

Люди веслами гребут. Щекочу ему бока.

Мед в лесу медведь нашел, - Эта кнопка и шнурок -

Мало меду, много пчел. Электрический звонок.

Носорог бодает рогом. Юнга – будущий матрос -

Не шутите с носорогом! Южных рыбок нам привез.

Ослик был сегодня зол: Ягод нет кислее клюквы;

Он узнал, что он осел. Я на память знаю буквы.

(С.Маршак)

 

Занятие №6.

План

1. Правописание глухих и звонких согласных в различных морфемах.

2. Правописание двойных согласных.

3. Правописание непроизносимых согласных.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 19, 21.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 13-16, 20-27.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 33, 34-35, 37, 48.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ЗАДАНИЯ

1. Выполнить упражнение №62 (Ковалев, Горяной...)

КОЛЛЕКТИВ

КОЛЛЕКТИВНЫЙ

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ

КОЛЛЕКЦИЯ

Вам знакомо слово коллектив. Оно пришло к нам из языка древних римлян – латыни. По-латыни оно обозначает «собирательный», а у нас – собранных вместе людей, объединенных общим делом. От этого слова происходят следующие: коллективизм, что обозначает «дух сотрудничества и взаимопомощи». Коллективный – общий, совместный. Коллекционировать – собирать какие-либо интересные однородные вещи. Коллекция –содержащееся в порядке собрание интересных вещей.

Теперь «гнездо» слов с удвоенным м.

ПРОГРАММА ПРОГРАММИРОВАНИЕ

ПРОГРАММИСТ ПРОГРАММИРОВАТЬ

У древних греков слово программа обозначало «объявление», «предписание».

В русском языке образовалась целая семья слов с корнем программ-: программа, программный, программист, программирование, программированный, программировать. Объясните значение этих слов, а если затрудняетесь, обратитесь к словарю.

 

Занятие №7.

План

1. Употребление разделительного Ъ.

2. Употребление разделительного Ь.

3. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

4. Употребление Ь в грамматических формах.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 36.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 42-45.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 54, 56, 58.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ЗАДАНИЯ

1. Выполнить упражнение №98 (Ковалёв, Горяной...).

2. Прочитать предложения. Выписать слова с пропущенными буквами. Объяснить, когда в качестве разделительного знака употребляется буква ъ и когда буква ь.

1. Поход был об(...)явлен к завтрашнему дню (А.Пушкин).

2. Подойдёт на стон к нему сестрица,

Поднесёт родимому напиться.

Даст воды, а ему не п(...)ётся,

А вода из фляжки мимо л(...)ётся.

(Д.Самойлов)

3. Естественное казалось в его случае сверх(...)естественным (Б.Пастернак). 4. Аркадий сделался р(...)яным хозяином (И.Тургенев). 5. Поезд долго стоял на раз(...)езде (К.Паустовский). 6. Всё об(...)яснилось, рана оказалась неопасной (Н.Гарин-Михайловский). 7. В(...)юга злится, в(...)юга плачет (А.Пушкин).

 

ЗАНЯТИЕ №8-9.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК. ГЛАСНЫЕ И, Ы ПОСЛЕ ПРИСТАВОК.

План

1. Правописание приставок, не изменяющихся на письме.

2. Правописание приставок на З -, С -.

3. Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ -.

4. Правописание гласных после приставок.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 37, 38, 39-40.

ЗАДАНИЯ

1.Выполнить упражнения 145,146 (Ковалев, Горяной...)

ЗАНЯТИЕ №10-11

План

1. Падежные окончания имен существительных.

2. Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

3. Суффиксы имен существительных.

4. Правописание существительных с Н и НН.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 51-62.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 80-92.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 83-97.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

ЗАДАНИЯ

1. Выполнить упражнение № 154 и № 173 (Ковалёв, Горяной …).

2. Переписать, дописывая окончания ед. числа:

сапожищ…, страшилищ…, удилищ…, бородищ…, кулачищ…, осетрищ…, голенищ…, носищ…, щучищ…, влагалищ….

 

3. Указанные в предыдущем упражнении слова написать в именительном падеже множественного числа:

сапожищ…, страшилищ…, удилищ…, бородищ…, кулачищ…, осетрищ…, голенищ…, носищ…, щучищ…, влагалищ….

4. Приводимые ниже слова записать в форме родительного падежа множественного числа:

устье, низовье, ущелье; глазунья, скамья; пашня, спальня, барышня, яблоня, простыня; сакля, свеча, баржа; рожок, конек, гость, носок; русло, одеяльце, щупальце, плечо, яблоко.

 

5. Приводимые ниже слова поставить в дательном и предложном падежах единственного числа:

гербарий, Евгений; Таисия, Люция; станция, мания; здание, острие; взморье, веселье, Закавказье, копье, перепутье.

 

6. Приводимые ниже собственные имена лиц и географические названия поставить в творительном падеже единственного числа. Указать, есть ли различие в их окончаниях:

И.С. Никитин – г. Калинин; А.С. Пушкин – г. Пушкин; Эльмар Грин – г. Багдарин (Вост. Сибирь); И.П. Шатов – г. Саратов; А.С. Львов – г. Львов; Р. Гадиев – г. Киев; П.С. Лисицын – село Лисицыно.

7. Составить предложения с приводимыми ниже собственными именами, употребляя их в форме творительного падежа единственного числа:

a) Иванов, Докучаев, Субботин, Птицын, Чарли Чаплин;

b) Иваново, Бахтеево, Киприно, Царицыно, Камышлов, Кивач, Калушо.

 

8. Переписать, добавляя, где следует, букву Ь:

мираж…, стаж…, мелоч…, ключ…, ноч…, лещ…, овощ…, плющ…, около туч…, серая мыш…, кирпичная печ…, у высоких башен…, кислых вишен…, несколько земляных куч….

 

9. Переписать, вставляя пропущенные буквы и дописывая окончания. Выделить в каждом слове производящую основу и суффикс:

a) замоч…к, стульч…к, крючоч…к, пальч…к, кружоч…к, канальч…к, бочоноч…к, колокольч…к, образч…к, матерьяльч…к, хрящ…к, порошоч…к, двор…к, бараш…к;

b) кресл…ц…, жиж…ца, плать…ц…, пальт…ц…, кож…ца, письм…ц…, метел…ца, коромысл…ц…, луж…ца, послань…ц…, каш…ца.

 

10. Используя суффиксы –ец-, -иц-, -ц-, от приводимых ниже слов образовать существительные среднего рода со значением уменьшительности:

окно, веретено, болото, колено, кресло, масло, сено, корыто, одеяло, сукно, коромысло.

 

11. К приводимым ниже существительным мужского рода подобрать парные имена женского рода:

упрямец, сиделец, поилец, красавец, жилец, владелец, страдалец, кормилец.

 

12. Переписать приводимые ниже предложения. Объяснить написание выделенных слов:

1. Лиса курятинки накушалась досыта. 2. Слезинки, как жемчужинки, дрожали на ее длинных ресницах. 3. Баранинки жареной дам. 4. Уж я тут-то ему покорилась, в праву ножечку поклонилась. 5. Выловит картофелинку ложкой, а потом возьмет эту картофелинку с ложки и в рот. 6. Тоня подошла к нему сзади, обняла, поставив подбородок на темечко, как он (муж) любил. 7. Улыбочка, как трещинка, играет на губах, и мокрые отметинки темнеют на щеках. 8. В семечке обозначились тонкий корешок и зачаток стеблевого росточка.

 

13. Переписать, вставляя пропущенные буквы. Выделить производящую основу и суффикс:

a) лож…чка, ул…чка, лестн…чка, печ…чка, тем…чко, книж…чка, пеш…чка, сем…чко, кром…чка, гор…чко;

b) баш…нка, развал…нка, камыш…нка, бус…нка, горош…нка, протал…нка, завал…нка, скваж…нка.

 

14. От приводимых ниже слов при помощи суффиксов -еньк-, -оньк-, -енк-, -инк-, -ечк-, -очк- образовать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением:

курица, марка, скважина, рука, башня, полоса, сосна, липа, коса, бусина, вишня; Петр, Соня, Вера, Даша, Гриша, Лия.

 

15. Переписать, вставляя пропущенные буквы. Объяснить написание слов:

1. Объезд…ик закурил трубку. 2. У калитки весною всегда останавливается разно…ик Егорка с тирольскими пирожками. 3. Сто ударов были отсчитаны, барабан…ик перестал бить. 4. Прика…ик подвел друзей к двери и показал рукой на вывеску через дорогу. 5. Часть людей толпилась вокруг спор…иков. 6. Было в Лидии что-то от надсмотр…ика, придирчиво выжидающего у работника какого-нибудь промаха. 7. Табун…ики, мастера на шутки, дали жеребенку имя Кузьмы. 8. Это летели развед…ики. 9. Захарович посоветовал мне поехать на участок Аршинцева и сказал, что до отъезда я могу поговорить с двумя перебе…иками, которые рассказывают много интересного о своем пребывании в дивизии СС «Викинг».

16. С приведенными ниже словами составить словосочетания. Записать, вставляя Н или НН. Объяснить правописание существительных:

ветре…ость, варе…ик, масле…ица, костя…ика, овся…ица, торфя…ик, смышле…ость, мудре…ость; воспита…ик, пле…ик, жема…ица, посла…ик, совреме…ик, листве…ица, свяще…ик, избалова…ость, довере…ость; оси…ик, бесприда…ица, моше…ица, кали…ик, дружи…ик, зво…ица, мали…ик.

Занятие №12

План

1. Имя прилагательное как часть речи.

2. Склонение имен прилагательных.

3. Правописание окончаний прилагательных.

4. Правописание суффиксов прилагательных.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 62, 63-64, 65-66, 67, 68, 70.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 69-78, 80-84.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 97, 98-100.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

ЗАДАНИЯ

1. Выполнить упражнение 186 (Ковалев, Горяной. Современный…)

 

2. а) Прочитать отрывки из стихотворений;

б) выписать имена прилагательные;

в) определить, к какой разновидности склонения (твердой, мягкой, смешанной) они относятся;

г) дописать пропущенные окончания прилагательных.

1. Вот тростник сухой и звонкий…

Добрый Пан, перевяжи

Осторожно нитью тонк…

И в свирель его сложи!

(А. Майков)

2. Нет почётней властвовать над почвой,

В светлом мае, в августе сухом

Постигать таинственный и точн…

Урожаев будущих Закон.

(Б. Чичибабин)

3. Мне грустно! Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с берёзы спадает,

И поздн… кузнечиков треск.

(А. Майков)

4. Единое счастье – работа,

В полях, за станком, за столом, –

Работа до жарк… пота,

Работа без лишн… счёта, –

Часы за упорным трудом!

(В. Брюсов)

5. Раскинулось поле волнист… тканью

И с небом слилось темно-син… гранью,

И в небе прозрачн…щитом золот…

Блестящее солнце сияет над ним.

(Никитин)

Самодиктант.

СОЛОВЕЙ

Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щелканье соловья.

Соловей – одна из самых распространенных у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлеет и переходит в белый. Большие темные глаза придают особую прелесть соловушке.

Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в теплые страны. Весной соловьи прилетают на родину в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь.

Затем соловьи-родители принимаются вить гнезда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются по опушкам леса, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.

Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни. Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнездо, и соловей перестает петь. Всю остальную часть лета соловьи ведут скрытую жизнь и не поют. На свете не найти птички, которая пела бы лучше соловья. (По М. Богданову)

 

Занятие № 13-14

План

1.Глагол как часть речи.

2.Типы спряжения глаголов.

3.Правописание глаголов.

3.1.Употребление Ь в глаголах.

3.2.Правописание личных окончаний глаголов.

3.3.Правописание суффиксов глаголов.

3.4.Правописание омонимичных форм глаголов изъявительного и повелительного наклонения.

3.5.Правописание глаголов в прошедшем времени.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 78-83.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 56-63.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 112-114.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ЗАДАНИЯ

 

1.Выполнить упражнение 216 (Ковалев, Горяной. Современный...)

 

Занятие № 15-16

План

1. Предлог как часть речи.

2. Правописание предлогов.

2.1. Правописание простых предлогов.

2.2. Правописание сложных предлогов.

2.3. Слитное и раздельное написание производных предлогов и предложных сочетаний.

3. Союз как часть речи.

4. Правописание союзов.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 115-116, 118-119, 121, 122, 124.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 140-147.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 152-153, 155.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ЗАДАНИЯ

1. Выполнить упражнени я 278, 283 (Ковалев, Горяной. Современный...)

Составить свои предложения с союзами ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ,ПРИТОМ, ПРИЧЕМ, ЗАТО, ИТАК, ОТТОГО, ПОТОМУ и омонимичными им сочетаниями ЧТО БЫ, ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ, ЗА ТО, И ТАК, ОТ ТОГО, ПО ТОМУ.

Занятие № 17

Тема: СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (ЧАСТИЦА): ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

План

1. Частица как часть речи.

2. Правописание частиц.

2.1. Раздельное написание частиц.

2.2. Дефисное написание частиц.

2.3. Различение частиц НЕ и НИ.

2.4. Слитное и раздельное написание частицы НЕ с разными частями речи.

2.5. Слитно и раздельное написание частицы НИ с разными частями речи.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 124-148.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 147-182.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 134-144.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ЗАДАНИЯ

1. Выполнить упражнение 274 (Ковалев, Горяной.Современный...)

 

Занятие № 1

Тема: ВВЕДЕНИЕ.

План

Диагностический текст.

2.Диктант с грамматическим заданием.

Содержание курса «Русский язык в средствах массовой информации».

Обзор литературы к курсу.


Занятие №2.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

План

1.Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слова.

2.Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, в русских словах.

3.Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, в заимствованных словах.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 7, 8, 33.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 27.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 9, 11.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

ЗАДАНИЯ

 

1.Выполнить упражнения 11, 15 (Ковалев, Горяной.Современный...)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.015 с.)