Образовать и написать слова от приведенных ниже предложно-падежных сочетаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образовать и написать слова от приведенных ниже предложно-падежных сочетаний.



Без голоса, без стыда, без земли, без сердца, без славы, без интереса, под снегом, под березой, под полом, под солнцем, под землей, под ногой, от счета.

 

6. В выделенных словах определить значения приставки пре-:

a) высокая степень качества, признака, действия; превышение какой-либо меры;

b) прекращение, запрещение какого-либо действия, движения;

c) изменение состояния, вида чего-либо;

d) передача.

Выписать слова, значение приставок в которых вы затрудняетесь определить. Запомнить их написание.

1. Должно быть, он знал в Одензе тот старый- престарый дом, где год постройки был вырезан на деревянном толстом щите в рамке из тюльпанов и роз. (К.Паустовский) 2. Из мутного раствора слагаются тонкие плоскости и растет прозрачный и твердый кристалл, преломляющий солнце. (К.Паустовский) 3. Подростки срубили несколько кедров и преградили этим путь пламени. (Г.Марков) 4. Несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии, останавливали путешественников и почту, приезжали в села, грабили помещичьи дома и предавали их огню. (А.Пушкин) 5. Рядом с ним шла привязанная к возу кобыла, смиренный вид которой обличал преклонные лета ее. (Н.Гоголь) 6. Импровизация – это стремительная отзывчивость поэта на любую чужую мысль, на любой толчок извне, немедленное превращение этой мысли в потоки образов и гармонических картин. (К.Паустовский) 7. Раньше он был склонен преувеличивать противоборствующие силы жизни, каждое, даже незначительное предчувствие казалось ему неодолимым. (Ю.Нагибин)

 

7. В выделенных словах определить значения приставки при-:

a) близость, приближение, присоединение, добавление к чему-либо;

b) неполнота действия или его ограниченность коротким промежутком времени;

c) сопутствующий характер действия.

Выписать слова, значение приставок в которых вы затрудняетесь определить. Запомнить написание этих слов.

1. Гувернантка привстала с места, хотела было идти и снова опустилась в кресло. (Ф.Достоевский) 2. Молча повиновались ему: в эту минуту он приобрел над ними какую-то таинственную власть. (М.Лермонтов) 3.Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась. (К.Паустовский) 4.Далекий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность. (К.Паустовский) 5. Он вынул из-за голенища привязанный на ремешке складной ножик. (В.Короленко) 6. Танцор, в папахе и черкесске, воздушно носился между бочками, закидывая за голову то одну, то другую руку, а его друзья прихлопывали в такт. (А.Куприн) 7. Я притерпелся к упрекам и выносил их, как выносил внезапно налетавший дождь или солнечный зной. (В.Короленко) 8. Я приподнялся на локте и взглянул на Марусю (В.Короленко) 9. Там назаре прихлынут волны на брег песчаный и пустой. (А.Пушкин) 10. Он остановился, будто прислушиваясь к чему-то,присел на землю и положил возле себя узел. (М.Лермонтов) 11. Все мальчики засмеялись и опять приумолкли на мгновение. (И.Тургенев)

 

8. Составить предложения с паронимами:

Придавать – предавать; приуменьшить – преуменьшить; приступить – преступить; приклонить – преклонить; привратник – превратность; притворить – претворить; приемник – преемник; прибывать – пребывать; призреть – презирать; приданое – предание; неприложимый – непреложный; приходящий – преходящий; неприступный – преступный.

 

В следующих отрывках из стихотворений найти слова с приставками, выделить эти приставки, объяснить их написание.

1. Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись, фонарь замигал.

(А.Блок)

2....Вечер близок,

Быстрый лет касаток низок,

Надвигается гроза.

(А.Блок)

3. Чья кисть, чей пламенный резец

Предаст потомкам изумленным

Ее небесные черты?

(А.Пушкин)

4. Проглянет солнце, ярко озаряя

И лес, и степь, и старую усадьбу,

Пригреет листья влажные в лесу.

(И.Бунин)

5. Потомства пламенным проклятьем

Да будет предан тот, чей глас

Против славян славянским братьям

Мечи вручил в преступный час!

Да будут прокляты сраженья,

Одноплеменников раздор

И перешедший в поколенья

Вражды бессмысленный позор...

(А.Хомяков)

6. Беда стране, где раб и льстец

Одни приближены к престолу,

А небом избранный певец

Молчит, потупя очи долу.

(А.Пушкин)

7. Немая Русь, обильна и убога,

Упрямо ищет сокровенных слов...

(Д.Самойлов)

 

Переписать, вставив гласные после приставок, и объяснить правописание этих гласных.

Без..звестный, без..мянный, без..нициативный, без..скуственный, вз..грать, вз..скать, вз..мать, дез..нформация, из..мать, меж..рригационный, пан..сламист, под..тожить, пред..сторический, под..грать, сверх..нертный.

 

От приводимых ниже словосочетаний образовать сложносокращенные слова. Объяснить их написание.

Медицинский институт, Государственное издательство, имитация кожи, спортивный инвентарь, педагогический институт.

 

Подготовить конспект викторины «Приставки-труженицы» (см. VIII главу книги Граник и др. «Секреты орфографии»).

Самодиктант. Написать текст под диктовку, проверить, сделать анализ ошибок.

Испокон веку у представителей многих цивилизаций бытовало поверье, предание о том, что у каждого человека существует свой талисман, приносящий ему удачу, придающий ему силу, охраняющий его в испытаниях, не позволяющий преступить законы человеческого бытия. К числу талисманов причисляли драгоценные камни, которые, как считалось, обладали престранной и загадочной силой: некоторые из камней приуменьшали невзгоды, противодействовали болезням, не подпускали их к человеку.

Эти представления о непреходящих свойствах драгоценных камней сохранились до наших дней. Люди нередко носят на цепочке или в кольце «свой» камень. Как правило, это камень того месяца, когда они родились.

Несмотря на то, что воззрения о защитных свойствах камней восходят к глубокой древности, обычай носить украшения из камня возник лишь в шестнадцатом веке. Так, к январю причисляли камень гранат. В феврале непременным атрибутом в украшениях должен быть аметист. Самочувствие и настроение людей в марте мог предопределить аквамарин или гелиотроп, в апреле – бриллиант, в мае – изумруд, в июне, июле, августе – соответственно жемчуг, рубин, оливин. Родившимся в сентябре был предписан сапфир. В октябре, считалось, поддерживает человека опал, в ноябре – топаз, а в декабре – бирюза. Из поколения в поколение передаются верования в сверхъестественную силу драгоценных камней. Согласно преданию, бирюза помогает избежать споров, сохранить добрые отношения; аквамарин – камень любви, а топаз – символ верности.

Среди камней, которые, по поверью, могут уберечь от болезней, особое место принадлежит аметисту. Он назначен людям, страдающим от головной, зубной боли. Бриллиант снимает напряжение, усталость, успокаивает нервы, агат снижает высокую температуру, помогает при лихорадке. Согласно мнению наших предков, от духов тьмы лучше всего оберегает сапфир, нефрит, жемчуг. Гранат защищает от ран, бирюза продлевает жизнь. Таким же свойством наделен опал; кроме того, считается, что он придает приятный оттенок волосам блондинов. (По А. Леокому).

Составить заметку в газету о спортивных соревнованиях, используя данные слова и словосочетания.

Соревнования по..., раз..грывается приз, отложить недо..гранную партию, с..грать вничью, пред..дущая встреча, об..грать, спорт..нвентарь.


ЗАНЯТИЕ №10-11

Тема: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

План

1. Падежные окончания имен существительных.

2. Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

3. Суффиксы имен существительных.

4. Правописание существительных с Н и НН.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 51-62.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 80-92.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 83-97.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

ЗАДАНИЯ

1. Выполнить упражнение № 154 и № 173 (Ковалёв, Горяной …).

2. Переписать, дописывая окончания ед. числа:

сапожищ…, страшилищ…, удилищ…, бородищ…, кулачищ…, осетрищ…, голенищ…, носищ…, щучищ…, влагалищ….

 

3. Указанные в предыдущем упражнении слова написать в именительном падеже множественного числа:

сапожищ…, страшилищ…, удилищ…, бородищ…, кулачищ…, осетрищ…, голенищ…, носищ…, щучищ…, влагалищ….

4. Приводимые ниже слова записать в форме родительного падежа множественного числа:

устье, низовье, ущелье; глазунья, скамья; пашня, спальня, барышня, яблоня, простыня; сакля, свеча, баржа; рожок, конек, гость, носок; русло, одеяльце, щупальце, плечо, яблоко.

 

5. Приводимые ниже слова поставить в дательном и предложном падежах единственного числа:

гербарий, Евгений; Таисия, Люция; станция, мания; здание, острие; взморье, веселье, Закавказье, копье, перепутье.

 

6. Приводимые ниже собственные имена лиц и географические названия поставить в творительном падеже единственного числа. Указать, есть ли различие в их окончаниях:

И.С. Никитин – г. Калинин; А.С. Пушкин – г. Пушкин; Эльмар Грин – г. Багдарин (Вост. Сибирь); И.П. Шатов – г. Саратов; А.С. Львов – г. Львов; Р. Гадиев – г. Киев; П.С. Лисицын – село Лисицыно.

7. Составить предложения с приводимыми ниже собственными именами, употребляя их в форме творительного падежа единственного числа:

a) Иванов, Докучаев, Субботин, Птицын, Чарли Чаплин;

b) Иваново, Бахтеево, Киприно, Царицыно, Камышлов, Кивач, Калушо.

 

8. Переписать, добавляя, где следует, букву Ь:

мираж…, стаж…, мелоч…, ключ…, ноч…, лещ…, овощ…, плющ…, около туч…, серая мыш…, кирпичная печ…, у высоких башен…, кислых вишен…, несколько земляных куч….

 

9. Переписать, вставляя пропущенные буквы и дописывая окончания. Выделить в каждом слове производящую основу и суффикс:

a) замоч…к, стульч…к, крючоч…к, пальч…к, кружоч…к, канальч…к, бочоноч…к, колокольч…к, образч…к, матерьяльч…к, хрящ…к, порошоч…к, двор…к, бараш…к;

b) кресл…ц…, жиж…ца, плать…ц…, пальт…ц…, кож…ца, письм…ц…, метел…ца, коромысл…ц…, луж…ца, послань…ц…, каш…ца.

 

10. Используя суффиксы –ец-, -иц-, -ц-, от приводимых ниже слов образовать существительные среднего рода со значением уменьшительности:

окно, веретено, болото, колено, кресло, масло, сено, корыто, одеяло, сукно, коромысло.

 

11. К приводимым ниже существительным мужского рода подобрать парные имена женского рода:

упрямец, сиделец, поилец, красавец, жилец, владелец, страдалец, кормилец.

 

12. Переписать приводимые ниже предложения. Объяснить написание выделенных слов:

1. Лиса курятинки накушалась досыта. 2. Слезинки, как жемчужинки, дрожали на ее длинных ресницах. 3. Баранинки жареной дам. 4. Уж я тут-то ему покорилась, в праву ножечку поклонилась. 5. Выловит картофелинку ложкой, а потом возьмет эту картофелинку с ложки и в рот. 6. Тоня подошла к нему сзади, обняла, поставив подбородок на темечко, как он (муж) любил. 7. Улыбочка, как трещинка, играет на губах, и мокрые отметинки темнеют на щеках. 8. В семечке обозначились тонкий корешок и зачаток стеблевого росточка.

 

13. Переписать, вставляя пропущенные буквы. Выделить производящую основу и суффикс:

a) лож…чка, ул…чка, лестн…чка, печ…чка, тем…чко, книж…чка, пеш…чка, сем…чко, кром…чка, гор…чко;

b) баш…нка, развал…нка, камыш…нка, бус…нка, горош…нка, протал…нка, завал…нка, скваж…нка.

 

14. От приводимых ниже слов при помощи суффиксов -еньк-, -оньк-, -енк-, -инк-, -ечк-, -очк- образовать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением:

курица, марка, скважина, рука, башня, полоса, сосна, липа, коса, бусина, вишня; Петр, Соня, Вера, Даша, Гриша, Лия.

 

15. Переписать, вставляя пропущенные буквы. Объяснить написание слов:

1. Объезд…ик закурил трубку. 2. У калитки весною всегда останавливается разно…ик Егорка с тирольскими пирожками. 3. Сто ударов были отсчитаны, барабан…ик перестал бить. 4. Прика…ик подвел друзей к двери и показал рукой на вывеску через дорогу. 5. Часть людей толпилась вокруг спор…иков. 6. Было в Лидии что-то от надсмотр…ика, придирчиво выжидающего у работника какого-нибудь промаха. 7. Табун…ики, мастера на шутки, дали жеребенку имя Кузьмы. 8. Это летели развед…ики. 9. Захарович посоветовал мне поехать на участок Аршинцева и сказал, что до отъезда я могу поговорить с двумя перебе…иками, которые рассказывают много интересного о своем пребывании в дивизии СС «Викинг».

16. С приведенными ниже словами составить словосочетания. Записать, вставляя Н или НН. Объяснить правописание существительных:

ветре…ость, варе…ик, масле…ица, костя…ика, овся…ица, торфя…ик, смышле…ость, мудре…ость; воспита…ик, пле…ик, жема…ица, посла…ик, совреме…ик, листве…ица, свяще…ик, избалова…ость, довере…ость; оси…ик, бесприда…ица, моше…ица, кали…ик, дружи…ик, зво…ица, мали…ик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.43 (0.044 с.)