Списать предложения, вставляя пропущенные буквы. Объяснить, какими условиями определяется выбор букв О или А, Е или и в корнях с чередующимися гласными. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Списать предложения, вставляя пропущенные буквы. Объяснить, какими условиями определяется выбор букв О или А, Е или и в корнях с чередующимися гласными.



1. Я люблю сомневаться во всем: это распол…жение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня к…сается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. (М. Лермонтов) 2. Только едва он к…снулся двери, как она вск…чила, зарыдала и бросилась ему на шею. (М. Лермонтов) 3. Клены дог...рали запекшейся кровью. (Б. Пильняк) 4. Погиб и кормчий, и пл…вец. (А. Пушкин) 5. З…рница, как алмаз, отделялась на синем своде. (М. Лермонтов) 6. Мы р…сли, учились и играли всегда вместе (Л. Толстой) 7. Остров выр…стал, приближался. (В. Катаев) 8. Адъютант, изловчившись, без шума поднял перо с рабочего столика, обм…кнул в чернильницу, стряхнул и легко пол…жил на руку, замарав себя чернилами. (Ю. Тынянов) 9. Осень у моря, черная осень, как девушка, вым…кшая под дождем, бл…стела лиловыми глазами. (К.Паустовский) 10. Он с зам…ранием и наслаждением ждет ее (волны) брызг, ее холодного прикосновения (Н.Гарин-Михайловский) 11.Услыхав это, я зам…р на своем месте. (Л.Толстой) 12.Узкими горными тропинками от одного дачного поселка до другого проб…ралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. (А.Куприн) 13.Тогда дело сч…талось проигранным и вторичная попытка – нечестной (В.Короленко) 14.В небе какое-то странное соч…тание наивной голубизны и темных аспидных туч. (В.Солоухин) 15.Мать молча выт…рала капавшие по его щекам слезы. (Н.Гарин-Михайловский) 16.Она пошла в кухню, зап…рла дверь на крючок, затопила там печь. (Е.Замятин) 17.Тема тоже вскакивает, зап…рает за нею дверь и оглядывается.(Н.Гарин-Михайловский) 18.Глаза бл…стели, а губы улыбались (В.Короленко) 19.Восходящее солнце ярко бл…стало на пелене снега. (И.Соколов-Микитов)

 

Прочитать отрывки из стихотворений русских поэтов. Назвать пропущенные буквы и объяснить их выбор.

1. Уж небо ос…нью дышало,

Уж реже солнышко бл…стало.

(А. Пушкин)

 

1. Приманывать из…сканным убором,

Игрою глаз, бл…стящим разговором

Ни склонности у ней, ни дара нет…

(Е. Баратынский)

2. И сердце вновь г…рит и любит – оттого,

3.

Что не любить оно не может.

(А. Пушкин)

 

4. Не легко ходить без оглядки,

Не м…гая, в огонь смотреть.

Возле губ наших горькие складки

Будет трудно ст…реть.

(А. Сурков)

 

5. И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и зам...рает;

М…чта знакомая вокруг меня л…тает.

(А. Пушкин)

 

6. Порой опять г…рмонией упьюсь,

Над вымыслом сл…зами обольюсь,

И может быть – на мой закат п…чальный

Бл…снет любовь улыбкою пр…щальной.

(А. Пушкин)

 

7. Л…жился на поля туман,

Гусей крикливых к…раван

Тянулся к югу…

(А. Пушкин)

 

Подобрать по возможности большее количество слов с корнями –МАК-/-МОК-, -РАВН-/-РОВН- и составить с ними предложения. Объяснить написание слов с этими корнями.

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Произвести орфографический разбор текста.

В х...лода, когда солнце скл…нилось за горизонт, изб…рательно действует сильный моро(с,з): вот он обт…рает, обметывает м…лодой лед инеем, и к утру (кое) где на нем даже бл…стят цв…ты – б…лоснежные, кустистые. Крупные л…пестки ст…лются р…льефом, будто соч…тание ажура и г…пюра. Когда выглянуло солнце и настал день, м…розные р…сунки (н…) выт…рлись, (н…) пропали. На льду (по) прежнему в…днелась цв…тастая д…рога, на к…торой пл…вали дикови(н,нн)ые р…стения. (По А. Стрижеву)

 

Самодиктант. Написать текст под диктовку, проверить, сделать анализ ошибок.

ТУМАН

Стелются над землей осенние туманы. Кажется, будто это подстилка из облаков, окутавшая землю белым густым покровом.

Да ведь это так и есть! Потому что и облака в небе, и туман, простилающийся низко над землей, состоят из крохотных капелек воды.Поэтому попасть в туманное облачко – все равно что тебя обмакнули в воду!

Туманы бывают во все времена года: весной, летом, осенью и даже зимой. Но гуще всего бывает туман на заре, по утрам, когда земля сильно остынет.

Но вот зорька миновала, замерла природа, взошло солнце, загорелось все от его лучей – и туман тут же рассеялся, растаял.

Сочинение по аналогии. Вставить пропущенные буквы. Составить другой текст по аналогии, используя однокорневые слова с одним из типов чередующихся гласных.

Папирус – это болотное р...стение. Еще в древние времена оно р...сло в Египте по берегам Нила. Папирус выр...щивали, чтобы делать из него бумагу. Когда папирус выр...стает, достигнув 3-5 метров и толщины с руку, проникнуть в его зар...сли невозможно: это плотная стена. Корни папируса сплетаются, и, разр...стаясь, группа р...стений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке. Такие островки задерживают движение кораблей, мешают судоходству.

Путешественники, побывавшие в тропиках Африки, утверждают, что видели папирус, который произр...стает на озере Чад.


Занятие №5.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

ГЛАСНЫЕ О,Е,И,Ы ПОСЛЕ Ц.

План

1.Правописание гласных О и Е в корнях слов.

2.Правописание гласных О и Е в суффиксах.

3.Правописание гласных О и Е в окончаниях.

4.Правописание гласных О и Е после Ц.

5.Правописание гласных И и Ы после Ц.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 14, 15-16, 17.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 35-40.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 20, 22, 24-25.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

ЗАДАНИЯ

 

1.Выполнить упражнения 32, 34 ( Ковалев, Горяной. Современный...).

 

Вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.

Ж...лтый, ж...рнов, ж...нглер, ж...ваный, крыж...вник, ч..лн, ч..рный, ч...боты, ч...каться, прож...рливый, ч...порный, ч...рствый, прич...ска, расч...ска, ш..в, ш...кировать, деш...вка, кош...лка, реш...тка, ш...колад, ш...рох, ш...пот, трущ...ба, чащ...ба, щ...тка, щ...лкать, пощ...чина.

Вставить пропущенные буквы и определить, в какой из приведенных групп во всех словах пишется Е, а не О.

1.Ч...порно, ч...тыре, ж...сть, щ...левой.

2.Ч...тверг, ч...ло, ш...рохи, ж...лчный.

3.Ж...на, щ...лка, ч...рствый, ш...рник.

4.Пш...ница, ч...лка, щ...мит, ж...нить.

5.Печ...нка, ш...рник, ч...рный, ш...лковый.

6.Ж...лтый, ч...четка, ш...пот, ш...колад.

7.Кош...лка, щ...лкать, ч...тверо, ч...лн.

8.Маж...рный, щ...тина, ч...ткий, ж...лчь.

Переписать, вставляя пропущенные буквы; объяснить выбранные написания.

Прож...г пиджак, прож...г пиджака, переж...г кирпича, допустить переж...г горючего,переж...г кирпич, подж...г дом, сильный ож...г, ож...г ногу, ож...г ноги; недож...г кирпич, недож...г кирпича; обвинение в подж...ге, изж...га, изж...г много топлива, ож...говая больница.

 

5.Образовать от приведенных ниже слов имена существительные с суффиксами –ОК- (-ЕК-), -ОНОК- или –ОНК-А:

пастух, волк, собака, рука, нога, кляча, река, посох, сук, душа, лягушка, петух, круг.

6.От приведенных ниже имен существительных образовать имена прилагательные с суффиксами -ОВ-(-ЕВ-):

груша, алыча, нож, камыш, еж, ключ.

7.Образовать от приведенных слов наречия на –О, -Е. Объяснить написание наречий:

беспокоящий, вызывающий, горячий, общий, певучий, свежий, угрожающий.

 

8.Объяснить написание О или Е в следующих словах:

а)тушОнка – тушЕнка, страшОн – страшЕн.

б)меньш...й – меньш...й, оборвыш...м – голыш...м, размеж...ванный – ерш...вый, нож...вый – нож...вой, общ... – ещ..., распаш...нка – сгущ...нка, ш...к – ш...лк, нож...вка – ноч...вка, парч...вый – деш...вый, ухаж...ры – обж...ры, плач...м – плеч...м, нож...нка – дж...нка, обуш...к – обош...л, груш...вка – растуш...вка, киш...к – крыш...к, нож...вка – размеж...вка, маж...р – дириж...р, изж...га – изж...г, реч...нка – распаш...нка.

 

9.Переписать; найти гласные, стоящие после шипящих и Ц. Объяснить, какие буквы употребляются в соответствии с правилами русской графики и орфографии, какие слова являются исключениями из этих правил:

а)жена, крючок, живот, чащоба, шепот, щеголь, шорох, щавель, чуть, журавль, Шура, шина, брошюра, Чазов, парашют, Мкртчян, жесть, жюри, Жуков, Жюль Верн;

б)царь, цех, цирк, цыган, отцы, лицо, Птицын, цукаты, Цюрих,Цявловский.

10.Объяснить различие в написании гласных после Ц в приводимых попарно словах:

конц...в – ранц...в, пальтец... – копытц..., конц...м - перц...м, облиц...вка – облиц...вать, танц...р – танц...вать, пунц...вый – ситц...вый, ц...рк – ц...пленок, багрец...м – багрянц...м.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.014 с.)