Тема: философия как феномен культуры. Круг проблем философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: философия как феномен культуры. Круг проблем философии



Философия и мировоззрение

Проблемный блок

Хорошо известно, что сложившиеся в обществе взгляды, принципы, нормы поведения и т.п. оказывают значительное влияние на формирование мировоззрения личности.

А может ли мировоззрение отдельной личности «опережать» мировоззрение общества?

Контрольный блок

  1. Чем отличается миропонимание от мироощущения?
  2. Перечислите основные компоненты мировоззрения.
  3. Какие уровни мировоззрения Вы знаете и в чем их принципиальное отличие друг от друга?
  4. Какова роль мировоззрения в жизнедеятельности людей?
  5. Какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование?

 

Философия и мифология

Проблемный блок

О мифе и мифологии как о способе освоения действительности говорят, когда рассматривают ранние стадии общественного развития. Можно ли утверждать, что мифология как духовно-практический феномен существует и на других этапах развития общества, в том числе и на современном его этапе?

Контрольный блок

  1. Что представляет собой миф как феномен духовного?
  2. В чем проявляется синкретизм мифа?
  3. Какие функции выполняет миф в жизни человека?
  4. Какие из мифов древности, вошедшие в мировые религии, Вы могли бы назвать?
  5. В чем проявляется связь древнегреческой мифологии и современного искусства?

2 .1.3 Философия и религия

Проблемный блок

Известный философ Рассел в работе «Почему я не христианин» писал: «Три человеческих импульса, воплощенные в религии, это, по-видимому, страх, тщеславие и ненависть… Именно потому, что эти страсти в общем и целом служат источником человеческих страданий, религии является силой зла, ибо позволяет людям безудержно предаваться свои страстям… В наше время эти эмоции могут быть почти полностью устранены из человеческой природы при помощи реформ в области воспитания, экономики и политики. Основу должны составить реформы в сфере образования…» (Рассел Б. Почему я не христианин. – М., 1987. С. 129-130).

Согласны ли Вы с мнением Рассела о психологических корнях религии и средствах их устранения?

Контрольный блок

1. Что представляет собой религия как мировоззрение?

2. Что отличает религию от мифологии?

3. Какие формы первобытной религии Вы знаете? В чем выражается их суть?

4. Раскройте сущность социальных, гносеологических и пихологических корней религии.

5. Назовите основные функции, которые выполняет религия, и раскройте их содержание.

6. Какое место занимает религия в современном обществе?

 

Специфика философского знания

Проблемный блок

«Вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному … строго говоря, давно уже не составляет проблемы, – пишет Ойзерман, – т.к., если, конечно, называть проблемами нерешенные, подлежащие исследованию вопросы, …превращать его снова в проблему – значит тянуть философию назад».

Согласны ли Вы с такой точкой зрения?

Контрольный блок

  1. В чем специфика философского знания?
  2. Каковы основные функции философии?
  3. Какие дисциплины входят в структуру философии?

 

 

2.2. Тема: Философия образования

Проблемный блок

Э. Фромм пишет: «Мы обучаем знаниям, но упускаем важный момент для развития человека вид обучения: то обучение, которое может происходить только благодаря присутствию зрелой, любящей личности… Если нам не удастся сохранить представление о том, какова должна быть зрелая личность, то мы окажемся перед опасностью полного прекращения нашей культурной традиции. Эти традиции основаны, прежде всего, не на передаче тех или иных знаний, а определенных человеческих качеств. Если последующие поколения не увидят этих качеств, то пятитысячелетняя культура погибнет, даже если знания будут по-прежнему передаваться и обогащаться» (Фромм Э. Искусство любить // Душа человека. – М., 1992. С. 170.

Контрольный блок

1. Каковы наиболее важные функции образования в обществе?

2. Что объединяет философию и образование?

3. Что такое «философия образования» и каково ее назначение?

4. Назовите наиболее важные, с Вашей точки зрения, проблемы образования, которые в полной мере можно считать философскими?

5. Что, с Вашей точки зрения, должно быть приоритетом в образовании: обучение или воспитание?

 

Тема: Философская антропология

Проблемный блок

Герой романа известного французского писателя Веркора «Люди и животные» Дуглас, желая доказать, что живые существа – «тропи», к которым он волей случая попадает в Африканских джунглях, принадлежат к человеческому роду, убивает одного из них. Суд должен был решить, кого он убил: человека или животного.

В процессе судебного расследования суд не смог принять самостоятельного решения, так как не располагал для этого необходимыми критериями различий. Парламент, куда обратился суд за помощью, после долгих дебатов пришел к выводу, что человеком следует считать живое существо, воплощающее в себе религиозный дух. На этом основании суд оправдал Дугласа, и все его жалобы в высшие инстанции были отклонены.

Согласны ли Вы с определением человека, данным парламентом? Какой или какие признаки человека, отличающие его от животного, назвали бы Вы сами?

 

Проблемный блок

Итальянский правовед Ц. Ломброзо, изучая анатомию и физиологию преступников, сформулировал ряд признаков, характеризующих, по его мнению, прирожденного преступника (форма и объем черепа, форма носа, ушей, цвет волос, чувствительность кожи, психические свойства). Ломброзо пришел к выводу, что преступника отличает психофизические особенности отдаленных предков (притупленность чувств, неразвитость рассудка, любовь к татуировке и т.п.), живущие в нем в силу закона наследственности, поэтому следует изучать не преступления, а преступника.

Согласны ли Вы с этой концепцией? Почему?

Проблемный блок

Герой романа И. Тургенева «Отцы и дети» Базаров высказывает следующую мысль: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… Небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить о всех других. Люди – это деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой».

Согласны ли Вы с такой точкой зрения?

Контрольный блок

  1. Перечислите основные подходы к изучению человека в философии.
  2. В единстве каких компонент проявляется сущность человека?
  3. Какими качествами обладает человек как представитель Homo sapiens?

 

Тема: Философия бытия

Проблемный блок

Для классической европейской философии характерно противостояние двух концепций бытия. В первой – бытие можно сравнить с окном, позволяющим взглянуть на мир явлений, на действительность. Во второй – бытие предстает как пустое понятие, результат лингвистических недоразумений, которое позволяет увидеть лишь отраженные структуры разума (См.: Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986. С. 236 – 237).

Какие концепции бытия подразумеваются в первом и во втором случае? Назовите представителей европейской философии, которые придерживались этих концепций?

 

Контрольный блок

  1. Почему категория «бытие» является необходимой для осмысления окружающего мира?
  2. Какие значения имеет термин онтология?
  3. Какие категории онтологии, кроме категории «бытие» Вы знаете?
  4. Какие существовавшие в философии трактовки бытия Вы знаете?
  5. Перечислите основные формы бытия и дайте краткое описание каждой из них.
  6. Что такое вещи «второй природы»?
  7. Какими основными характеристиками обладает виртуальное бытие?

Тема: Философские проблемы диалектики

Проблемный блок

Хорошо известен факт перехода того или иного вещества из одного его состояния в другое под воздействием тех или иных условий: металлы при нагревании из твердого состояния переходят в жидкое.

Существуют изменения и другого рода: при определенных условиях (температуре около 2500 градусов и колоссальном давлении – в 10 миллиардов паскалей) графит превращается в алмаз.

Можно ли в этих случаях говорить о развитии? Ответ необходимо обосновать.

Проблемный блок

В средней и высшей школе уровень знаний учащегося определяется преподавателем в ходе экзамена и выражается, как правило, оценкой от «неудовлетворительно» до «отлично».

Считаете ли Вы, что каждая из этих оценок (количество) действительно соответствует уровню знаний учащегося (качество)? Можно ли утверждать, что одна и та же оценка на одном и том же экзамене, полученная разными учащимися, говорит об одинаковом уровне их знаний? Ответы аргументируйте.

 

Контрольный блок

  1. Кого можно считать основателем диалектики как учения о развитии?
  2. Дайте описание модели диалектики Гегеля.
  3. Назовите основные принципы, лежащие в основе материалистической модели диалектики
  4. Дайте сравнительную характеристику прогрессивного и регрессивного развития.
  5. Как трактуется идея саморазвития в теории самоорганизации (синергетике)?
  6. Назовите всеобщие законы диалектики.
  7. В чем, с Вашей точки зрения, состоят различия между эволюцией и революцией?
  8. В чем выражается единство и «борьба» противоположностей в физических (биологических, социальных) системах?
  9. Сформулируйте закон, раскрывающий механизм развития.
  10. Что в философии понимают под словом «мера»?
  11. Дайте определение понятия «скачок».
  12. В чем состоит смысл диалектического закона отрицания?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.011 с.)