Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие существительные не образуют коррелятивных форм числа.

Поиск

Существительные, имеющие только формы единственного числа

Имена существительные, обозначающие предметы, не считаемые и не сочетающиеся с количественными числительными, не имеют форм множественного числа. К этой группе относятся:

1) имена существительные, обозначающие вещество, материал (вещественные существительные): масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь.

Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок: легированные стали, технические масла, газированные воды. Иногда с формой числа связано различение смысловых значений. Грязь («размокшая грязь») не имеет множественного числа, а грязи («лечебный ил») не имеет единственного числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет множественного числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет единственного числа;

2) имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество;

3) отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др.

Форма множественного числа, возможная для некоторых из них, придает им конкретное значение: морские глубины, недоступные высоты, местные власти;

4) имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Были ли до Гоголя Маниловы, Собакевичи, Лазаревы? Конечно. Но они существовали в бесформенном состоянии, неявные для окружающих (Эренбург); Братья Аксаковы, бритья Киреевские, род Толстых.

Существительные, имеющие только формы множественного числа

К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:

1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.;

2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;

3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;

4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;

5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.

Некоторые из таких существительных обозначают считаемые предметы, но их единичность и множественность формой числа не выражается. Ср.: Я потерял свои ножницы. - В магазине продаются ножницы разных размеров; Вход против ворот. - Во двор ведут двое ворот.

 

26) Как проявляется системность частей речи в явлении перехода из одной части речи в другую?

Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.

Образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) - субстантивация. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведующий заведовать, заведующий - ‘тот, кто заведует'.

Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
- существительных (дома, весной),
- прилагательных (попусту, в открытую),
- деепричастий (сидя, лёжа),
- числительных (вдвое).

Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую - процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой зима, леж-а лежать, по-пуст-у пустой.

Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:
- отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу,
- отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,
- наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.

При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) - Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении - производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) - Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство(деепричастие). Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого - в функции чего), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний.

 


27) Почему склонение русского существительного систематизируется по 3 типам?

Склонение существительных

1. Изменение существительных по падежам.

2. Класс слов, объединенных общностью словоизменения.

3. Отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса.

В вузовской грамматике выделяются следующие типы склонений:

1) субстантивный тип склонения, включающий три подтипа:

а) первое;

б) второе

в) третье;

2) адъективное склонение;

в) смешанное склонение;

г) нулевое склонение.

Склонение – это изменение существительных по падежам, а также класс слов, объединённый общностью словоизменения. Критериями распределения слов по типам склонения в современном русском языке являются род и система падежных окончаний. Типы склонения существительных строго различаются только в падежных формах единственного числа, так как во множественном числе родовые различия стёрты (в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа окончания одинаковы для всех типов склонения).

В академической грамматике выделяется 7 типов склонения существительных.

К 1 субстантивному склонению относятся:

· существительные мужского рода с нулевым окончанием, например: стол, конь, край, нож, иней, мяч, шалаш, плач, ворон;

· существительные мужского рода с окончанием -о (-е), например: домишко, хлебушко, заборишко, носище, голосище;

· существительные среднего рода с окончанием -о (-е, -ё), например: здание, ружьё, небо, остриё, поле, бельё, окно, знание.

Ко 2 субстантивному склонению относятся:

· существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а (-я), например: папа, забияка, туча, мужчина, судья, зайчишка, сирота, плакса.

К 3 субстантивному склонению относятся:

· существительные женского рода с нулевым окончанием, например: болезнь, тень, мышь, глушь, помощь, рожь, ночь, мать, дочь.

В зависимости от характера конечного согласного различают твёрдый и мягкий варианты склонения, например:

1 субстантивное склонение – твёрдый вариант клён-, дн-о; мягкий вариант дождь-,

2 субстантивное склонение – твёрдый вариант гор-а, звезд-а; мягкий вариант стихиj-а, аллеj-а;

3 субстантивное склонение – твёрдый вариант мышь-, молодёжь -; мягкий вариант шерсть-, тень-.

Изменение слова по падежам называется склонением. Склонением называется также класс слов, объединенных общностью словоизменения, и отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса. Как сказано в современном русском языке существует три таких класса (три склонения) – первое, второе и третье, различающиеся системами падежных флексий. Типы склонения строго различаются только в падежных формах ед. ч. Во мн. ч. различия между типами склонения не столь определенны, а в дат., тв. и предл. падежах различия флексий вообще отсутствуют. К первому склонению относятся существительные муж. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. (стол, конь, край, нож, шалаш, мяч, товарищ) и существительные сред. и муж. р. с флексиями в им. п. ед. ч. -|о| (орфогр. - о, - ё и - е) (окно, ружьё, поле) и -|е| (бытие). Ко второму склонению относятся существительные с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. - а и - я) (труба, земля, стужа, туча) и существительные с той же флексией, относящиеся к муж. р. (мужчина, староста, зайчишка, домина, судья) и к общ. р. (сирота, обжора, плакса). К третьему склонению относятся существительные жен. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. и с основой на парно-мягкую согласную или на шипящую (ткань, кровать, мышь, ночь, рожь, мощь). К третьему склонению по системе падежных флексий относятся также существительные сред. р. на - мя с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. - я) (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, полымя [устар.], племя, стремя, семя, темя), существительные сред. р. дитя и муж. р. путь.

Склонение существительных связано с морфологической категорией рода, но не определяется ею последовательно. В I скл. входят существительные муж. и сред. р. и не входят существительные жен. р.; во II скл. входят существительные жен., муж. и общ. р. и не входят существительные сред. р.; в III скл. входят в основном существительные жен. р., а также двенадцать слов сред. р. и одно слово муж. р. Первые два склонения по отношению к роду характеризуются следующим образом: I скл. – неженское (т. е. мужское и среднее), II скл. – несреднее (т. е. мужское и женское); III скл. – преимущественно женское. С орфографической точки зрения, т. е. в зависимости от написания флексий, в первых двух склонениях выделяются две разновидности: а) существительные с основой на парно-твердую согласную, шипящую и ц (так называемая твердая разновидность); б) существительные с основой на парно-мягкую согласную и |j| (так называемая мягкая разновидность). Различия в написании флексий обусловлены качеством конечной согласной основы существительного. В III скл., в основном состоящем из слов жен. р. с основой на парно-мягкую согласную и шипящую, первая разновидность не представлена. О склонении существительных муж. р. на - ишко и - ище, в котором могут объединяться падежные флексии первого и второго скл.

 


28) Какие отклонения от этой системы существуют?

. Наряду с указанными типами склонения в современном русском языке встречаются группы существительных, имеющие самостоятельную, отличную от других систему словоизменения. К ним относятся:

· разносклоняемые существительные;

· существительные адъективного склонения;

· существительные смешанного склонения;

· существительные нулевого склонения.

К разносклоняемым существительным относятся слова, которые совмещают при словоизменении падежные окончания разных типов склонения:

· 10 существительных среднего рода на -мя: бремя, время, знамя, племя, пламя, вымя, темя, стремя, семя, имя;

· существительное мужского рода путь;

· существительное дитя, имеющее в словарях стилистические пометы книжн., устар., поэт.

Существительные на -мя в родительном, дательном, творительном, предложном падежах прибавляют к корневой морфеме сегмент -ен-: врем-я – нет врем-ен-и, дорожить врем-ен-ем.

Существительные на -мя и существительное путь в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание , как у существительных 3 субстантивного склонения, а в творительном падеже окончание -ем, как у существительных 1 субстантивного склонения: им-я, имен-и, имен-и, им-я, имен-ем, имен-и.

Существительные бремя, пламя, вымя, темя не имеют форм множественного числа. Остальные существительные изменяются по числам: время – времена, имя – имена, семя – семена; знамя – знамёна; племя – племена; стремя – стремена. Ударение в единственном числе всегда падает на основу, во множественном числе на окончание; исключение составляет слово знамя, которое во множественном числе имеет ударение на основе – знамёна.

При склонении во множественном числе существительные на -мя изменяются как существительные среднего рода на , а существительное путь – как существительные мужского рода 1 субстантивного склонения.

Существительное дитя в настоящее время в косвенных падежах заменяется падежными формами существительного ребёнок. Однако в XIX веке оно изменялось следующим образом: дитя, дитяти, дитяти, дитятю, дитятей, о дитяти.

К адъективному склонению относятся субстантивированные прилагательные и причастия, то есть существительные, которые являются по происхождению именами прилагательными или причастиями, например: прохожий, перевязочная, пельменная, больной, раненый.

К смешанному склонению относятся собственные имена существительные с суффиксами -ов (-ев), -ин(-ын), обозначающие фамилии людей, например: Пушкин, Пушкина, Пушкину, Пушкина, Пушкиным, о Пушкине.

При склонении собственных существительных, обозначающих фамилии людей мужского пола, в именительном, родительном, дательном, винительном, предложном падежах наблюдаются окончания существительных 1 субстантивного склонения, а в творительном падеже – окончание имени прилагательного: гордимся велик им Пушкин ым.

Собственные имена существительные с суффиксами -ов (-ев), -ин (-ын), обозначающие фамилии людей, следует отличать от омонимичных собственных имён существительных, обозначающих населённые пункты (города, сёла), которые изменяются по 1 субстантивному склонению: город Пушкин, Пушкина, Пушкину, Пушкин, Пушкином, о Пушкине.

К нулевому склонению относятся несклоняемые существительные, например: метро, такси, депо, бюро. Несклоняемыми называются существительные, не имеющие форм падежа и числа, но выражающие их грамматические значения формами согласуемых слов: новое пальто, новым пальто, о новом пальто.

 

 


29) Каковы количественные характеристики системы частей речи в академической, вузовской и школьной программе?

Виноградов выделял 12 частей речи, что отображается в академических грамматиках




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.148.180 (0.012 с.)