Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стилистические особенности синтаксиса простого предложенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: рассмотреть стилистические особенности словосочетания и простого предложения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 1. Синтаксис как раздел грамматики. Стилистический синтаксис. 2. Порядок слов и его роль в организации речи. Синтаксическое и актуальное членение простого предложения. 3. Синтаксическая связь подлежащего и сказуемого. 4. Согласование определений и приложений. 5. Предложное и беспредложное управление. 6. Простое осложненное предложение.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1. Выберите из данных в скобках форм нужную для построения словосочетания. Ответ обоснуйте.
Указание (по передаче, о передаче), распоряжаться (фондами, с фондами), обсуждение (о расширении, расширения), требование (перевода, о переводе), доложить (итоги, об итогах), ответ (по заявлению, на заявление), план (по выпуску, выпуска), равнодушие (за судьбу, о судьбе), удостоен (наградой, награды), ждать (ответ, ответа), право (на труд, трудиться), дом (номер три, под номером третьим), разговор (о работе, про работу).
2. Выберите из данных в скобках форм нужную. Мотивируйте свой выбор. Укажите возможные варианты.
1. Каждый шорох, каждый скрип, каждый звук (был слышен, были слышны) в напряженной тишине. 2. Углубление и развитие противоречий между странами неоднократно (вызывало, вызывали) военные конфликты. 3. Каждая новая победа человеческого разума, каждое новое понятие, возникшее в коллективном труде, (закреплялось, закреплялись) в языке. 4. После короткой беседы большинство (получает, получают) направление. 5. Никто из работников управления так и не (смог, смогли) прямо ответить на наш вопрос. 6. Женщина-следователь отлично (справился, справилась) с трудным делом. 7. Большинство тех, кто (дал, дали) согласие на переезд, в дальнейшем (взял, взяло, взяли) свои заявления. 8. Самая северная точка на земном шаре называется (Северным полюсом, Северный полюс). 9. Огромные перемены во всех областях жизни произошли (за последнее полстолетие, за последние полстолетия) почти во всем мире. 10. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он (настоящий, настоящая) ханжа.
3. Определите стилистическую функцию осложненных компонентов простого предложения во вводной части Конституции Российской Федерации. Объясните постановку знаков препинания и композицию предложения.
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
4. Определите смысловую роль порядка слов в предложениях статьи 18 главы 2 Конституции Российской Федерации. Изменится ли стилистико-смысловая направленность текстов при ином порядке слов?
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
5. Определите ошибки в приведенных ниже простых предложениях (нарушение порядка слов, неправильное употребление осложненных членов предложения, ошибки при согласовании и управлении и т.д.). Произведите правку предложений.
1. В учебном центре переподготовку прошли 51 человек. 2. Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно. 3. Факты, о которых изложил автор письма, полностью подтвердились. 4. Старшее поколение должно влиять и вести за собой молодежь, помогать ей. 5. Согласно распоряжения срок представления отчета истекает 1 марта. 6. Руководство потребовало доложить итоги работы. 7. Делегаты конференции разъехались в свои страны. 8. Лекции об охране правопорядка были прочитаны на предприятиях, учреждениях и школах. 9. Любой ребенок, любой подросток должны знать, как опасно перебегать дорогу перед движущимся транспортом. 10. Николаев не раз предупреждался за допускаемый им брак и прогулы. 11. Следует строго спросить с нарушителей. 12. К заявлению с просьбой о внеочередном отпуске, переданном начальнику отдела, была приложена справка из поликлиники. 13. Катание на лодках, находясь с маленькими детьми, запрещено. 14. Свиридов совершил для личного пользования кражу сотового телефона. 15. В кювете был обнаружен мотоцикл рядом с поперек лежащим гражданином с погнутым бочком и без переднего колеса. 16. Первое целевое задание на отдел готовил Никитин. 17. О несоответствии задания и наряда пояснил свидетель Столяров. 18. При осмотре трупа никаких следов насилия, кроме свидетельства о браке, не обнаружено. 19. В медпункте будут проводиться противогриппозные прививки, кроме освобожденных врачом. 20. Нарушив правила дорожного движения пострадало двое мужчин.
ЛИТЕРАТУРА 1. Баишева З.В. Русский язык и культура речи в юриспруденции: Учебник. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002, - С. 47-50, 80- 82. 2. Голощапова Т.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2005, - С. 137-156. 3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002, - С. 312-331. 4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М.: БЕК, 1997, - С. 230-277. 5. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1988, - С. 126-160. 6. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1984, - С.155-170. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 13. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ПРЯМОЙ И КОСВЕННОЙ РЕЧИ Цель: рассмотреть основные структурно-семантические типы сложных предложений и выявить их стилистические возможности; обратить внимание на оформление чужой речи в письменном тексте.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 1.Структурно-семантические типы сложного предложения в современном русском языке. Особенности функционирования сложных предложений в языке права. 2.Ошибки, допускаемые при употреблении сложных предложений в процессе коммуникации: нарушение границ предложения, смещение конструкций, загромождение придаточными частями, неправильное употребление средств связи, нарушение порядка следования компонентов. 3.Способы передачи чужой речи в современном русском языке: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Стилистическая окрашенность подобного типа предложений.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1. В соответствии с орфоэпическими нормами русского языка прочтите отрывки известных русских филологов. Правильно расставьте знаки препинания и определите тип сложных предложений. Какова стилистическая направленность такого типа предложений?
А. Но вот мысль над которой следует задуматься язык не только лучший показатель общей культуры но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли богатый язык точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Это не сразу кажется ясным но это так. Если человек точно может назвать ошибку допущенную им в работе значит он определил ее суть. Если он не озлясь и не употребив грубого выражения четко указал на недочеты товарища значит он умеет руководить работой. Точность правильность и прямота без грубостей в языке нравственный показатель работы товарищества семейной жизни залог успеха в учении (Д.С.Лихачев). Б. Литературный язык, которым мы пользуемся это подлинно драгоценнейшее наследие ибо он дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников но и у великих людей минувших времен (Л.В.Щерба). В. Речь устная и письменная ораторская и разговорнаяканцелярская и поэтическая митинговая и парламентская докладная записка или указ беседа с приятелем и дипломатический обмен любезностями язык в прозе и в стихах все эти языковые задания вместе с прочими бесчисленными делениями которые можно продолжить в каждом из этих видов и подвидов требуют своих средств выполнения и своей «техники». …Сами по себе лингвистические знания не могут воспитывать лингвистического вкуса и лингвистической дисциплины если они не предваряются общей культурностью говорящего. Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку (Г.О. Винокур).
2. В текстах практических занятий 3 и 4, предлагаемых для анализа, выделите сложные предложения. Определите их тип: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное.
3. Определите тип ошибок, допущенных в сложном предложении. Исправьте их.
1. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя. 2. Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств, которое находится в бывшем гараже. 3. Врачи считают, что болезнь настолько серьезная, что приходится опасаться за жизнь больного. 4. Извещаем, что по имеющимся сведениям о том, что вы систематически срываете внесение абонементной платы, будут приняты строгие меры. 5. Наш девиз – это когда один – за всех и все за одного. 6. Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных совещаниях. 7. Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о светлом будущем. 8. У нас рабство не присутствует, а в некоторых странах оно присутствует и прослеживается. 9. Подойдя к ней, она говорит, что у меня в кассе были двое мужчин. 10. Во время осмотра члены семьи в составе трех человек находились в квартире, двери открыты, которые все плакали. 11. Даже взимая административный штраф, виновный не осознает свою вину, ведь это его жизнь, а денежное взыскание с лица, наоборот, вырабатывает у лица ненависть к государственным органам. 4. В отрывках из судебной речи Я.С. Киселева в защиту Бердникова определите тип передачи чужой речи (прямая или косвенная). Правильно расставьте знаки препинания. Какова стилистическая функция предложений с прямой и косвенной речью? 1. На вопрос следователя Бердников показал что никаких доказательств подтверждающих его заявление о близости с Туркиной он представить не может. 2. Товарищи судьи вы помните ее (Туркиной) ответ Жила на средства мужа. 3. Когда Туркину спросили зачем она живого мужа записывала в покойники она без тени смущения мгновенно найдясь парировала обвинение во лжи Что из того что он жив? Для меня он был мертв. 4. Наталия Федоровна рассказала что на кондитерской фабрике ее зарплата была невелика. 5. Туркина согласилась исполнить то что говорит Александр Туркин Гони его гони чтобы я слышал требовал Туркин. 6. Наталия Федоровна сообщив суду что она правдива и очищена от злых чувств перешла к изложению фактов. Она показала что была принята на завод по рекомендации и настоянию Бердникова… показывала что Бердников, мастер, начальник смены, сам обучал ее токарному делу.
5.Приведенные выше предложения трансформируйте в предложения с несобственно-прямой речью. Определите стилистическую окрашенность несобственно- прямой речи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М.: Высшая школа, 1987, - С. 392-458. 2.Голощапова Т.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2005, - С.154-156. 3.Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М.: БЕК, 1997, - С. 281-287. 4.Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1988, - С. 160-166.
ОСНОВНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ Актуальное членение предложения – выделение в предложении компонентов, частей, которые различаются характером коммуникативной нагрузки, участием в сообщении конкретной семантики высказывания. Одни компоненты предложения выступают как исходные, заключающие уже известный участникам коммуникации смысл (тема), другие сообщают новое, неизвестное (рема). Средствами актуального членения являются порядок слов и интонация. Бессоюзные предложения – типсложных предложений, грамматические части которого соединяются интонационно, без помощи союзов. Вводные компоненты – синтаксические единицы предложения, которые выражают отношение говорящего к высказыванию или придают объективную модальность всему тексту предложения (конечно, разумеется, может быть). Вставные конструкции (компоненты) – слово, словоформа, словосочетание или предложение, которые вставляются в предложение для сообщения дополнительных или пояснительных сведений к его содержанию. Второстепенные члены предложения – компоненты структуры простого предложения, определяющие, поясняющие, дополняющие значения либо главных членов, либо других компонентов предложения (дополнение, определение, обстоятельство). Дополнение – второстепенный член предложения, который имеет общее значение объекта. Как правило, дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Косвенная речь – передача на письме чужой речи в форме придаточной части сложноподчиненного предложения. Предложение – коммуникативная синтаксическая единица языка, являющаяся средством формирования, выражения и сообщения мысли. Придаточная часть – синтаксически зависимая грамматическая часть сложноподчиненного предложения, соединенная с главной частью с помощью союзов или союзных слов (придаточная определительная, изъяснительная, придаточная часть причины и др.). Приложение – разновидность определения, выраженная именем существительным, согласующимся с определяемым словом в падеже. Примыкание – вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного компонента выражается семантически (по смыслу) и интонационно. Простое предложение – предложение, состоящее из одной грамматической части (предикативной единицы). Прямая речь – особая синтаксическая конструкция, дословно воспроизводящая чужую речь. Несобственно-прямая речь – форма передачи чужой речи, сочетающая в себе элементы прямой и косвенной речи. Обособление – смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придания им известной синтаксической самостоятельности. Семантико-стилистическая функция обособленных членов предложения заключается в том, что они уточняют высказываемую мысль, конкретизируют высказывание, дают более углубленную характеристику лицу или предмету, вносят в предложение экспрессивную окраску. Различаются следующие типы обособленных членов предложения: обособленное определение, обособленное приложение, обособленное дополнение, обособленное обстоятельство. Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий, при каких обстоятельствах происходит действие, а также указывающий способ, меру, степень проявления действия или признака. Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединенные одинаковым отношением к одному и тому же компоненту предложения, связанные между собой сочинительной связью. Определение – второстепенный член предложения, поясняющийслово с предметным значением и обозначающий признак, качество или свойство предмета. Осложненное простое предложение – простое предложение, имеющее в своем составе обособленные обороты, однородные члены предложения, вводные и вставные компоненты, обращения и междометия. Подлежащее – один из главных членов предложения, обозначающий субъект, производящий действие. Подчинительная связь – связь между двумя синтаксически неравноправными компонентами словосочетания и предложения. Порядок слов в простом предложении -взаимное расположение членов предложения, имеющее синтаксическое, смысловое и стилистическое значение. Синтаксис – 1) раздел грамматики, изучающий строй связной речи (предложение, словосочетание); 2) учение о функции в речи различных классов слов и фразеологизмов. Сказуемое – один из главных членов предложения, обозначающий активный или пассивный признак того предмета, который выражен подлежащим. По структуре различается простое, сложное и составное сказуемое. Среди составных сказуемых в зависимости от компонентного состава выделяются составное глагольное и составное именное. Словосочетание – синтаксическая единица докоммуникативного уровня, образуемая соединением знаменательных слов на основе подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Сложное предложение – структурный тип предложения, состоящий из двух или более грамматических (предикативных) единиц, соединенных с помощью сочинительных и подчинительных средств связи либо с помощью интонации. Сложноподчиненное предложение – тип сложного предложения, части которого неравноправны (главная и придаточная) и соединены с помощью подчинительных средств связи и интонационно. Сложносочиненное предложение – тип сложного предложения, части которого находятся в равноправных отношениях и соединены сочинительными союзами и сочинительной интонацией. Согласование – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется в формах рода, числа и падежа главному слову (расследуемое дело, криминальная группировка). Сочинительная связь – связь между синтаксически равноправными единицами (словами или предложениями). Союзные слова – знаменательные слова, служащие средством связи главной части с придаточной и выполняющие одновременно функцию члена предложения. Обычно в роли союзных слов выступают относительные местоимения (кто, который, сколько) и наречия типа где, куда, почему. Управление – тип подчинительной связи в словосочетании, при котором зависимое слово (слова с предметным значением) ставится в определенной падежной форме, обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова или смыслом высказывания (нарушение правил, достойный награды). Чужая речь – речь другого лица по отношению к говорящему. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 14.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.191.60 (0.015 с.) |