СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ



Цель:рассмотреть основные трудные моменты использования глагольных форм в юридических текстах.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы.

2. Синонимия личных форм глагола.

3. Синонимия глагольных времен.

4. Синонимия глагольных наклонения.

5. Использование причастий и деепричастий в юридических текстах.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Правильно произнесите и напишите глаголы. Определите их стилистическую окраску.

 

Упр…чивать, запод…зревать, обусл…вливать, опор…чивать, уполном…чивать, захл…пывать, удост…ивать, сосредот…чивать, под…тоживать, узак…нивать, усв…ивать, усл…вливаться, осв…ивать, присв…ивать.

 

2. Образуйте форму первого лица единственного числа следующих глаголов. Определите их стилевое функционирование.

Обессилеть, обескровить, обезумить, выздороветь, опротиветь, обесславить, видеть, ненавидеть, победить, убедить, роптать, пылесосить, чтить, полоскать.

 

3. Определите спряжение глаголов; образуйте формы третьего лица единственного и множественного числа следующих глаголов. Обратите внимание на различие в написании окончаний указанных форм.

 

Стелю, затею, гоню, дышу, клею, борюсь, строю, колю, слышу, держу, крою, брею, зиждусь, верчу, ищу.

4. В тексте, взятом из Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (глава 2 «Правовое положение осужденных», статья 10 «Основы правового положения осужденных») выделите спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом…

Права и обязанности осужденных определяются настоящим кодексом, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

 

5.Из приведенного выше текста выпишите глаголы и укажите значение форм наклонения, вида, времени, числа и лица. Образуйте от данных глаголов формы повелительного и сослагательного (условного) наклонения. Как изменится смысл текста при употреблении в нем иных форм наклонения с точки зрения стилистического функционирования?

6.Объясните постановку знаков препинания в тексте задания 4 перед неспрягаемыми формами глаголов (причастии и деепричастии). Определите, какова их роль в общей коммуникативной направленности текста.

 

7.Определите, какие ошибки допущены в текстах при употреблении глаголов и их форм.

 

1.Прочитайте текст, выправите замеченные опечатки. 2. Содержимое пакета высыплите в литр горячей воды. 3. В тех успехах, которые предприятие достигнуло на протяжении последних лет, основная роль принадлежит внедрению новой технологии. 4. В том случае, если после умершего осталось наследство, необходимо извещать об этом соответствующие финансовые органы. 5. Подытаживать успехи и достижения рано. 6. Просьба не стучать без необходимости. 7. Представители милиции предложили нарушителю объясниться в своем поведении. 8. Костюм застегивается и расстегивается на фигуре застежкой-молнией. 9. Граждане, не застроящие полученные участки в течение трех лет, лишаются права на их владение. 10. Разгрузивши машины, они не сразу разошлись по домам. 11. Решения, поддержавшего бы этот почин, так и не было принято. 12. Прождя два часа и так и не надеясь на появление судей, участники этих могших бы соревнований разошлись по домам.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Голощапова Т.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. - Челябинск: Челябинский юридический институт, 2005, - С. 133-137.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002, - С. 309-312.

3. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М.: БЕК, 1997, - С.217-228.

4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1988, - С. 105-111.

5. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений: Учебное пособие, 1984, - С. 150-153.

6. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, - С. 250-251.

 

ОСНОВНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Безличные глаголы –лексико-грамматический разряд глаголов в форме третьего лица единственного числа или среднего рода прошедшего времени, употребляющихся в несобственном смысле, не указывающие на лицо, производящее действие: смеркается, надлежит, следует, подобает.

Вид глагола –глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Различают совершенный и несовершенный вид.

Возвратные глаголы –лексико-грамматический разряд глаголов с несловоизменительным постфиксом -ся (-сь): убираться, надеяться, бояться.

Время глагола –глагольная категория, выражающая отношение действия к моменту речи, который принимается за точку отсчета. Различается настоящее, будущее и прошедшее время. Отмечается синонимия форм категории времени – форма одного времени употреблена в значении другой.

Глагол –самостоятельная часть речи, которая обозначает процессуальный признак предмета (действие, состояние, отношение и т.д.).

Деепричастие –неизменяемая форма глагола, совмещающая в своем значении также признаки наречия и обозначающая действие (состояние, отношение) как сопутствующий признак другого действия (состояния, отношения). Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.

Инфинитив (неопределенная форма глагола) –начальная форма глагола, обозначающая действие вне связи с его субъектом, то есть без относительно к лицу, числу, времени и наклонению.

Лицо глагола –глагольная категория, выражающая отношение действия и его субъекта к говорящему лицу: 1-е лицо – сам говорящий, 2-е лицо – его собеседник, 3-е лицо – тот, кто не участвует в речи.

Личная форма глагола – спрягаемая форма глагола, то есть изменяющаяся по лицам, числам, временам и наклонениям, выполняющая в предложении функцию сказуемого.

Наклонение глагола –Глагольная категория, выражающая отношение действия (состояния, отношения) к действительности, устанавливаемое говорящим. Различается изъявительное наклонение, которое обозначает действие происходящее сейчас, происходившее в прошлом или то, которое будет происходить в будущем; повелительное – выражение просьбы, приказа говорящего или побуждение к совершению действия (сделай, возьми); сослагательное (условное) – действие (состояние, отношение) мыслится как желаемое или возможное (нашел бы, оправдали бы).

Причастие –неспрягаемая форма глагола, совмещающая также признаки прилагательного и обозначающая признак предмета по действию. Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот.

Спряжение глагола –изменение глагола по лицам, числам, временам и наклонениям. В зависимости от совокупности у глаголов имеющихся одинаковых особенностей словоизменения и характера основы различают глаголы первого и второго спряжения, а также разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, чтить.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11.

НАРЕЧИЕ. СЛУЖЕБНЫЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА

Цель:рассмотреть наречие, служебные слова и фразеологизмы (предлоги, союзы, частицы) с точки зрения их коммуникативной направленности.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Наречие как часть речи. Стилистическое использование наречий.

2.Предлог как часть речи. Лексические и фразеологические предлоги.

3.Употребление предлогов в юридических текстах.

4. Союз как часть речи. Лексические и фразеологические частицы.

5. Стилистическая окрашенность союзов.

6. Функционирование лексических и фразеологических частиц в речи.

7.Синонимические отношения среди служебных единиц языка.

8. Омонимия знаменательных, служебных слов и фразеологизмов.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Из текстов практических занятий 2 – 5 выпишите фразеологические предлоги вместе со словами, падеж которых они оформляют. Определите значение предлогов.

 

2. К фразеологическим предлогам, выделенным вами, подберите синонимичные лексические предлоги. Определите их стилистическую окрашенность. Ответ обоснуйте.

 

3. Выполните задание 98 из «Практикума по орфографии русского языка» Т.Г.Голощаповой.

 

4. Образуйте фразеологические союзы от следующих предлогов. Подберите к ним лексические синонимы.

 

Например:с учетом (чего) – с учетом того что.

Под предлогом (чего), ввиду (чего), согласно (чему), вследствие (чего), за вычетом (кого, чего), несмотря на (что, кого), в отличие от (кого, чего), в соответствии (с кем, чем), в связи с (с чем).

 

5. Выполните задание 100 из «Практикума по орфографии русского языка Т.Г. Голощаповой.

 

6. Укажите случаи неправильного употребления наречий и синонимичных им фразеологизмов. Охарактеризуйте их стилистическую окраску. Отредактируйте предложения.

 

1. Вопрос о распределении льготных путевок нужно решать по справедливости. 2. Один из лучших наставников молодежи, он и спросит по-строгому, и окажет действенную практическую помощь. 3. Электронно-счетные устройства запросто производят сложные математические операции. 4. Не менее интенсивнее показана самодеятельность предприятия на районном фестивале. 5. Нам следует прислушаться к критике и более по-серьезному следить за стилем своей работы. 6. На общем собрании накрепко предупредили нарушителей дисциплины. 7. Станционники дали обещание закончить разгрузку состава досрочно на два часа. 8. Таблетку разделить напополам и растворить в горячей воде. 9. Три партии закончились ничейно. 10. Если говорить более специальнее, то речь идет о самоконтроле.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Т.Г. Голощапова Практикум по орфографии русского языка: Методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2004, - С. 94-99.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1988, - С. 111-116.

3. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1984, - С. 153-155.

 

ОСНОВНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Наречие –знаменательная неизменяемая часть речи, обозначающая признак процессуального или непроцессуального признака: где, куда, откуда, быстро, громко.

Подчинительные союзы –грамматический класс союзов, используемых для выражения подчинительной связи между частями сложного предложения.

Предлоги –служебные языковые единицы, которые служат для образования форм и значения падежа слов с предметным значением, а также выступают как средство синтаксического подчинения имен с предметным значением другим номинативным единицам в словосочетании и предложении. По способу образования предлоги делятся на производные (посредством, вопреки, поперек) и непроизводные (на, перед, без). По структуре предлоги подразделяются на простые (через, около) и сложные (из-за, из-под, по-над, по-за). Среди предлогов выделяются лексические и фразеологические (в силу, с учетом, в заключение).

Сочинительные союзы –грамматический разряд союзов, оформляющий сочинительные связи в предложении: соединяют части сложносочиненного предложения и однородные члены: и, а, но, однако, зато.

Союзы –служебные единицы языка, используемые как средство связи между членами предложения и частями сложного предложения. Различаются лексические (или, тоже) и фразеологические союзы (для того чтобы, с той целью чтобы). По способу образования выделяются производные (зато, однако) и непроизводные (но, да, или) союзы.

Частицы –служебные единицы языка, передающие оттенки лексико-фразеологических и синтаксических значений, уточняющих и конкретизирующих значение лексико-фразеологических и синтаксических единиц (ну, как бы, пусть). Различаются лексические (пусть, разве, неужели) и фразеологические частицы (ровным счетом, круглым числом).

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.191.104 (0.01 с.)