Лекция «Введение в лексикологию» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «Введение в лексикологию»



Цель лекции – дать понятие о лексике, лексикологии рассмотреть системные связи между словами в русском языке.

План

1. Понятие о лексике и лексикологии. Богатство лексической системы русского языка.

2. Предмет, задачи и разделы лексикологии.

3. Системные отношения в лексике: парадигматические, синтагматические, эпидигматические.

1. Понятие о лексике и лексикологии

Язык часто и не без основания называют языком слов. В самом деле, слова – его непосредственно воспринимаемые конкретные единицы. Их совокупность образует словарный состав языка, или его лексику (гр. Lexikos «относящийся к слову»).

Мы можем говорить о словарном составе всего русского языка (он составляет более полумиллиона единиц) или запасе сов отдельного человека, лексике литературной и ненормированной, жаргонной и профессиональной, употребляя слова лексика и словарный состав как синонимы. Этот состав образует в языке определенный ярус – лексический.

Лексика, лексический фонд языка как составная часть единой языковой системы существенно отличается от других сторон языка – фонетического строя, морфологии, синтаксиса. Это отличие состоит в непосредственной обращенности к действительности. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Поэтому именно в лексике, прежде всего, отражаются те изменения, которые происходят в жизни общества. Каждое новое поколение вносит нечто новое не только в общественное устройство, в философское и эстетическое осмысление действительности, но и в способы выражения этого осмысления средствами языка. И, прежде всего, такими средствами оказываются новые слова, новые значения слов, новые оценки того значения, которое заключено в известных словах.

Коренные изменения, произошедшие в 90-е годы XX века во всех сферах нашей жизни, серьезным образом сказались на словарном составе русского языка. Уходят из употребления целые пласты лексики, обозначающие реалии советской действительности (партком, соцсоревнование, председатель колхоза, советский образ жизни, великие стройки коммунизма), а многие выражения социалистического общества получают отрицательную оценочность, употребляются с иронией (светлое будущее, мудрый вождь, ум, честь и совесть, родное правительство). В то же время возвращаются к активной жизни слова, бывшие в глубинных запасниках языка (атаман, губернатор, муниципальный округ, предприниматель, коммерсант, биржа, торги, гимназия, лицей), и создается новая фразеология (новые русские, теневая экономика, потребительская корзина, минимальная заработная плата, лицо кавказской национальности).

Новые технологии, культурные и политико-экономические преобразования формируют лексический состав литературного языка на современном этапе.

Таким образом, лексика – это наиболее открытая и подвижная сфера языка.

Изучению лексических единиц служит самостоятельный раздел языкознания – лексикология. Лексикология – это сравнительно молодая отрасль науки. В отличие от грамматики и фонологии начала интенсивно развиваться с конца 19 века. И.А. Бодуэн де Куртенэ, характеризуя состояние науки в 19 веке, отметил, что «лексикология как отдельная ветвь грамматики будет творением 20 века». Становление данного раздела относится к советскому периоду отечественного языкознания и связано, прежде всего, с именами известных лингвистов: В.В. Виноградова, Л.В. Щербы, В.А. Звегинцева, Ю.Д. Апресяна, Д.Н. Шмелева и др.

Различают лексикологию общую, частную, сравнительную, сопоставительную, описательную и историческую. Общая лексикология – наука о словарном составе вообще, в ней вскрывается специфика лексического уровня, свойственная всем языкам мира. Частная лексикология – наука о словарном составе того или иного языка (например, лексикология русского языка, лексикология английского языка). В сравнительной лексикологии сравниваются различные стороны словарных составов двух и более родственных языков; в сопоставительной проводится сопоставление неродственных языков. Описательная, или синхронная (греч. syn «вместе» и chronos «время»), изучает современное состояние лексики русского языка. Историческая, или диахроническая (греч. dia «сквозь, через» и chronos «время»), лексикология изучает словарный состав в его историческом развитии.

2. Предмет, задачи и разделы лексикологии

Объектом изучения в лексикологии являются, прежде всего, слова, словарные единицы. Как известно, слова также изучаются в морфологии и словообразовании. Но если для морфологии будет важным то, какой части речи данное слово, как оно изменяется, а для словообразования – как слово образовано, из каких морфем состоит, то в лексикологии слова изучаются для познания самих слов, словарного состава как такового.

В лексикологии словарный состав рассматривается с разных сторон, с разных позиций: с точки зрения происхождения, употребления, сферы применения в процессе общения и характера экспрессивно-стилистической окраски. Таким образом, лексикология изучает вопросы лексического состава, которые обусловлены факторами социально-исторического характера. Но наиболее важными при изучении слова оказываются вопросы его семантики (греч. sema «знак»). Этот аспект рассматривает смысловое значение слова, устанавливая связь между предметом (денотатом) и понятием (сигнификатом).

Вопросы семантики слова изучаются в подразделах – семасиология и ономасиология.

Семасиология – подраздел лексикологии, изучающий типы лексического значения слов, структуру лексического значения (ЛЗ), функционирование ЛЗ конкретных слов. В этом подразделе значение изучается от плана выражения к плану содержания. При этом выясняется, что значит данное слово? какое значение имеет оно в русском языке? Например, стол – предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на высоких ножках или опорах; аудитория – помещение для занятий в вузе. Семасиологический аспект реализуется в толковых, или объяснительных, словарях, в которых раскрывается содержание слова.

Ономасиология (греч. onuma «имя») – аспект семантики, в котором значение изучается в противоположном направлении: от плана содержания к плану выражения. При этом ставится вопрос: «Какие существуют слова и сочетания для выражения данного значения?» Стол – тумба, подставка; аудитория – класс, комната для занятий.

Ономасиологический аспект разработан менее, но он не существенен для систематизации лексических единиц и практике преподавания.

3. Системные отношения в лексике русского языка

Язык – явление системное, и лексика тоже представляет собой определенную систему, в которой все элементы взаимосвязаны и выполняют общие функции. Элементом системы является слово, его основная функция – номинативная (назывная).

Лексическая система – внутренне организованная совокупность словарных единиц, закономерно связанных между собой устойчивыми отношениями. В отличие от других систем языка лексическая система открыта, так как лексический состав постоянно изменяется (пополняется), кроме того, ее элементы подвижны (переходят из одной группы в другую), что зависит от различных социальных, культурных и иных факторов.

В рамках лексической системы слова связаны разнообразными отношениями. В качестве основных типов выделяются парадигматические, синтагматические, эпидигматические отношения. Выделение этих типов обычно связывают с именем французского лингвиста Фердинанда де Соссюра, в отечественной лингвистике их описал И.А. Бодуэн де Куртенэ. Указанные типы являются универсальными для языковой системы в целом и характеризуют единицы языка в пределах всех его уровней.

В основе парадигматических отношений (греч. paradеigma «образец, пример») лежит сходство или противоположность значений слов, проявляющееся в наличии групп слов, объединенных по каким-либо формальным или грамматическим признакам. Разновидностью парадигматических связей является:

– омонимическая парадигма: ключ. (родник) – ключ. (отмычка);

– синонимическая парадигма: зеленый, изумрудный, салатовый, бирюзовый – слова с близким значением;

– антонимическая парадигма: белый – черный, горячий – холодный,

– гиперо-гипонимическая парадигма; слова связаны родо-видовыми отношениями: дерево – береза, осина, клен, тополь;

– тематическая парадигма: зеленый, красный, черный – названия цвета.

Таким образом, слова образуют определенные парадигмы, основанные на сходстве признаков или их противопоставленности, проявляющемся в системе языка.

Одним из проявлений системных связей лексических единиц являются синтагмические отношения (греч. syntagma «вместе построенное, соединенное»), которые опираются в процессе реализации значений слов на их предметно-логический смысл (лексический фактор) и закономерность синтаксического соединения (согласования) слов в речи (синтаксический фактор).

Лексический фактор проявляется в соотнесенности значения лексической единицы с другими единицами, в значении которых есть общие, повторяющиеся семантические компоненты. Например, в сочетаниях пить воду (сок, молоко, чай) общим семантическим элементом является компонент «жидкость», так как входит в толкование всех этих слов: пить – «проглатывать жидкость», вода – «прозрачная бесцветная жидкость», слова чай, сок толкуются через слово напиток – «жидкость для питья».

Специфика лексического контекста проявляется в том, что круг слов, с которыми сочетается данное слово, ограничен словами определенной семантики. В этой связи невозможны сочетания пить пирог, яблоко, кашу.

Лексическая сочетаемость у одних слов может быть очень широкой (свободной), у других – достаточно узкой (связанной).

Синтагматические связи лексической единицы – очень важная характеристика слова, раскрывающая закономерности употребления слова в тексте.

Для многозначного слова важны эпидигматические связи. Эпидигматика (термин Д.Н. Шмелева) (греч.epidosis «приращение, прирост») – это исторически сложившая семантическая производность слова. Она устанавливает деривационные (производные) внутрисловные зависимости значений в структуре многозначного слова, а также отграничивает одно значение от другого. Например, прилагательное зеленый – многозначное слово, имеет несколько значений: 1. Цвета травы. Зеленый лист, зеленый костюм, зеленый карандаш; 2. Незрелый, неспелый. Зеленый помидор, зеленая ягода; 3. Неопытный, молодой. Зеленая молодежь; Молодо зелено. Эти значения самостоятельны, что подтверждается другими системными связями (парадигматическими и синтагматическими), но в то же время объединены между собой общей семой.

Итак, взаимодействие разных значений одного слова и его отношения с другими словами чрезвычайно многообразны. В целом они образуют сложную лексическую систему, многоярусный характер которой может быть рассмотрен в пределах одного слова, в пределах словарного состава, так и в пределах общеязыковой системы.

 

Литература

1. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М., 1989.

2. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова. – М., 2001.

3. Новиков Л.А. Семантика русского языка: Уч. пособие. – М., 1982.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2-х ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. – Ч. 1.

5. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. – М., 1972.

6. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977.

Контрольные вопросы

1. Что такое лексика? лексикология? Какие разделы лексикологии выделяются?

2. Почему словарный состав языка называют открытой системой?

3. По каким признакам (свойствам) объединяются слова в систему?

4. Какие системные отношения наблюдаются в лексике русского языка?

5. Какие парадигмы образуют слова на основе общности семантики?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 3159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.102 с.)