Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция «Классификация звуков речи»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель лекции – рассмотреть акустические и артикуляционные отличия звуков речи, охарактеризовать звуки современного русского языка. План 1. Акустические свойства звуков речи. 2. Артикуляционная фонетика. Понятие об артикуляции. Речевой аппарат, его устройство, функции отдельных частей. 3. Акустические и артикуляционные различия гласных и согласных звуков. 4. Классификация гласных звуков русского языка. 5. Классификация согласных звуков русского языка.
1. Акустические свойства звуков речи Как физическое явление звук речи представляет собой результат колебательных движений голосовых связок. Источник колебательных движений образует непрерывные упругие волны, которые воздействуют на человеческое ухо, в результате чего мы и воспринимаем звук. Свойства звуков изучаются акустикой. При описании звуков речи рассматриваются объективные свойства колебательных движений – их частота, сила, и те звуковые ощущения, которые возникают при восприятии звука – громкость, тембр. Часто слуховая оценка свойств звука не совпадает с его объективными характеристиками. Высота звука зависит от частоты колебаний в единицу времени: чем больше число колебаний, тем выше звук; чем меньше колебаний, тем звук ниже. Высота звука определяется в герцах. Для восприятия звука важна не абсолютная, а относительная частота. При сравнении звука с частотой колебаний в 10 000 ГЦ со звуком в 1 000Гц первый будет оценивать как более высокий, но не в десять раз, а всего лишь в 3 раза. Высота звука зависит также от массивности голосовых связок – их длины и толщины. У женщин связки тоньше и короче, поэтому женские голоса обычно выше, чем мужские. Сила звука определяется амплитудой (размахом) колебательных движений голосовых связок. Чем больше отклонение колеблющегося тела от исходной точки, тем интенсивнее звук. В зависимости от амплитуды меняется давление звуковой волны на барабанные перепонки. Силу звука в акустике принято измерять в децибелах (дБ). Сила звука зависит и от объема резонирующей полости. С точки зрения слушающего сила воспринимается как громкость: увеличение звукового давления приводит к увеличению громкости. Между силой и громкостью нет прямой зависимости. Звуки равные по силе, но с разной высотой воспринимаются по-разному. Так, звуки с частотой до 3000Гц воспринимаются как более громкие. Звуки русского языка различаются по времени своего звучания. Длительность звучания измеряют в тысячных долях секунды – мс. По долготе звучания различают ударные и безударные гласные звуки. Безударные гласные первого и второго предударного слога также различны по времени. Длительность смычных взрывных согласных практически равна нулю. Фонетическим паспортом человека называют тембр звука. Тембр звука создается путем наложения на основной тон, возникающий в результате ритмических колебаний голосовых связок, обертонов, являющихся результатом колебаний отдельных частей звучащего тела. Частота колебаний обертонов всегда в кратное число выше частоты колебаний основного тона, а сила слабее, чем выше высота. Резонаторы могут изменять соотношение тонов и обертонов, что отражается на тембровом рисунке звука. С развитием электроакустической (в 1920-1930 гг.), а затем (в середине 60-х гг.) – компьютерной (электронной) техники стало возможным более детальное изучение акустических характеристик звука речи.
2. Артикуляционная фонетика. Речевой аппарат Артикуляционная фонетика – это подраздел фонетики, который рассматривает звуки речи со стороны говорящего, т.е. с учетом артикуляционных движений органов речевого аппарата, которые совершает говорящий при произнесении звуков речи. Все органы речевого аппарата в зависимости от роли в образовании звука подразделяются на три группы: 1) дыхательные органы – легкие, бронхи, диафрагма, трахея – являются источником и проводником воздушной струи; 2) фонационный аппарат – голосовые связки и хрящи – источник голоса; 3) модификационный аппарат – резонаторы (носовая, ротовая, глоточная полости) и артикуляторы (небная занавеска, язык, губы и другие подвижные органы). Для речевого звучания в русском языке преобладающее значение имеют несколько основных участков речевого тракта: относительная длинная полость в области фаринкса, узкий проход в области поднятого участка языка, относительно широкая передняя часть ротового резонатора. Таким образом, мы видим, что для артикуляционной базы русского языка характерна продвинутость органов речевого аппарата вперед при произнесении звуков. Это является основной причиной возникновения акцента при освоении русского языка иностранцами.
3. Акустические и артикуляционные различия гласных и согласных звуков русского языка В зависимости от акустических, артикуляционных и функциональных признаков все звуки русского языка подразделяются на гласные и согласные. Акустическое отличие гласные звуков от согласных определяется соотношением голоса (тона) и шума при их образовании. Гласные звуки состоят преимущественно из голоса, потому что при их произнесении голосовые связки максимально напрягаются и вибрируют, создавая периодические колебания. При образовании согласных обязательно возникает шум в результате непериодических колебаний звучащего тела. Артикуляционные отличия звуков речи, прежде всего, определяются наличием или отсутствием преграды на пути воздушной струи. При образовании согласных воздушная струя встречает на своем пути преграду в ротовой полости в виде сомкнутых или приближенных друг к другу органов. Поэтому для образования согласного звука необходима сильная воздушная струя, способная разрушить существующую преграду. В результате ее преодоления возникают непериодические колебания – шум. Между гласными и согласными существуют функциональные отличия, связанные с разным участием в образовании слога: гласные являются вершиной слога (слогообразующими), а согласные чаще лишь примыкают к ним, самостоятельно не образуют слога.
4. Классификация гласных звуков русского языка Гласные звуки в русском языке противопоставляются по четырем признакам: степени звучности, по степени продвинутости языка (ряд), степени приподнятости языка (подъем) и по участию губ (лабиализация). 1. Степень звучности гласного звука определяется степенью напряженности голосовых связок при их образовании и связана с позицией звука по отношению к ударению. По степени звучности различают гласные полного и неполного образования. При образовании гласных полного образования голосовые связки напрягаются максимально, звук произносится с максимальной силой и длительностью. При образовании гласных неполного образования (редуцированных) голосовые связки напрягаются в меньшей степени. 2. Ряд гласного звука зависит от степени продвинутости языка в ротовом резонаторе по горизонтали (движение вперед – назад). По степени продвинутости языка по горизонтали различают гласные переднего ряда [и, э], среднего ряда [ы, а] и заднего ряда [у, о]. Артикуляция гласных переднего и заднего ряда характеризуется продвижением языка соответственно в переднюю и заднюю зону. При образовании гласных среднего ряда язык занимает среднее положение в ротовом резонаторе. Форма языка при этом бывает различна. 3. По степени подъема языка к нёбу различают гласные верхнего подъёма [и, ы, у], среднего подъёма [э, о] и нижнего подъема [а]. Артикуляция гласных верхнего подъема сопровождается максимальным поднятием спинки языка к нёбу. При образовании гласных нижнего подъема язык покоится на нижней челюсти, а при образовании гласных среднего подъема язык занимает среднее положение.
5. Классификация согласных звуков русского языка Согласные звуки в русском языке классифицируются по четырем признакам: по участию в их образовании голоса и шума, по месту образования, способу образования и дополнительной артикуляции средней части спинки языка. 1. По соотношению голоса и шума все согласные подразделяются на шумные и сонорные. В образовании сонорных голос преобладает над шумом. К ним относятся согласные [р], [н], [м], [л], [j], а также их мягкие варианты. При образовании шумных согласных шум преобладает над голосом – такие согласные называются звонкими [б], [в], [д], [г], [з], [ж]. Если голос отсутствует, образуются шумные глухие – [п], [ф], [к], [т], [с], [ш], [ц], [х]. Звонкие и глухие согласные в русском языке коррелируют, образуя соотносительные пары [б] – [п], [з] – [с] и др. Звуки [ц], [чۥ ], [шۥ ], [х], [хۥ ] звонкой пары не имеют. 2. По месту образования (по работе активного органа) различают губные и язычные согласные. Губные в свою очередь подразделяются на губно-губные [б], [п], [м] и губно-зубные [в], [ф] и их мягкие варианты. При классификации язычных согласных учитывается, какая часть спинки языка – передняя, средняя или задняя активно артикулирует. Если в работе находится передняя часть, то образуются переднеязычные согласные, качество которых в свою очередь определяется и пассивным органом. Если передняя часть спинки языка сближается с зубами, образуются переднеязычные зубные ([з], [с], [д], [т], [н], [л], [ц]), а если передняя часть продвигается к нёбу, образуются небные согласные ([р], [ш], [ж], [чۥ ]). Среднеязычным согласным является звук [j]. Среднеязычный всегда средненёбный. К заднеязычным относят [к], [г], [х]. Они бывают средненёбными [кۥ ], [гۥ ], [хۥ ] и задненёбными [к], [г], [х]. 3. Способ образования согласного определяется характером преграды и способом ее преодоления. Препятствие может быть различного характера: полное смыкание активного и пассивных органов, либо щель между ними. Поэтому все согласные делятся на смычные, щелевые и аффрикаты (смычно-щелевые). В зависимости от способа преодоления преграды смычные делятся на смычно-взрывные [п], [т], [к], [г], [д] и смычно-проходные [н], [м], [л]. При образовании смычно-взрывных воздушная струя с шумом разрывает сомкнутые органы, а при образовании смычно-проходных она обходит преграду, находя проход через носовую полость [н], [м] или обходя преграду сбоку [л]. При образовании [р] кончик языка создает вибрирующие колебания. Образование смычно-щелевых согласных начинается с полного смыкания, переходящего в щель [ц], [чۥ ]. 4. По дополнительной артикуляции – палатализации – различают палатализованные (мягкие согласные, имеющие твердую пару – [тۥ ], [кۥ ], [сۥ ]), непалатализованные (твердые [н], [м], [л]) и палатальные (всегда мягкие – [чۥ ], [шۥ ] долгий). При образовании палатализованных согласных средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу, в результате чего уменьшается объем резонатора и звук приобретает более высокий тембр. Характерной особенностью русской системы согласных является наличие пар звуков, которые соотносятся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.
Литература 1. Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 2001. 2. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1991. 3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1976. 4. Русская грамматика. В 2 т. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1980. – Т.1. 5. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2-х ч. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. 6. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. 7. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский литературный язык: В 3-х ч. – М., 1987.
Контрольные вопросы 1. От чего зависит высота звуков речи? сила? громкость? 2. Чем определяются акустические, артикуляционные и функциональные отличия гласных и согласных звуков речи? 3. По каким признакам классифицируются гласные и согласные звуки в русском языке?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.95 (0.007 с.) |