Лекция «Предмет фонетики. Сегментные и суперсегментные единицы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «Предмет фонетики. Сегментные и суперсегментные единицы»



 

Цель лекции – дать представление об аспектах изучения фонетических единиц и принципах сегментации речевого потока.

План

1. Фонетика. Предмет и аспекты изучения фонетики.

2. Методы изучения фонетических единиц.

3. Фонетическое членение речи. Понятие сегментных и суперсегментных фонетических единиц.

4. Фонетическая транскрипция. Принципы фонетической транскрипции.

 

1. Предмет и аспекты изучения фонетики

Фонетика (греч. phone – «звук, голос») – это учение о звуковой системе языка. Фонетика занимает особое место среди лингвистических дисциплин, потому что, в отличие от лексикологии, морфологии, синтаксиса, изучает языковые единицы, которые не имеют лексического значения, но служат для различения единиц грамматики и лексики. При этом некоторые языковые явления находятся на границе фонетики и грамматики. Следует отметить, что звуки, являясь материальными единицами, определяют материальную сторону других языковых единиц, объединяя все уровни в одно целое. Этим определяется важность изучения самих фонетических единиц и их закономерностей.

В зависимости от задач, методов и предмета исследования различают фонетику частную и общую, описательную, историческую и сопоставительную, а также экспериментальную и социофонетику.

Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка, общая – изучает общие звуковые закономерности. Предметом описательной фонетики является фонетическая система языка в определённый период её развития. Историческая фонетика рассматривает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Сходства и различия в звуковом строе нескольких языков выявляет сопоставительная фонетика. Социофонетика выявляет особенности произношения отдельных групп населения. Экспериментальная фонетика изучает звуковые единицы с помощью экспериментов.

Звуки речи как природные материальные единицы могут рассматриваться с разных сторон: со стороны говорящего и со стороны слушающего. В связи с этим выделяют артикуляционный и акустический аспекты звуков речи. Артикуляционный (физиологический) аспект рассматривает звуки как результат артикуляции органов речевого аппарата. Акустический аспект связан с пониманием физической природы звуков речи, что создает основу для описания восприятия звуков речи слушающим. Артикуляционный и акустический подходы рассматривают фонетические единицы как материальные, но вне непосредственной связи с процессом человеческого общения.

Когда же выявляется роль фонетических явлений в процессе обмена информацией, то возникает необходимость описания единиц фонетики в функциональном аспекте, или фонологическом. Рассмотрение звуков с этой точки зрения позволяет выяснить социальную значимость фонетических фактов. При этом важно понимать, что все эти аспекты тесно связаны и взаимообусловлены.

 

2. Методы изучения фонетических единиц

Как и любой самостоятельный раздел языкознания, фонетика имеет свои методы изучения звуковых единиц. Наиболее старый из них, но не утративший своего значения и теперь, называется методом непосредственного наблюдения и самонаблюдения. Суть данного метода заключается в том, что исследователь, вслушиваясь в свою речь и речь окружающих, делает вывод об общих чертах и особенностях отдельных звуков или групп как в артикуляционном плане, так и акустическом.

В последние десятилетия лингвисты все чаще прибегают к более точным методам – инструментальным. С помощью специальной аппаратуры звучащую речь записывают, воспроизводят и анализируют в виде спектрограмм, осциллограмм, интонограмм, что позволяет описать акустические свойства звуков речи. Звучащую речь с помощью специальных программ можно увидеть и на экране компьютера. С развитием компьютерных технологий спектр экспериментальных (инструментальных) методов расширился.

Инструментальные методы широко применяются и при изучении артикуляционной стороны звуков речи. Рентгенография профиля органов речи при произнесении изолированных звуков позволяет точнее описать место и способ образования звуков; палатограмма и искуственное нёбо (специальная пластинка с датчиком) фиксирует площадь и место смыкания языка с небом; одонтограмма уточняет место соприкосновения языка с зубами. Наблюдать за работой органов глотки и гортани помогают эндоскоп, ларингоскоп, глотограф и др.

Не может обойтись без современных методов изучения звучащей речи и социофонетика.

 

3. Сегментные и суперсегментные единицы фонетики

Границы фонетики сильно расширились с той поры, когда эта отрасль языкознания, названная греческим словом, была только учением о звуках. Сейчас фонетика занимается всей системой звучаний в языке (т.е. тем, что называют в лингвистике планом выражения).

Звуковая сторона речи – явление довольно сложное, так как включает в себя несколько разных по качеству фонетических единиц. В задачи фонетики входит изучение не только минимальных произносительных единиц – звуков, но и более структурно организованных – слогов, фонетических слов, речевых тактов и фраз. Не менее важным является рассмотрение ударения и интонации.

Звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты и фразы образуют речевую цепь и могут быть представлены как отдельные ее части – сегменты.

Членение звукового потока на сегменты осуществляется благодаря интонации и ударению, которые «накладываются» на сегменты, организуя их. Поэтому звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты и фразы называются сегментными единицами, а интонация и ударение – суперсегментными единицами, или просодическими.

Рассмотрим эти единицы по отдельности и во взаимосвязи.

Фраза – самый крупный отрезок звучащей цепи, представляющий собой законченное по смыслу и интонационно высказывание, ограниченное от других подобных единиц продолжительными паузами (//). Фраза как фонетическая единица способна воплощать в себе и высказывание (единицу речи) и предложение (единицу языка). Из этого следует, что понятие фразы не тождественно предложению. Фраза может состоять из одного простого или сложного предложения, а также в сложном предложении может быть несколько фраз. Например: //Не давайте гордыне овладеть вами.// Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться.// Из-за нее вы откажитесь от полезного совета и дружеской помощи:// из-за нее вы утратите меру объективности.// Из приведенных примеров видно, что фраза – это, прежде всего, единица речи, помогающая членить звуковую цепь, сообразуясь с нашим пониманием. Организация фразы как минимальной единицы общения осуществляется с помощью интонации, которая может уточнять смысл фразы, вносить различные смысловые и экспрессивные оттенки.

Фразы членятся на речевые такты (синтагмы). Речевой такт – часть фразы, выделяемая ритмико-мелодическими средствами и произносимая на одном дыхании. Отделяется от подобных единиц короткими паузами (/). Выделение речевых тактов обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в свое высказывание. Ср.: Из дома напротив/ раздавался смех; Из дома / напротив/ раздавался смех; Она развлекала его/ рисунками детей, Она развлекала его рисунками/ детей. При отделении одного речевого такта от другого используются или реальные паузы (перерывы в звучании), или психологические паузы, когда специфическое оформление синтагмы показывает, что одна синтагма закончилась и начинается вторая. Фонетическое единство синтагмы обеспечивается благодаря тактовому ударению (˝). Тактовое ударение чаще характеризует последнее слово такта.

В речевом такте можно выделить более дробные единицы – фонетические слова. Фонетическое слово – отрезок речевого потока, объединенный одним основным словесным ударением. Пауз между фонетическими словами быть не может. Рассмотрим фразу // Бeлая берёза/ под моuм окнoм / принакрылась снeгом,/ тoчно серебрoм. // В данной фразе четыре речевых такта, каждый из которых состоит из двух фонетических слов. В состав фонетического слова (под моим) во втором такте входит безударный предлог.

Безударные единицы, примыкающие к ударному слову, называются клитиками. В зависимости от положения по отношению к ударному слову различают проклитики (находятся перед ударным словом) и энклитики (стоят после ударного слова).

Фонетические слова распадаются на фонетические слоги, а слоги на звуки. Но в потоке речи минимальной произносительной единицей является фонетический слог, а не звук. Признаки слогов и звуков и характеристика им будут даны в последующих лекциях.

 

5. Фонетическая транскрипция. Принципы фонетической транскрипции

Для более точной передачи звучащей речи на письме используют фонетическую транскрипцию – особую систему, основанную на единообразных отношениях между звуками и буквами: каждый звук обозначается одним, притом одним и тем же знаком; каждый знак всегда обозначает один и тот же звук.

В основе русской фонетической транскрипции лежит русский алфавит, за исключением букв е, e, ю, я, щ, й, которые не соответствуют принципам транскрипции. Особое звуковое значение имеют буквы Ъ и Ь: они обозначают краткие редуцированные звуки.

Для обозначения русских гласных звуков используются следующие знаки: а, э, о, и, ы, у, иэ, ыэ, ъ, ь, /\.

Для обозначения русских согласных – б, п,,в, ф, к, г, д, т, з, с, л, м, н, р, х (и их мягкие варианты), ж, ш, ц. Кроме того, в русской транскрипции для обозначения среднеязычного палатального согласного используют букву из латиницы – j, а звонкий заднеязычный фрикативный в словах двухгодичный обозначается г.

Дополнительные особенности звуков отмечаются специальными дополнительными (диакритическими) значками: мягкость – апострофом или знаком минуты [сۥ эт']; ударность – знаком ударения: акутом – основное (/); грависом – побочное, второстепенное (\);

долгота – горизонтальной чертой над знаком [/\ д.ат'] – отдать; краткость – дужкой под знаком; слоговый характер согласного – ло, ро; носовой характер согласного – о~.

Знаки транскрипции дополнить по указанной литературе. Особое внимание обратить на особые случаи употребления звука [Ъ].

Литература

1. Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 2001.

2. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1991.

3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1976.

4. Мизин О.А. Русская фонетическая транскрипция. – М., 1986.

5. Русская грамматика. В 2 т. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1980. – Т.1.

6. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2-х ч. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.

7. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000.

8. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский литературный язык: В 3-х ч. – М., 1987.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит своеобразие звуков как языковых единиц?

2. Чем определяется значимость изучения фонетических единиц? Какие методы используются для их изучения?

3. Какие аспекты звуков речи выделяются?

4. Что такое сегментные единицы и чем они отличаются от суперсегментных?

5. Чем определяется деление фразы на речевые такты?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.016 с.)