РОЛЬ И ФУНКЦИИ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ



Ведущим тренинговых упражнений должен быть человек, имеющий опыт органи­заторской деятельности с детьми и молодежью.

В начале каждого упражнения ведущий зачитывает группе его задание и правила в строго определенной формулировке. Для быстрого и правильного выполнения упраж­нения имеет значение каждое слово задания и правил. При возникновении у участи» ков вопросов, ведущий повторно зачитывает задание и правила без дополнительных пояснений. Это позволяет избежать ситуации, при которой ведущий, объясняющий за­дание или правила своими словами, неосознанно подсказывает группе пути к правиль­ному варианту выполнения упражнения. При выполнении задания действует принцип. «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом.

Ведущий во время упражнений остается нейтральным, не мешает и не помогает группе. Он должен помнить о том, что группа всего должна добиться сама на собствен­ном опыте.

Во время упражнений ведущий поддерживает хорошее настроение в группе, в необ­ходимых случаях осуществляет страховку и организует ее силами самих участников. После выполнения упражнения ведущий организует его анализ.

 

АНАЛИЗ ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Анализ как способ критического подхода к своему опыту представляет собой суще­ственный момент в процессе развития коллектива.

После упражнения ведущий предлагает участникам группы поделиться впечатле­ниями и строит обсуждение по следующим вопросам:

• Какое было настроение у участников в различные моменты выполнения упражнения?

• Все ли участвовали в обсуждении и выполнении задания?

• Что происходило во время обсуждения?

• Какие варианты предлагались?

• Как участники пришли к общему решению?

• Брал ли кто-то на себя инициативу?

• Какие действия выполняли участникии? Почему именно.эти действия?

• Что помогало при выполнении задания?

• Помогло ли вам предыдущее обсуждение?

• Какие трудности испытывали при выполнении задания?

• Какой опыт вынесла ваша группа из упражнений?

Обсуждение дает возможность определить каждому произошедшие в коллективе изменения, свою роль в деятельности группы, также позволяет выявить ошибки в груп­повой работе, проанализировать их, чтобы избежать в любой дальнейшей деятельности.

 

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Местом проведения упражнений лучше всего выбрать просторную комнату или зал, где имеются стулья по числу участников. Летом в теплую погоду упражнения можно проводить на открытом воздухе.

По общему правилу, оптимальное число участников в группе - 12-15 человек. Воз­раст участников - не менее 12-13 лет. Участники будут комфортнее чувствовать себя при выполнении упражнений, если на них будет одежда спортивного типа.

Время выполнения некоторых упражнений не регламентируется. При этом группа самостоятельно решает: продолжать упражнение или начать выполнять следующее. При желании группа всегда может вернуться к невыполненному упражнению.

Если участники группы не имеют соответствующих навыков межличностного об­щения, обсуждения и умения активно слушать, навыков работы в коллективе на прин­ципах взаимного уважения и сотрудничества, некоторые упражнения могут показаться им трудными и даже невыполнимыми.

При использовании в своей работе тренинговых упражнений организатору следует учитывать особенности коллектива (уровень развития конкретной группы и ее участни­ков и др.), а также специфику каждого конкретного упражнения (оптимальное число участников, оптимальный возраст участников и т.п.). В зависимости от указанных фак­торов возможно изменение определенных параметров упражнений (время выполнения задания; расстояние, которое необходимо преодолеть группе и т.п.).

 

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ

Предлагаемые тренинговые упражнения можно разделить в зависимости от неко­торых особенностей их проведения на 5 групп.

 

ПЕРВАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ

В упражнениях данной группы установлено время выполнения задания.

Участникам сначала предоставляется время на обсуждение тактики выполнения задания. Оно может предоставляться как в виде определенного временного промежут­ка, так и в виде права взять таймаут, во время которого разрешается вести обсужде­ние. Во время обсуждения участникам нельзя ничего записывать, трогать материалы и непосредственно выполнять задание.

По истечении времени обсуждения, группа приступает к выполнению задания по ко­манде ведущего, при этом задание выполняется молча. За произнесенное любым участни­ком группы слово установлен штраф во времени. Участник, у которого возник вопрос, сигна­лизирует об этом ведущему поднятием руки. Свой вопрос он может задать лишь с разреше­ния ведущего. В ином случае это расценивается как нарушение запрета говорить вслух.

Когда участники посчитают, что задание выполнено, они говорят об этом ведущему.

 

Упражнение «Мой идеальный мир»

Материалы:

• 3 листа ватмана;

• 9 маркеров разных цветов;

• скотч.

Место проведения и исходное положение участников: ведущий делит группу на 3 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, что­бы при обсуждении задания не мешать друг другу.

Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный мир» и предста­вить ее перед другими командами.

Правила:

1. У команд есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время об­суждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.

2. По истечении времени обсуждения, команды одновременно приступают к выполне­нию задания по команде ведущего: «Время». При этом:

• задание выполняется молча. За произнесенное слово - штраф во времени 2 минуты (время на выполнение задания уменьшается на 2 минуты для всех команд, независимо от того, какая из них нарушила это правило);

• на выполнение задания у группы есть 10 минут.

3. Представление картин проводят I - 2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут.

Примечание для ведущего: в задании можно давать и иные темы картин («Идеаль­ный лидер», «Идеальный коллектив», «Идеальная профессия» и др.).

 

Упражнение «Фломастеры»

Материалы: фломастеры - по количеству человек в группе (возможна замена фло­мастеров на трубочки из бумаги).

Место проведения и исходное положение участников: комната делится прямой ли­нией на 2 игровые зоны - «зона обсуждения» и «зона молчания».

В «зоне молчания» на полу находятся фломастеры.

Задание: поднять одновременно с пола все предметы, при этом:

• 1 человек может касаться только одного предмета,

• в воздухе одновременно может находиться только один предмет. Правила:

1. У группы на выполнение задания есть 20 минут.

2. Когда группа готова выполнять задание, она сигнализирует ведущему. Ведущий дает команду: «Время». Группа переходит в «зону молчания» и начинает выполнять задание.

3. При нарушении задания ведущий говорит об этом, группа переходит в «зону обсуждения», ведущий приводит в исходное положение материалы (соединенные фломастеры разъединяются).

4. Участники группы могут разговаривать, только когда все они находятся в «зоне обсуждения». За нарушение этого правила — штраф во времени 1 минута.

5. Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

Примечание для ведущего: два и более фломастера, устойчиво соединенных вместе, рассматриваются как один предмет. Участники должны догадаться об этом самостоятельно.

 

Упражнение «Покрывало»

Материалы:

• 2 маркера;

• 4 листа (формата А4);

• скотч.

Место проведения и исходное положение участников: две комнаты (смежные), со­общающиеся через дверь. У каждого участника имеется визитка, на которой указано его имя. Ведущий делит группу на две команды, равные по количеству человек. Коман­ды расходятся по комнатам так, что не видят друг друга и не могут общаться. Ведущий стоит в проеме двери таким образом, чтобы видеть обе команды. Участники также должны видеть ведущего.

Задание: оказаться всей группе в одной комнате.

Правила:

1. У команд есть 2 минуты на обсуждение тактики выполнения задания.

2. Задание выполняется молча. За произнесенное слово — штраф во времени 2 минуты (время на выполнение задания уменьшается на 2 минуты для всех команд, независимо от того, какая из них нарушила это правило).

3. У каждой команды есть право взять 2 таймаута, во время которых разрешается разговаривать, продолжительностью 1 минута каждый. При этом вторая команда также имеет право на обсуждение, не используя своего таймаута.

4. По истечении времени обсуждения, по команде ведущего: «К покрывалу», от каждой команды по одному человеку подходят к двери или стене, прилегающей к двери (на которой висят с каждой стороны по листу бумаги), и пишет имя человека, который, по его мнению, подошел к двери с другой стороны.

5. Человек, подошедший к двери с другой стороны, имя которого угадано, переходит в противоположную команду.

6. Если угадали участники обеих команд, то команды остаются в прежних составах.

7. Если участники обеих команд не угадали, то команды восстанавливают первоначальный состав (все возвращаются обратно в свои команды). При этом сохраняется правило 2.

8. Ведущий повторяет команду «К покрывалу», подходят следующие участники и т.д.

9. Один и тот же человек не может подходить к двери с одной стороны два раза подряд.

10. Участникам команд нельзя смотреть в соседнюю комнату. За нарушение — штраф во времени — 2 минуты.

11. На выполнение задания у группы есть 20 минут.

 

Упражнение «Летающие яйца»

Материалы:

• яйцо сырое;

• катушка ниток;

• кусок обойной бумаги длиной 1м;

• пластмассовый стаканчик;

• скотч длиной 70 — 80 см.

Задание: сделать из предложенных материалов конструкцию для яйца так, чтобы оно не разбилось, если его сбросить в этой конструкции с высоты 2,5-3 метра. Правила:

1. У группы есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время которого нельзя трогать материалы.

2. По истечении времени обсуждения, ведущий дает команду: «Время», и группа начинает выполнять задание.

3. Задание выполняется молча. За произнесенное слово — штраф во времени 1 минута.

4. На выполнение задания у группы есть 10 минут.

5. По истечении 10 минут или когда группа сигнализирует о своей готовности, ведущий бросает яйцо в конструкции с указанной в задании высоты.

6. Участники проводят обсуждение упражнения, не разворачивая конструкции. Обсуждение завершается вопросами:

• Важно ли для вас, разбилось ли яйцо?

• Что для вас важнее: результат или процесс выполнения задания?

7. Только после обсуждения конструкция разбирается.

Примечание для ведущего: перед началом выполнения группой задания ведущий напоминает участникам об осторожности обращения с яйцом во время изготовления конструкции.

 

Упражнение «Лабиринт»

Место проведения и исходное положение участников: на полу начерчен квадрат, разделенный на 100 квадратов, со стороной 30 см каждый. Данное поле-сетка пред­ставляет собой «лабиринт».

Вся группа находится с одной стороны «лабиринта».

У ведущего имеется уменьшенное изображение «лабиринта», на котором отмечен путь через него (заштрихованы соответствующие квадраты).

Задание: всей группе оказаться на противоположной стороне «лабиринта».

Правила:

1. У группы есть 2 минуты на обсуждение тактики выполнения задания.

2. По истечении времени обсуждения участники становятся в шеренгу и начинают по очереди пробовать найти путь через лабиринт, вступая на один любой квадрат, при этом:

• задание выполняется молча. За произнесенное слово - штраф во времени 1 минута;

• если участник вступил на «правильный» квадрат (заштрихованный у ведущего), то ведущий при этом молчит, и участник получает право выбрать еще один квадрат, вступив на него;

• в случае неверно выбранного участником квадрата ведущий произносит слово «ку-ку». После этого участник должен вернуться назад по пройденным им квадратам;

• одновременно в «лабиринте» может находиться только один участник;

• обходить «лабиринт» нельзя;

• нельзя использовать никакие вспомогательные материалы;

• в случае, когда часть группы уже перешла на другую сторону «лабиринта», а кто-то из оставшихся участников вступил на неверный квадрат, все возвращаются на исходную сторону.

3. На выполнение задания у группы есть 20 минут,

 

Упражнение «Башня»

Материалы:

• обойная бумага длиной 1 метр;

• скрепки (40-50 шт.);

• скотч длиной 1 метр.

Задание: из предложенных материалов построить башню как можно большей высоты. Правила:

1. У группы есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.

2. По истечении времени обсуждения, группа приступает к выполнению задания по команде ведущего: «Время», при этом задание выполняется молча. За произнесенное слово — штраф во времени 2 минуты.

3. Участники не должны касаться построенной башни при проверке задания.

4. На выполнение задания у группы есть 10 минут.

Примечание для ведущего: построенная башня может опираться на посторонние статические предметы (стена, шкаф, стол и т.п.) Участники должны догадаться об этом самостоятельно.

 

Упражнение «Мост»

Материалы:

• стул;

• обойная бумага длиной 1 метр;

• скрепки (40-50 шт.);

• скотч длиной 1 метр.

Задание: из предложенных материалов построить мост над стулом. Правила:

1. Мост не должен касаться стула.

2. У группы есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.

3. По истечении времени обсуждения, группа приступает к выполнению задания по команде ведущего: «Время», при этом задание выполняется молча. За произнесен­ное слово — штраф во времени 2 минуты.

4. Участники не должны касаться построенного моста при проверке задания.

5. На выполнение задания у группы есть 10 минут.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.129.123 (0.011 с.)