Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как преодолеть страх с помощью развития гневаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
– На четвертом этапе практики тебе не придется принимать никаких специальных поз или дышать как‑то по‑особенному. Главный принцип здесь – удобство. После пробуждения, через полтора‑два часа после предыдущего этапа, ты устраиваешься поудобнее и переводишь внимание на тайную чакру, которая находится внутри таза на уровне половых органов. В этом месте тебе необходимо представить яркий светящийся шар черного цвета. Не думай только, что его цвет как‑то негативно отразится на твоем здоровье или самочувствии. Черный цвет не является чем‑то дурным, он лишь характеризует диапазон определенных ощущений, которые способен вызвать. Проделывая это упражнение, ты должен сосредоточить внимание на черном свете, исходящем от шара, потом прочувствовать его и слиться с ним. Ощути, что ты сам стал этим светом. При этом никакого страха он вызывать не должен. Когда мы сосредотачиваемся на чем‑либо, объект нашего внимания влияет на качество сознания – и в теле происходят соответствующие изменения, перед мысленным взором возникают воображаемые картины. Визуализируя их, мы вызываем перемены в собственном организме. Это сильно влияет на наши сновидения. Ощутив (не только представив) это свечение, немного ослабь концентрацию и в таком состоянии спокойно засыпай. В сновидениях, которые ты увидишь, будут присутствовать образы, которые можно связать с гневом. Возможно, ты увидишь что‑то вроде войны, сражения, конфликта. Или перед твоим внутренним взором пройдут картины природных катастроф (извержения вулканов, наводнения). А может быть, это будут мифические чудовища… Главная цель этого этапа практики – развить привыкание к иллюзорности страха в любых его проявлениях. Как известно, чтобы преодолеть любую проблему, необходимо идти ей навстречу и смело воспринимать ситуацию, в которой находишься. Намеренно вызывая сновидения, влекущие подобные видения, ты воспитываешь в себе умение этому гневу противостоять. Как ты понял, цель всей практики – развитие беспрерывного осознания и днем и ночью. Естественно, что для этого понадобится соответствующее намерение. Если его нет, ничего не получится. После первой же ночи ты прекратишь упражнения. Однако, когда присутствует мотив развития и поиска истины, человека ничто не остановит: ни желание поспать, ни чьи‑то насмешки, ни общественное мнение. – А что делать, если я проспал период, в который должна была состояться определенная часть практики? Начинать следующий? – спросил я. – Нет, – ответил Дрейк. – Последовательность выбрана не случайно, и ее нельзя нарушать. Тренировка сознания идет от простого к сложному. Сначала ты вызываешь сновидения, содержащие приятные сюжеты, затем наращиваешь силу и только потом идешь навстречу «опасности». Поэтому, даже если ты проспал, пропускать тот или иной этап нельзя. Проснувшись, занимайся именно той частью практики, которая должна идти вслед за предыдущей. Чтобы лучше отработать каждый этап и уверенно приступить к следующему, я рекомендую тебе действовать немного иначе. Несколько дней подряд занимайся только одной частью практики. Когда она будет освоена, прибавляй следующую… И так, пока не будут пройдены все четыре этапа. – Допустим, я отработал первый этап, – предположил я. – Могу ли я на следующую ночь заниматься только вторым или они должны теперь идти в паре? – Все части практики следует выполнять в совокупности, а не по отдельности. Научившись «помещать» внимание в центральный канал, ты затем развиваешь ясное переживание и видение. В этом случае за ночь ты проходишь уже два этапа. Затем, когда все получается, добавляешь следующий: развиваешь навыки ориентирования. Теперь ты за одну ночь выполняешь все три упражнения. И только тогда, когда ты будешь уверен, что полностью отработал эти упражнения, можешь приступать к последнему. В этой последовательности есть четкая логика. Если ты сразу, без тренировки и навыков, начнешь вызывать в своих сновидениях разного рода кошмары, то это не приведет ни к чему хорошему, – засмеялся он. – Когда же разум начнет ориентироваться в происходящем во сне и не воспринимать (хотя бы иногда) сюжеты сновидений как реальность, можно идти навстречу вызову. Несоблюдение последовательности действий спровоцирует эмоциональное напряжение. Поэтому не пытайся прыгнуть через голову. Пусть все идет своим чередом. Лучше медленно, но верно.
Градация впечатлений
В западных школах, практикующих различные методы достижения осознанных сновидений, существует градация впечатлений, которые мы переживаем в осознанном сне. Она полностью взята из древних учений. Поэтому я не рассказывал о них раньше. Я полагаю, что лучше поговорить об этом, обсуждая истоки данных методов – тибетский буддизм. Ты спрашивал меня, что делать, когда осознаешь себя спящим, как дальше вести себя. Сейчас мы поговорим как раз об этом. Пробудив осознанность разума внутри сновидения, мы можем менять события, происходящие там, по своему усмотрению. Мы вскользь касались этой темы. Смысл подобных изменений – приучить разум к распознаванию иллюзорности окружающего мира. Чем чаще мы этому будем следовать, тем более гибким и незакомплексованным станет наше сознание в жизни. Принято считать, что впечатления, испытываемые нами во время сновидений, делятся на одиннадцать разновидностей. Это впечатления количества, качества, величины, преображения, эманации, путешествия, скорости, достижения, способности видеть, способности встречаться, способности ощущать.
Количество
– Во сне что угодно можно умножить или, наоборот, уменьшить в числе. Видя одно дерево, ты можешь сделать из него и два, и три, просто захотев этого. Если бы я осознавал такую возможность, – сказал Дрейк, – то во сне с яблоками, которые я собирал в парке, просто умножил бы их количество, и результат наяву был бы абсолютно иной. Количественное впечатление раскрывает такую возможность сновидения.
Качество
– Сюжеты сновидений, как и жизненные события, сопровождаются какими‑то переживаниями. Наш разум дает им оценку, формируя соответствующую реакцию. Если изменять характеристику этих событий, то и реакция будет противоположной. Таким образом, во снах у нас есть возможность менять то, что мы считаем плохим, нежелательным на что‑то благоприятное, позитивное. Например, гнев на сострадание, ревность на любовь, злость на доброту… Подобные манипуляции освобождают разум от жесткой привязанности к определенным эмоциям.
Величина
– Еще одним впечатлением, которое можно переживать в сновидении, является величина. Представь во сне, что ты стал размером с таракана или, наоборот, большим, как слон. Ощути, как при этом меняются твои впечатления и восприятие.
Преображение
– Во сне ты может принять любой облик. Если захочешь, то превратишься в астронавта или древнеегипетского фараона. Создай намерение, что ты станешь птицей или скалой, – это мгновенно произойдет. Подобная практика расширяет сознание. Ты действительно можешь познать, что ощущает тот предмет, в который ты обратился. Так Вселенная становится более понятной и близкой тебе.
Эманация
– «Эманация» значит «разделение». Связанное с ней впечатление похоже на количественное. Единственным отличием является то, что оно, как правило, следует за преображением. Став кем угодно, ты можешь в сновидении разделиться на несметное количество созданных тобою образов, распределив их в пространстве, и одновременно пережить впечатление каждого. Представь, насколько невероятной для нашего лишенного гибкости ума представляется эта возможность. Однако, когда переживаешь подобные впечатления, у тебя открывается способность нелинейно воспринимать события, видеть их суть и глубину.
Путешествия
– В сновидении ты можешь совершать путешествия, куда только захочешь. Для этого не нужны ни билеты, ни визы. Ты в буквальном смысле слова имеешь возможность увидеть обратную сторону Луны или исследовать морские глубины. Здесь все зависит от твоего желания и глубины фантазии.
Скорость
– Во сне представления о быстром или медленном теряют свою актуальность. Ты в одно мгновение можешь сотворить или преобразовать что‑либо, переместиться куда‑либо… Короче говоря, сделать все что угодно. В это время твой разум все больше привыкает к тому, что навязанные ранее установки про «можно» и «нельзя» оказываются ложными. Когда ты осознан во сне, и так же, как наяву, переживаешь невероятные по меркам земной жизни события, сознание раскрепощается. Исчезают жесткие рамки восприятия. Ты становишься более свободным.
Достижения
– Во сне ты можешь достичь того, что тебе не удается сделать в жизни. Воплощай все свои самые смелые фантазии и мечты. Чем чаще это будет происходить в сновидении, тем сильнее изменится твоя повседневная жизнь. Все, во что мы верим, – реально. Приучая сознание к тому, что все в этой жизни возможно, ты навсегда утратишь страх перед поражением, потому что твое сознание перестанет считать его правдивым. Теперь оно знает, что каждое твое желание непременно становится реальностью, стоит только о нем подумать. Такая система представлений переходит и в физическую реальность.
Способность видеть
– Попробуй в сновидениях увидеть то, что недоступно в повседневной жизни. Например, Атлантиду, Шамбалу… Посмотри, как строилась пирамида Хеопса. Загляни в другую галактику, полюбуйся на ее обитателей. Расширяй сознание, доводя его до немыслимых размеров. Это не пустое развлечение, а прекрасный тренинг, устраняющий двойственную систему восприятия.
Способность встречаться
– Во сне у тебя есть возможность повстречать всех, кого захочешь. Ограничений нет. Познакомься с Буддой, Христом, фараоном. Повстречайся с любыми мудрецами и учеными. Пусть Эйнштейн расскажет тебе что‑то интересное, а Леонардо да Винчи даст несколько уроков живописи. Не ограничивай желания. Все они выполнимы.
Способность ощущать
– Сны помогут тебе ощутить то, что ты еще не переживал. Тибетские учения способствуют постижению этой возможности, помогающей переживать состояния просветления, ясного видения и единства с Вселенной. То же можешь испытать и ты. Ощутив, что значит быть совершенно чистым, незамутненным, не тронутым никакими заблуждениями и страхами, ты получишь четкое представление о конечной цели своего пути. Твой разум, опираясь на твой собственный опыт, а не на чужие высказывания или цитаты из книг, поймет природу этого состояния. Тогда ты ясно будешь знать, как это бывает, и понимать, в чем смысл духовного роста. – Все виды впечатлений, осознанно переживаемых во сне, направлены только на то, чтобы ты перестал смотреть на происходящее в реальности как на что‑то устоявшееся и неизменное. Понятия и представления, которыми живет большинство людей, обусловлены чужими заблуждениями, которые им навязаны в процессе жизни. Избавляясь от них, мы очищаем себя от гнета ограниченных убеждений.
Четыре препятствия
– Составляя практики осознанных сновидений, тибетские мудрецы не только давали своим ученикам упражнения, которые помогают достичь более чистого состояния ума, но и предупреждали их о препятствиях, которые могут заставить практикующего свернуть с избранного пути или замедлить свое развитие. Я хочу, чтобы ты тоже знал о них, тогда тебе будет легче оценивать происходящее. Сколько всего существует подобных препятствий, сказать сложно, однако на Тибете выделяют четыре основных, а также учат их преодолевать. Главным препятствием является.
Лень
– Обычно она проявляется, как душевная вялость, сопровождаемая недостатком внутренней силы и способности продолжать начатое. Во время засыпания часто хочется просто отключиться и уже не думать ни о каких сновидениях и практиках. Эти идеи подкидывает тебе эго. Ему любыми способами нужно отключить ясность твоего сознания. Как мы уже говорили, эго предчувствует последствия твоих начинаний. Когда речь идет о духовном росте, оно сопротивляется наиболее активно, понимая, что рано или поздно это приведет к уничтожению его источника питания – эмоций, посредством которых ты реагируешь на возникающие события. Практика (йога) осознанных сновидений – это путь к избавлению от эмоций, что категорически не устраивает эго. Понимая это, тебе будет легче продолжать занятия. Так ты все время наблюдаешь за своими ощущениями и желаниями и контролируешь их. Существует способ избавить себя от лени в тот момент, когда она возникает. Как и большинство методов в буддизме, этот основан на визуализации и работе с каналами и энергией. С помощью данного способа мы влияем на причину лени, а не на ее последствия. Это упражнение непривычно для нашего восприятия именно потому, что западная цивилизация, как правило, пытается справиться с последствиями, не искореняя энергетический источник. Как мы обычно боремся с ленью? Мы говорим себе что‑то вроде: «А ну продолжай, ты же мужчина, ты должен это сделать, преодолеть! Не сдавайся!» Так мы влияем только на следствие, не затрагивая причины, которые носят глубинный характер. Поэтому лень побеждает нас вновь и вновь. Восточный подход в корне отличается от западного. В качестве противоядия от лени, возникающей перед началом практики или во время нее, тибетская традиция предлагает следующее. Необходимо представить, как по твоему центральному каналу, от места его соединения с боковыми (точка, располагающаяся ниже пупка на ширину ладони), поднимается к горлу синий дым. Не думай о подробностях. Вообще ни о чем не думай, кроме канала и поднимающегося по нему синего дыма. Сконцентрировав на некоторое время свое внимание таким образом, ты увидишь, насколько эффективен этот простой метод. На некоторое время лень уйдет, и ты сможешь начать (продолжить) опыт. Если ты заметишь, что внимание рассеивается и блуждает в погоне за разными фантазиями или мыслями, значит, перед тобой возникло новое препятствие, которое тибетские мастера назвали отвлечением.
Отвлечение
– Как правило, оно возникает, когда мысль, внутренний или внешний звук уводят твое внимание от практики. Ты можешь случайно услышать обрывок песни, звучащей по радио в соседней комнате, и это вызовет в твоем уме ряд ассоциаций или воспоминаний. Сознание мигом бросится размышлять на эту тему, все дальше и дальше уводя тебя от сути происходящего. Методом нейтрализации отвлечения, как и в случае с ленью, является перевод внимания на центральный канал. В данном случае не нужно представлять дым, следует лишь сосредоточить внимание на центральном канале – и все. Когда мы разбирали метод объема, я говорил, что его главная идея заключается в переключении восприятия от головы на все тело. Так эго лишается ориентира и ослабляет свое влияние. Тибетские мудрецы не случайно рекомендуют сосредотачиваться именно на центральном энергетическом канале. Переводя на него внимание, ты не только лишаешь эго доминирующей позиции, но и укрепляешь внутренний стержень, помогающий тебе обрести силы и волю. Этот стержень нами подсознательно воспринимается как нечто, вертикально расположенное в центре тела, что‑то, что поддерживает нас. Поэтому, как только возникает какая‑то мысль или ты просто отвлекаешься на что‑то, переводи восприятие из головы в центральный канал, осознавая, что так ты восстанавливаешь силу своего внутреннего стержня.
Беспокойство
– Следующим препятствием является беспокойство. Как и в случае с отвлечением, оно не дает тебе продолжать практику по причине переключения внимания на какие‑то посторонние факторы. Причин может быть масса, но, скорее всего, перед началом практики ты просто не привел в порядок состояние своей души. В этом случае сделай упражнение «девять дыханий», о котором мы говорили раньше. Не обязательно принимать позу медитации. Достаточно лечь на спину и спокойно, ровно дышать, визуализируя вдыхаемый и выдыхаемый воздух определенных цветов.
Забывание
– Последним из препятствий тибетские мудрецы считают забывчивость. Речь идет о любых ее формах. Ты можешь забыть сделать практику, не запомнить сон или упустить из виду какие‑то полезные переживания. Обычно это является следствием предания чему‑то важного значения. Причина заключается в недостаточной мотивации твоих действий. Посмотри внимательно: что движет тобой? К чему ведут отвлечения, забирающие силы и осознанность? Способствуют ли они твоему развитию, помогают ли что‑то открыть? Почаще задумывайся о том, что делаешь каждую минуту. Так ты не будешь терять понимания, зачем тебе это нужно. Перед тем как включить телевизор, подумай – а стоит ли это делать? Что я там увижу? Как это поможет сделать мой разум более гибким и чистым? Кроме этого, у сознания есть еще один повод для забывчивости – напряжение. Речь идет все о том же напряжении, о котором я не устаю тебе напоминать. Если человек слишком упорно занимается практикой, словно надеясь взять штурмом какое‑то препятствие, это приводит к тому, что организм просто вынужден отключать некоторые функции ради собственного самосохранения, причем касается это как физических, так и моральных нагрузок. Будешь сильно напрягаться и налегать на упражнения – психика быстро утомится и предпочтет не воспринимать происходящее. Вся информация будет загоняться в подсознание и потом проявляться в виде сновидений или неожиданных событий. Чтобы этого не происходило, никогда не создавай напряжения, не придавай важного значения тому, что ты делаешь. Не стоит также сильно привязываться к какому‑то строгому режиму и распорядку дня. Будь гибким – тогда твое сознание сумеет сохранить покой. В тибетских учениях, в отличие от западной психологии, принято не обращать внимания на значение сновидений. Вернее, внимание обращается, но это делают только люди, достигшие определенного духовного уровня. Дело в том, что буддисты считают (и небезосновательно!), что в объяснения сна человек примешивает свои ассоциации и представления. Этот процесс очень похож на тест с чернильными пятнами, изобретенный швейцарским ученым Германом Роршахом. В этом случае всякая, даже самая несуразная форма может послужить поводом для ассоциации. Однако эти ассоциации не имеют с действительностью ничего общего. Каждый человек, посмотрев на чернильное пятно, может сказать, что это просто пятно, но когда речь заходит о сновидении, далеко не каждый из нас сможет описать его истинный смысл. Тибетцы привыкли доверять работу со сновидениями «специальным» людям. Я рассказывал тебе о том, что практически в каждом поселении живет работающий со снами мастер. Он обладает незатуманенным сознанием и способен увидеть во сне конкретику, в отличие от всех прочих людей, которые в символизме сновидений находят лишь цепь ассоциаций. Я не совсем согласен с таким подходом и считаю, что работа со снами сильно обогащает нашу психику и делает сознание более подвижным. Однако мудрость и опыт тибетских наставников нельзя не принимать во внимание. В буддизме сновидениям придается особое значение. Сны там понимаются более глубоко, чем на Западе, и рассматриваются как инструмент, помогающий найти дорогу к просветлению. Если постоянно заниматься соответствующими практиками, то появляются более ясные и четкие сновидения, говорящие о духовном росте. Правда, по мнению учителей буддизма, их смысл в конечном счете не важен. Они объясняют своим ученикам, что лучше не рассматривать сны как источник духовных либо божественных посланий, потому что такая форма восприятия только поддерживает установку на двойственность мышления. Главная цель практики осознанных сновидений заключается в обретении полного освобождения, поэтому само понятие смысла необходимо отвергнуть. Здесь мышление тибетских учителей намного опережает западных психологов. Они воспринимают саму основу переживаний, и восприятия эти не обусловлены никакими факторами. Общим между западным и восточным подходами к анализу сновидений является способ воздействия на сны путем изменения повседневного восприятия. Люди всего мира четко определили, что поведение во сне полностью соответствует их дневным реакциям. Далее я расскажу о дневных практиках, применяемых на Тибете для перенастройки сознания. Некоторые из них похожи на те, что мы уже знаем, другие имеют существенные отличия. Однако в любом случае тебе полезно будет о них узнать. Это внесет дополнительную ясность в твое понимание важности йоги сновидений.
Перенастройка сознания
– Основной упор делается на работу с привычками, всячески развивающими осознание присутствия. Например, тибетские учителя советуют выполнять упражнение, чем‑то схожее с методом объема, который мы уже обсуждали. Я не буду на нем останавливаться, так как уже уделил этому достаточно внимания. Еще один способ, с помощью которого возможно развить осознание присутствия в конкретном мгновении, – это чаще обращать внимание на свое дыхание. Необходимо ощущать каждый вдох и выдох, а не дышать автоматически. Конечно, сложно следовать этому правилу на протяжении всего периода бодрствования (да и не нужно к этому стремиться!), однако, если выпадает свободная минута, ее можно использовать для выполнения упражнения. Все равно, где ты в это время находишься – в приемной у зубного врача или в транспорте, – главное, каждую секунду ощущай свое присутствие. Так ты сумеешь выработать привычку, не позволяющую тебе погрязнуть в тумане отвлечений и эмоций. Сохранение осознания присутствия – основа успешного освоения практики осознанных сновидений. Вторым важным этапом в йоге сновидений, без которого невозможно ее успешное освоение, является подготовка ко сну. Мы обсудили причину такого внимания к данной теме. Ведь состояние, в котором ты засыпаешь, влияет на характер сновидений. Поэтому никогда не стоит отходить ко сну, не приведя в равновесие чувства и эмоции и не создав позитивного настроя. Далее мы поговорим о разновидностях сна, описанных в духовных учениях Тибета. Тебе будет полезно узнать о них, так как с помощью этой информации ты сможешь наиболее полно постигнуть саму суть смены ощущений во сне. Сновидения в буддизме делят на три основные разновидности: сны неведения, сансарные сны и сны ясного света.
Сны неведения
– На Западе период, в который возникают подобные сны, принято называть глубокий сон. В это время нам кажется, что сознание полностью отключается и не способно уже на какую‑нибудь осмысленную деятельность или восприятие. По сути так оно и есть. Однако подобные мысли появляются лишь у тех, чье осознание присутствия носит эпизодический характер. Мастера на Востоке, развив в себе абсолютную осознанность, способны, даже пребывая во сне неведения (глубоком сне), ежесекундно осознавать свое присутствие в нем.
Сансарные сны
– Во время этих сновидений мы наблюдаем картины, события и образы, некоторые из которых вспоминаем после пробуждения. В западном обществе такой период сна называется быстрым. В буддизме подобные сны именуют «большая иллюзия». Все события в них имеют связь с реальной жизнью: любовь, война, секс, общение, застолья… Как и наяву, главная причина появления событий в быстром сне – эмоции, обусловленные системой нашего восприятия, которая, в свою очередь, происходит от влечения и неприязни. Тибетские учения постоянно напоминают нам об иллюзорности внешнего мира, чтобы подобное восприятие проявлялось и в сансарных снах. Тогда у нас есть все шансы видеть в эфемерности сновидений лишь иллюзии и не более того.
Сны ясного света
– И последняя разновидность сновидений, представленная в тибетском буддизме, – это сон ясного света, или сон ясности. В указанном состоянии спит только тело, разум же не теряет ясности ни на миг. Получается круглосуточная медитация, во время который ты постоянно осознаешь себя. Само понятие «ясный свет» имеет визуальный подтекст. Это период единства тьмы и света. Мастера на Тибете дали ему такое название, в прямом смысле слова видя и ощущая природу нашего ума, которая выглядит как яркое свечение. Добиться подобного уровня осознанности возможно, только полностью освободившись от любых заблуждений и привязанностей. Именно о таком свете в конце тоннеля говорят люди, пережившие клиническую смерть. Осознавая любое явление, но не реагируя на него эмоционально, мы растворяем его в чистом единстве бытия. Когда растворять больше нечего, исчезают и объекты наблюдения. Возникает чистое свечение, которое есть основа всего, что мы видим. Нам не дано пока до конца осознать глубину этих слов, потому что сознание обычного человека затуманено пеленой эмоций и ложных представлений. Однако, когда они исчезнут (рано или поздно подобное произойдет с каждым), ты осознаешь всю истинность слов о ясном свете, так как в основе этого осознания будет лежать личный опыт. А истина проста – нет объекта и субъекта, есть только единство, иное представление – иллюзия. Заканчивая разговор о йоге сновидений, являющейся частью тибетских учений, я хочу рассказать еще об одном весьма интересном методе, помогающем сохранить осознанность во сне. Это практика непрерывного погружения в сон с сохранением ясности сознания.
Непрерывное погружение
– Вследствие недостатка опыта ты можешь решить, что этот метод сложен в исполнении. Что ж, его сложность вполне оправданна. С помощью данного упражнения можно также окунуться в сон, не теряя осознанности. Естественно, что без должной подготовки сделать это вряд ли получится, но знай, что если есть мотив, то тебе все по плечу. Упражнение разделяется на пять основных этапов, соответствующих переживаниям, испытываемым при засыпании: этап, на котором внимание сохраняется, этап, на котором внимание уменьшается, внимание убывает, внимание прекращается, внимание отсутствует. Такая последовательность отражает стадии разделения чувств и созерцаемых объектов. Как и большинство тибетских практик, эта основана на совмещении созерцания специальных образов и их ощущении. Такая тактика выбрана не случайно. Когда ты засыпаешь, все контакты с внешним миром прерываются, сознание рассеивается, и ты проваливаешься в сон. Поддерживать осознанность, не имея точки опоры, очень трудно, на ранних стадиях обучения вообще невозможно. Поэтому каждой стадии засыпания соответствует символ определенного цвета, созерцая который тебе удается не потерять сознание. Объектами для удержания внимания, как и в прошлых практиках, будут шары (по‑тибетски «тигле»), расположенные на лепестках воображаемого лотоса. Чтобы лучше представлять его во время практики, нарисуй сначала цветок на листе бумаги. Прежде всего представь, что ты как будто смотришь на лотос сверху, потом визуализируй его прямо перед собой. Итак, на верхнем лепестке лотоса будет находиться шар желтого цвета. На этой стадии восприятие есть. Слева – зеленый тигле, восприятие уменьшается. Далее идет шар красного цвета, соответствующий стадии, на которой восприятие убывает. На лепесток справа помести синий шар, относящийся к стадии, когда восприятие прекращается. И последний, светло‑голубой тигле оказывается в центре цветка и символизирует завершающий этап, когда восприятие отсутствует. Соответственно своим ощущениям ты будешь переносить наблюдение от одного тигле к другому, полностью растворяясь в его свечении. В этом случае ты не теряешь сосредоточенности и осознанности, плавно съезжая в сон. Конечно, все это легче сказать, чем сделать, но если практику кто‑то уже освоил, значит, у тебя тоже есть шансы. Как известно, после засыпания наше сознание попадает в период глубокого сна (сна неведения), в котором отсутствуют какие‑либо картины или образы. Это тьма в буквальном понимании слова. Сохранить осознанность в темноте и не рассеять сознание весьма трудно. Опираясь на образ светящегося тигле, ты минуешь этот этап, не потеряв ощущения присутствия. Проделать подобное возможно только при наличии хорошей дневной практики. Дело в том, что человеческому вниманию свойственно отвлекаться. Если попытаться думать о чем‑то одном, то увидишь, что это состояние продлится меньше минуты. Существуют различные виды медитаций, помогающие как можно сильнее утвердить ощущение присутствия. О них мы уже говорили. Если ты станешь тренировать в течение дня навыки сохранения внимания, то сумеешь удержать его и ночью, во время сна. Звучит невероятно, однако это факт. Перед тобой человек, которому подобное иногда удается. Смысл в том, чтобы не только не утратить ясность восприятия при погружении в сон, но и не потерять его в течение сна. Так достигается круглосуточная осознанность. Всегда стоит размещать планку своих возможностей чуть выше уровня, до которого ты можешь дотянуться. Так прогресс идет быстрее. Когда тянешься к невозможному, легче преодолеть промежуточные этапы. Однако всякое продвижение требует упорства и несгибаемой воли. Если ты развил в себе эти качества, тебя уже ничто не остановит.
Восприятие есть
– На первом этапе ты ложишься в любую удобную для тебя позу и расслабляешься. Твоя осознанность стопроцентная. Ощущается постель, на которой ты лежишь. Ты все слышишь и замечаешь. Видение присутствует. Начинай переносить свое внимание из чувственной сферы в тигле, соответствующий этому этапу практики. Как ты помнишь, он находится на дальнем лепестке лотоса и имеет желтый цвет. Сосредоточив на нем внимание, наблюдай, как начинают ослабевать чувственные импульсы в твоем организме. Фактически, это случается сразу же после того, как ты закрываешь глаза.
Восприятие уменьшается
– Как только ты закрыл глаза, контакт с органами чувств начинает ослабевать. Это наступает второй этап практики. Здесь ты мягко переводишь внимание в левый зеленый шар, ощущая его свечение и наблюдая за ним. Помни, что созерцание не должно вызывать напряжения и усталости. Пусть объект просто находится в поле твоего внимания. Ты смотришь на него так, словно расфокусировал взгляд. Так сохраняется ясность внимания при уменьшении восприятия.
Восприятие убывает
– Когда чувственные ощущения становятся еще менее выраженными, перенеси внимание на красный тигле. Не создавай напряжения, пытаясь удержать его в поле зрения. Больше сконцентрируйся на ощущениях, чем на деталях шара. На данном этапе начинают исчезать последние чувственные опоры. Единственное, за что ты можешь держаться, чтобы не уснуть, – красный тигле. Замечай, как растворяется привычное восприятие реальности, не упуская намерения оставаться в сознании. Твое тело все глубже и глубже погружается в сон, однако разум сохраняет четкость.
Восприятие прекращается
– Переход на этот этап, пожалуй, самый важный. Когда восприятие практически полностью угасло, переноси внимание на синий тигле, расположенный на лепестке справа. Я сказал, что этот этап самый важный, имея в виду, что он наиболее трудный. На первых порах, занимаясь практикой, ты будешь терять осознанность и засыпать, не доходя до синего шара. Когда же это произойдет, знай, что ты преодолел серьезный барьер. Это значит, твоя психика начинает привыкать к тому, что ясность внимания может сохраняться при отсутствии чувственных телесных ощущений. Такое понимание необходимо для достижения осознанности в сновидении. Пробудь в этом ощущении некоторое время, полностью слившись с синим свечением тигле. Замечай каждую деталь своих переживаний, каждую особенность. Это необходимо для создания навыков, позволяющих тебе и впредь испытывать нечто похожее.
Восприятие отсутствует
– На последнем этапе, когда тело полностью погрузилось в сон, а любые чувственные восприятия отсутствуют, слейся вниманием со светло‑голубым тигле, расположенном в центре лотоса. Не стоит излишне концентрироваться на его точном месте расположения и четкости форм. Главное – внутреннее намерение его созерцать. Это намерение не даст сознанию заснуть и провалиться в неведение. Обычно мы проходим все перечисленные стадии неосознанно, просто проваливаясь в сон. В данном случае ясность сознания не теряется на протяжении всего засыпания. В своих действиях тебе необходимо сохранять плавность и спокойствие. Не стоит волноваться, думая, настало ли время переходить к следующему этапу. Пусть это происходит естественно. Отслеживай свои ощущения и мягко переключай внимание дальше. Главная тонкость – замечать приближение рассеянности, когда уже не хватает энергии для поддержания ясности. Именно приближения, а не самой рассеянности. Чувствуя, что внимание вот‑вот начнет ускользать, мягко, без усилий и давления верни его обратно. Если пропустить этот момент, то ты уже не сможешь так сделать. Единственное, что удастся заметить, так это то, что ты упустил возможность и сейчас просто засыпаешь. Приведу пример, который демонстрирует похожие переживания. Практически у каждого человека в жизни бывали моменты, когда он перебрал спиртного и, находясь в состоянии опьянения, говорил себе что‑то вроде: «Ну и пьяный же я. Зачем я так напился?» Это то самое состояние, когда ты воспринимаешь часть действительности, но ничего не можешь с этим поделать. В процессе практики прямого погружения в сон подобные моменты будут периодически возникать. Перейдя грань, после которой нет возврата, ты, хоть и понимая происходящее, все же не сумеешь вернуть внимание обратно и восстановить осознанность. В голове пронесется мысль, но она ничего не изменит. Ты словно выпал из поезда и теперь глядишь ему вслед. Отрабатывать восприятие этой границы лучше днем, во время медитации с опорой, в качестве которой ты можешь выбрать любой воображаемый или реальный предмет. Так в тебе разовьется навык, с помощью которого ты сможешь ощутить приближение мгновения потери внимание, а не констатировать его уход. – А почему тигле имеют такие цвета, это с чем‑то связано? – спросил я. – В восточных практиках значение имеет все, – ответил Дрейк. – Однако углубляться в детали не стоит. Важно понять суть практики, где визуализация – это лишь опора для осознания. Каждый цвет имеет свою энергию, которая распространяется при ее созерцании на состояние разума. Так, желтый цвет тигле означает энергию земли и влияет на сознание соответственно; синий – символ воды, красный – огня, зеленый – воздуха, светло‑голубой – пространства. Ход визуализации в практике полностью отображает последовательность распада элементов во время смерти. А так как сон подобен ей, то и цвета здесь соответствующие. Тибетские учителя рекомендуют после приобретения некоторого опыта просыпаться ночью естественным образом, а не по расписанию. Так у тебя сформируется привычка прерывать поток сновидений и отделять от них переживания.
Препятствия
– Как и в любой из ранее описанных практик, при прохождении этой тоже могут возникать препятствия, сбивающие тебя с истинного пути. Как ты понял, йога сновидений требует не только ночных переживаний, но и непрерывной дневной практики (системы поведения), поэтому препятствия относятся к опыту, переживаемому круглосуточно. Таких препятствий в буддизме всего четыре. Потеря присутствия при отвлечении на происходившие днем события, связанные с чувс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.30 (0.014 с.) |