Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10 основные направления первых экспериментальных исследований

Поиск

§ 1. Изучение ощуще- Для большинства созданных к концу XIX столетия психологических ний и восприятия лабораторий харак­терно сведение основной проблематики эксперименталь­ных исследований к изучению элементарных психических процессов - ощущений и восприятий. Для иллюстрации достаточно ограничиться примерами лейпцигской лабо­ратории В.Вундта, которая вплоть до начала XX в. про­должала оставаться ведущим центром мировой экспери­ментальной психологии и лабораториями России, которая занимала тогда второе место после Германии по объему научных работ, важности и широте проблематики.

Так, в Вундтовской лаборатории две трети всей пси­хологической тематики занимали психофизические изме­рения, психофизиологические исследования ощущений и восприятий, а также хронометрические измерения реак­ций. Э.Боринг приводит следующие подробные данные по этому поводу. По количеству работ, выполненных в лаборатории В.Вундта (всего было проведено 100 иссле­дований), проблемы ощущений и восприятия занимают первое место. С изучением вопросов сенсорной психофи­зиологии связано 50% всех проведенных исследований. За ними шли работы, касающиеся измерения времени ре­акций. Они составляют 17% от общего числа исследова­ний. Последняя треть экспериментальных исследований, проведенных в лаборатории В.Вундта посвящена изуче­нию эмоций (10%), внимания (10%) а ассоциаций (10%).

Из общего числа работ, выполненных в области ощущений и восприятия, половину составляют исследо­вания зрения. Основными темами были здесь вопросы психофизики и психофизиологии светового и цветового зрения, глазомерные функции зрения, поле зрения, опти­ческие иллюзии, восприятие глубины. В области зрения экспериментальные исследования вели В.Вундт, В.Гельпах, И.Крис, Г.Мартиус, Г.Майер и др. Вторую половину со­ставили экспериментальные работы по изучению других видов ощущений - слуха, осязания, вкуса, обоняния.

Хронометрические измерения времени реакций про­водились по трем направлениям. Одно из них было связа­но с определением времени реакций в зависимости от воз­действия раздражителей различной физической природы. Особую известность приобрели опыты Л.Ланге, позволив­шие ему открыть сенсорный и моторный тип реакций. Дру­гая линия измерений была связана с определением време­ни сложных реакций, включающих акты узнавания, раз­личения, выбора. Измерением времени сложных реакций занимались сотрудники В.Вупдта Э.Тишер, Д.Кеттел и др. К этим исследованиям примыкают работы Э.Крепелина, М.Траутшольда, Д. Кеттел а по измерению времени сво­бодных и навязанных ассоциаций.

Открытие Л.Ланге (1886) сенсорного и моторного типа реакций повлекло за собой экспериментальные ис­следования внимания. Вопросы по вниманию касались в основном вопросов объема, колебания и распределения внимания (опыты с компликацией). Объем внимания оп­ределялся с помощью тахистоскопического метода. Пер­выми стали изучать объем внимания в лаборатории В.Вундта Г.Дейч и Д.Кеттел. Первые опыты по изучению особенностей колебания внимания провел Н.Н.Ланге.

Немногочисленную часть заняли в Лейпцигской лаборатории исследования вторичных (моторных) харак­теристик речи - скорости чтения и письма (Д.Кеттел).

Сходные с Вундтовской лабораторией направления исследований имели место и в лабораториях России. В лабораториях В.М.Бехтерева исследовались все виды чув­ствительности. Зрительную чувствительность изучали Ф.К.Телятник, А.В.Гервер, А.ФЛазурский, М.П.Ники­тин. Значительная часть исследований была посвящена изучению волосковой чувствительности (В.М.Бехтерев, К.И.Ноишевский, Н.П.Осипова) и мышечных ощущений (М.Н.Жуковский, В.И.Руднев, М.А.Фальк). Эксперимен­тальные исследования велись и по другим видам ощуще­ний. В Московской лаборатории изучали зрительную чув­ствительность (И.М.Целиков), слуховую и вкусовую чув­ствительность (А.Н.Бернштейн). Измерением времени реакций занимались А.А.Токарский и А.Васистов. Для Юрьевской лаборатории характерно было эксперимен­тальное изучение ощущений и восприятия в связи с задача­ми психиатрии. У больных, страдающих психическими заболеваниями, исследовались особенности реакций на различные раздражители (В.Ф.Чиж), особенности зритель­ного и слухового восприятия (В.Ф.Чиж, К.И.Заборский), ассоциаций (В.Ф.Чиж), кожной чувствительности (В.К.Барт), памяти слуховых ощущений (Н.Гиршберг), памяти дви­жений (Ф.Шнейдер). В Киевской лаборатории экспери­ментальные исследования касались вопросов психическо­го утомления (И.А.Сикорский). В Одессе Н.Н.Ланге, ис­пользуя хронометрический метод измерения реакций, провел многочисленные опыты, направленные на изуче­ние процессуальных характеристик восприятия и внима­ния. Открытый им закон перцепции и моторная теория внимания принесли русскому психологу всемирную из­вестность.

Итак, краткий обзор состояния научно-исследова­тельской работы в психологических лабораториях Рос­сии и Германии показывает, что ощущения и восприятия формировали первую проблематику экспериментальной психологии в период ее возникновения. Вскоре происхо­дит оживление экспериментальных работ в области эмо­ций, ассоциаций и памяти, а затем и мышления.

 

§ 2. Начало экспери- Существенным толчком к экспериментальному изучению элементарных ментального изучения чувств и эмоций явилась моторная теория эмо­ций Джемса-Ланге, эмоций выдвинутая почти одновременно и независимо друг от друга американским ученым В.Джем­сом (1884) и датским физиологом С.Ланге (1885). Соглас­но названной теории эмоции представляют собой осоз­нание телесных органических изменений, вызванных вос­приятием какой-либо ситуации. Различие точек зрения В.Джемса и С.Ланге состояло лишь в том, что у первого теория имела более общий характер, тогда как теория С.Ланге связывала эмоциональные переживания только с динамикой вазомоторных реакций.

Истоки возникновения теории Джемса-Ланге восхо­дят к античной эпохе. Известно, что уже древними учеными была замечена тесная связь аффектов с двигательными проявлениями. Особенно в отчетливой форме эту связь устанавливали Аристотель и Гален. В средневековье Ави­ценна провел ряд оригинальных экспериментов, которые, вероятно, следует считать первыми в области изучения эмоций у человека и животных. Авиценна, например, впервые воспользовался показаниями пульса в качестве индикатора интенсивности аффективных переживаний. В Новое время Р.Декарт во всей полноте показал нераз­рывную связь «страстей» с течением «животных духов» и движениями тела. В XVIII в. французский врач и фило­соф Ж.Ламетри также указывал на органическую связь эмоций и чувств с внутрителесными изменениями, под­черкивая, что «горе сжимает диаметр сосудов» [65, с.86].

В XIX в. положение о телесном выражении эмоций все более укореняется. Особую роль здесь сыграли иссле­дования английских ученых Ч.Белла и Ч.Дарвина. Ч.Бел-лом было показано, что эмоциональное состояние ярко выражается особыми сочетаниями движений мышечных групп лица. В этой связи он считал полезным для худож­ников и скульпторов изучение анатомии и физиологии человека. К этому же призывал художников Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения.

В генетическом плане сходное положение было об­стоятельно раскрыто в работе Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В этой книге Ч.Дар­вин выдвинул теорию эмоций, опирающуюся на три ос­новные принципа. Главным среди них является принцип «полезных ассоциированных привычек», согласно кото­рому выразительные движения при эмоциях являются ру­диментами ранее биологически полезных для организма движений. Например, выражение печали есть ослаблен­ная форма подлинного плача младенца. Самим Ч.Дарви­ным был введен один из методов, который станет в пси­хологии типичным приемом для изучения эмоций по вы­ражению лица. Им брались фотографии с изображениями различных эмоциональных состояний. От испытуемого требовалось определить содержание выражаемой эмоции.

Все сказанное выше и явилось исторической пред­посылкой рождения моторной теории Джемса-Ланге, по­лучившей первоначально широкое распространение. Ос­тавляя пока в стороне спорные положения в этой теории, следует, вместе с тем, признать ее положительное значе­ние с точки зрения возможности использования экспери­ментальных методов при изучении эмоций. Ценность те­ории Джемса-Ланге в том и заключалась, что она откры­вала широкий простор для внедрения физиологических методов исследования в эту область психологии. Поло­жение о том, что эмоциональные состояния сопровожда­ются комплексом моторных и сосудистых изменений, вело к мысли о принятии этих физиологических симптомов в качестве объективных и экспериментально-измеряемых индикаторов различных эмоциональных реакций. При­емы, с которыми было связано экспериментальное изуче­ние эмоций по их телесным и органическим проявлени­ям, были названы немецким психологом О.Кюльпе об­щим именем - «методом выражения». Метод выражения предполагает инструментальную регистрацию различных двигательных и вегетативных изменений, сопровождаю­щих эмоциональные переживания. Техника и аппараты, необходимые для этой цели, были заимствованы психо­логией у физиологии, где они были созданы и широко применялись при изучении механики дыхания, сердца, сосудов и т.п.

Обычно в качестве объективных показателей эмоций и аффектов использовались сдвиги в дыхании {частота, глубина, форма дыхания, длительность вдоха и выдоха), в кровообращении (частота пульса, кровяное давление, объем сосудов, состав крови, кардиограмма). Другими вегетативными показателями были уровень обмена, слюно­отделение, потоотделение, химический состав слюны и мочи, температура кожи, кожно-гальваническая реакция, открытая независимо друг от друга Ш.Фере (1888) и рус­ским физиологом И.Р.Тархановым (1890). Наконец, сле­дует назвать некоторые мышечные реакции, как то: зрач­ковый рефлекс, мышечное напряжение (динамометрия), тремор и другие непроизвольные движения.

Из технических средств для регистрации изменений дыхательных функций чаще всего применялись пневмо­граф и аппарат для записи потока воздуха. Для регистра­ции сердечно-сосудистых реакций употреблялись плетиз­мографы, с помощью которых определялся объем сосудов, сфигмограф, фиксирующий изменения силы и скорости пульса, сфигмометр, определяющий величину давления крови, кардиотахометр, предназначенный для оценки ско­рости ударов сердца. Кожногальваническая реакция из­мерялась гальванометрами различной модификации. Мы­шечное напряжение и сила движения регистрировались эргографами, динамометрами, динамографами.

Первые экспериментальные исследования эмоцио­нальных состояний по методу выражения были проведе­ны А. Моссо (1881), Ш. Фере (1888) и И.Р.Тархановым (1890). Наиболее известные работы А. Моссо были связа­ны с выяснением влияния умственной работы и некото­рых эмоциональных переживаний на объем мозга и дру­гих частей тела (руки, ноги). Для этой цели использовал­ся изобретенный им самим плетизмограф. Кроме объема мозга А. Моссо регистрировал сдвиги и других физиоло­гических функций: напряжение мышц (эргограф Моссо), температура тела и мозга.

В 1887 г. Ш. Фере также попытался установить раз­личие в симптоматике отдельных чувств и аффектов при помощи движений, которыми они сопровождаются. Че­рез год Ш.Фере обнаруживает психогальванический фе­номен, проявляющийся в повышении электрического тока, приложенного к коже при воздействии сенсорных раздра­жителей (звук метронома, запах, цвет), а также при стенических формах эмоций. Автор связывал этот феномен с понижением электросопротивления кожи в результате потоотделения при выполнении какой-либо психической деятельности и при стенических эмоциональных пережи­ваниях.

Как уже отмечалось выше, аналогичное явление не­зависимо от Ш. Фере было открыто И.Р.Тархановым. Он нашел, что между двумя участками кожи всегда образу­ется разность потенциалов (внутрисоматический ток). Если эту разность потенциалов снять внешним током об­ратного направления, а затем испытуемому предложить различные сенсорные раздражения или какую-нибудь умственную работу, или вызвать какой-либо аффект, то оказывается, что во всех этих случаях происходит пони­жение сопротивления кожи, в результате которого вновь обнаруживается действие внутрисоматического тока, от­клоняющего стрелку гальванометра в ту или другую сто­рону. Психогальванический метод, открытый Ш. Фере и И.Р.Тархановым, станут широко применять в конце XIX и особенно в начале XX столетия.

Общим итоговым выводом большинства первых экспериментальных исследований (А. Моссо, Ш. Фере, И.Р.Тарханов, А. Бине, М. Леманн, П. Менц, Э. Мейман, В.Вундт) был вывод о том, что при чувстве удовольствия все физиологические симптомы повышаются и усилива­ются, тогда как при чувстве неудовольствия они снижают­ся и ослабляются. Экспериментальные данные показали также, что телесные проявления чувств наступают позднее самих аффектов а это значит, что исходные принципы теории Джемса-Ланге оказались несостоятельными. В последующем периферическая моторная теория эмоций Джемса-Ланге и вовсе была отвергнута под влиянием новых данных, полученных в исследованиях В. Кеннона, Ч. Шерингтона, и тем более в современных физиологи­ческих и нейрофизиологических исследованиях. Хотя тео­рия Джемса-Ланге в основе своей оказалась неправильной, полностью снять ее значение для развития психологии, особенно экспериментальной, было бы неверно. Эта тео­рия послужила в конце XIX в. теоретическим ориенти­ром для применения физиологических, объективных ме­тодов к изучению эмоциональной жизни человека.

Наряду с методом выражения, широко вошедшим в практику психологических исследований, большую роль в изучении эмоций сыграл и так называемый «метод впе­чатления». Начало этому методу было положено И.Гете, изучавшим действие цвета на чувства, но полную мето­дическую разработку этого приема осуществил Г. Фехнер, когда он занимался вопросами экспериментальной эсте­тики. Вначале метод впечатления был предназначен для изучения эстетических чувств и суждений. Психологи же стали его применять для изучения элементарных чувств и эмоций.

Цель фехнеровских опытов в области эстетики сво­дилась к определению того, как и в какой степени разно­образные ощущения цвета, света, цветовых тонов и их сочетаний в пространстве и времени оказывают на чело­века эстетическое воздействие. Так, в области зрения ис­точником эстетического чувства могут быть световые и цветовые комбинации, различные пространственные фор­мы. В области слуха - это гармония (сочетание тонов), ритм, в области движений - пространственно-временные отношения слуховых и зрительных восприятии.

Существенным для метода впечатления является прием субъективного сравнения и оценки двух или более одновременно или последовательно предъявляемых раз­дражений, на основе которых субъект производит выбор предпочитаемого или отвергаемого внешнего предмета. Опыты Г. Фехнера были связаны в основном с эстетичес­кой оценкой различных геометрических форм (прямоуголь­ники, треугольники, эллипсы и др.). Определение эстети­ческой оценки проводилось тремя способам, или их ком­бинациями. Первым из них является метод выбора, при котором испытуемому предлагается выбрать наиболее приятный из предъявляемых объектов. Второй прием, названный методом изготовления или репродукции, пред­полагал самостоятельное изготовление таких геометри­ческих форм и отношений, которые человеку более всего нравятся. Третий способ, известный под названием «ме­тод применения,» заключался в выяснении того, как час­то в практической жизни применяются те или другие геометрические формы различных предметов обихода (форма, размер, цвет книг, визитных карточек, конвер­тов, плиток шоколада и т.п.).

Впоследствии все эти приемы использовались в ла­боратории В.Вундта, а также в лабораториях других стран. Итогом подобных исследований было построение для каждого из испытуемых аффективных кривых удо­вольствия и неудовольствия. В 90-х гг. XIX в. намечается тенденция объединения метода впечатления с методом вы­ражения. Эта новая тенденция объясняется стремлением обеспечить объективный контроль тех субъективных оце­нок, которые даются человеком при методе впечатления (П.Менц, Э.Мейман, М.Браун).

Кроме двух основных экспериментальных методов изучения эмоций, очень часто применяли различного рода опросники, фото-киносъемку для регистрации мимики лица, позы тела и других выразительных движений, со­провождающих эмоции человека.

Итак, к началу XX столетия была поставлена на экс­периментальную основу еще одна область психологии. Созданная экспериментальная база для разработки про­блемы эмоций позволила психологии совместно с други­ми примыкающими к ней науками (физиология и нейро­физиология, психофизиология и нейропсихология) в те­чение всего последующего периода развернуть широкий фронт экспериментальных исследований, создать новые оригинальные методы, позволившие в свою очередь рас­крыть многие тайны и продвинуть далеко вперед наши знания о природе и механизмах эмоций.

§ 3. Эксперименталь- В последней четверти XIX в.ассоциативная психология еще сохраняла ное изучение ассоциа- свое преобладающее влияние, поэтому вполне зако­номерными явились ций и памяти попытки поставить под экспери­ментальный контроль исходные принципы ассоциатив­ной теории. Первые такие потоки были предприняты од­новременно (1879) английским ученым Ф.Гальтоном и В.Вундтом.

Опыты Ф.Гальтона касались определения времени ассоциативных процессов, а также содержательного со­става ассоциаций. Ф.Гальтоном было отобрано 75 слов. При предъявлении каждого из них включался секундо­мер, регистрирующий время, через которое возникало первое какое-либо представление. Анализ ассоциаций показал, что многие ассоциации повторяются. Так, на каждые 100 ассоциаций приходилось в среднем повторен­ных 4 раза - 23 ассоциации, три - 21, дважды - 23 и один раз - 33. По содержанию из каждых 100 ассоциаций - 39 было обращено к детству и ранней юности, 46 - к зрело­му возрасту и 15 - к недавнему прошлому. Метод Ф.Галь-тона был назван впоследствии «методом свободных ассо­циаций». В его первоначальной форме имелись существен­ные погрешности. Опыты проводились Ф. Гальтоном на самом себе, т.е. сам автор следил за ходом собственных ассоциаций. По этой причине не могло быть точно зареги­стрировано время возникновения представления. Приме­нение секундомера давало слишком грубые показатели по сравнению с хроноскопом.

Метод свободных ассоциаций был значительно усо­вершенствован в Вундтовской лаборатории, в которой кроме самого В.Вундта изучением ассоциаций занимались С.Холл, Э.Крепелин и др. Поскольку метод свободных ассоциаций позволял определять в основном только быс­троту протекания ассоциативных процессов и не давал возможности выявлять в полной мере качественные, содержательные особенности представлений, в лаборато­рии В.Вундта был введен новый вид ассоциативного экс­перимента, получивший название метода навязанных ас­социаций. При этом варианте ассоциативного экспери­мента испытуемый отвечал на слово-раздражитель не первым пришедшим на ум словом, а словом, являющим­ся по отношению к первому общим или частным поняти­ем, либо словом, находящимся со словом-раздражителем в причинно-следственной связи или в других смысловых отношениях. Метод навязанных ассоциаций впервые был использован Д. Кеттелом при переводе слова с одного язы­ка на другой, изучении причинно-следственных отноше­ний, арифметических действий и др. Подобные опыты про­водились и другими психологами. На основе полученных экспериментальных данных было обнаружено, что тради­ционно выделяемые разновидности ассоциаций установ­ленными фактами не подтверждаются. Отсюда возникала необходимость построения новых классификаций теперь уже на основе опытных данных. Но поскольку у разных авторов экспериментальные результаты отличались, то и предлагаемые ими классификации ассоциаций также не совпадали (Г. Эббингауз, В. Вундт, Т. Циген).

Изучение ассоциаций и представлений явилось пе­реходным мостиком к экспериментальному исследованию памяти, а затем и мышлению. Как известно, В.Вундт счи­тал, что высшие психические процессы - память, вообра­жение, мышление и воля самонаблюдением выявить не­возможно, поэтому для их изучения необходимо выйти за рамки физиологической психологии в область психо­логии народов, где через изучение языка, мифов и легенд, обычаев и нравов можно было бы пролить свет на зако­номерности протекания этих высших форм индивидуаль­ного сознания.

Первым, кто попытался снять выдвинутое В.Вунд-том ограничение в отношении возможности эксперимен­тального изучения высших этажей сознания, был немецкий психолог Г.Эббингауз, сторонник ассоциативного на­правления в психологии. Особую роль здесь сыграла книга Г.Фехнера «Элементы психофизики», под влиянием кото­рой Г.Эббингауз задался целью применить психофизичес­кие принципы к изучению памяти.

В определении специфики будущих опытов в обла­сти памяти важное значение имело традиционное поло­жение ассоциативной психологии о том, что повторение есть главное условие прочности ассоциаций. Именно в частоте повторения Г.Эббингауз увидел возможности из­мерения памяти. Необходимо было решить вопрос лишь об объективных средствах контроля влияния повторений на прочность ассоциаций. Такое средство Г.Эббингауз нашел в движениях, которые вызываются представлени­ем или которые сопровождают его, например, прогова-ривание, движение губ, мимические движения, ритми­ческие движения головы,рук,ног,рисунки,письмо ит.п. По этому поводу Г.Эббингауз писал; «Этот переход пред­ставлений в движения является для нас, как мы скоро это увидим, важным средством для уразумления подробнос­тей, характеризующих ассоциации и воспроизведение» [122, с. 187]. О том же самом, но в более конкретной фор­ме, им говорилось: «... мы имеем важное средство для изу­чения памяти в связи воспроизведенных представлений с движениями. Пользуются этим средством следующим образом: вызывают представления, которые легко могут воспроизводиться движениями речи или письма, или так­же при помощи простых рисунков, и затем исследуют, как воспроизведение видоизменяется при различных обстоя­тельствах» [122, с. 193].

Названные два принципа (повторение и воспроиз­ведение) открывали Г.Эббингаузу путь к выполнению важнейшего требования, выражающегося в том, что ма­териал, условия и результат заучивания должны быть измеримы. Если память изучать через воспроизведение, то для того, чтобы был измеряем результат заучивания, необходимо прежде всего иметь такой материал заучива­ния, который бы сам поддавался количественному измере­нию. Кроме этого основного условия должен быть соблю­ден еще ряд требований: заучиваемый материал должен быть одинаковой трудности, т.е. однородным, его необхо­димо иметь в достаточном количестве с тем, чтобы при по­вторных опытах он каждый раз бы менялся и был новым,

Такого материала, который удовлетворял бы всем перечисленным требованиям в реальной жизни, Г.Эббин-гауз не нашел. Поэтому он приступил к составлению ис­кусственных сочетаний букв или бессмысленных слогов. Как представлялось Г.Эббингаузу, бессмысленные слоги отвечают в полной мере выдвинутым требованиям. Длин­ные ряды бессмысленных слогов имеют одинаковую слож­ность, таких слогов много (их было составлено 2300). Число заученных слогов выступало мерой заучивания сти-мульного материала. Каждую ошибку в репродукции лег­ко выразить числом, благодаря последовательному пост­роению слогов. Бессмысленные слоги трудно поддаются ассоциативным смысловым связям, облегчающим процесс запоминания, а это очень важно, как полагал Г.Эббинга-уз, для изучения «чистой» памяти. Проведя большую под­готовительную работу, Г.Эббингауз в 1879 г. приступает к проведению опытов, выполненных полностью на самом себе. Заметим, что индивидуальная форма проведения опытов была общепринятой в тот период и соответство­вала общим интроспективным установкам субъективно­го направления в психологии.

Для изучения памяти ГЭббингаузом было разра­ботано три разновидности метода заучивания: метод полного заучивания, метод экономии и метод поправок. Метод полного заучивания состоял в многократном по­вторении больших рядов слогов до полного, безошибоч­ного их воспроизведения. Метод экономии позволял вы-яснить в какой мере каждое новое повторение оказывает облегчающее влияние на безошибочное воспроизведение ранее заученного ряда бессмысленных слогов. При методе поправок испытуемый прибегал к подсказке в тех случаях, если он останавливался или допускал ошибку. Количе­ственными мерами выступали число повторений, общее время, затраченное на заучивание полного ряда слогов, количество ошибок, поправок или подсказок.

Пользуясь перечисленными методами, Г.Эббинга-уз установил ряд закономерностей работы памяти. Боль­шая часть открытых закономерностей касалась вопросов влияния способов повторения на заучивание, зависимос­ти заучивания от количества и сложности материала. В частности, Г.Эббингаузом было обнаружено, что труд­ность заучивания пропорциональна объему, количеству заученного материала. Чем больше длина заучиваемого ряда бессмысленных слогов, тем больше требуется повто­рений. С увеличением повторений время заучивания со­кращается. Равномерное распределение повторений во времени более эффективно, чем многократное повторе­ние в один прием. Уменьшение скорости заучивания ве­дет к увеличению общего времени, необходимого для пол­ного воспроизведения предложенного ряда слогов, т.е. эффективнее заучивать материал большими скоростям. Заучивание в целом продуктивнее заучивания по частям. Широкую известность в психологии получила установ­ленная Г. Эббингаузом кривая забывания. Она свидетель­ствовала о том, что процесс забывания во времени про­исходит неодинаково, вначале очень быстро, а затем мед­ленно. По мнению Г.Эббингауза, полученная кривая забывания соответствует логарифмической зависимости и это давало ему основание распространить логарифми­ческий психофизический закон Г.Фехнера на область па­мяти и тем самым доказать универсальность действия это­го закона в системе психофизических отношений.

Все основные результаты проведенных опытов были сведены и обобщены Г.Эббингаузом в его книге «О па­мяти», изданной впервые в 1885 г. После выхода этой книги Г.Эббингауз переключается на экспериментальное изучение ощущений и восприятия, новых же опытов в области памяти не проводил. В 1897 г. он издает первый том «Основ психологии», в 1902 г. - второй, а в 1908 г. выпускает книгу «Очерк психологии». В перечисленных работах были изложены основные принципы ассоциатив­ной психологии, в обобщенном виде представлены резуль­таты собственных исследований в области памяти и дру­гих психических процессов.

Вскоре после опытов Г.Эббингауза измерение па­мяти приняло массовый характер. Исследованием ее за­нимались почти во всех психологических лабораториях мира. Разработанные Г.Эббингаузом методы изучения памяти находили самое широкое применение, проникая из общей психологии в ряд формирующихся новых при­кладных отраслей и направлений в психологии (педагоги­ческую, дифференциальную, психотехнику и т.д.). Привле­чение методов к различным новым задачам исследования, проникновение их в специальные ветви психологии, по­влекли за собой разнообразные преобразования перво­начальных методов изучения памяти или создание на их основе новых приемов измерения. Так, Г.Мюллер совме­стно с Ф.Шуманом, первые из принявших эстафету Г.Эб­бингауза, внесли ряд изменений в условия и процедуру проведения эксперимента. В опытах названных авторов функции испытуемого и экспериментатора были разве­дены, что несомненно повышало надежность и точность экспериментальных данных. Далее, бессмысленные сло­ги, составленные Г.Эббингаузом, как оказалось, не были однородными по степени их трудности. Более того, не­редко рядом стоящие слоги образовывали слова с опре­деленным смысловым содержанием. Авторам пришлось пересмотреть общий перечень слогов и отобрать лишь те из них, которые отвечали ранее упомянутым требовани­ям. Ими же был сконструирован специальный прибор для предъявления бессмысленных слогов, представляющий собой вращающийся барабан с намотанной на нем бумаж­ной лентой, на которой записывались бессмысленные сло­ги в определенной последовательности. Позднее (1892) Г.Мюллер и А. Пельцекер вводят новый метод изучения памяти - метод угадывания. Он состоял и том, что испы­туемым предъявляют бессмысленные слоги попарно. Пос­ле их заучивания испытуемому предъявляется один из парных слогов, на который нужно ответить слогом, сто­ящим в паре с первым.

Новые модификации в приемах изучения памяти стали возникать в связи с переходом на заучивание осмыс­ленного материала. Пионером в экспериментальном изу­чении смысловой памяти стал Э. Мейман. Напомним, что Г. Эббингауз обратился к бессмысленным слогам для то­го, чтобы выявить закономерности памяти, протекающие как бы в «чистом виде». Но такие условия слишком дале­ки от реальной жизни. Э. Мейман верно отмечал, что в процессах памяти существенную роль играет мышление. Участие понятий и чувственных образов в мнемических функциях ведет к значительной их перестройке. Поэтому возникала задача приблизить опыты в области памяти к жизни, что особенно было важно для педагогической практики.

Э. Мейман постав и себе цель построить такие ряды для заучивания, которые можно было бы так же легко рас­членять количественно, как и ряды бессмысленных слогов и, вместе с тем, реализовать задачу, состоящую в обнару­жении влияния «смысла слов и связи мысли» на легкость или трудность заучивания [81, с. 411]. Выход из положения Э. Мейман нашел в том, что в качестве заучиваемого мате­риала он стал употреблять вначале ряды рифмованных слогов, затем ряды слов, связанных по смыслу.

Опыты Э. Меймана на материале рифмованных сло­гов показали, что при прочих равных условиях их число заучивается почти вдвое больше, чем бессмысленных сло­гов. Еще более выразительными оказались результаты опытов, построенных на словесно-логическом материале, Новые данные свидетельствовали о том, что память вос­производит заучиваемый материал в преобразованном виде. Память -это не фотографическое изображение про­шлых впечатлений, соединенных механическими ассоци­ациями. В памяти обнаруживается предрасположение к слиянию, к обобщению, за которыми стоят понятия и мышление. Так, экспериментальные исследования Э. Меймана в области смысловой памяти подводили и прибли­жали психологию к экспериментальной разработке про­блемы мышления, чем и занялись в скором времени пси­хологи Вюрцбургской школы.

§ 4. Переход к экспери- Известно, что ассоциативная психология сводила мышление к ментальному изучению механической динамике чувственных образов. Этим самым мышления качественное своеобразие мыслительных процес­сов практически отрицалось. Между тем, ряд эксперимен­тальных исследований в области восприятий, памяти и представлений показывал, что помимо ассоциаций в со­знании есть нечто отличное от них, что вносит в чувствен­ное содержание сознания существенные коррективы. Так, уже восприятие нельзя было трактовать как механичес­кое объединение ощущений, ибо оно выступало как не­которое единство, обладающее новым качеством, отлич­ным от свойств, составляющих данное восприятие чув­ственных элементов или ощущений. В.Вундту пришлось даже ассоциациям приписать некую творчески-синтезирующую функцию. Влияние мышления стало еще более очевидным в опытах по заучиванию осмысленного матери­ала. Включенность мыслительных компонентов в перцеп­тивных и мнемических актах с необходимостью ставило в первую очередь вопрос об экспериментальном изучении проблемы мышления. Первые шаги к экспериментальному анализу мыслительных процессов были предприняты в начале XX в. представителями Вюрцбургской психоло­гической школы во главе о О. Кюльце.

В области теории психологи Вюрцбургской школы опирались вначале на философский позитивизм Э.Маха и Р.Авенариуса, сторонников так называемого неореализ­ма, возрождавшего в новой форме идеи субъективного идеализма Дж.Беркли и Д.Юма. Позднее, под влиянием экспериментальных данных, вюрцбургские психологи переориентировались на теоретические схемы Ф. Брентано и Э. Гуссерля, удержав из их учений понятия об итенциональных актах (Ф. Брентано) и интенциональных пе­реживаниях сознания (Э. Гуссерль). Вместе с тем в теоре­тических взглядах вюрцбуржцев сохранялись и элементы вундтовской психологии, поскольку чувственные элемен­ты и ассоциативный механизм их связи полностью не ус­транялись из сознания, а лишь дополнялись его безобраз­ными компонентами и «детерминирующими тенденция­ми». С В.Вундтом Вюрцбургскую школу сближает также интроспективный метод, с помощью которого изучалось мышление. Хотя сам В.Вундт не допускал возможность применения экспериментального самонаблюдения к соб­ственно мыслительным актам, О.Кюльпе, его бывший ученик, счел это ограничение неправомерным и предло­жил заменить непосредственную форму интроспекции на интроспекцию ретроградную или ретроспекцию. Счита­лось, что при ретроградной форме самонаблюдения уст­раняется то искажающее влияние самого интроспектив­ного акта на психические процессы, которое свойствен­но непосредственной форме самонаблюдения и, кроме того, открывается возможность обнаружения особеннос­тей протекания самих мыслительных процессов. Суть рет­роспективного эксперимента заключалась в следующем. Испытуемому предлагалось выполнить какое-либо зада­ние, после завершения которого он должен был описать свои состояния и переживания, возникшие при решении задачи. В опытах могли использоваться психофизические методы, методы измерения реакций, но более часто при­менялся ассоциативный эксперимент. Имея в виду, что в опытах по изучению мышления основная роль экспери­ментатора сводилась к регистрации и редакции речевого отчета испытуемого, метод ретроспективного отчета по­лучал название метода редакции. С помощью ретроспек­тивного эксперимента были проведены почти все иссле­дования, выполненные в Вюрцбургской школе.

Первые экспериментальные исследования в облас­ти мышления открывают опыты К. Марбе(1901) и А.Майера с И.Орта (1901), которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения. Они показали, что суждения имеют «внечувственную», «безобразную» природу, поскольку они в терминах чувственных пред­ставлений не описываются. По этой причине К. Марбе счел целесообразным отнести проблему суждения, а ста­ло быть и мышления, к логике. К аналогичным выводам пришли А.Майер и И.Орт, которыми было проведено «ка­чественное исследование ассоциаций».

Новые факты в области мышления были установ­лены А. Мессером, который первым среди своих коллег связал безобразные компоненты сознания с мышлением и прямо назвал их «мыслями», вместо прежнего термина «состояния сознания», введенного ранее А.Манером и И.Ортом. Кроме безобразности мысли, считал А. Мессер, другими ее отличительными признаками являются отне­сенность ее к предмету и осознание в ней отношений,

Более обстоятельно эти факты были изучены К.Бюллером (1907). Опыты К. Бюллера состояли в заучивании парных мыслей, В одном из вариантов опытов испытуе­мому вначале давался один ряд предложений, затем дру­гой ряд фраз с неполным смыслом. Порядок предложений в смысловом отношении не совпадал, т.е. взаимополага­ющие смысловые части были намеренно разведены. От испытуемого требовалось незаконченные предложения одного ряда дополнить по смыслу незавершенными пред­ложениями другого ряда. Во второй модификации экспе­римента К.Бюллер предлагал одновременно два ряда с полностью законченными предложениям. Перед испыту­емым ставилась задача объединить по смыслу предложен­ные пары предложений. Во всех приведенных сл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.69 (0.016 с.)