Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3 влияние античной психологии на развитие взглядов в средневековый период и в эпоху возрожденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
§ 1. Неоплатонизм: бо- I-II вв. новой эры - начало разложения рабовладельческого гословско-идеалисти- общества. Острыеполитические столкновения, восстания рабов, ческая интерпретация гражданские войны, т.е. все то, чем сопровождался распад римской природы души в учени- империи, не могли не вызвать существенные сдвиги в сознании ях Плотина и Августина людей. Безысходность жизни,в которой оказывались люди, невозможность изменить тяжкие и невыносимые условия существования побуждали человека замыкаться в своем внутреннем мире и искать утешение в себе. Это упадническое настроение народных масс не замедлила использовать зарождающаяся церковь, которая была призвана на помощь правителям римской империи для укрепления своей власти. Оказывая императорам постоянную помощь и поддержку в подавлении возмущенных масс, церковь все более укрепляла свои позиции и усиливала свое влияние в Риме. Как известно, в I в. христианство признается государственной религией, а к IV в. границы ее влияния выходят далеко за пределы Рима. Христианская религия проповедовала отрешенность от внешнего мира, призывала людей к смирению и покорности, уединению и погружению в собственный внутренний мир. Эта общая установка и ориентации человека на его внутренний личный мир и получила богословскую, теологическую интерпретацию в философско-психологических взглядах одного из первых и наиболее крупных идеологов раннего христианства Плотина (205-270 гг.). В значительной части учение Плотина опиралось на идеи Платона, однако в нем содержались новые акценты, появившиеся под влиянием тех политических и социальных условий, о которых было сказано выше. В учении Плотина за основу всего сущего принималось нечто сверхприродное и божественное. К этому первоначалу не приложимо никакое определение. О сверхприродном можно судить только по тому, что им порождается. Природа создается из материи путем проникновения в нее божественного начала. Развитие мира - это постепенное восхождение или нисхождение божественного. В этом движении божественного выделяются четыре сменяющих одна другую ступени: божественное первоначало - божественный ум - божественная душа - природа. По мере нисхождения верховного начала, оно от первозданного своего единства переходит во множество умов и душ. Материя представляет последнюю стадию дробления единого первоначала. Душа человека происходит из мировой души. Она нематериальна, непространственна. Душа по своей деятельности едина. Разлагаться на элементы или слагаться из них душе не свойственно. Однако это единство может проявлять себя в трех сторонах, выступающих как относительно самостоятельные уровни или части души - умопостигаемая душа, чувственная душа, тело. Основная деятельность души заключается в трех функциях: 1) в обращении к мировому разуму; 2) в обращении к чувственному миру и телу; 3) в обращении к самой себе. Если у Платона, как известно, активность души проявлялась, главным образом, в приобщении к идеям мирового разума, а также в обращении ее к чувственному миру, то у Плотина, помимо этих двух функций, душе приписывается новая форма активности, состоящая в способности к анализу и отображению собственной деятельности. Благодаря внутреннему взору душа располагает знаниями о всех своих прошлых и нестоящих действиях. Мимо внутреннего ока не Ψ__§ 2. Возрождение идей Аристотеля на Востоке и опытный подход в…_________________ может пройти ни одно состояние души, будет ли оно из познавательной или побудительной сферы. Учение Плотина о существовании универсальной способности души к наблюдению за своими состояниями знаменовало собой первую поступь интроспективной психологии. Следующий шаг в развитии интроспективного направления в психологии был сделан Августином (354-430). Во многих отношениях Августин идет за Плотином. Августин полагал, что мир создан богом; его постоянным участием и творением определяется развитие природы. Божественное происхождение имеет и душа человека. Она отлична и независима от тела. В вопросе о возникновении человеческих душ Августин колебался между двумя наметившимися в тот период точками зрения - традукционизмом и креацинизмом. Согласно первой точке зрения, души передаются через размножение от одного поколения к другому, а согласно второй - души создаются богом в момент рождения людей. В учении о познании Августин близок к Плотину, но вносит и собственные коррективы. Новым в психологии Августина является признание воли как универсального принципа, организующего деятельность души во всех ее проявлениях. Волюнтаризм в учении Августина носил богословский характер. Основное назначение души, по его мнению, состоите познании необозримых по своему числу истин, источником которых является бог. Строй познания соотносился с тремя божественными ипостасями, где в качестве бога-отца выступал объект познания; бога-сына - сам акт познания; бога-святого духа - деятельность воли, которая направляет и регулирует познавательные акты. Каким же образом открываются истины? Истина может быть установлена только через знание человека о самом себе. Как, например, человек может знать о том, что он существует? Прежде всего, считал Августин, через осознание того, что человек размышляет, переживает, помнит, желает, и т.п. Вот это сознавание своих внутренних душевных состояний и должно восприниматься человеком как истина того, что он действительно существует. Что же касается существования внешних вещей, то их реальность должна быть принята на веру. Итак, объектом познания, по Августину, является собственный душевный мир, а способ, которым человек может познавать его - это внутреннее чувство и разум, управляемые волей. Воля выполняет следующие функции: а) управляет всеми душевными актами; б) направляет душу к самой себе; в) управляет телом, включая его органы движения, органы чувств и мозг. Благодаря трем основным функциям воли душа оказывается способной воспринимать как собственную деятельность, так и недоступные внешнему взору продукты этой деятельности. Подобно всем другим проявлениям души, воля предопределяется богом. Одни люди предрасполагаются божеством к доброй воле, другие - к злой. Представление о божественной предопределенности поступков и поведения людей явилось идеологической опорой для церкви в ее борьбе против разума, света и науки. Ориентируясь на это положение Августина, богословы внушали людям, что всякое выступление против веры есть выступление против божественного предопределения, ведущее за собой вечные загробные муки. Чтобы частично освободить выступивших против бога людей от будущих мучений в загробном мире, Августин предлагал ввести на земле смертную казнь через сожжение как кару наиболее мягкую, «милосердную и без пролития крови». Так, в учении Августина засветились первые искры, из которых вырастут будущие костры инквизиции и непревзойденной жестокости средневековой церкви. Взгляды Плотина и Августина на протяжении многих столетий станут путеводной звездой для средневековой схоластики. Следы их идей можно заметить и в Новое время. Достаточно сказать, что учение о душе Плотина и Августина стало отправным для Р. Декарта, который, выступив со своей теорией сознания, окончательно оформит и утвердит интроспективное направление в европейской психологии XVII-XIX вв. § 2. Возрождение идей С дальнейшим упадком рабовладельческого строя и Ψ__§ 2. Возрождение идей Аристотеля на Востоке и опытный подход в…_________________ Аристотеля на Востоке установлением феодально-крепостных отношений в философской и опытный подход в мыслиокончательно происходит крутой поворот в мир психологических взгля- мистики, религиозной фантастики и сверхъестественных сил. дах Авиценны и Авер- Опытное и эмпирическое познание мира было заменено верой. В роэса психологии на смену естественнонаучных представлений о душе, развитых материалистами античной эпохи, были поставлены религиозно-мистические построения о душе как особой самостоятельной, богоподобной сущности. Область душевных, психических явлений отрывается от материального мира и связывается со сверхприродной силой - богом. Природа божественного начала раскрывалась в учении о трех его ипостасях: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. С точки зрения этого учения связь индивидуальной души с богом происходит через дух-святой. Основанный на вере и откровении поиск в себе святого духа и связи души через него с богом, а также подготовка человека к возвращению в сверхъестественный, призрачный, загробный мир провозглашались содержанием психической жизни человека. При описании и определении психического богословы опирались не только на одни церковные трактаты (Новый и Ветхий заветы, Евангелие), но они привлекали также идеи античных философов. Если в раннее и среднее средневековье в Европе философия и психология представляли собой пропущенные через богословие платоно-плотиновские идеи, то с XVI в. церковь начинает ориентироваться на учение Аристотеля. Эта переориентация теологов с философской системы Платона и Плотина на учение Аристотеля была осуществлена Ф. Аквинским. Однако, несмотря на различную ориентацию, богословскую догматику раннего и позднего средневековья объединяло общее представление о психическом как о духе, обращенном на самого себя. У Ф. Аквинского интроспективное знамя, поднятое Плотином и Августином, было поставлено на предельную высоту. Эта идеалистическая линия Плотин-Августин-Аквинский даст о себе знать в европейской психологии Нового времени. Хотя средневековая философия и психология целиком находились под влиянием церкви, тем не менее в среде самих богословов и схоластов имели место элементы материализма (Д. Скотт, В. Оккам, Р. Бэкон). В наиболее сильной форме материалистические тенденции были выражены в арабской философии и психологии, которые были связаны с общим расцветом восточной культуры в VIII-XII вв., в период» когда объединение восточных народов в огромное единое государство -Арабский Халифат - повлекло за собой интенсивный рост производительных сил, развитие сельского хозяйства, городов и торговли. Все это стимулировало развитие медицины, естествознания, философии и психологии. Идейными источниками расцвета наук на Востоке служили достижения античной культуры, которые получили широкое распространение среди арабских народов. Особую известность приобрели труды Платона, Аристотеля и Галена. Высшим авторитетом арабской философии и психологии Х-ХН вв. был крупнейший ученый, придворный врач из Бухары Ибн Сина (Авиценна, 980-1037). Главными трудами Авиценны, в которых изложены его философско-психологические взгляды, являются энциклопедические по своему содержанию книги «Спасение» и «Канон медицины». Авиценна - это прежде всего естествоиспытатель, сторонник опытного познания мира. Естественнонаучную направленность имели и философско-психологические воззрения ученого. Свои философские представления Авиценна стремился связать с учением Аристотеля, т.е. он пытался понять окружающую действительность и природу психического под углом зрения основных принципов аристотелевского учения. Исходными положениями в психологических взглядах Авиценны били представления Аристотеля о материи и форме. Душа трактовалась как форма тела, без которой последнее разрушается. У человека душа существует и проявляется в трех способностях - растительных, животнообразных и разумных. Растительные способности имеют отношение к росту, питанию и размножению. Животнообразные способности проявляются в ощущениях, восприятиях, аффектах, побуждениях и движениях. Разумные способности охватывают собой представления, Ψ__§ 2. Возрождение идей Аристотеля на Востоке и опытный подход в…_________________
воображение, память, чувственный рассудок и деятельность человеке в целом. Все перечисленные способности связаны друг с другом как многообразие в единстве душевной деятельности, причем высшие ее уровни включают в себя низшие. Хотя у Авиценны имеется много совпадений с идеями Аристотеля, однако система философско-психологических взглядов арабского врача не была прямым подражанием учению древнего философа. Идеи Аристотеля комментировались Авиценной с учетом современных ему успехов и достижений медицины и других опытных наук. Достаточно указать, что Авиценна расходился с Аристотелем в вопросе о локализации психических функций. В этой части Авиценна в большей степени следует за Галеном. Известно, что Аристотель локализовал душу в области сердца, а головной мозг рассматривал как резервуар для охлаждения крови. Авиценна же, подобно Галену, относил растительные способности к печени, связывая их с движением венозной крови. Эмоциональные состояния, оживляющие деятельность души, локализовались в области сердца и связывались они с движением более чистой артериальной крови. Собственно психические процессы -ощущения, восприятия, память, воображение и рассудок локализуются в головном мозгу. Их материальным носителем являются парообразные элементы, образующиеся из артериальной крови в результате ее очищения и испарения. Физиологические механизмы психических функций описывались Авиценной также по схеме Галена. Венозная кровь от печени направляется к сердцу; в нем она очищается и затем растекается по всему телу. На пути к мозгу артериальная кровь, еще более очищаясь, превращается в парообразное состояние. Парообразования, достигая головного мозга, наполняют его желудочки, а оттуда по нервам подходят к органам чувств и движения, побуждая те и другие к деятельности. Анатомо-физиологическую основу и телесную зависимость имеют почти все функции души, включая разум чувственного уровня или образное мышление. Однако, помимо образного мышления, человеку свойственны чистые разумные акты, обладающие самостоятельностью и независимостью от тела. Поводом для выделения надиндивидуального разума послужили следующие обратившие внимание Авиценны факты. Первый из них связан с наличием некоторой несовместимости чувственных и разумных проявлений души, Так, при ощущениях и восприятиях, считал медик, разум, по существу, не включается в работу. При размышлении же участие чувств выступает лишь помехой, ведущей к искажению истины, постигаемой в результате умственной деятельности. Таким образом, чувства и разум являются актами разобщенными, противостоящими друг другу. Они самостоятельны по отношению друг к другу и природа их различна. Вторым аргументом в пользу независимости мышления от тела служило положение о том, что тело после длительной работы и органы чувств после продолжительного восприятия устают и утомляются, тогда как при мышлении мы такой усталости и утомления не замечаем. Наконец, третье положение, приводимое Авиценной в защиту независимости мышления, состоит в том, что те психические функции, которые тесно связаны с телом, по мере старения организма постепенно разрушаются и к 40 годам заметно снижаются и слабеют. Разум же в этом возрасте не только сохраняется, но больше того - он развертывается во всем объеме и находится в расцвете сил. Опираясь на приведенные факты, Авиценна, таким образом, пришел к идеалистической трактовке понятийного мышления. Чистый или родовой разум имеет дело с универсалиями, т.е. с наиболее общими понятиями, которые могут быть раскрыты при условии, если будет постигнута их тройственная природа. Чистый разум не имеет телесной примеси. Он нигде не локализован и существует до человека в боге. Универсалии - это не только разум бога, но они есть подлинная глубокая первооснова и сущность всех видимых вещей и явлений природы. Универсалии могут стать идеями индивидуального разума. Освещая индивидуальный рассудок своей божественной частью, чистый разум или универсалии позволяют человеку видеть мир в целом, понять его первооснову. Мы видим, таким образом, что в интерпретации понятийного мышления Авиценна, подобно Аристотелю, идет за Платоном. Однако эта уступка идеализму не является ведущей и характерной чертой психологических взглядов Авиценны. Сердцевину учения Авиценны составляет его психофизиология. Психофизиологию Авиценны отличает две особенности. Первая состоит в том, что почти Ψ__§ 2. Возрождение идей Аристотеля на Востоке и опытный подход в…_________________
все жизненные акты от растительных до образного мышления ставились им в зависимость от телесных изменений, происходящих в различных системах организма. Своеобразие другой важной особенности, вытекающей из первой, заключается в том, что Авиценна пытался рассматривать в качестве свойственных самому телу не только растительные отправления организма, но и животнообразные, к числу которых относились ощущения, восприятия, аффекты, побуждения и движения. Это значит, что область чувственности выходила из-под зависимости особого духовного начала или формы и на эти психические феномены распространялись общие законы природы. Поскольку названные психические явления выступали как частные модификации природных сил, то подобно другим явлениям природы они могут изучаться объективными приемами, сходными с теми, которые применяются в естественных науках, т.е. опытным путем. Именно у Авиценны мы впервые встречаемся с началом опытного, экспериментального проникновения в мир психических явлений. В наиболее развитом виде у Авиценны представлена психофизиология чувствительности и эмоций. Врачом выделялось пять основных видов ощущений - зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, которое в свою очередь включает чувствительность к гладкому-шероховатому, теплому-холодному, влажному-сухому. Ко всем органам чувств подходят нервные окончания, по которым движутся парообразные элементы, служащие материальным носителем чувствительности. Все ощущений характеризуются тремя основными признаками: чувственным тоном, интенсивностью и длительностью. Авиценной было замечено, что выбор тех или иных объектов человеком зависит не только от ощущений и восприятий самих по себе, но и от эмоционального переживания, которым сопровождаются чувственные образы. Так, например, ребенок из двух яблок выбирает самое красивое. Следовательно, в рамках ощущений и восприятий чувствительность всегда обладает эмоциональным тоном. Интенсивность, как одна из ведущих характеристик ощущений, раскрывается во взаимоотношении различных видов чувствительности и их влияния друг на друга. Если, например, какое-либо одно из ощущений предваряется сильным раздражителем, то последующее ощущение воспринимается человеком как менее яркое и отчетливое. Длительность психических актов впервые была определена экспериментально. Опыты Авиценны были связаны с изучением эффекта смешения цветов, для чего им был специально создан раскрашенный в разные цвета диск. При его вращении с различной скоростью было установлено, что при низкой скорости цвета воспринимаются как раздельные, тогда как при увеличении скорости происходит смешение цветов. От ощущений как «сил, постигающих во вне» Авиценна переходит к анализу сил, «постигающих внутри», названных им внутренним чувством. К этим внутренним силам относились обобщенные чувства или представления и воображение, память, как сохраняющая и воспроизводящая сила и чувственный рассудок или образное мышление. Все эти слагаемые общего внутреннего чувства вырастает из ощущений. Переход от ощущений к мысли осуществляется постепенно от большего представительства предметности к меньшему. Память, воображение, представления и чувственный рассудок - все они являются психическими актами животного уровня. К этому же уровню относятся также побудительные и аффективные состояния, находящиеся, как уже указывалось, в тесной связи с чувственными образами. Аффектам Авиценна придавал особое значение, рассматривая их как силы, оживляющие душевную жизнь человека и определяющие его реальные действия и поступки. Подобно познавательным процессам, аффекты находятся в полной зависимости от тела. Вместе с тем, находясь в зависимости от тела, эмоции, в свою очередь, могут оказывать обратное влияние, вызывая в организме известные телесные перемены и изменения. Отводя аффектам и страстям большое значение в оживлении душевной деятельности и в организации поведения человека, Авиценна считал возможным через воздействие на аффективную сферу управлять поступками и деятельностью человека в целом, формировать его «натуру». Особая роль в развитии «натуры» человека принадлежит социальному окружению, поскольку характер взаимоотношений человека с другими людьми накладывает отпечаток на Ψ__§ 2. Возрождение идей Аристотеля на Востоке и опытный подход в…_________________
содержание и общий строй его чувств. А набор чувств и их соотношение обусловливает в конечном итоге поведение человека, его общее душевное и физическое состояние. «Гнев, - писал Авиценна, - горячит тело, печаль сильно высушивает его, апатия ослабляет душевную силу и склоняет натуру к слизистости» [53, т. 1, с.261]. Касаясь вопроса взаимосвязи душевных переживаний и телесных изменений, Авиценна впервые подверг эту проблему экспериментальной поверке. С именем Авиценны связывают первые попытки определения по вегетативным изменениям, а именно частоте пульса, душевных причин телесного истощения людей. Влияние аффектов на поведение и общее соматическое состояние организма было показано также в опытах, проведенных с двумя баранами. Одно из животных кормилось в обычных условиях, другое - на виду у волка, находившегося рядом на привязи. Хотя пища была одинаковой, животное, кормившееся в присутствии волка, быстро исхудало и погибло. Подчеркивая в целом значение психофизиологического учения Авиценны, можно не без основания утверждать, присоединяясь в этом отношении к оценке М.Г. Ярошевского, что оно представляло собой самое значительное после Галена учение, которое, с одной стороны, отразило успехи развития естествознания того периода, с другой - оказало определяющее влияние на развитие психологической и естественнонаучной мысли в Европе Нового времени [128]. Характеристика арабской средневековой психологии оказалась бы далеко не полной без упоминания двух других видных арабских ученых средневековья Ибн аль-Хайсама или Альгазена (965-1038) и Ибн Рущда, известного под именем Аверроэсе (1126-1198). Альгазену принадлежит заслуга в выдвижении новой точки зрения на механизм ощущений и восприятий, в частности механизма построения зрительного образа. Альгазен впервые, опираясь на эксперимент, показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор и что причиной возникновения чувственного образа являются не истечения, как предполагали греки, а законы отражения и преломления света. Но одни оптические законы не исчерпывают всех необходимых условий построения чувственного изображения, ибо с их только помощью было трудно объяснить, например, такой факт как отнесенность образа к внешнему предмету. Напомним, что в античное время этот феномен пытались объяснить также с помощью истечений, только идущих не от объекта восприятия, а наоборот, от воспринимающего органа к воспринимаемому предмету. Альгазен, целиком отказавшись от гипотезы истечений, принял в качестве второго дополнительного условия формирования чувственного впечатления участие в непосредственном акте восприятия умственных актов. Именно умственная деятельность, которая, по мнению Альгазена, обычно не осознается человеком, позволяет воспринимать форму и натуральный объем предмета, находить в воспринимаемых объектах их сходство и различие. Забегая вперед, заметим, что с аналогичной теорией о внутренних факторах восприятия, названной учением о «бессознательном умозаключении», выступит во второй половине XIX в. Г. Гельмгольц. Кроме оптических функций глаза, Альгазеном были изучены и выявлены многие другие свойства и механизмы зрительного восприятия. К их числу следует отнести особенности бинокулярного зрения, феномены контраста и смешения цветов, мышечные движения глаз и др. Новое в физиологическую оптику было внесено и Аверроэсом, который установил, что чувствительным аппаратом глаза является не хрусталик, а сетчатая оболочка. Исследования в области физической оптики, начатые арабскими учеными и продолженные в средневековье Р. Бэконом, закладывали фундамент будущей психофизиологии органов чувств. Но как отмечает М.Г. Ярошевский, значение работ по изучению оптических функций глаза не ограничивалось только узконаучными соображениями. За этими исследованиями стояли решающие сдвиги теоретико-методологического характера. Дело в том, что рассмотрение глаза как оптического прибора несло с со бой новое понимание природы психических процессов и, в частности, зрительных ощущений и восприятии. Объяснение процесса построения психического изображения в терминах оптики означало распространение физических законов на психические явления и способствовало преодолению телеологической интерпретации психики, с которой Ψ____§ 3. Богословская обработка идей Аристотеля в идеалистической системе…_________ выступил в свое время Аристотель. Он писал: «Если бы глаз был живым существом, душою его было бы зрение» [12, с.37]. Другими словами, зрение выступало как бы душою глаза. Однако опыты, проведенные арабами, показали, что нет необходимости объяснять работу глаза участием души как управляющей по отношению к нему силы или способности. Зрение есть не что иное как естественный процесс преломления света в физической среде. Хотя физические закономерности были распространены арабами первоначально только на уровень зрительных ощущений и восприятий, но это был первый поворотный шаг к тому, чтобы подчинить физическим законам природы и другие психические явления. И в этом отношении достижения арабов выступили как предпосылки для утвердившегося уже в Новое время физико-механического способа интерпретации психики человека и животных. § 3. Богословская обра- В начале XIII столетия идеи арабских мыслителей начинают ботка идей Аристотеля проникать в Европу. На Востоке же в вязи с усилением церкви в идеалистической сис- опытная и естественнонаучнаяразработка проблем психологии теме Ф. Аквинского приостанавливается. Через арабскую психологию Европа знакомится с учением Аристотеля, Поскольку в чистом виде принципы аристотелевской психологии и философии в корне подрывали все религиозные построения, то первоначально учение Аристотеля было отвергнуто и запрещено столпами церкви. И только позднее богословы начинают принимать на вооружение идеи Аристотеля, придавая им теологическое звучание. Первым, кто попытался и наиболее тонко сумел внедрить в богословскую догматику учение Аристотеля, был Фома (Томос) Аквинский (1225-1274). Теологическое учение, выдвинутое Ф. Аквинским и названное впоследствии его именем - томизмом, получило в религиозных кругах широкое признание и распространение. Оно оценивалось как наиболее истинное учение, отвечающее запросам католической церкви. Сам же Ф. Аквинский в 1323г. был причислен к лику святых. Приспособление и согласование идей Аристотеля с религиозными догматами, за что и взялся Ф. Аквинский, представляло трудную задачу, но в то же время вопрос о том, как соотнести данную Аристотелем биологическую трактовку природы души с представлением о ней как бессмертной и богоподобной сущности имел принципиальное значение для идеологов католической церкви. Для того, чтобы снять и устранить противоречие между естественнонаучными взглядами Аристотеля и религиозной доктриной Ф. Аквинский обращается к идее, высказанной ранее его учителем Альбертом Великим о двойственной природе истины. Согласно этой теории считалось, что имеется два рода истин, соответственно относящихся к двум противоположным мирам - материальному и сверхприродному. Первые истины, относящиеся к области природных явлений, постигаются на основе опыта и разума. Истины второго рода, имеющие отношение к сверхъестественному миру, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Знания, получаемые из этих двух принципиально раадичных источников, также обособлялись Альбертом Великим в две самостоятельные области - философии, предметом которой должны стать истины разума, и теологии, содержанием которой явились бы истины откровения. Для Ф. Аквинского не был безразличным вопрос о том, в каком взаимоотношении должны находиться названные две области знания. Еще Аверроэс и особенно его последователи полагали, что философия должна заниматься изучением законов природы и выводить свои истины, не заботясь о том, находятся ли они в согласии или нет с истинами откровения. Подобная точка зрения не могла не вести к подрыву авторитета вероучения и церкви и потому была отвергнута Ф. Аквинским. Им была выдвинута идея гармонии веры и разума, причем примат и решающее значение сохранялось за верой. Гармония и единство философии и теологии представлялось Ф. Аквинскому следующим образом. Для него первичными и незыблемыми выступали религиозные истины, открываемые Ψ____§ 3. Богословская обработка идей Аристотеля в идеалистической системе…_________
только верой и откровением. Эти истины разуму не подвластны. Например, наука останавливается перед такими вопросами, как тройственная природа бога, бессмертие души и т.п., и своими средствами познать их не может. Истины откровения сверхразумны. Однако сверхразумность не означает, по Ф. Аквинскому, противоразумности. Источник как истин разума, так и истин откровения один. Им является бог. Наличие единого источника для двух родов истин, считает теолог, служит свидетельством того, что между философией и теологией не должно быть принципиальных различий. Вся разница состоит только в уровне, глубине и возможностях научных истин и истин откровения. Истины веры -это высшие истины, по отношению к которым истины разума выступают не более чем как дополнение. Теология может использовать и учитывать достижения науки для укрепления и обоснования богословских истин. Теология также призвана прийти на помощь науке там, где возможности ее ограничены. Таким образом, наука ставилась в зависимость от теологии и ее основное назначение - быть на службе у церкви. Именно под таким углом зрения и была проведена Ф. Аквинским богословская обработка учения Аристотеля. Началом всему, по мнению Ф. Аквинского, служит бог, который является первейшей, продуцирующей субстанциональной формой. В соединении с аморфной материей, понимаемой как возможность, форма-бог образует действительность. Такой же чистой формой, оторванной от материи и преобразованной в самостоятельную сущность, является индивидуальная душа. Душа существует сама по себе в чистом виде без постоянной и органической связи с телом. Проникает душа в организм в момент рождения людей благодаря творческому акту божества. Таким образом, в вопросе о происхождении душ Ф. Аквинский придерживался креацинизма. В теле душа помещена временно. С гибелью тела душа не прерывает своего вечного существования. При соединении с телом, душа теряет свою духовную чистоту, образуя иерархию различных форм или сил -растительных, животных и разумных. Каждая из этих сил различается друг от друга степенью близости или удаленности к богу или к телу. Все уровни индивидуальной души предопределены богом. Касаясь уровня ощущений и восприятий, Ф. Аквинский во многом идет за Аристотелем. Им выделялось восемь видов чувствительности. Механизм возникновения чувственного образа описывался как переход чувствующей способности из потенциального состояния в актуальное. В результате актуализации ощущающих сил душа принимает «вид» предмета без его материальности. Раскрывая механизм восприятия, Ф. Аквинский выступал против теории истечения Демокрита. Критика велась им в двух направлениях. Во-первых, он полагал гипотезу истечений несостоятельной в том, что при постоянном выделении специй с воспринимаемых объектов, последние в какое-то время должны были бы исчезнуть. Второе возражение против Демокрита состояло в том, что древний философ не учитывал активность самого субъекта в построении чувственного образа, а именно участия разума в актах восприятия. Это участие разума трактовалось Ф. Аквинским в духе представлений Плотина и Августина, в частности, как интенция или внутренний акт души, актуализирующий как чувственные образы, так и понятия. Ощущения и восприятия воспроизводят конкретные вещи в их специфических подробностях и различиях, т.е. они связаны с единичными случайными и изменчивыми качествами. Став содержанием души, чувственные «виды» подвергаются посредством внутренней деятельности преобразованию в интеллигибельные виды или формы, на уровне которых происходит снятие деталей и частностей и актуализация общих для ряда конкретных восприятий признаков. Завершается чувственный уровень практическим индивидуальным разумом, где осуществляется переход от собирательного образа (представления) к понятийному мышлению. Ощущения и восприятия, представления и образное мышление - все они являются различными продуктами первого внутреннего душевного акта - акта познания. Второй формой деятельности души является акт, который сообщает душе о производимых ею действиях и вызванных этими действиями последствиях. Завершает триединую деятельность души акт самопознавания, самопостижения или общения души самой с собой, с целью Ψ____§ 4. Материалистические тенденции в позднее средневековье______________________ постижения своей сверхприродной, уникальной сущности. Для того, чтобы нагляднее подчеркнуть перемены, произведенные Ф. Аквинским в учении Аристотеля, имеет смысл сопоставить некоторые исходные подлинные положения Аристотеля с их богословской интерпретацией Ф. Аквинским. Так, если у Аристотеля был провозглашен и обоснован тезис о неотделимости формы от материи, души от тела, то у Ф. Аквинского форма трактуется как бестелесная субстанциональная сущность, а душа как независимая от тела сила. В учении Аристотеля растительные, животные и разумные способности описываются как различные формы организации живых существ и потому выступают как этапы развития и эволюции души. В теологической системе Ф. Аквинского растительные чувствующие и разумные силы представлены как установленные богом статические уровни души, различающиеся степенью близости к богу. Аристотелем обосновывается принцип биологической целесообразности психических функций, Ф. Аквинским - внутреннее, присущее самой душе целеполагание или интенция. В учении Аристотеля психические явления выводятся из взаимодействия субъекта с объектом, у Ф. Аквинского - чувственные образы и понятия имеют интенциональную природу, т.е. они выводятся из самой сущности души. Для Аристотеля душа есть особое проявление жизни и изучение ее есть дело естествоиспытателя, т.е. душа доступна опытному, объективному и естественнонаучному изучению; для Ф. Аквинского же душа есть замкнутая в себе самой сущность со способностью к внутренней деятельности, не доступной внешнему наблюдению, но только интроспекции. Нетрудно заметить, насколько исходные позиции Ф. Аквинского мало совпадали с собственными основополагающими принципами учения Аристотеля о душе. § 4. Материалистичес- Принятое церковью учение Ф. Аквинского, как последнее кие тенденции в позд- слово теологии, стало по степенно вызывать критику со стороны нее средневековье самих богословов. Первым, кто выступил за снятие «тонзуры» с Аристотеля, был английский с
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.241.235 (0.016 с.) |