Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2 новые подходы в объяснении природы психическогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
§ 1. Философско-пси- В системе взглядов Демокрита материалистическая линия, идущая хологическая система от Фалеса, получила свое наиболее последовательное выражение. В Сократа-Платона V-IV вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальником которого является Сократ (469-399 гг. до н.э.) и Платон (427-347 гг. до н.э.)- Возникновение идеалистической школы Сократа-Платона совпадает со временем, когда в Афинах, где складывается эта школа, происходили острые политические конфликты и столкновения между представителями рабовладельческой демократии и сторонниками монархической формы правления. Запросы и интересы реакционного крыла рабовладельческого общества нашли свое философское обоснование в идеалистических системах Сократа и Платона. В период расцвета рабовладельческой демократии, когда значение и роль каждого отдельного свободного человека в общественной жизни заметно возросли, среди философов, и больше всего у софистов, стал формироваться интерес к проблеме личности и ее ценности для общества. Позднее социальные и политические потрясения в демократическом афинском государстве в еще большей степени заострили вопрос о месте и назначении человека. Наметившийся уже у софистов поворот от вопросов мироздания и натурфилософии к проблем самого человека принял совершенно отчетливые формы в философии Сократа и Платона, имеющей этико-психологическую направленность. Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное назначение философии должно состоять не в умозрительных догадках и построениях картины мира, чем до сих пор занимались его предшественники, а в раскрытии того, как людям следует жить, чем должен человек руководствоваться в своей практической жизни и как ему оказывать воздействие на других людей и самого себя. Повседневная жизнь человека, по мнению Сократа, -это искусство. Чтобы овладеть этим искусством, людям надлежит знать, что оно собой представляет. Но для этого необходимо выяснить сущность знания. Знание для Сократа есть понятие о предмете, а предметом знания должно стать прежде всего то, что подвластно самому человеку. Наиболее поддающейся человеку областью является его собственный внутренний мир и поведение, а поэтому основное познание должно быть обращено на самого себя, на деятельность своей души. Эта исходная точка зрения Сократа и выражена в используемом им афоризме, принадлежащем, вероятно, Фалесу: «Познай самого себя». Вся этическая система Сократа построена на стремлении понять истинное назначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Подлинный смысл человеческой жизни состоит в том, как человек все это понимает, ценит, употребляет и относится. Главный принцип, который пронизывает этическую концепцию Сократа, - это принцип умеренности. Каждому человеку, считал философ, свойственны потребности, желания, стремления. Главное должно заключаться не в том, какие именно стремления заполняют человека, а в том, какое они место занимают в его жизни. Человек не может подняться над природой и выйти из-под зависимости других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желаниями и поведением. Люди, не способные укрощать свои побуждения, остаются рабами телесных страстей и внешней действительности. Увлечение телесными наслаждениями разрушает тело и подавляет душевную деятельность. Люди, не умеющие управлять собой (а к числу их относились, главным образом, рабы и ремесленники), не могут и управлять другими. Из всего сказанного следует, что человек - должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, при котором он, будучи относительно свободным от телесных вожделений, главное усилие воли и разума направляет на поиск истины и смысла жизни.
Ψ__§ 1. Философско-психологическая система Сократа-Платона____________________________
Собственно психологическая часть учения Сократа носит абстрактно-идеалистический характер. Как уже упоминалось, человек, его душа даны от бога. По сравнению с животными бог дал человеку более совершеннейшее строение и душевные способности. От божества человеку дано прямохождение, освободившее ему руки и расширившее горизонт виденья, язык с его способностью произносить членораздельные звуки, органы чувств с их стремлением видеть, слышать, осязать и т.д. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятия, навязываемые человеку извне, а понимание, представляющее чисто душевный акт, выражающийся в пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самой душе. В расширении области пробуждаемых врожденных знаний и идей с помощью наводящих вопросов или так называемого метода сократической беседы, Сократ видел интеллектуальное развитие человека. Для успешного приобретения знаний человек, по мнению философа, должен обладать известными способностями, к числу которых он относил быстроту схватывания, прочность запоминания и интерес или отношение к усваиваемому знанию. Вынося общую оценку философско-психологическим взглядам Сократа, необходимо отметить следующее. В истории философии и психологии Сократ выступил как зачинатель идеалистического направления. Его идеи стали исходными в последующих системах идеалистической психологии. В идеалистической системе Сократа содержались и важные с точки зрения психологии положения. Одно из них состоит в переводе научного интереса с вопроса о природе в целом и первоосновах мироздания на проблему самого человека. Обращаясь к человеку, его внутреннему, духовному миру, Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его способности управлять собой в соответствии с социально-этическими понятиями и принципами, выступающими в качестве регуляторов поступков и поведения человека. Сократом указаны некоторые существенные признаки, которыми человек отличается от животных. К их числу философ относил прямохождение, наличие освобожденной руки, разум, язык и членораздельная речь. Хотя происхождение этих отличительных признаков было истолковано Сократом в идеалистической форме, самое указание перечисленных свойств, присущих только человеку и выделяющих его из животного мира, имело принципиальное значение для последующих материалистических интерпретаций проблемы антропогенеза. В более развернутом виде идеи Сократа были представлены у его ближайшего ученика и последователя Платона. С этих пор развитие античной философии и психологии, а также философии и психологии всех последующих столетий происходит в незатухающей борьбе двух противоположных течений - материализма и идеализма. Хотя творческое наследие Платона велико (всего им написано 36 произведений почти полностью сохранившихся до наших дней), однако специальных работ по психологии у него нет. Психологические вопросы затрагиваются Платоном в ряде произведений. В «Меноне» изложена теория воспоминания. В работе «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет» посвящен критике учения Гераклита о душе. В трактате «Федон» представлено учение о бессмертии души. В произведении «Государство» содержится учение Платона о строении души, делении ее на части. Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. К этому выводу философ пришел при выяснении сущности ряда этических и эстетических категорий. Попытаемся показать это на примере. Так, Платон задается вопросом о том, что такое прекрасное само по себе? Отвечая на него, он приводит следующие рассуждения. Согласно Платону, нас окружает множество красивых и прекрасных единичных конкретных вещей. Каждая из них с течением времени теряет свою красоту и на смену им приходят другие прекрасные явления, вещи, предметы. Но что делает все эти красивые отдельные вещи прекрасными? Стало быть должно существовать нечто такое, что обнимает собою красоту и прекрасное всего единичного, конкретного и преходящего, т.е. должно существовать нечто общее для всего видимого. Это общее, являющееся источником красоты и образцом для всех проявлений материального мира и названо было Платоном идеей, представляющей собой общезначимую идеальную форму. Наряду с идеей прекрасного существует множество других идей. Каждая из них есть чувственно не воспринимаемая, безобразная, бестелесная сущность, не выразимая в категориях Ψ__§ 1. Философско-психологическая система Сократа-Платона____________________________
числа пространства и времени. Эти общие понятия или идеи были оторваны Платоном от их чувственной основы, противопоставлены материальному миру и превращены в самостоятельные сущности, независимые как от материальных объектов, так и самого человека. Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бытия, чувственного мира и небытия. Бытие составляет мир идей. Небытие-это материальный мир, созданный богом из четырех стихий - воды, земли, воздуха и огня. Мир чувственных вещей представляет собой результат проникновения бытия в небытие, поскольку все конкретные вещи, с одной стороны, причастны к идее, ибо они есть искаженные подобия или тени идей, с другой - вещи причастны к небытию или материи, ибо они ею наполнены. Таким образом, чувственно постигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи. Все видимое изменчиво, скоротечно, непостоянно, тогда как идеи существуют вечно, они неизменны и постоянны. Окружающий нас мир - это мир тусклых, искаженных, призрачных образов или теней бессмертных и неизменных идей. Идея прекрасного, о которой упоминалось выше.представляет лишь одну из высших идей. Самой наивысшей идеей является идея блага. Высшая идея блага составляет мировую душу. Поскольку же все в мире противоречиво и противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа зла. Эти две верховные души и дают начало всему. Кроме них, существуют, по Платону, души звезд, планет, людей, животных и т.д. Мировая душа придает движение и активность космосу. Аналогичную роль выполняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властвовать и управлять телом. Таким образом, Платон приписывал душам активную функцию. Душа человека не зависят от тела. Она существует до рождения и после смерти отдельного телесного организма: она может переселяться из одного тела в другое. Стремясь обосновать бессмертие души, Платон поводит четыре доказательства. Первое из них основано на принципе противоположности. Согласно Платону, мир полон противоречий: прекрасное - безобразное; добро -зло; сон - бодрствование и т.д. Через ряд промежуточных состояний одна противоположность возникает из другой, например, сон-пробуждение-бодрствование, день-сумерки-ночь, ночь-рассвет-день и т.п. Точно так же возникает живое из мертвого, а смертное из живого. Так, при переходе от высшей чистой души имеют место полудуховные состояния, которые постепенно, все теснее связываясь с телом, приводят к таким качествам, которые вместе с телом могут разрушаться. Смена смерти на оживление происходит с помощью души. Чтобы такая смена живого на смертное и обратно могла произойти, нужно, полагал Платон, чтобы существовали души умерших, всегда готовые вселиться в другие нарождающиеся тела. В таком случае душа должна существовать и после смерти и до рождения тела, т.е. быть вечной и бессмертной. Второе доказательство бессмертия души строится на основе теории воспоминания. По мнению Платона, человек устанавливает сходство и различие в вещах без всякого научения и обучения. Знания человек приобретает благодаря врожденной способности души к припоминанию. Но вспоминать душа человека может только то, что она могла уже знать в прошлом. Для этого душа должна обладать знаниями до того, как ей поселиться в тело. Однако это было бы невозможно, если бы душа не существовала до поселения ее в нарождающееся тело. Но если душа существует до рождения тела, то она может и должна существовать и после смерти тела, а стало быть она по своей природе вечна и бессмертна. Третье доказательство основано на положении о тождественности идеи и души, о принадлежности и близости ее ко всему божественному. Платон утверждал, что все составное, сложное распадается и погибает; разрушению не подлежит только простое и несоставимое. С этой точки зрения тело человека всегда есть нечто зримое, составное, изменчивое, и потому ему свойственно разрушаться и погибать. В противоположность телу, душа человека и идеи незримы, не составимы и не разложимы, а поэтому они не подвержены разрушению и вечны. Если душа при познании пользуется телесными органами, она сбивается с истинного пути, становится точно пьяная. Когда же она познает самостоятельно, то она ведет в божественный мир идей, где все просто,
Ψ__§ 1. Философско-психологическая система Сократа-Платона____________________________
неделимо, незримо и вечно. Стало быть душа родственна божественному и подобна ему. А что от бога и ему подобно, то должно быть вечно и бессмертно. Мир, по мнению Платона, устроен так, что все телесное подчиняется божественному. Когда же душа поселяется в тело, то последнее ей начинает подчиняться. А что создано для власти и управления, то имеет божественное происхождение. Все же божественное вечно. Следовательно, и душа человека бессмертна. Наконец, последнее доказательство вытекает из утверждения, согласно которому душа содержит в себе начало жизни. Душа, погружаясь в какое-либо тело, всегда дарит ему жизнь, Но то, что привносит жизнь, само не приемлет смерти, т.е. оно не может быть смертным. Отсюда душа человека должна быть неуничтожимой и бессмертной. Из приведенных аргументов видно, что все они направлены на обосновании независимости души от тела. Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей. Не всем человеческим душам суждено достигать божественных высот. Души тех, кто были рабами телесных вожделений, кто предавался чревоугодию или другим телесным излишествам, через ряд поколений вырождаются в души животных -ослов, волков, ястребов и т.д. К высотам божественного мира идей приближаются только души философов, поскольку лишь им свойственно почти полное освобождение от телесного рабства. Всякий человек, полагал Платон, стремится к счастью. Счастье же заключается в обладании благом и добродетелями. Но стремясь к благу, человек должен вначале получить знание о нем. Эти знания приобретаются с помощью души. Сама по себе индивидуальная душа не продуцирует эти знания, ибо они существуют, по мнению философа, независимо от вещей и человека. Ее основная деятельность заключается лишь в приобщении к идеям мирового разума посредством акта припоминания своего прошлого, и происходит это воспоминание следующим образом. Душа, находясь в божественном мире идей, получает из него ту сумму знаний, которая оказалась ей доступной в зависимости от прошлой ее телесной отягощенности. Затем, опускаясь на землю и погружаясь в тело, душа забивает все то, что она созерцала и с чем соприкасалась в мире идей. Вся последующая ее деятельность направлена только на то, чтобы пробудить и оживить приобретенные ею знания в божественном мире, заниматься рассматриванием идей и проникновением в их сущность. При этой деятельности, указывая Платон, бесполезно обращаться к органам чувств или другим телесным орудиям. Они являются только помехой на пути постижения истины. Тело человека и его органы чувств доставляют душе одни лишь хлопоты, требуют к себе внимания и отвлекают душу от ее основной познавательной деятельности - припоминания. Душа мыслит лучше, если ее не тревожит ни зрение, ни слух, ни боль, ни удовольствие. Более того, органы чувств не дают нам истинного знания. Платон указывал на то, что видя, например, слова чужого языка, человек не может понять их смысла. Стало быть, ощущения и восприятия как таковые имеются, но никаких знаний они человеку не несут. Поэтому истины доступны только разуму, обладающему способностью оживлять в памяти те «чистые» идеи, с которыми душа встречались в мире идей, будучи свободной от бренного тела. Поскольку человеческие души из-за их различной телесной отягощенности (покидая смертное тело, души не всех людей полностью освобождаются от телесных элементов) по-разному созерцали высшие идеи, то и на земле, погружаясь в новое тело, они создают целую иерархию различных по уму людей. Душа, увидевшая в божественном мире большую часть верховных идей, вселяется в семя, из которого рождается философ. После философа по уровню разумных способностей идет душа царя или военноначальника, затем государственного деятеля и т.д. Распространяя принцип противоположности на человеческую душу, Платой указывал, что при соединении с телом душа в зависимости от тесноты связи с ним приобретает ряд различных состояний от чисто духовных до почти телесных. У человека Платон выделял два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг. Ψ___§ 2. Учение Аристотеля о душе______________________________________________ Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями или уровнями - низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т.п. Эта часть души выполняет как бы роль собаки, охраняющей стадо животных. Она всецело действует по велению пастуха или разумной части души. Пылкой или волевой душе свойственна более тесная связь с телом; помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей, влечений и страстей. Эта часть души подобна стаду, которое требует управления со стороны разумной и благородной души. Локализована вожделеющая душа в печени. Из приведенной схемы строения души видно, что фактически Платон выделял три ее уровня. Образно это трехчленное разделение души называют «колесницей души», где пылкий конь тянет возницу к божеству; вожделеющий - к земле, но оба они управляются разумом. На основе деления души на три части, Платоном дается классификация индивидуальных характеров, характеров различных народов, форм правления, разделение общества на сословия. Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души. Для мудрецов и философов характерно преобладание разумной души. У храбрых и мужественных людей доминирует благородная душа, а у людей, предающихся телесным излишествам ведущей является вожделеющая часть души. Подобным образом различались и отдельные народы. Преобладание разумной души свойственно, по мнению Платона, грекам; доминирование благородной души - народам севера, а вожделеющей души - египтянам и другим народам Востока. Сословная иерархия также строилась по психологическому принципу. Большой ум присущ аристократам, мужество - воинам, страсти и влечения - ремесленникам и рабам. Отсюда делались выводы относительно форм правления. Идеальным считалось то государство, которым правят аристократы, стражу несут в нем воины, а работают и подчиняются - ремесленники и рабы. Господство стражи воинов в государстве приведет к тирании, а хуже всего, если государство возглавит демос - ремесленники и рабы, приход к власти которых вызовет в государстве беспорядок и хаос. Политический смысл психологии Платона очевиден. Она целиком была направлена на защиту интересов господствующего класса и аристократии. Такова в общих чертах системе объективного идеализма, развитая Платоном. С психологической точки зрения в ней содержался ряд важных и новых положений. Известно, что уже Демокрит, а раньше его Гераклит обратили внимание на качественное различие и несводимость друг к другу мышления и чувственных образов в составе души, однако своеобразие и специфическая природа разума оставалась ими вскрытой недостаточно полно. Платону удалось показать, что разум представляет собой систему общезначимых категорий, понятий или идей. Однако природа этих понятий была раскрыта в идеалистической форме. Понятия были отнесены к потустороннему миру идей, существующему вне и независимо от вещей и самих людей. Это не могло не привести к искаженному пониманию механизма мышления. Этот механизм представлен у Платона как обращение индивидуальной души к истинам мирового разума через акты пробуждения, оживления и припоминания врожденных идей. Идеалистически истолковывалась Платоном и природа души человека в целом. Утверждение независимости души от тела и внешнего мира устанавливало разрыв психофизического и психофизиологического единства. Все вместе взятое и характеризует взгляды Платона как систему объективного идеализма, которая послужит отправным пунктом для возникновения и развития последующих идеалистических течений в философии и психологии. § 2. Учение Аристотеля Сложившиеся трудности и противоречия в понимании природы о душе психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой - из учения о душе Платона требовали своего разрешения. Попытку снять противоположность двух полярных точек зрения осуществляет ближайший ученик Платона Аристотель (38Ф-324 гг. до н.э.) -один из самых крупнейших философов древности. Подобно Демокриту, Аристотель был ученым энциклопедистом, Ψ___§ 2. Учение Аристотеля о душе___________________________________________ внесшим вклад по существу во все области современного ему знания. Его взгляды представляют собой обобщение, итог и вершину всей древнегреческой науки. К.Маркс называл Аристотеля Александром Македонским в области философии. Литературно-философское наследие Аристотеля велико. Большая честь его сочинений сведена в отдельные сборники под названиями: «Органон», «Метафизика» и «Физика». Произведением, в котором Аристотель непосредственно касается вопросов психологии, является трактат «О душе». Выражая в своих взглядах общебиологический подход в объяснении природы психических явлений, Аристотель счел правомерным включить это сочинение в раздел «Физика», полагая, что «изучение души есть дело естествоиспытателя» [10, с.7]. Вопрос о душе рассматривался Аристотелем как одна из центральных проблем философии, поскольку, по его мнению, «познание души может дать много нового для всякой истины, главным же образом для познания природы [10, с.З]. Было бы уместно заметить, что эта точка зрения Аристотеля весьма созвучна современным представлениям о месте психологии в системе наук. Придание психологическим знаниям того огромного значения, которое они имеют для изучения природы в целом, явилось для Аристотеля основанием для выделения знаний о душе в самостоятельный раздел философии. Аристотель был первым, кто написал специальный трактат «О душе». Поскольку в этом произведении собственные взгляды Аристотеля предваряются обзором представлений о душе его предшественников, то упомянутое сочинение философа можно рассматривать также и как первое историографическое исследование в области философии и психологии. Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного взаимопроникновения двух начал - пассивного (материи) и активного начала, названного Аристотелем формой. Материя - это все то, что окружает человека и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придаю щей им вследствие своей организующей функции качественную определенность. Материя и форма представляют собой начала взаимнопредполагаемые и неотделимые друг от друга. Материя не может существовать не оформляясь. Точно также форма не может существовать без материальной основы. Материя пассивна, форма активна. Являясь организующей и качаствообразующей силой» форма составляет сущность вещей. Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им растения, животные или человек. Учение Аристотеля о материи и форме и о душе как форме живого имело ряд важнейших следствий. Во-первых, до Аристотеля философам-материалистам душа представлялась как особое состояние первоосновы, в качестве которой у Фалеса принималась вода, Анаксимандром - апейрон, Анаксименом - воздух, Гераклитом - огонь, Демокритом - атомы. С другой стороны, у Платона душа выступала как особая бестелесная сущность. Обе точки зрения вызывали возражение у Аристотеля. Душа, по его мнению, не может рассматриваться ни как одно из состояний первоматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форма, но не само вещество или тело. Выполняя организующую, деятельную и управляющую функцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы или души. Душа и тело неразрывно связаны и «души от тела отделить нельзя» [10, с.38]. Таким образом, Аристотель в решении вопроса о природе души одновременно преодолевает и ограниченность взглядов античных материалистов и крайний идеализм Платона. Однако точку зрения Аристотеля нельзя считать последовательно материалистической, поскольку, устанавливая единство души и тела, философ в самом исходном пункте принимает их (душу и тело, форму и материю) как два самостоятельных начала, а стало быть полностью идеализм Платона не был преодолен Аристотелем. Ψ___§ 2. Учение Аристотеля о душе______________________________________________
Наряду с обоснованием единства души и тела Аристотель вслед за материалистами доказывал, что объективным содержанием и источником психического является внешний мир. Деятельность души не мыслилась вне связи ее с объективным миром. Свою конкретизацию это общее положение нашло при раскрытии механизмов познавательных процессов. В этой части Аристотель во многих отношениях идет дальше представителей материалистической линии. Напомним, что сходство и подобие образов души с реальными объектами Эмпедоклом, Демокритом и впоследствии Эпикуром и Лукрецием объяснялись проникновением в поры органов чувств тонких оболочек (идолов, призраков, специй), копирующих свойства или форму тех объектов, из которых эти оболочки истекают. По мнению же Аристотеля, чувственный образ - это не тот самый воспринимаемый объект в миниатюре, а только его форма, копия, слепок с вещи без ее материи, подобно оттиску печати на воске или бумаге без самой печати. Для возникновения восприятия как деятельности, связанной с принятием воспринимающим органом формы внешнего предмета без его материи, необходимо, с точки зрения Аристотеля, наличие трех главных условий: 1) воздействующего объекта; 2) промежуточной среды и 3) ощущающей способности. Ведущим и определяющим в генезисе перцептивного акта является внешний предмет, который подобно огню, поджигающему фитиль, запускает в действие ощущающую способность органов чувств. Не менее важными в формировании чувственного образа являются два других условия. Роль промежуточной среды состоит в переносе формы и свойств объекта без его материи. Промежуточная среда должна иметь место в каждом виде ощущений и восприятий. Для зрения ею является свет, для слуха - воздух, для осязания - «мясо» организма. Носителями ощущающей способности являются органы чувств. До воздействия на них внешних тел, ощущений как таковых не возникает. В этом случае ощущающие способности находятся лишь в потенциальном состоянии. Их можно сравнить с горючим материалом, который сам по себе не зажигается без огня или искры. Актуализация ощущающей способности происходит только в случае контакта органов чувств с внешними предметами через промежуточную среду. Ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психического. Чувственные образы -это самые первые свидетели внешнего мира. Аристотель указывает пять основных видов чувствительности: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Подобно Демокриту, Аристотель полагал, что главным и генетически первичным среди названных ощущений является осязание. Без осязательной способности не может возникать ни один другой вид ощущений, тогда как осязание может существовать само по себе. В отличие от других органов чувств, отражающих лишь отдельные определенные свойства внешних тел, осязание, объединяя в себе несколько видов чувственности - ощущения касания, тепла, боли и движения, позволяет отражать сразу совокупность свойств. В соединении с другими видами ощущений осязание имеет решающее значение в пространственном видении предметов. Согласно Аристотелю, отдельные виды ощущений не дают возможности устанавливать различия между ними. Сопоставление различных видов ощущений между собой предполагает нечто единое, к чему разные чувственные впечатления могли бы относиться. Этот единый орган, в котором должно происходить соотнесение одних впечатлений с другими, был назван Аристотелем «общим чувствилищем». Общее чувствилище-это центральный орган, куда направляются все ощущения, возникшие при непосредственном взаимодействии органов чувств с внешними предметами. Поступившие в общее чувство впечатления могут сохраняться там в виде следов. Основными функциями общего чувства являются упорядочение, сопоставление, разъединение, перестройка чувственных образов, соотнесение прошлых впечатлений со вновь поступающими. Все эти процессы сопровождаются внутри-телесными изменениями, В качестве основного механизма взаимодействия ощущений Аристотель указывал ассоциации. Последние различались на ассоциации по сходству, противоположности и временной смежности. Посредством ассоциаций могут возникать и такие впечатления, которые прямым воздействием внешнего предмета и не вызываются. Таким образом, общее чувство выступает не только как орган, где осуществляется Ψ___§ 2. Учение Аристотеля о душе______________________________________________
синтез ощущений, но и как орган, в котором вырабатываются память, представления и воображение. Все эти чувственные формы являются ни чем иным как промежуточными звеньями или этапами постепенного преобразования и трансформации чувственности в мысль. Трудно переоценить значение учения Аристотеля об общем чувстве, ибо оно прокладывало мост между ощущением и мышлением, мост, которого не смогли возвести Демокрит и тем более Платон. Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает на его основе. «Душа, - утверждал философ, - никогда не мыслит без образов» [10, с. 100.]. В то же самое время мышление проникаете недоступную органам чувств сущность вещей. Эта сущность вещей дана в чувствах лишь в виде возможностей. Мысль представлялась великому философу как высшая форма психического, объединяющая собой массу чувственных форм. Другими словами, мышление - это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое. Вырастая из чувственных форм, мышление не может протекать в отрыве от тела. В этом отношении исходное положение Аристотеля о единстве формы и материи, тела и души от ее низших проявлений до высших оставалось незыблемым и было направлено против идеализма Платона. Однако в вопросе о природе мышления полностью преодолеть идеализм Аристотель не смог. Он выдвигает положение о существовании родового разума, который в противоположность индивидуальному мышлению, зависимому от тела и исчезающему со смертью человека, с телом органически не связан, не разрушим, вечен и пределами жизни человека не ограничен. Что же заставило Аристотеля признать существование высшего разума, под которым имелись в виду чистые, без телесной примеси всеобщие формы? Если в чувственных впечатлениях обобщенные и общезначимые формы даны в виде возможности и потенции, то возникает вопрос о том, каким образом эти формы актуализируются и выделяются из чувственных форм? Ранее указывалось, что в случае ощущений и восприятий ощущающая способность как возможность появления чувственных форм актуализирует их благодаря воздействию на органы чувств внешнего предмета. А что же является причиной, зажигающей индивидуальный разум и актуализирующей заключенные в чувственных образах в виде потенции обобщенные формы или понятия? Этой причиной Аристотель и считает надиндивидуальное, родовое мышление или верховный разум, который надстраивается у человека над уже известными нам познавательными формами души и завершает их иерархию. Именно под влиянием верховного разума происходит образование или реализация идеальных обобщенных форм, заданных в чувственных формах в виде возможностей. Нераздельными с познавательными способностями души являются другие ее специфические свойства - стремления и аффективные переживания. Возникновение эмоций и стремлений (воли) также вызываются естественными причинами. Ими являются потребности организма и внешние предметы, которые ведут к их удовлетворению. Аристотель полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия или неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать полезность или непригодность данного предмета для жизни организма. Таким образом, любое волевое движение, всякое эмоциональное состояние, как ведущие движущие силы души, определяющие активность организма, имеют под собой природные основания. Подобно познавательным процессам, аффективные состояния всегда сопровождаются внутрителесными изменениями, а стремления завершаются внешними двигательными актами, образующими в конечном итоге целостное поведение. Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности организма. В этом отношении взгляды Аристотеля близки представлениям Алкмеона и Эмпедокла. Подвижность и активность человека определяются различными состояниями крови, скоростью ее свертывания, степенью ее разжиженности, ее теплотой и т.п. Так, например, легкая кровь свойственна сангвиникам, тяжелая - меланхоликам, теплая - холерикам, жидкая - флегматикам. Итак, в аристотелевской гуморальной Ψ___§ 2. Учение Аристотеля о душе______________________________________________
теории темперамента основой различий в уровне общей подвижности являются разные состояния одной и той же жидкости (крови), а не четырех, как это было в учении о типах темперамента Гиппократа. Выше упоминалось уже, что кровь составляет основу всей жизнедеятельности организма. Она рассматривалась Аристотелем и как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, кровь дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души. Что касается головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.58 (0.013 с.) |