Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи Г.Л. Волкова Подготовка текста Е.Л. Сытник, В.Л. Шубов Оформление В.А. Севрук В пособии даны схемы обследования детей с дислалией, с дизартрией, с алалией, с заиканием. Изложен дидактический материал по 20 параметрам исследования психомоторного состояния детей с нарушениями речи Для более точного определения выявленных отклонений логопеду необходимо знание формирования психических функций на ранних этапах онтогенеза. С этой целью в пособии изложены материалы о моторном развитии ребенка от рождения до 3 лет; о развитии подражательности в период до 3 лет. о взаимоотношениях ребенка с другими детьми и взрослыми; о развитии импрессивной и экспрессивной речи детей от рождения до 3 лет. Приведенные примерные схемы анализа логопедического, логоритмического. воспитательного занятий могут использоваться специалистами в их практичекой работе. Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, специалистам в области речевой паталогии у детей. Печатается по решению РИСа РГПУ им. АИ. Герцена ©1993. Волкова ГА. ©1993, Книгоиздательство "Сайма" ВВЕДЕНИЕ При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой зависят одна от другой и обусловливают друг друга (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика). Вступая в реальное взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса. Описание конкретных методик обследования и анализ полученных данных представлены с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и т.д. изменения всей речевой системы. Психолого-педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом конкретном случае. Схема обследования заикающихся дошкольников дана в соответствии с разработанной нами психолого-логопедической методикой преодоления заикания. В основе ее лежит положение о том, что структура заикания у детей обусловлена дисгармоническим развитием ряда психических функций. При дизонтогенезе подобного типа нарушения в неречевых и речевых функциях возникают не только в связи с их незрелостью, но и из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Сложность и неоднородность структуры речевого дефекта при заикании обусловлены задержанным и парциальным недоразвитием ре- чевой функциональной системы. Указанные типы дизонтогинеза определяют несвоевременное формирование импрессивной и экспрессивной речи. Ведущим в структуре речевого дефекта при заикании является нарушение экспрессивной речи. У заикающихся детей имеется как парциальное недоразвитие отдельных компонентов речевой функциональной системы (звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов), так и задержанное развитие речи в целом. Представленные в пособии материалы обследования детей с различными нарушениями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних этапах онтогенеза будут способствовать качественному улучшению диагностики речевых расстройств и помогут логопедам осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании. СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ Фамилия, имя ребенка Дата рождения Дата обследования Возраст Домашний адрес, телефон Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии Сведения о семье Мать Отец Жалобы родителей Наследственные заболевания Общий анамнез От какой беременности ребенок Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные Особенности раннего развития: держит голову с... мес, сидит с... мес, к 1 году зубов... Перенесенные заболевания: - до 1 года — после 1 года - инфекции — соматические заболевания Данные о развитии речи ребенка Характер лепета Время появления слов Время появления фразовой речи Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слов Какие звуки долго произносил неправильно Была ли (и какая) реакция на речевые звуки Особенности понимания речи окружающих Состояние звукопроизношения Определить характер нарушения звуков гласных и согласных: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях: а) изолированное произношение; б) в открытых слогах, закрытых и со стечением согласных; г) во фразах Гласные: А, О, У, Ы, И, Э Свистящие: С, С, 3, 3' Шипящие: Ш, Ж Аффрикаты: Ц, Ч, Щ Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р', М, М, Н, Н' Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю Звонкие и глухие: Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф, 3-С, Ж-Ш Твердые и мягкие согласные: Т-Т, Д-Д', К-К', Г-Г, XX', Н-Н', М-М, Л-Л, С-С, 3-3', Р-Р' и Т.Д Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата Отметить наличие и характер аномалий в строении: а) губ: толстые, тонкие, расщелина верхней губы, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ; б) челюстей: прогения, прогнатия; в) прикуса: открытый передний, открытый боковой; г) мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и т.д. д) языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне тонкий, укорченная подъязычная е) неба (твёрдого, мягкого): излишне низкое твердое небо, куполообразное, готическое, расщелина; укороченное мягкое небо, отсутствие его, раздвоение маленького язычка и т.д Речевая моторика Выполнить следующие движения: а) для губ: вытянуть вперед - раздвинуть в улыб б) для языка: показать широкий язык - узкий, в) для нижней челюсти: рот широко открыть - г) для мягкого неба: открыть рот, показать язык и Отметить в карте: наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объем движений, точность выполнения, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, замену одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкинезия). Состояние слуховой функции 1.Данные о состоянии биологического слуха 2.Состояние восприятия речи проверить в про Состояние общей моторики Выполнить задания: попрыгать на одной ноге, на обеих ногах; поиграть с мячом; выполнить упражнения на координацию движений, например, одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс. Отметить: некоординированность движений, темп выполнения, общую заторможенность или двигательное беспокойство. Состояние дыхательной и голосовой функций 1.Отметить тип дыхания (грудное, диафрагмаль- 2.Дать характеристику голоса: громкость (чрез Особенности динамической стороны речи Темп: нормальный, ускоренный, замедленный. Ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи. Интонация: употребление основных видов интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной. Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений 1. Анализ: а) выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопеда), например, М в начале, конце слова; б) выделение начального гласного в словах (для в) дифференциация звуков по противопоставле мышка — мишка уточка — удочка миска — мишка малина — Марина шар - жар рожки — ложки г) определение места звука в слове по отношению 2. Синтез. Составление слов из данных логопедом звуков в ненарушенной последовательности: М, А, К; Д, О, М; Р, У, К, А. 3. Фонематические представления: а) придумывание слов на данный звук: С-сумка, б) из предложенных логопедом разных картинок Особенности словарного запаса 1. Знание обобщающих слов: одежда, обувь, 2. Название действия по предъявленному пред 3. Подбор определений к слову: Море какое? Лист-...,. цветок -..., дом -..., лимон -.... конфета -.... 4. Употребление слов с противоположным значением (подготовительная группа): большой - маленький впереди - позади длинный-короткий входит -выходит высокий - низкий вбегает -выбегает далеко - близко смеется - плачет Состояние грамматического строя речи 1 Словоизменение: а) изменение по падежам: У меня есть кукла У б) преобразование имен существительных в име стол - столы лист — рука - окно - в) образование форм имен существительных ро дом - дома - домов шар — окно - окна - окон дерево - - марка - - яблоко — - книга - - стол - - г) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде: тарелка...(красная) мяч...(красный) платье...(красное) шапка... шар...(красный) пальто... д) согласование числительных "два" и "пять" с существительными: мяч, мак, сумка, яблоко, ведро, окно. 2. Словообразование: а) образование существительных с уменьшительно- стул - стульчик кровать - кроватка картина - картинка ложка - ложечка кукла - куколка дом - домик б) образование прилагательных от существитель в) образование глаголов движения с помощью Проводилось ли устранение дефектов произношения, где, сколько, результаты. Уточненный диагноз. Дата. Логопед. СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Коррекции нарушений речи способствуют занятия по ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ. Перед проведением занятий логопед и музыкальный руководитель осуществляют предварительное обследование психомоторного состояния детей. Оно является частью комплексного, динамического обследования детей с речевыми нарушениями различными специалистами: логопедом, невропатологом, психологом и др. Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подходов, учета личностных особенностей, состояния двигательной сферы ребенка, речевого нарушения. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы. У детей с речевыми нарушениями могут быть легко выраженные, парциальные двигательные расстройства, могут наблюдаться частичные, едва уловимые отклонения в гнозисе, праксисе. Логорит-мическое (помимо логопедического) обследование позволяет уточнить, углубить картину психомоторного состояния детей с нарушениями речи. Задания по логоритмическому обследованию можно использовать в целях дифференциальной диагностики в случаях отклонений развития (алалия -олигофрения, алалия - задержка речевого развития, сенсорная недостаточность - снижение слуха, дислалия - дизартрия и т.д.) 1. Исследование двигательной памяти, переключа- Прием: логопед показывает три движения для рук и предлагает их повторить. Упражнение: руки вперед, в стороны, вниз. Прием: повторить за логопедом упражнения с отставанием на одно; повторить движения за исключением одного, заранее обусловленного, "запретного". Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений. 2. Исследование произвольного торможения движе Прием: маршировать под музыку и остановиться внезапно по сигналу. 3. Исследование статической координации движе Прием: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить по одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 сек., по два раза для каждой ноги. Прием: стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 сек. Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в сторону; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу. 4. Исследование динамической координации движе Прием: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладо- ней. Хлопок производить в промежуток между шагами. Отметить: выполняет верно с первого раза; выполняет верно со второго-третьего раза; напрягается, движения рук иногда скованные; чередование шага и хлопка не удается. Прием: выполнить подряд три плавных приседания. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках. Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается, становится на всю ступню. 5. Исследование внимания. Прием для исследования распределения внимания: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой - вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения обеих рук. Отметить: единовременность выполнения, точность, плавность. 6. Исследование координации движений, переключа- а) исследование координации движений. ширину плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе; б) исследование переключаемости движений. согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки в обратном порядке. Поставить руки на пояс, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу); в) исследование наличия или отсутствия движений. Прием: поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс. Согнуть руку в локте, сжать пальцы с кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола. Отметить по всем приемам раздела: наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого, второго, третьего раза; невыполнение задания. 7. Исследование пространственной организации Приемы: по подражанию повторить за логопедом движения в ходьбе по кругу, в обратном направлении, через крут. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти зал из правого утла через центр по диагонали, обойти зал вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по залу, начиная движения справа; то же слева. По словесной инструкции проделать эти же задания. Отметить ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения. 8. Исследование произвольной моторики пальцев Приемы: по подражанию выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - разжать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы - соединить вместе (5-6раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз); игровое упражнение "Здравствуй, пальчик": попеременно соединить все пальцы с большим пальцем сначала пра- вой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5-6 раз) На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз). То же по словесной инструкции. Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие ле-ворукости. 9. Исследование орального праксиса: а) исследование объема и качества движения губ. Приемы: по словесной инструкции вытянуть губы вперед ("трубочкой"), удержать позу. Растянуть губы в "улыбке" (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы). Опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы). Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю. Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощае-мость движений; б) исследование объема и качества движений Приемы: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно. Отметить: выполнение правильное, или сильно напрягается противоположная выпяченной щека, или изолированное надувание одной щеки не удается; в) исследование объема и качества движений языка. Приемы: показать язык вперед "жалом", удержать на три счета. Показать широкий язык "лопаточкой", удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла в левый угол рта. Показать язык, поднять его на верхнюю губу ("достать кончик носа"). Показать язык на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку. Пощелкать (поцокать) языком. Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается. 10. Исследование произвольной мимической моторики: а) исследование объема и качества движений Прием: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб. Отметить: выполнение правильное; движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.); движение не удается; б) исследование объема и качества движений Прием: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз. Отметить: выполнение правильное; испытуемый зажмуривает глаза; возникают содружественные движения; движение не удается; в) исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Приём: выразить мимикой лица удивление, пе-чаль,ужас, радостъ, сомнение, подозрительность. Объяснение: удивление- брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперёд; печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены. Позы выполняются под соответствующее музыкальное сопровождение. Отметить: правильное выполнение указанных мимических поз; мимическая картина нечеткая; движение не удается. П. Исследование слухового внимания. Прием: показать какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т д Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, не-умение определить направление звучания. 12. Исследование музыкального слуха. Прием: спеть один куплет из знакомой песни без музыкального сопровождения, затем повторить его с музыкальным сопровождением. Отметить: музыкальный слух абсолютный; относительный; не развит. 13. Исследование восприятия музыки. Прием: прослушать и определить услышанное: марш, пляска, колыбельная. Отметить: умение определить контрастную музыку. 14. Исследование звуковысотного слуха. Прием: определить, как "пел песенку" колокольчик — выше - ниже; определить направление звукоряда на металлофоне: металлофон поставленный наклонно, становится " музыкальной лесенкой"; на конце молоточка укрепляется маленькая куколка-матрешка. Музыкальный руководитель ударяет молоточком, а дети определяют, куда по ступенькам лесенки "идет" куколка: вверх, вниз или через ступеньку. Отметить: различают дети направление звукоряда, расстояние между звуками или нет. 15. Исследование тембрового слуха. Прием: сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной — барабан, бубен; духовой — флейта, саксофон, кларнет, триола; струнной — цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных. Усложненый прием: сравнить звучащие однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники. Отметить: правильно или с ошибкой различают дети звучащие инструменты. 16. Исследование динамического слуха. Прием-прослушатъ звучание различных инстру-ментов по типу "горячо-холодно". Например, музыкальный руководитель подает на инструменте сильный или слабый звук, ребенок называет сло-вом как звучит инструмент: сильно-слабо. Или музыкальный руководитель подает повторно сильный (слабый) звук, ребенок повторяет их на инструмен- те. Отметить: различает или нет ребенок сильное и слабое звучание инструмента. 17 Исследование ритмического чувства. Прием: простучать за логопедом карандашом ритмический рисунок: III И, III II III, III I III I. Прием: "музыкальное эхо": музыкальный руководитель ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, например, в бубен, треугольник, барабан и т.д., ребенок в этом же ритме точно повторяет услышанное. Отметить: ошибки при восприятии ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке. 18. Исследование продолжительности и силы выдо Прием: сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки, листики бумаги и т.п. Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох. 19. Исследование певческого диапазона голоса (для Прием: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук А, сначала от ноты до первой октавы вверх, а затем до ноты "до" первой октавы вниз. Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6-7,5 тонов, 8-9,5 тонов, 10-11,5. тонов, 12-13 тонов, 13 тонов и более. 20. Исследование темпа. Прием: в течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. Затем по сигналу логопеда предлагается выполнять движения медленно, а по следующему сигналу (хлопок) - показать, на каком движении ребенок остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить. Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. В заключении отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния детей с расстройствами речи. После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого ребенка. Можно использовать карту — таблицу, на которой по вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали - параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация движения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполнения движения, коллективность и др., общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет — плохое выполнение, 1 балл; синий цвет - среднее выполнение, 2 балла; красный цвет - хорошее выполнение, 3 балла. Таким образом, наихудшей показатель, например, по 6 параметрам - 6 баллов, наилучший - 18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики (музыкальный руководитель) и сопоставить его с графиком речевым (логопед). ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ Схема анализа логопедического занятия в речевой группе детского сада Тема, логопедические и педагогические цели за возрасту детей. Принципы построения занятий. Разделы занятия. Направленность каждого раздела на развитие и коррекцию речевой и других психических функций детей. Использование индивидуального подхода к детям. Наглядно-дидактическое оформление занятий. Оформление материала и проведение занятий в едином сюжете. Использование на занятии различных игровых ситуаций и логоритмических средств. Манера поведения логопеда: владение собой, детским коллективом, отношение к детям и т.д. Заключение о коррекционной результативности занятия. Схема анализа занятий по логопедической ритмике Тема занятия, ее соответствие лексической теме. Цели: логоритмические, музыкальные, воспитательные. Соответствия занятия этапу логопедической коррекции, возрасту детей. Соответствие использованного на занятии речевого материала (распевок, песен, хороводов, стихо- творений и др.) речевым возможностям детей. Принципы построения занятий, разделы. Применяемые на занятии методы (наглядные, словесные, практические) и приемы (наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно--слуховые; описание, пояснение, указание, беседы, вопросы,команды, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ и др.). Оформление музыкального, двигательного и речевого материала занятия и проведение его в едином игровом сюжете, в соответствии с лексической темой. Направленность каждого раздела занятия на развитие неречевых и речевых функций детей. Итог занятия: ответы на вопросы по содержанию, рассказ детей о том, чем они занимались, в какие игры играли и т.п. и эмоциональная оценка деятельности детей логопедом или музыкальным руководителем. Схема анализа воспитательного занятия в речевой группе детского сада Тема занятия. Цели: педагогические, коррекционные (логопе-дизация занятия), воспитательные. Соответствие этапу логопедической работы, т.е. учет речевых возможностей детей, состояния их неречевых функций, специфических форм речи. Принципы построения занятия, разделы. Использование на занятии игр и упражнений для развития неречевых функций (слухового и зрительного внимания, разных видов памяти, невербального мышления, психомоторики, мимики и др.) Использование игр и упражнений для развития просодии речи (продолжительности выдоха, высоты и силы голоса, интонационной выразительности речи, паузации, темпа речи, логического ударения и др.) Проведение занятия в едином сюжете, обусловленном лексической темой, которой подчинены все разделы занятия (или тема занятия раскрывается с помощью набора различных, не связанных между собой игр и упражнений). Умение воспитателя реализовать индивидуальный подход к детям. Заключение о коррекционной направленности занятия. В процессе работы логопеда в детских учреждениях необходима опора на онтогенетический принцип, т.е. на знание формирования психических функций в онтогенезе, на его ранних этапах, в частности, на формирование моторной функции, подражательности, взаимоотношений детей, импрессив-ной, экспрессивной речи. Определение моторного развития ребенка от рождения до 3 лет 1 мес. Реакция на звуки. 2 мес. Удерживает голову; следит за движущимся предметом; появляются хватательные движения. 3 мес. Удерживает рукой вложенный в нее предмет. 4 мес. Поворачивается со спины на бок. 5 мес. Длительно удерживает голову, поворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Хорошо берет предмет. Тянет предметы, игрушки в рот 6 мес. Попытки садиться, самостоятельно сидеть. Самостоятельно держит бутылочку в руках. Ползает. 7-8 мес. Умеет держать бутылочку с молоком в руках. Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками. Хватает близких за нос, волосы. Поднимается в кроватке, держась за сетку (решетку). Различает форму предметов, игрушек. Пытается перелезть через решетку кроватки. 8-9 мес. Свободно сидит. Появились шаговые движения. 10 мес. Ходит, придерживаясь рукой. 11мес. Играет в "ладушки", "сороку". Пьет из стакана. 12 мес. Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на четвереньках, на коленях. 1 г. 1 мес. — 1 г. 2 мес. Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на отклик, при этом или падает или нет при повороте. 1 г. 3 мес. Снимает с ноги обувь. 1 г. 4 мес. Может расшнуровывать ботинок. 1 г. 5 мес. - 1 г. 7 мес. Держит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч). 1 г. — 1 г. 6 мес. Умеет влезать на препятствие высотой 10-15 см. от пола. 1 г. 6 мес. Умеет перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на по-лу, перешагивать через препятствие высотой 5-10 см. 1 г. 8 мес. - 2 г. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одеваться, раздеваться. 2 г. - 2 г. 6 мес. Влезает на скамейку высотой 20 см. и слезает, перешагивает через палку или веревку на высоте 20-28 см. Влезает на стремянку высо- той 1,5 м и слезает приставным шагом. Бросает од- ной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80 - 90 см.Полностью одевается. 2 г 6 мес - 3 г. Перешагивает через палку или веревку горизонтально расположенную над полом на высоте 30 - 35 см, проходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной над полом на высоте 30 - 35 см. влезает на стремянку высотой 1 5 м и слезает приставным шагом, бросает одной рукой (попеременно) мяч в горизонтальную цель на расстоянии 100 - 125 см. Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге; может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши. Умеет менять темп, направление, характер движений в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать, перейти от одного движения к другому. Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала действовать. Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. владеет карандашом. Определение развития подражательности в период до 3 лет 7-9 мес. Воспроизводит действия, выполняемые вместе со взрослыми, например, хлопает в ладоши в игре "ладушки", поднимает ручки вверх илина голову, если взрослый показывает это движение и говорит: "Шу-у, полетели, на головку сели". К I году обучается действиям с сюжетными игрушками в начале по подражанию, затем по словесной инструкции: "Покорми кису","Покачай лялю". К 1 г. 6 мес. формируется стремление к самостоятельности ("я сам") во время кормления ребенка, одевания на прогулку и в других ситуациях. Определение развития взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми 9—10 мес. У ребенка появляется специфическая реакция на других детей: интересуется тем, что делают другие дети, перекликается с ними, улыбается другому ребенку, возникает "совместная игра", т.е. ребенок ползет за другим ребенком, если тот ползет, стремится взять у него игрушку. Первые месяцы 2-го года жизни. Ребенок интересуется действиями других детей, общается с ними эмоционально, проявляет сочувствие, отдает по просьбе взрослого другому ребенку игрушку или выказывает протест — двигательный, словесный, эмоциональный. В течение 2-го года жизни под влиянием взрослых у ребенка формируется положительное отношение к другим детям: взрослый привлекает внимание детей друг к другу, дает посильные поручения, учит детей выражать положительное отношение друг к другу в действиях и в речи: "Не плачь", "Он к маме хочет". На 3-ем году жизни появляются разнообразные формы общения: во время игры ребенок делится игрушками, впечатлениями, обращается с прось- -бой, выражает отношение к действиям другого, да-ёт советы, помогает детям. Или наоборот, ребенок неумеет общаться с детьми, не делится игрушками, бывает жаден, агрессивен. В это же время у ребенка наблюдается избирательное отношение к детям, он предпочитает общаться с одним - двумя детьми, или такого отношения не формируется. Необходимо совместно с родителями установить, имело ли место у ребенка усиление общительности и постепенное усложнение коллективных связей после 3 лет и на протяжении всего дошкольного периода, например, формирование простейшей нормы общественного поведения, при которой требования коллектива детей для ребенка важнее, чем его собственные интересы. В беседе с родителями логопед выясняет, каковы в настоящее время взаимоотношения ребенка со взрослыми (ласковые, сдержанные, безразличные, негативные, агрессивные и т.п.), со сверстниками (активные, инициативные, пассивные, безразличные, сдержанные, агрессивные и т.п.). Определение развития импрессивной речи от рождения до 3 лет Известно,что слуховое сосредоточение на человеческий голос появляется у младенца через 14-15 дней после рождения, т.е. в начале 3-й недели. Дей- ствие речи взрослого так эффективно, что ребенок перестает плакать, когда с ним говорят. В конце 4-й недели на ребенка успокаивающе действует колыбельная песня, он выделяет речь человека из любых других раздражителей, отвечает на человеческий голос специфическими реакциями - сосательными движениями. В это же время и в начале 2-го мес. колыбельная песня создает у ребенка положительное эмоциональное состояние. В конце 2-го мес. ребенок поворачивает голову в сторону говорящего с ним, улыбается ему, на разговор матери улыбка ребенка переходит в беззвучный или громкий смех, со взвизгиваниями, легкими движениями рук и ног, ребенок поворачивается к лицу матери, на ее голос. На 3-м мес, слыша речь взрослого, ребенок проявляет ликование, инициатива общения переходит к нему. Не видя источника звука, он прислушивается, прекращает плакать, бросает есть, слыша свое имя, поворачивается на звук человеческого голоса. В 4 мес. ребенок о
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.176 (0.02 с.) |