![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи Г.Л. Волкова Подготовка текста Е.Л. Сытник, В.Л. Шубов Оформление В.А. Севрук В пособии даны схемы обследования детей с дислалией, с дизартрией, с алалией, с заиканием. Изложен дидактический материал по 20 параметрам исследования психомоторного состояния детей с нарушениями речи Для более точного определения выявленных отклонений логопеду необходимо знание формирования психических функций на ранних этапах онтогенеза. С этой целью в пособии изложены материалы о моторном развитии ребенка от рождения до 3 лет; о развитии подражательности в период до 3 лет. о взаимоотношениях ребенка с другими детьми и взрослыми; о развитии импрессивной и экспрессивной речи детей от рождения до 3 лет. Приведенные примерные схемы анализа логопедического, логоритмического. воспитательного занятий могут использоваться специалистами в их практичекой работе. Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, специалистам в области речевой паталогии у детей. Печатается по решению РИСа РГПУ им. АИ. Герцена ©1993. Волкова ГА. ©1993, Книгоиздательство "Сайма" ВВЕДЕНИЕ При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой зависят одна от другой и обусловливают друг друга (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика). Вступая в реальное взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса. Описание конкретных методик обследования и анализ полученных данных представлены с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и т.д. изменения всей речевой системы. Психолого-педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом конкретном случае. Схема обследования заикающихся дошкольников дана в соответствии с разработанной нами психолого-логопедической методикой преодоления заикания. В основе ее лежит положение о том, что структура заикания у детей обусловлена дисгармоническим развитием ряда психических функций. При дизонтогенезе подобного типа нарушения в неречевых и речевых функциях возникают не только в связи с их незрелостью, но и из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Сложность и неоднородность структуры речевого дефекта при заикании обусловлены задержанным и парциальным недоразвитием ре-
чевой функциональной системы. Указанные типы дизонтогинеза определяют несвоевременное формирование импрессивной и экспрессивной речи. Ведущим в структуре речевого дефекта при заикании является нарушение экспрессивной речи. У заикающихся детей имеется как парциальное недоразвитие отдельных компонентов речевой функциональной системы (звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов), так и задержанное развитие речи в целом. Представленные в пособии материалы обследования детей с различными нарушениями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних этапах онтогенеза будут способствовать качественному улучшению диагностики речевых расстройств и помогут логопедам осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании. СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ Фамилия, имя ребенка Дата рождения Дата обследования Возраст Домашний адрес, телефон Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии Сведения о семье Мать Отец Жалобы родителей Наследственные заболевания Общий анамнез От какой беременности ребенок Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные Особенности раннего развития: держит голову с... мес, сидит с... мес, к 1 году зубов... Перенесенные заболевания: - до 1 года — после 1 года - инфекции — соматические заболевания Данные о развитии речи ребенка Характер лепета Время появления слов Время появления фразовой речи Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слов
Какие звуки долго произносил неправильно Была ли (и какая) реакция на речевые звуки Особенности понимания речи окружающих Состояние звукопроизношения Определить характер нарушения звуков гласных и согласных: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях: а) изолированное произношение; б) в открытых слогах, закрытых и со стечением согласных; г) во фразах Гласные: А, О, У, Ы, И, Э Свистящие: С, С, 3, 3' Шипящие: Ш, Ж Аффрикаты: Ц, Ч, Щ Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р', М, М, Н, Н' Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю Звонкие и глухие: Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф, 3-С, Ж-Ш Твердые и мягкие согласные: Т-Т, Д-Д', К-К', Г-Г, XX', Н-Н', М-М, Л-Л, С-С, 3-3', Р-Р' и Т.Д Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата Отметить наличие и характер аномалий в строении: а) губ: толстые, тонкие, расщелина верхней губы, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ; б) челюстей: прогения, прогнатия; в) прикуса: открытый передний, открытый боковой; г) мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и т.д. д) языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне тонкий, укорченная подъязычная е) неба (твёрдого, мягкого): излишне низкое твердое небо, куполообразное, готическое, расщелина; укороченное мягкое небо, отсутствие его, раздвоение маленького язычка и т.д Речевая моторика Выполнить следующие движения: а) для губ: вытянуть вперед - раздвинуть в улыб б) для языка: показать широкий язык - узкий, в) для нижней челюсти: рот широко открыть - г) для мягкого неба: открыть рот, показать язык и Отметить в карте: наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объем движений, точность выполнения, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, замену одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкинезия). Состояние слуховой функции 1.Данные о состоянии биологического слуха 2.Состояние восприятия речи проверить в про Состояние общей моторики Выполнить задания: попрыгать на одной ноге, на обеих ногах; поиграть с мячом; выполнить упражнения на координацию движений, например, одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс. Отметить: некоординированность движений, темп выполнения, общую заторможенность или двигательное беспокойство. Состояние дыхательной и голосовой функций 1.Отметить тип дыхания (грудное, диафрагмаль- 2.Дать характеристику голоса: громкость (чрез
Особенности динамической стороны речи Темп: нормальный, ускоренный, замедленный. Ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи. Интонация: употребление основных видов интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной. Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений 1. Анализ: а) выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопеда), например, М в начале, конце слова; б) выделение начального гласного в словах (для в) дифференциация звуков по противопоставле мышка — мишка уточка — удочка миска — мишка малина — Марина шар - жар рожки — ложки г) определение места звука в слове по отношению 2. Синтез. Составление слов из данных логопедом звуков в ненарушенной последовательности: М, А, К; Д, О, М; Р, У, К, А. 3. Фонематические представления: а) придумывание слов на данный звук: С-сумка, б) из предложенных логопедом разных картинок Особенности словарного запаса 1. Знание обобщающих слов: одежда, обувь, 2. Название действия по предъявленному пред 3. Подбор определений к слову: Море какое? Лист-...,. цветок -..., дом -..., лимон -.... конфета -.... 4. Употребление слов с противоположным значением (подготовительная группа): большой - маленький впереди - позади длинный-короткий входит -выходит высокий - низкий вбегает -выбегает далеко - близко смеется - плачет Состояние грамматического строя речи 1 Словоизменение: а) изменение по падежам: У меня есть кукла У б) преобразование имен существительных в име стол - столы лист — рука - окно - в) образование форм имен существительных ро дом - дома - домов шар — окно - окна - окон дерево - - марка - - яблоко — - книга - - стол - - г) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде: тарелка...(красная) мяч...(красный) платье...(красное) шапка... шар...(красный) пальто...
д) согласование числительных "два" и "пять" с существительными: мяч, мак, сумка, яблоко, ведро, окно. 2. Словообразование: а) образование существительных с уменьшительно- стул - стульчик кровать - кроватка картина - картинка ложка - ложечка кукла - куколка дом - домик б) образование прилагательных от существитель в) образование глаголов движения с помощью Проводилось ли устранение дефектов произношения, где, сколько, результаты. Уточненный диагноз. Дата. Логопед. СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Коррекции нарушений речи способствуют занятия по ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ. Перед проведением занятий логопед и музыкальный руководитель осуществляют предварительное обследование психомоторного состояния детей. Оно является частью комплексного, динамического обследования детей с речевыми нарушениями различными специалистами: логопедом, невропатологом, психологом и др. Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подходов, учета личностных особенностей, состояния двигательной сферы ребенка, речевого нарушения. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы. У детей с речевыми нарушениями могут быть легко выраженные, парциальные двигательные расстройства, могут наблюдаться частичные, едва уловимые отклонения в гнозисе, праксисе. Логорит-мическое (помимо логопедического) обследование позволяет уточнить, углубить картину психомоторного состояния детей с нарушениями речи. Задания по логоритмическому обследованию можно использовать в целях дифференциальной диагностики в случаях отклонений развития (алалия -олигофрения, алалия - задержка речевого развития, сенсорная недостаточность - снижение слуха, дислалия - дизартрия и т.д.) 1. Исследование двигательной памяти, переключа- Прием: логопед показывает три движения для рук и предлагает их повторить. Упражнение: руки вперед, в стороны, вниз. Прием: повторить за логопедом упражнения с отставанием на одно; повторить движения за исключением одного, заранее обусловленного, "запретного". Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений. 2. Исследование произвольного торможения движе Прием: маршировать под музыку и остановиться внезапно по сигналу. 3. Исследование статической координации движе Прием: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить по одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 сек., по два раза для каждой ноги. Прием: стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 сек.
Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в сторону; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу. 4. Исследование динамической координации движе Прием: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладо- ней. Хлопок производить в промежуток между шагами. Отметить: выполняет верно с первого раза; выполняет верно со второго-третьего раза; напрягается, движения рук иногда скованные; чередование шага и хлопка не удается. Прием: выполнить подряд три плавных приседания. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках. Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается, становится на всю ступню. 5. Исследование внимания. Прием для исследования распределения внимания: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой - вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения обеих рук. Отметить: единовременность выполнения, точность, плавность. 6. Исследование координации движений, переключа- а) исследование координации движений. ширину плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе; б) исследование переключаемости движений. согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки в обратном порядке. Поставить руки на пояс, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу); в) исследование наличия или отсутствия движений. Прием: поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс. Согнуть руку в локте, сжать пальцы с кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола. Отметить по всем приемам раздела: наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого, второго, третьего раза; невыполнение задания. 7. Исследование пространственной организации Приемы: по подражанию повторить за логопедом движения в ходьбе по кругу, в обратном направлении, через крут. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти зал из правого утла через центр по диагонали, обойти зал вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по залу, начиная движения справа; то же слева. По словесной инструкции проделать эти же задания. Отметить ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения. 8. Исследование произвольной моторики пальцев Приемы: по подражанию выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - разжать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы - соединить вместе (5-6раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз); игровое упражнение "Здравствуй, пальчик": попеременно соединить все пальцы с большим пальцем сначала пра- вой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5-6 раз) На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз). То же по словесной инструкции. Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие ле-ворукости. 9. Исследование орального праксиса: а) исследование объема и качества движения губ. Приемы: по словесной инструкции вытянуть губы вперед ("трубочкой"), удержать позу. Растянуть губы в "улыбке" (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы). Опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы). Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю. Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощае-мость движений; б) исследование объема и качества движений Приемы: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно. Отметить: выполнение правильное, или сильно напрягается противоположная выпяченной щека, или изолированное надувание одной щеки не удается; в) исследование объема и качества движений языка. Приемы: показать язык вперед "жалом", удержать на три счета. Показать широкий язык "лопаточкой", удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла в левый угол рта. Показать язык, поднять его на верхнюю губу ("достать кончик носа"). Показать язык на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку. Пощелкать (поцокать) языком. Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается. 10. Исследование произвольной мимической моторики: а) исследование объема и качества движений Прием: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб. Отметить: выполнение правильное; движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.); движение не удается; б) исследование объема и качества движений Прием: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз. Отметить: выполнение правильное; испытуемый зажмуривает глаза; возникают содружественные движения; движение не удается; в) исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Приём: выразить мимикой лица удивление, пе-чаль,ужас, радостъ, сомнение, подозрительность. Объяснение: удивление- брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперёд; печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены. Позы выполняются под соответствующее музыкальное сопровождение. Отметить: правильное выполнение указанных мимических поз; мимическая картина нечеткая; движение не удается. П. Исследование слухового внимания. Прием: показать какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т д Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, не-умение определить направление звучания. 12. Исследование музыкального слуха. Прием: спеть один куплет из знакомой песни без музыкального сопровождения, затем повторить его с музыкальным сопровождением. Отметить: музыкальный слух абсолютный; относительный; не развит. 13. Исследование восприятия музыки. Прием: прослушать и определить услышанное: марш, пляска, колыбельная. Отметить: умение определить контрастную музыку. 14. Исследование звуковысотного слуха. Прием: определить, как "пел песенку" колокольчик — выше - ниже; определить направление звукоряда на металлофоне: металлофон поставленный наклонно, становится " музыкальной лесенкой"; на конце молоточка укрепляется маленькая куколка-матрешка. Музыкальный руководитель ударяет молоточком, а дети определяют, куда по ступенькам лесенки "идет" куколка: вверх, вниз или через ступеньку. Отметить: различают дети направление звукоряда, расстояние между звуками или нет. 15. Исследование тембрового слуха. Прием: сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной — барабан, бубен; духовой — флейта, саксофон, кларнет, триола; струнной — цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных. Усложненый прием: сравнить звучащие однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники. Отметить: правильно или с ошибкой различают дети звучащие инструменты. 16. Исследование динамического слуха. Прием-прослушатъ звучание различных инстру-ментов по типу "горячо-холодно". Например, музыкальный руководитель подает на инструменте сильный или слабый звук, ребенок называет сло-вом как звучит инструмент: сильно-слабо. Или музыкальный руководитель подает повторно сильный (слабый) звук, ребенок повторяет их на инструмен- те. Отметить: различает или нет ребенок сильное и слабое звучание инструмента. 17 Исследование ритмического чувства. Прием: простучать за логопедом карандашом ритмический рисунок: III И, III II III, III I III I. Прием: "музыкальное эхо": музыкальный руководитель ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, например, в бубен, треугольник, барабан и т.д., ребенок в этом же ритме точно повторяет услышанное. Отметить: ошибки при восприятии ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке. 18. Исследование продолжительности и силы выдо Прием: сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки, листики бумаги и т.п. Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох. 19. Исследование певческого диапазона голоса (для Прием: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук А, сначала от ноты до первой октавы вверх, а затем до ноты "до" первой октавы вниз. Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6-7,5 тонов, 8-9,5 тонов, 10-11,5. тонов, 12-13 тонов, 13 тонов и более. 20. Исследование темпа. Прием: в течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. Затем по сигналу логопеда предлагается выполнять движения медленно, а по следующему сигналу (хлопок) - показать, на каком движении ребенок остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить. Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. В заключении отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния детей с расстройствами речи. После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого ребенка. Можно использовать карту — таблицу, на которой по вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали - параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация движения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполнения движения, коллективность и др., общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет — плохое выполнение, 1 балл; синий цвет - среднее выполнение, 2 балла; красный цвет - хорошее выполнение, 3 балла. Таким образом, наихудшей показатель, например, по 6 параметрам - 6 баллов, наилучший - 18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики (музыкальный руководитель) и сопоставить его с графиком речевым (логопед). ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ Схема анализа логопедического занятия в речевой группе детского сада Тема, логопедические и педагогические цели за возрасту детей. Принципы построения занятий. Разделы занятия. Направленность каждого раздела на развитие и коррекцию речевой и других психических функций детей. Использование индивидуального подхода к детям. Наглядно-дидактическое оформление занятий. Оформление материала и проведение занятий в едином сюжете. Использование на занятии различных игровых ситуаций и логоритмических средств. Манера поведения логопеда: владение собой, детским коллективом, отношение к детям и т.д. Заключение о коррекционной результативности занятия. Схема анализа занятий по логопедической ритмике Тема занятия, ее соответствие лексической теме. Цели: логоритмические, музыкальные, воспитательные. Соответствия занятия этапу логопедической коррекции, возрасту детей. Соответствие использованного на занятии речевого материала (распевок, песен, хороводов, стихо- творений и др.) речевым возможностям детей. Принципы построения занятий, разделы. Применяемые на занятии методы (наглядные, словесные, практические) и приемы (наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно--слуховые; описание, пояснение, указание, беседы, вопросы,команды, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ и др.). Оформление музыкального, двигательного и речевого материала занятия и проведение его в едином игровом сюжете, в соответствии с лексической темой. Направленность каждого раздела занятия на развитие неречевых и речевых функций детей. Итог занятия: ответы на вопросы по содержанию, рассказ детей о том, чем они занимались, в какие игры играли и т.п. и эмоциональная оценка деятельности детей логопедом или музыкальным руководителем. Схема анализа воспитательного занятия в речевой группе детского сада Тема занятия. Цели: педагогические, коррекционные (логопе-дизация занятия), воспитательные. Соответствие этапу логопедической работы, т.е. учет речевых возможностей детей, состояния их неречевых функций, специфических форм речи. Принципы построения занятия, разделы. Использование на занятии игр и упражнений для развития неречевых функций (слухового и зрительного внимания, разных видов памяти, невербального мышления, психомоторики, мимики и др.) Использование игр и упражнений для развития просодии речи (продолжительности выдоха, высоты и силы голоса, интонационной выразительности речи, паузации, темпа речи, логического ударения и др.) Проведение занятия в едином сюжете, обусловленном лексической темой, которой подчинены все разделы занятия (или тема занятия раскрывается с помощью набора различных, не связанных между собой игр и упражнений). Умение воспитателя реализовать индивидуальный подход к детям. Заключение о коррекционной направленности занятия. В процессе работы логопеда в детских учреждениях необходима опора на онтогенетический принцип, т.е. на знание формирования психических функций в онтогенезе, на его ранних этапах, в частности, на формирование моторной функции, подражательности, взаимоотношений детей, импрессив-ной, экспрессивной речи. Определение моторного развития ребенка от рождения до 3 лет 1 мес. Реакция на звуки. 2 мес. Удерживает голову; следит за движущимся предметом; появляются хватательные движения. 3 мес. Удерживает рукой вложенный в нее предмет. 4 мес. Поворачивается со спины на бок. 5 мес. Длительно удерживает голову, поворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Хорошо берет предмет. Тянет предметы, игрушки в рот 6 мес. Попытки садиться, самостоятельно сидеть. Самостоятельно держит бутылочку в руках. Ползает. 7-8 мес. Умеет держать бутылочку с молоком в руках. Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками. Хватает близких за нос, волосы. Поднимается в кроватке, держась за сетку (решетку). Различает форму предметов, игрушек. Пытается перелезть через решетку кроватки. 8-9 мес. Свободно сидит. Появились шаговые движения. 10 мес. Ходит, придерживаясь рукой. 11мес. Играет в "ладушки", "сороку". Пьет из стакана. 12 мес. Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на четвереньках, на коленях. 1 г. 1 мес. — 1 г. 2 мес. Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на отклик, при этом или падает или нет при повороте. 1 г. 3 мес. Снимает с ноги обувь. 1 г. 4 мес. Может расшнуровывать ботинок. 1 г. 5 мес. - 1 г. 7 мес. Держит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч). 1 г. — 1 г. 6 мес. Умеет влезать на препятствие высотой 10-15 см. от пола. 1 г. 6 мес. Умеет перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на по-лу, перешагивать через препятствие высотой 5-10 см. 1 г. 8 мес. - 2 г. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одеваться, раздеваться. 2 г. - 2 г. 6 мес. Влезает на скамейку высотой 20 см. и слезает, перешагивает через палку или веревку на высоте 20-28 см. Влезает на стремянку высо- той 1,5 м и слезает приставным шагом. Бросает од- ной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80 - 90 см.Полностью одевается. 2 г 6 мес - 3 г. Перешагивает через палку или веревку горизонтально расположенную над полом на высоте 30 - 35 см, проходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной над полом на высоте 30 - 35 см. влезает на стремянку высотой 1 5 м и слезает приставным шагом, бросает одной рукой (попеременно) мяч в горизонтальную цель на расстоянии 100 - 125 см. Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге; может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши. Умеет менять темп, направление, характер движений в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать, перейти от одного движения к другому. Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала действовать. Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. владеет карандашом. Определение развития подражательности в период до 3 лет 7-9 мес. Воспроизводит действия, выполняемые вместе со взрослыми, например, хлопает в ладоши в игре "ладушки", поднимает ручки вверх илина голову, если взрослый показывает это движение и говорит: "Шу-у, полетели, на головку сели". К I году обучается действиям с сюжетными игрушками в начале по подражанию, затем по словесной инструкции: "Покорми кису","Покачай лялю". К 1 г. 6 мес. формируется стремление к самостоятельности ("я сам") во время кормления ребенка, одевания на прогулку и в других ситуациях. Определение развития взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми 9—10 мес. У ребенка появляется специфическая реакция на других детей: интересуется тем, что делают другие дети, перекликается с ними, улыбается другому ребенку, возникает "совместная игра", т.е. ребенок ползет за другим ребенком, если тот ползет, стремится взять у него игрушку. Первые месяцы 2-го года жизни. Ребенок интересуется действиями других детей, общается с ними эмоционально, проявляет сочувствие, отдает по просьбе взрослого другому ребенку игрушку или выказывает протест — двигательный, словесный, эмоциональный. В течение 2-го года жизни под влиянием взрослых у ребенка формируется положительное отношение к другим детям: взрослый привлекает внимание детей друг к другу, дает посильные поручения, учит детей выражать положительное отношение друг к другу в действиях и в речи: "Не плачь", "Он к маме хочет". На 3-ем году жизни появляются разнообразные формы общения: во время игры ребенок делится игрушками, впечатлениями, обращается с прось- -бой, выражает отношение к действиям другого, да-ёт советы, помогает детям. Или наоборот, ребенок неумеет общаться с детьми, не делится игрушками, бывает жаден, агрессивен. В это же время у ребенка наблюдается избирательное отношение к детям, он предпочитает общаться с одним - двумя детьми, или такого отношения не формируется. Необходимо совместно с родителями установить, имело ли место у ребенка усиление общительности и постепенное усложнение коллективных связей после 3 лет и на протяжении всего дошкольного периода, например, формирование простейшей нормы общественного поведения, при которой требования коллектива детей для ребенка важнее, чем его собственные интересы. В беседе с родителями логопед выясняет, каковы в настоящее время взаимоотношения ребенка со взрослыми (ласковые, сдержанные, безразличные, негативные, агрессивные и т.п.), со сверстниками (активные, инициативные, пассивные, безразличные, сдержанные, агрессивные и т.п.). Определение развития импрессивной речи от рождения до 3 лет Известно,что слуховое сосредоточение на человеческий голос появляется у младенца через 14-15 дней после рождения, т.е. в начале 3-й недели. Дей- ствие речи взрослого так эффективно, что ребенок перестает плакать, когда с ним говорят. В конце 4-й недели на ребенка успокаивающе действует колыбельная песня, он выделяет речь человека из любых других раздражителей, отвечает на человеческий голос специфическими реакциями - сосательными движениями. В это же время и в начале 2-го мес. колыбельная песня создает у ребенка положительное эмоциональное состояние. В конце 2-го мес. ребенок поворачивает голову в сторону говорящего с ним, улыбается ему, на разговор матери улыбка ребенка переходит в беззвучный или громкий смех, со взвизгиваниями, легкими движениями рук и ног, ребенок поворачивается к лицу матери, на ее голос. На 3-м мес, слыша речь взрослого, ребенок проявляет ликование, инициатива общения переходит к нему. Не видя источника звука, он прислушивается, прекращает плакать, бросает есть, слыша свое имя, поворачивается на звук человеческого голоса. В 4 мес. ребенок о
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.23 (0.02 с.) |