Анализ динамики речевой готовности к обучению детей с нарушениями интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ динамики речевой готовности к обучению детей с нарушениями интеллекта



 

Для контрольного эксперимента учащимся КГ и ЭГ была предложена сюжетная картинка. Им необходимо было внимательно рассмотреть ее и выполнить задания или ответить на вопросы педагога (Приложение Г).

Составленные задания были идентичные констатирующему этапу. Система оценивания заданий также была аналогичной.

Общеречевой компонент определялся с помощью беседы:

1) Что ты видишь на картинке?

2) Что произошло?

3) Как ты думаешь, что говорит мама?

4) Что чувствуют дети? И пр.

Произносительный компонент:

1.Послушай слова. Повтори те из них, в которых есть звук «и»:

Игрушки, мама, машинка, диван, бусы, окно, мишка.

2. Назови, что ты видишь на картинках. Обведи рисунок, на котором нет слова со звуком «Т».

Лексико-грамматический компонент диагностировался посредством использования таких заданий.

1.Посмотри еще раз на картинку и ответь на вопросы. Например: окно (какое?) – окно большое.

- штора на окне (какого цвета?) - …

- бусы на полу (какого цвета?) – …..

- мальчик (где?) - ….

- машинки (где находятся?) – …

2. Составь предложения, расскажи, что делает:

Дети (что делали?)…..

Мама (что делает?) …..

Девочка (что делает?) ….

Мальчик (что делает?) ….

Перцептивный компонент определялся по итогам выполнения заданий:

1.Назови, что ты видишь на рисунке. Продолжи его.

2.Разукрась каждую бусинку цветным карандашом. Каким цветом ты разукрашиваешь каждую бусинку?

После эксперимента мы получили следующе результаты:

Таблица 3.3.1.

Результаты опроса на выявление сформированности речевой готовности учащихся ЭГ и КГ (контрольный этап)

Уровень ЭГ КГ
Кол-во учащихся % показатель Кол-во учащихся % показатель
Высокий        
Средний   36,3    
Критический   54,5    

 

Отобразим полученные данные на рисунке 3.3.1:

Рис. 3.3.1.Результаты первичной диагностики речевой готовности к обучению в школе учащихся ЭГ и КГ

 

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов в ЭГ, наблюдаем следующие изменения: высокий уровень повысился на 18,2%, средний уровень возрос на 18,2 %, показатели критического снизились на 36,3 %. Что касается данных, полученных в КГ, то здесь высокий уровень возрос на 10 %, средний – тоже на 10 %, а показатель низкого уровня остался на прежней отметке.

Таким образом, по полученным числовым данным можно утверждать, что предложенная в рамках данного исследования модель коррекционной работы по формированию речевой готовности обучению у детей с нарушением интеллекта является эффективной, а, значит, цель работы достигнута.

Выводы по 3 разделу

В данном разделе описана и теоретически обоснована модель коррекционной работы по формированию речевой готовности к обучению детей с нарушениями интеллекта.

При разработке данной модели мы опирались на принципы коррекционной педагогики, выделенные О.И. Карпуниной. Было выявлено, что формирование речевой готовности происходит на 3 этапах: а) диагностический этап (отбор, апробация диагностических методик по выявлению исходного уровня сформированности речевой готовности); б) коррекционный этап (использование средств, методов, приемов повышения уровня сформированности речевой готовности детей с нарушением интеллекта); в)прогностический (оценка эффективности проделанной работы, выявление и прогноз хода речевого развития учащихся с нарушением интеллекта)

В этом разделе описаны уровни: критический, средний и высокий. Согласно структуре речевой готовности, критериями сформированности каждого компонента являются общеречевой, произносительный, лексико-грамматические, перцептивный.

Эти уровни диагностировались на констатирующем этапе, а целенаправленная коррекционная работа велась на формирующем этапе.

На контрольном этапе учащимся КГ и ЭГ была предложена сюжетная картинка. Им необходимо было внимательно рассмотреть ее и выполнить задания или ответить на вопросы педагога

По результатам контрольного этапа мы выявили, что устойчивые положительные изменения наблюдались в ЭГ, в то время как в КГ данные кардинально не отличались от исходных.

Анализ эффективности реализации разработанной модели позволил значительно улучшить результаты коррекционной работы по формированию всех компонентов речевой готовности детей с нарушениями интеллекта.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данного исследования изучены теоретические аспекты проблемы формирования речевой готовности к обучению в школе детей с нарушениями интеллекта. Мы выявили, что речь является важным психическим процессом, развитие которого происходит в несколько этапов. Однако в процессе дизонтогенеза наблюдается запаздывание в развитии второй сигнальной системы.

Психолого-лингвистические особенности речевого развития детей с нарушениями интеллекта предполагают учет эмоциональной сферы, памяти, внимания, что, несомненно, требует комплексного подхода и коррекционной работы с ре­бенком, имеющим нарушение интеллекта.

Было выявлено, что речь таких школьников обладает рядом специфических качеств, бывает осложненно недоразвитием слухового и речедвигательного анализаторов, что приводит к значительным затруднениям в обучении (М.А. Савченко, Р.А. Юрова, Р.И. Лалаева).

Теоретический анализ методической литературы позволил конкретизовать понятия «общей» и «специальной» речевой готовности, показать основные направления речевой подготовки к обучению в школе, рассмотреть методы обучения.

Во втором разделе данного исследования мы сделали выводы, что формирование речевой готовности к обучению в школе детей с нарушениями интеллекта – многокомпонентный процесс, который проходит в несколько этапов. Опытно-экспериментальная работа, проведенная в 0-А и 0-Б классах на констатирующем этапе предполагала первичную диагностику всех компонентов речевой готовности будущих школьников. На основании полученных результатов была определена экспериментальная (0-А класс) и контрольная (0-Б класс) группы.

В третьем разделе описана модель коррекционной работы по формированию речевой готовности к обучению детей с нарушениями интеллекта.

Были описаны этапы формирования речевой готовности: а) диагностический; б) коррекционный; в) прогностический.

Описаны также уровни: критический, средний и высокий и критерии сформированности каждого компонента (общеречевой, произносительный, лексико-грамматические, перцептивный).

По результатам контрольного этапа мы выявили позитивные изменения в ЭГ, а в КГ полученные данные не слишком отличались от исходных.

Таким образом, разработанная в рамках нашего исследования модель коррекционной работы по формированию всех компонентов речевой готовности детей с нарушениями интеллекта оказалась эффективной.

Из этого следует, что успешно решены задачи исследования.

1. На основе теоретического анализа научно–методической литературы охарактеризованы психолого-лингвистические, методические основы формирования речевой готовности к обучению в школе детей с нарушениями интеллекта;

2. Проведена диагностика речевой готовности детей с нарушениями интеллекта к обучению в школе на основе выделенных критериев и показателей;

3. Разработана и апробирована модель речевой готовности к обучению в школе детей с нарушениями интеллекта;

4. Проанализирована динамика сформированности компонентов речевой готовности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева Н.Н. Вы и младенец / Н.Н. Авдеева, Мещерякова С.Ю. – М., 1991. – 26 с.

2. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: сб. науч. трудов / под ред. В.В. Воронковой. — М., 1988. – 124 с.

3. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. - М., 2002.

4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С.190. / Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2379/Педагогическая_диагностика

5. Божович, Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е.Д. Божович // Вопросы психологии. №1. – 1997. – С.37-45.

6. Бургуменко, Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: метод. разработки для школьного психолога / Е.А. Бургуменко - М., 1990. – 214 c.

7. Венгер, Л.А. Психологическая готовность к школе / Л.А. Венгер // Вопросы психологии, 1994, № 7. – 32 с.

8. Власова, Т.А. Методы обследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. / Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. – М., 2002. – С.45-51.

9. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994. — С. 141.

10. Выготский Л.С. Мысль и слово [речевой онтогенез] / Выготский Л.С. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 278-342.

11. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М., 1995. – 264 с.

12. Вітвицька С.С. Основи педагогіки вищої школи: Методичний посібник для студентів магістратури / С.С. Вітвицька. – Київ: Центр навчальної літератури, 2003. – 316 с.

13. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994. — С. 141

14. Воронкова, В.В. Готовность старших умственно отсталых дошкольников к обучению грамоте / В.В. Воронкова // Дефектология. – 1995. – № 1. - С. 66-71.

15. Громова, О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей 2-3 лет: разработка анкеты для дифференцированной оценки речи в раннем возрасте [Текст] / О.Е. Громова // Дефектология. – 2009. – № 2.

16. Громова, О.Е. Разработка анкеты для дифференцированной оценки нормы и задержки речевого развития детей 2–3 лет / О.Е. Громова, С.С. Белова. Глава 11. // Речь ребенка: Проблемы и решения / Под ред. Т.Н. Ушаковой.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 352 с. (Труды Института психологии РАН). – С. 223-260.

17. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной шко­ле / Г.М. Дульнев; под ред. Т.А.Власовой, В.Г. Петровой. — М., 1981.

18. Жихарева Ю. Готовность к школе – что это такое? / Ю. Жихарева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2004, №3. – 34 с.

19. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. - 239 с.

20. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.

21. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003. – 64 с.

22. Калмыкова Л.А. Психолингвистические аспекты речевой подготовки детей к школе. – M., 1998. – 460 c.

23. Карпунина, О.И. Теоретические основы обучения принципы коррекционного обучения / Карпунина О.И. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://davaiknam.ru/text/principi-korrekcionnogo-obucheniya

24. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М., 1995. – 96 с.

25. Кинаш, Е. А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего типа / Е.А. Кинаш // Дефектология. - 2002. - № 6. - С. 60-66.

26. Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе. – М., 2007. – 96 с.

27. Кузнецова, Г. В. Некоторые особенности речевого развития умственно отсталых детей дошкольного возраста / Г.В. Кузнецова // Дефектология. – 2006. - № 3. – С. 78-82.

28. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова.- М., 1983 г.

29. Кузнецова, В.Г. Основы специальной психологии / В.Г. Кузнецова. - М., 2002.

30. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. - В 2-х кн. Кн. 2 - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 147 с.

31. Лисина, Н.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Н.И. Лисина, Г.И. Копчеля. - Кишинев, 1987. – 86 с.

32. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович. – М., 1996. – 80 с.

33. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко.3-е изд. – М.: Просвещение, 2002 г. – 698 с.

34. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В.И. Михеев. – М. Высшая школа, 1987. – 206 с.

35. Морозова, Н.Г. Развитие понимания смысловой стороны речи в аномальных детей дошкольного возраста / Н.Г. Морозова // Вопросы формирования речи аномальных дошкольников. – М., 1992. – 124 с.

36. Немов, Р.С. Психология Учеб. Пособие для студентов пед.институтов. Книга 3, / Немов Р.С. – 2002. – С. 171-172.

37. Нижегородцева, Н.В. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Н.П. Воронин. – Ярославль, 1999. – 96 с.

38. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М., Владос, 2001. – 144 с.

39. Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе / Г. Новикова // Дошкольное образование, 2005, № 8. – С. 95-100.

40. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. — М., 2000. – 224 с.

41. Основы теории речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Наука, 1974. - 368 с.

42. Паклина, А.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе [Текст]: Монография / А.В. Паклина. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. - 170 с.

43. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии / В.Г. Петро­ва, И.В. Белякова. — М., 1998. – 124 с.

44. Пантелеева, Л.А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями / Л.А. Пантелеева // Журнал «Логопед». - 2004. - № 4. – С.121 -126.

45. Парамонова, Л.Г. Тесты для детей «Готов ли Ваш ребенок к школе»: сб. тестов и развивающих упражнений / Л.Г. Парамонова, М.Н. Ильина. - СПб., 2008. – 84 с.

46. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. – М., 1987. – 56 с.

47. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Изд-во Московского психолого-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 224 с.

48. Специальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.

49. Савченко, М.А. Некоторые особенности нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников / М.А. Савченко, Р.А. Юрова // Дефектология. – 1996. — № 5. – C.45-51.

50. Смирнова, Л.А. Приемы работы по преодолению импрессивного аграмматизма у детей / Л.А. Смирнова // Дефектология. – 1979. — № 3.

51. Тищенко, В. Выработка действия вероятного прогнозирования в речевой деятельности умственно отсталых дошкольников / В. Тищенко // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 9-12.

52. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. — М., 1979.

53. Феофанов, М.П. Усвоение учащимися вспомогательных школ предложенного управления. – М., 1996. – 246 c.

54. Федеральный Государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. http://институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/

55. ФЗ «О ратификации прав инвалидов», № 46 ФЗ от 03.05.2012

56. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., - C.34-49.

57. Шипицына, Л.М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - СПб.: «Образование», 1996.

58. Штофф, В. А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. – М.-Л., 1986. – 122 с.

59. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (Краткий очерк) / Д. Б. Эльконин. - М.: Изд-во АПН СССР, 1958. - 114 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 2.1.3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.5.73 (0.103 с.)