Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ динамики речевой готовности к обучению детей с нарушениями интеллектаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для контрольного эксперимента учащимся КГ и ЭГ была предложена сюжетная картинка. Им необходимо было внимательно рассмотреть ее и выполнить задания или ответить на вопросы педагога (Приложение Г). Составленные задания были идентичные констатирующему этапу. Система оценивания заданий также была аналогичной. Общеречевой компонент определялся с помощью беседы: 1) Что ты видишь на картинке? 2) Что произошло? 3) Как ты думаешь, что говорит мама? 4) Что чувствуют дети? И пр. Произносительный компонент: 1.Послушай слова. Повтори те из них, в которых есть звук «и»: Игрушки, мама, машинка, диван, бусы, окно, мишка. 2. Назови, что ты видишь на картинках. Обведи рисунок, на котором нет слова со звуком «Т».
Лексико-грамматический компонент диагностировался посредством использования таких заданий. 1.Посмотри еще раз на картинку и ответь на вопросы. Например: окно (какое?) – окно большое. - штора на окне (какого цвета?) - … - бусы на полу (какого цвета?) – ….. - мальчик (где?) - …. - машинки (где находятся?) – … 2. Составь предложения, расскажи, что делает: Дети (что делали?)….. Мама (что делает?) ….. Девочка (что делает?) …. Мальчик (что делает?) …. Перцептивный компонент определялся по итогам выполнения заданий: 1.Назови, что ты видишь на рисунке. Продолжи его. 2.Разукрась каждую бусинку цветным карандашом. Каким цветом ты разукрашиваешь каждую бусинку? После эксперимента мы получили следующе результаты: Таблица 3.3.1. Результаты опроса на выявление сформированности речевой готовности учащихся ЭГ и КГ (контрольный этап)
Отобразим полученные данные на рисунке 3.3.1: Рис. 3.3.1.Результаты первичной диагностики речевой готовности к обучению в школе учащихся ЭГ и КГ
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов в ЭГ, наблюдаем следующие изменения: высокий уровень повысился на 18,2%, средний уровень возрос на 18,2 %, показатели критического снизились на 36,3 %. Что касается данных, полученных в КГ, то здесь высокий уровень возрос на 10 %, средний – тоже на 10 %, а показатель низкого уровня остался на прежней отметке. Таким образом, по полученным числовым данным можно утверждать, что предложенная в рамках данного исследования модель коррекционной работы по формированию речевой готовности обучению у детей с нарушением интеллекта является эффективной, а, значит, цель работы достигнута. Выводы по 3 разделу В данном разделе описана и теоретически обоснована модель коррекционной работы по формированию речевой готовности к обучению детей с нарушениями интеллекта. При разработке данной модели мы опирались на принципы коррекционной педагогики, выделенные О.И. Карпуниной. Было выявлено, что формирование речевой готовности происходит на 3 этапах: а) диагностический этап (отбор, апробация диагностических методик по выявлению исходного уровня сформированности речевой готовности); б) коррекционный этап (использование средств, методов, приемов повышения уровня сформированности речевой готовности детей с нарушением интеллекта); в)прогностический (оценка эффективности проделанной работы, выявление и прогноз хода речевого развития учащихся с нарушением интеллекта) В этом разделе описаны уровни: критический, средний и высокий. Согласно структуре речевой готовности, критериями сформированности каждого компонента являются общеречевой, произносительный, лексико-грамматические, перцептивный. Эти уровни диагностировались на констатирующем этапе, а целенаправленная коррекционная работа велась на формирующем этапе. На контрольном этапе учащимся КГ и ЭГ была предложена сюжетная картинка. Им необходимо было внимательно рассмотреть ее и выполнить задания или ответить на вопросы педагога По результатам контрольного этапа мы выявили, что устойчивые положительные изменения наблюдались в ЭГ, в то время как в КГ данные кардинально не отличались от исходных. Анализ эффективности реализации разработанной модели позволил значительно улучшить результаты коррекционной работы по формированию всех компонентов речевой готовности детей с нарушениями интеллекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В рамках данного исследования изучены теоретические аспекты проблемы формирования речевой готовности к обучению в школе детей с нарушениями интеллекта. Мы выявили, что речь является важным психическим процессом, развитие которого происходит в несколько этапов. Однако в процессе дизонтогенеза наблюдается запаздывание в развитии второй сигнальной системы. Психолого-лингвистические особенности речевого развития детей с нарушениями интеллекта предполагают учет эмоциональной сферы, памяти, внимания, что, несомненно, требует комплексного подхода и коррекционной работы с ребенком, имеющим нарушение интеллекта. Было выявлено, что речь таких школьников обладает рядом специфических качеств, бывает осложненно недоразвитием слухового и речедвигательного анализаторов, что приводит к значительным затруднениям в обучении (М.А. Савченко, Р.А. Юрова, Р.И. Лалаева). Теоретический анализ методической литературы позволил конкретизовать понятия «общей» и «специальной» речевой готовности, показать основные направления речевой подготовки к обучению в школе, рассмотреть методы обучения. Во втором разделе данного исследования мы сделали выводы, что формирование речевой готовности к обучению в школе детей с нарушениями интеллекта – многокомпонентный процесс, который проходит в несколько этапов. Опытно-экспериментальная работа, проведенная в 0-А и 0-Б классах на констатирующем этапе предполагала первичную диагностику всех компонентов речевой готовности будущих школьников. На основании полученных результатов была определена экспериментальная (0-А класс) и контрольная (0-Б класс) группы. В третьем разделе описана модель коррекционной работы по формированию речевой готовности к обучению детей с нарушениями интеллекта. Были описаны этапы формирования речевой готовности: а) диагностический; б) коррекционный; в) прогностический. Описаны также уровни: критический, средний и высокий и критерии сформированности каждого компонента (общеречевой, произносительный, лексико-грамматические, перцептивный). По результатам контрольного этапа мы выявили позитивные изменения в ЭГ, а в КГ полученные данные не слишком отличались от исходных. Таким образом, разработанная в рамках нашего исследования модель коррекционной работы по формированию всех компонентов речевой готовности детей с нарушениями интеллекта оказалась эффективной. Из этого следует, что успешно решены задачи исследования. 1. На основе теоретического анализа научно–методической литературы охарактеризованы психолого-лингвистические, методические основы формирования речевой готовности к обучению в школе детей с нарушениями интеллекта; 2. Проведена диагностика речевой готовности детей с нарушениями интеллекта к обучению в школе на основе выделенных критериев и показателей; 3. Разработана и апробирована модель речевой готовности к обучению в школе детей с нарушениями интеллекта; 4. Проанализирована динамика сформированности компонентов речевой готовности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авдеева Н.Н. Вы и младенец / Н.Н. Авдеева, Мещерякова С.Ю. – М., 1991. – 26 с. 2. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: сб. науч. трудов / под ред. В.В. Воронковой. — М., 1988. – 124 с. 3. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. - М., 2002. 4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С.190. / Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2379/Педагогическая_диагностика 5. Божович, Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е.Д. Божович // Вопросы психологии. №1. – 1997. – С.37-45. 6. Бургуменко, Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: метод. разработки для школьного психолога / Е.А. Бургуменко - М., 1990. – 214 c. 7. Венгер, Л.А. Психологическая готовность к школе / Л.А. Венгер // Вопросы психологии, 1994, № 7. – 32 с. 8. Власова, Т.А. Методы обследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. / Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. – М., 2002. – С.45-51. 9. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994. — С. 141. 10. Выготский Л.С. Мысль и слово [речевой онтогенез] / Выготский Л.С. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 278-342. 11. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М., 1995. – 264 с. 12. Вітвицька С.С. Основи педагогіки вищої школи: Методичний посібник для студентів магістратури / С.С. Вітвицька. – Київ: Центр навчальної літератури, 2003. – 316 с. 13. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994. — С. 141 14. Воронкова, В.В. Готовность старших умственно отсталых дошкольников к обучению грамоте / В.В. Воронкова // Дефектология. – 1995. – № 1. - С. 66-71. 15. Громова, О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей 2-3 лет: разработка анкеты для дифференцированной оценки речи в раннем возрасте [Текст] / О.Е. Громова // Дефектология. – 2009. – № 2. 16. Громова, О.Е. Разработка анкеты для дифференцированной оценки нормы и задержки речевого развития детей 2–3 лет / О.Е. Громова, С.С. Белова. Глава 11. // Речь ребенка: Проблемы и решения / Под ред. Т.Н. Ушаковой.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 352 с. (Труды Института психологии РАН). – С. 223-260. 17. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев; под ред. Т.А.Власовой, В.Г. Петровой. — М., 1981. 18. Жихарева Ю. Готовность к школе – что это такое? / Ю. Жихарева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2004, №3. – 34 с. 19. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. - 239 с. 20. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с. 21. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003. – 64 с. 22. Калмыкова Л.А. Психолингвистические аспекты речевой подготовки детей к школе. – M., 1998. – 460 c. 23. Карпунина, О.И. Теоретические основы обучения принципы коррекционного обучения / Карпунина О.И. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://davaiknam.ru/text/principi-korrekcionnogo-obucheniya 24. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М., 1995. – 96 с. 25. Кинаш, Е. А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего типа / Е.А. Кинаш // Дефектология. - 2002. - № 6. - С. 60-66. 26. Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе. – М., 2007. – 96 с. 27. Кузнецова, Г. В. Некоторые особенности речевого развития умственно отсталых детей дошкольного возраста / Г.В. Кузнецова // Дефектология. – 2006. - № 3. – С. 78-82. 28. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова.- М., 1983 г. 29. Кузнецова, В.Г. Основы специальной психологии / В.Г. Кузнецова. - М., 2002. 30. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. - В 2-х кн. Кн. 2 - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 147 с. 31. Лисина, Н.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Н.И. Лисина, Г.И. Копчеля. - Кишинев, 1987. – 86 с. 32. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович. – М., 1996. – 80 с. 33. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко.3-е изд. – М.: Просвещение, 2002 г. – 698 с. 34. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В.И. Михеев. – М. Высшая школа, 1987. – 206 с. 35. Морозова, Н.Г. Развитие понимания смысловой стороны речи в аномальных детей дошкольного возраста / Н.Г. Морозова // Вопросы формирования речи аномальных дошкольников. – М., 1992. – 124 с. 36. Немов, Р.С. Психология Учеб. Пособие для студентов пед.институтов. Книга 3, / Немов Р.С. – 2002. – С. 171-172. 37. Нижегородцева, Н.В. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Н.П. Воронин. – Ярославль, 1999. – 96 с. 38. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М., Владос, 2001. – 144 с. 39. Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе / Г. Новикова // Дошкольное образование, 2005, № 8. – С. 95-100. 40. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. — М., 2000. – 224 с. 41. Основы теории речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Наука, 1974. - 368 с. 42. Паклина, А.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе [Текст]: Монография / А.В. Паклина. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. - 170 с. 43. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М., 1998. – 124 с. 44. Пантелеева, Л.А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями / Л.А. Пантелеева // Журнал «Логопед». - 2004. - № 4. – С.121 -126. 45. Парамонова, Л.Г. Тесты для детей «Готов ли Ваш ребенок к школе»: сб. тестов и развивающих упражнений / Л.Г. Парамонова, М.Н. Ильина. - СПб., 2008. – 84 с. 46. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. – М., 1987. – 56 с. 47. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Изд-во Московского психолого-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 224 с. 48. Специальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с. 49. Савченко, М.А. Некоторые особенности нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников / М.А. Савченко, Р.А. Юрова // Дефектология. – 1996. — № 5. – C.45-51. 50. Смирнова, Л.А. Приемы работы по преодолению импрессивного аграмматизма у детей / Л.А. Смирнова // Дефектология. – 1979. — № 3. 51. Тищенко, В. Выработка действия вероятного прогнозирования в речевой деятельности умственно отсталых дошкольников / В. Тищенко // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 9-12. 52. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. — М., 1979. 53. Феофанов, М.П. Усвоение учащимися вспомогательных школ предложенного управления. – М., 1996. – 246 c. 54. Федеральный Государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. http://институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/ 55. ФЗ «О ратификации прав инвалидов», № 46 ФЗ от 03.05.2012 56. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., - C.34-49. 57. Шипицына, Л.М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - СПб.: «Образование», 1996. 58. Штофф, В. А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. – М.-Л., 1986. – 122 с. 59. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (Краткий очерк) / Д. Б. Эльконин. - М.: Изд-во АПН СССР, 1958. - 114 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Таблица 2.1.3
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.132 (0.012 с.) |