Методы формирования речевой готовности детей с нарушениями интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы формирования речевой готовности детей с нарушениями интеллекта



Наименование метода Преимущества Недостатки Особенности применения
  Рассказ   Воздействует на мысль учащегося, его чувства. Дети с нарушениями интеллекта не всегда могут длительное время быть сосредоточенными на воспринимаемой информации. Непродолжителен во времени. Различают педагогические и художественные рассказы.
  Беседа Может сопровождаться демонстрацией предметов, самостоятельной работой учащихся. помогает успешно решать образовательную и коррекционно-воспитательную задачи в процессе обучения (с.60). В силу особенностей интеллектуальной сферы либо некомпетентно составленных вопросов ребенку трудно бывает уловить предмет обсуждения и дать ответ на вопрос. Причиной этому может быть также недостаточный словарный запас ребенка. Делятся на вводную, беседу-сообщение и заключитель­ную. Требования к постановке вопросов: четкость и правильность формулировок; доступность содержания; связь между задаваемыми вопросами; разнообразие их форм и формулировок; вопрос не должен содержать несколько вопросов; соответствие индивидуальным возмож­ностям учащихся.
  Демонстрация Позволяет овладеть учебным материалом с опорой на непосредственное чувственное восприятие. Заключается в наглядно-чувственном ознакомле­нии учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натураль­ном виде. Применение демонстрации, символической наглядности (чертежей, графиков, схем) в специальной школе ограничено, так как большинство учащихся этот вид наглядности не понимают. Особенность: важно предлагать учащимся различные средства наглядности в сочетаниях (натуральный объект — муляж, макет; изобразительная наглядность — карта, схема).
  Демонстрация При демонстрации наглядных объектов обычно описывают внешний вид (величину, форму, цвет, составные части, их взаи­моотношение).      
  Наблюдение процесс развернутого целенаправленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке. Ученики видят предмет в естественных условиях. Побуждает к размыш­лению, описанию, обсуждению. важно использовать словесное описание, что поможет уча­щимся определить отдельные свойства предмета. Необходимо соблюдать требования: демонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей формы, виден учащимся со всех сторон; выбирать определенное количество наглядных средств; следует демонстрировать наглядность последовательно;  
  экскурсия относится к наглядным методам. К экскурсии учащихся надо готовить. Ценность их заключается в том, что дети изучают предметы в естественных условиях. Перед проведением экскурсии необходимо выяснить, что дети знают о том предмете, явлении, которые они будут наблюдать.
  ТСО Широкий спектр: показ учебных фильмов, работа за компьютером с дисплейным отражением информации.   Не всегда есть возможность технического оснащения кабинетов. Требования: необходимо учитывать особенность умственного развития и уровень знаний учащихся; фильмы лучше показывать после изучения темы с целью за­крепления знаний учащихся; комментарии проводит учитель; можно частично познакомить учащихся с содержанием филь­ма, указав, на что обратить особое внимание.
  Упражнения (комментированные, производные, устные, письменные) метод обучения, организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний. Достоинство: обеспечивает успешное формирование умений и навыков. Различают специальные, производные и комментированные упражнения.   требует затраты времени; рекомендуется проводить в сочетании с другими методами обучения. Требования: посильность и доступность для учащихся; небольшой объем и содержание; учет особенности познавательной деятельности учащих­ся; определенная последовательность с постепенным повышением уровня трудности.
  Самостоятельные работы Особый вид деятельности уча­щихся. Способствуют повторению изученно­го материала, его закреплению.   Учащийся должен быть готовым к выполнению предстоя­щей работы [13, с.62]. Различают следующие типы самостоятельных работ: самостоя­тельные работы по образцу, репродуктивные, вариативные и твор­ческие работы.
  Использование элементов программированного обучения включение большого количества учащихся в самостоятель­ную деятельность; вариативность заданий с учетом возможностей учащихся по конкретному предмету;   ограничено речевое общение; не всегда можно сократить время самостоятельной работы; снижается коррекционное значение речи как средства разви­тия мышления.   возможность оперативного контроля со стороны учителя; развитие навыков самоконтроля, самостоятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Задания для констатирующего эксперимента

Общеречевой компонент.

Беседа:

1.Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Когда у тебя день рожденья?

4. Как зовут твоих родителей?

5. В каком городе ты живешь?

6. На какой улице ты живешь?

7. Как зовут твоих друзей?

8. Что ты любишь делать в свободное время?

9. Какое сейчас время года?

10. Какое твое любимое животное?

11. Какая сейчас дата?

12. У тебя есть братья и сестры?

Произносительный компонент

Игровые задания.

1. Послушай звуки. Подними карточку, когда услышишь согласный звук [д]:

[д], [м], [т], [д], [ж], [т], [н], [д], [к].

2. Послушай слова. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с]:

- в начале: сон, нос, санки, кокос, весы.

- в середине: сон, нос, санки, кокос, весы.

- в конце: сон, нос, санки, кокос, весы.

Данный компонент считается сформированным на высоком уровне, если ребенок самостоятельно верно справился со всеми заданиями. Если допущена 1 ошибка – средний уровень; 2 либо 3 – критический уровень.

Лексико-грамматический компонент.

Задания:

1.Назови одним словом:

стул, стол, шкаф, кровать;

абрикос, малина, груша, яблоко.

Если 1 ответ дан неверно, то это задание считается невыполненным.

2. Назови как можно больше слов, которые относятся:

- к посуде;

- к верхней одежде.

Перцептивный компонент.

Задания для диагностики:

1. Покажи, как правильно нужно держать ручку;

2. Обведи фигуру по контуру:

- повтори за учителем (печатные буквы «л», «в», «о», «щ», «з», «я»);

- собери синие квадратики в 1 коробочку, а красные – в другую (заранее подготовлены по 5 красных и синих квадратиков).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Задания для контрольного эксперимента

Инструкция: Рассмотреть картинку. Ответить на вопросы педагога и выполнить предложенные задания.

 

Общеречевой компонент:

Что ты видишь на картинке?

Как ты думаешь, что произошло?

Как ты думаешь, что говорит мама?

Что чувствуют дети?

Как ты думаешь, что отвечает девочка?

Какие игрушки ты видишь на картинке?

Опиши одежду мамы: во что она одета, какого цвета одежда.

Опиши внешний вид девочки.

Как ты думаешь, почему порвались бусы? Кто виноват?

Произносительный компонент:

1.Послушай слова. Повтори те из них, в которых есть звук «и»:

Игрушки, мама, машинка, диван, бусы, окно, мишка.

2. Назови, что ты видишь на картинках. Обведи рисунок, на котором нет слова со звуком «Т».

Лексико-грамматический компонент диагностировался посредством использования таких заданий.

1.Посмотри еще раз на картинку и ответь на вопросы. Например: окно (какое?) – окно большое.

- штора на окне (какого цвета?) - …

- бусы на полу (какого цвета?) – …..

- мальчик (где?) - ….

- машинки (где находятся?) – …

2. Составь предложения, расскажи, что делает:

Дети (что делали?)…..

Мама (что делает?) …..

Девочка (что делает?) ….

Мальчик (что делает?) ….

Перцептивный компонент определялся по итогам выполнения заданий:

1.Назови, что ты видишь на рисунке. Продолжи его.

2.Разукрась каждую бусинку цветным карандашом. Каким цветом ты разукрашиваешь каждую бусинку?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.016 с.)