Формирующий этап эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирующий этап эксперимента



 

В рамках магистерского исследования был проведен формирующий этап. Его цель заключалась во внедрении разработанной модели и апробации приемов формирования речевой готовности к обучению в школе детей с нарушениями интеллекта.

Работа проводилась в трех направлениях, каждое из которых включало несколько этапов:

1. Общее развитие речи (коррекция и формирование общеречевого компонента речевой готовности). С этой целью необходимо обучать детей наблюдать за предметами окружающего мира. Рекомендуется также использование таких приемов обучения: сравнение объектов исследования (например, одноклассников по росту, цвет осенних и весенних листьев); использование соответствующих практических действий (например, повторить за учителем предложение, провести на бумаге линию, составить словосочетание); активизация речи детей во время наблюдения (с помощью наводящих вопросов, посредством использования сюжетных картин).

2. На формирующем этапе исследования проводится работа по формированию звуковой стороны речи (коррекция и формирование произносительного компонента речевой готовности). Работа в этом направлении проводится в два этапа:

А) развитие слухового внимания. Основными приемами работы на этом этапе является игры и игровые упражнения.

Б) работа над артикуляцией. Эффективными приемами работы на этом этапе являются: упражнения на развитие речевого дыхания; артикуляционная гимнастика; развитие фонематического слуха.

3.Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи (коррекция и формирование лексико-грамматического компонента речевой готовности). Для этого используются игровые приемы, благодаря которым дети постепенно переходят от изучения конкретных предметов к их изображениям. Могут быть предложены общие темы, например, «Игрушки», «Обувь», «Времена года». Помимо ознакомления с окружающим миром и формирования социально-бытовой компетенции у умственно отсталых детей формирование речевой готовности происходит в следующих направлениях:

А) обогащается и уточняется словарный запас; в речи используются слова конкретного и обобщающего значения.

Б) формируется элементарное умение узнавать знакомые предметы, которые изображены на картинках; уточняются значения знакомых слов; развивается мышление детей.

В) активизируется речь детей. Они учатся строить простое предложение, а позже – связное высказывание по сюжетной картинке.

4. Работа по развитию зрительного восприятия на коррекционном этапе (коррекция и формирование перцептивного компонента речевой готовности) происходит посредством использования ряда заданий и упражнений, среди которых – выделение предметов из группы данных; составление кратких рассказов по сюжетным картинкам; выбор и группировка изображенных на рисунке предметов (овощи, фрукты, ягоды); конструирование по образцу (элементы букв, простейшие геометрические фигуры); применение словесных инструкций; выполнение росчерков, штриховки и т.д.

Каждое направление коррекционной работы реализовывалось посредством выполнения заданий. Например, на общее развитие речи было направлено выполнения заданий типа «Посмотри на картинку. Расскажи (повтори за учителем), что на ней изображено. Отчетливо произноси первый звук» [46].

С целью развития звукопроизносительных навыков дошкольников с нарушениями интеллектуального развития задание было сформулировано следующим образом: «Посмотри на картинку. Что на ней изображено? В какое время года появляются эти цветы?»

Не менее эффективным способом является использование дидактических игр в процессе формирования всех компонентов речевой готовности к школе детей с нарушениями интеллекта. В рамках нашего исследования мы проводили «Игру в противоположности». Для этого заранее подготавливали карточки, разрезали их и просили детей подобрать пару. Игру можно разнообразить, если сначала первую карту будет выбирать учитель, а вторую «парную» - сам ученик. Далее, когда дети ознакомятся с правилами игры, можно предложить играть им в паре.

Общее развитие речи в совокупности с развитием мелкой моторики детей с нарушениями интеллекта происходит также посредством упражнений, например «Проведи волнистую линию»

Эффективным приемом развития речевой готовности является также работа с сюжетными картинками. При этом детям предлагалось внимательно рассмотреть, что изображено на картинке и ответить на вопросы учителя:

1.Расскажи, что ты видишь на картинке.

2. Какое время года показано на картинке? Почему ты так думаешь?

3. Что делает мальчик на лестнице?

4. Что делает мальчик со скворечником?

5. Как ты думаешь, какое настроение у девочки в синем берете?

6. Что собирается делать ребенок с корабликом?

 

Напомним, что, работая с сюжетными картинками, учитель специальной школы может и не давать готовых вопросов, а предложить детям самим составить рассказ. Анализ ответов поможет определить, какие нарушения имеются в речи детей, какой из компонентов речевой готовности слабо развит.

Второе направление работы по формированию и развитию речевой готовности детей с нарушениями интеллекта – это коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.

Методически ценным в данном случае может стать использование общих языковых, речевых и предметных тем. Например «Посмотри на картинки. Назови, кто на них изображен. Как их можно назвать одним словом? Опиши понравившееся тебе животное».

После наглядного закрепления названий предметов либо действий, выполняемых этими предметами, учащимся может быть предложено задание: «Послушай слова. Найди среди них лишнее. Почему ты так думаешь?».

Третье направление – работа над звуковой стороной в аспекте формирования речевой готовности предполагало использование двух видов заданий.

А) развитие слухового внимания (игры и игровые упражнения). Формирование слухового внимания происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. С этой целью применялись задания типа «Послушай слова. Хлопни в ладоши, когда услышишь в них звук «д»: дом, конфета, лето, садовник, дым, кот».

Б) работа над артикуляцией:

С этой целью проводилась артикуляционная гимнастика, которая является основой формирования речевых навыков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. На формирующем этапе проводились упражнения для губ «Улыбка» (удерживание губ в улыбке. Зубы не видны), «Хоботок» (вытягивание губ вперед длинной трубочкой) и пр. (Приложение В)

Работа по развитию зрительного восприятия на коррекционном этапе предусматривает проведение заданий, требующих активной работы зрительного анализатора. На формирующем этапе эксперимента мы провели упражнения и задания на заканчивание рисунка, штриховку, разукрашивание, обведение по контуру.

Таким образом, формирование всех компонентов речевой готовности к обучению в школе детей с нарушениями интеллекта имеет свою специфику. Она заключается в том, что необходимо реализовывать 4 основных направления, описанные выше. В рамках констатирующего этапа педагогического эксперимента мы представили упражнения и задания, которые способствовали реализации разработанной модели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.139.122 (0.019 с.)