Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования активации правого и левого полушарий

Поиск

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРОГОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ПОЛЯХ ЗРЕНИЯ (ЕГОРОВ)

Последовательными образами (ПО) называют мимолетные, быстро исчезающие ощущения, отражающие предъявленный стимул, но возни­кающие после окончания его действия. Л. Я. Балоновым (1970) было проведено исследование влияния различных препаратов, повышающих или понижающих ретикулярный тонус, на возникновение зрительных ПО. Оказалось, что препараты, снижающие неспецифическую актива­цию, подавляют возникновение ПО. Препараты, усиливающие актив­ность ретикулярных структур, наоборот, облегчают их возникновение. На основании этого автор пришел к выводу, что ПО являются мерилом неспецифической активации центральных, в частности кортикальных, отделов анализаторов. Нами были исследованы «однополушарные» после­довательные образы (Егоров, 1986). Они возникают после предъявления стимула в правое или левое поле зрения с экспозицией до 150 мс.

Измеряются пороги возникновения однополушарных ПО. За порог возникновения ПО принимается минимальное время действия стимула, достаточное для возникновения его ПО. Измерение порогов однополу­шарных ПО проводится в затемненной комнате с помощью тахистоскопа ТЗО—4. Белый экран размером 17 х 11 см, на который тахистоскопически предъявляется объект, находится на расстоянии 25 см от испытуемого. Для данной методики можно использовать любой тахистоскоп с мини­мальной экспозицией 0,1 мс.

Испытуемый фиксирует взгляд на точке, обозначенной в центре экрана. После ко-манды «Внимание!» на экране появляется вертикальная черная линия шириной 0,2 и высо-той 8 см на расст.7 см справа (правое поле зрения) от точки фиксации с экспозицией от 0,1 до 150 мс. После экспозиции черной линии на экране возникает ее ПО в виде белой линии на месте исчезнувшей черной. За порог возникновения ПО при­нимается та минимальная экспозиция, когда испытуемый мог уверенно сказать, что он видел ПО. Исследование пов-торяется при предъявлении линии в левом поле зрения.У здоровых испытуемых вели-чина порогов возникновения ПО в поле зрения симметрична и находится в пределах 0,5-10 мс.

При активации одного полушария пороги ПО становятся ниже в ипсилатеральном этому полушарию поле зрения.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСТСТИМУЛЯЦИОННОЙ СЛУХОВОЙ АДАПТАЦИИ НА ПРАВОМ И ЛЕВОМ УХЕ (БАЛОНОВ, ДЕГЛИН)

Постстимуляционной слуховой адаптацией (ПССА) называют пре­ходящее повыше-ние порогов слышимости, наступающее после звуковой нагрузки. Существенный вклад в понимание центральных механизмов ПССА был сделан Л. Я. Балоновым с сотр. (Балонов и др., 1975; Балонов, Деглин, 1976). Проведенный ими фармакологический анализ показал, что препараты, избирательно подавляющие активность ретикулярных струк­тур ствола мозга и заднего гипоталамуса, резко снижают адаптационную способность — потеря слу-ха и ее длительность после нагрузки умень­шаются. Препараты, усиливающие активность ретикулярных структур, наоборот, повышают адаптационную способность. После билате-раль­ных электросудорожных припадков, вызывающих глубокое угнетение стволовых структур, наблюдается двустороннее исчезновение адаптации при измерении на правом и левом ухе. После УЭП наблюдается одно­стороннее, только на ухе, ипсилатеральном угне-тенному полушарию, снижение адаптации. На интактной стороне ПССА остается

 

 

практически без изменений. Эти исследования позволили авторам сделать вывод, что усиление величины и длительности потери слуха на одной стороне свидетельствует о повышении активации ипсилатерального полушария, одностороннее ослабление адаптационной способности — о снижении активации ипсилатерального полушария.

Измерение ПССА проводится с помощью аудиофона МА-30 (или любого другого). Сначала определяется порог обнаружения тона 1000 Гц на обоих ушах. Затем в течение 1,5 минут на одно ухо дается звуковая нагрузка в виде того же тона 90 дБ над порогом. Далее определяется порог обнаружения тона 1.000 Гц сразу после окончания слуховой на­грузки и через каждые 15 секунд до момента восстановления исходных порогов. Рассчитывают величину потери слуха в дБ после звуковой нагрузки (разница между порогом обнаружения тона после звуковой нагрузки и до звуковой нагрузки) и длительность потери слуха в секундах (время, когда восстанавливаются исходные пороги слуха). Исследование повторяют на другом ухе.

При активации одного полушария порог ПССА становится выше на ухе, ипсилатеральном этому полушарию.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВКЛАДА ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЙ В ВОСПРИЯТИЕ И ОТОБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА

ГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБА (НЕРАВНОМЕРНЫЙ РАСТР) (НИКОААЕНКО)

Графическая проба, предложенная Н. Н. Николаенко (1989), на­правлена на оценку роли правого и левого полушарий в восприятии зрительного поля. Графическая проба зак-лючается в рисовании на не­равномерном растре, состоящем из 32 точек, нанесенных на стандартный лист бумаги А4 (Рис. 1). Точки были получены из пересечения ряда геомет-рических фигур (овала, круга, квадрата, вытянутых прямоугольни­ков), размеченных симмет-рично по горизонтали, вертикали и диагонали плоскости листа. Испытуемым предлагается соединить любые точки так, чтобы получилась какая-либо одна или несколько геометрических фигур. Анализируются следующие характеристики:

1) начальная точка рисунка;

2) частота использования каждой точки растра (при этом каждую точку учитывают только один раз независимо от того, в каком количестве соединений' она участвовала);

3) частота соединения точек.

Измерения проводят по отношению к количеству растров, полу­ченных в каждом из исследованных состояний.

Для анализа результатов графической пробы уместно использовать понятие актуальности пространства. Наиболее актуальной считалась та область растра, в которой начинался рисунок и в которой чаще использо­вались точки для изображения фигур. При сохранной активации правого полушария наиболее актуальна левая часть и центр пространства, а при сохранной активации левого – правая его часть.

ОЦЕНКА МОДУСА ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОСТРОЕНИЙ В РИСУНКАХ (ДЕГАИН, НИКОААЕНКО, ИВАШИНА)

В. Л. Деглиным с сотр. (1986) были описаны два способа изобра­жений, выполнен-ных в условиях угнетения одного из полушарий после УЭП. Первый (левополушарный) модус пространственных построений появляется при угнетении правого полушария. Он несет в себе чер­ты схематичности, утраты чувственной достоверности и образности. Пере-даются не видимые, а объективные пространственные свойства предмета. Для передачи этих свойств используются условные приемы, применяющиеся в практике технического черчения. К ним относятся: ортогональные проекции (проецирование предмета на плос-кость ли­ниями, перпендикулярными к плоскости проекций, в результате чего

 

изображается только одна сторона предмета), развертки (совмещения в одном изображе-нии ортогональных проекций разных сторон предмета, что приводит к «разворачиванию» его на плоскости), сечения (изобра­жения предметов в разрезе, что дает представление о его внутреннем устройстве) и т. д. Образ предмета подменяется «рисунком-знанием», «рисунком-понятием» об этом предмете. Иногда эта подмена достигает такого уровня, что вместо рисунка появляется слово, обозначающее изображаемый предмет. Наряду с этим отмечается тенденция отдалить отображаемое пространство от наблюдателя за счет уменьшения разме­ров, перспективных сокращений.

Совершенно по-другому выглядят рисунки после угнетения левого полушария (пра-вополушарный модус). В изображениях присутствует ма­териальность, чувственная досто-верность, «воссоздается целостный образ конкретного предмета с убедительной передачей его реальных деталей» (Деглин и др., 1986. С. 69). В «правополушарных» пространствен-ных построениях отсутствуют схематизация, чертежные приемы, никогда не встречаются замены изображения словом. Характерно преобладание «рисунков-образов», а не «рисун-ков-понятий». Кроме того, наблюдается тенденция приблизить пространство к наблюда-телю за счет увеличения размеров. Иногда бывает выражен эффект обратной перспективы, когда длина дальних сторон предмета оказывается больше ближних.

Испытуемым предлагается на стандартном листе бумаги А4 нарисо­вать по представ-лению следующие сюжеты: «дом», «цветок», «человек», «стол». Рисунки оцениваются экспертами на наличие лево- или право-полушарного модуса изображения пространст-венных построений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.011 с.)