Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведения: определение понятий,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КЛАССИФИКАЦИЯ Девиантное поведение (от лат Deviatio — отклонение, расстройство) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социа/гьной дезадаптацией. Социальная норма выражает исторически сложившиеся в конкретном обществе пределы, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности индивидуумов, социальных групп и социальных организаций. Как отмечает известный отечественный социолог Я. И. Гилинский (2004), в отличие от естественных норм протекания физических, химических и биологических процессов, социальные нормы складываются как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании и поступках людей закономерностей функционирования общества. Поэтому социальная норма может либо соответствовать законам общественного развития (тогда она будет «естественной»), либо отражать их неполно, неадекватно, являясь продуктом искаженного (идеологизированного, политизированного, мифологизированного, религиозного) отражения объективных закономерностей. И тогда оказывается аномальной сама «норма», «нормальны» же (адаптивны) отклонения от нее. Основными критериями, позволяющими говорить о расстройствах поведения, являются, по мнению Е. В. Змановской (2001, 2003), следующие: 1. Расстройство поведения — это поведение, отклоняющееся от наиболее важных в данном обществе в данное время социальных норм. Иначе говоря, это любые действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. 2. Расстройство поведения и личность, его проявляющая, вызывают неодобрение (негативную оценку и осуждение) со стороны других людей. Неодобрение, прежде всего, выполняет функцию социальной санкции — наказания нежелательного явления. С другой стороны, осуждение зачастую приводит к таким негативным последствиям, как стигматизация личности— навешивание на нее социальных ярлыков, препятствующих позитивным переменам и усиливающим опасную изоляцию. Например, хорошо известны трудности социальной реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь. Попытки «начать жизнь заново» могут столкнуться с непрео-долимым препятствием в виде предвзятого мнения и отвержения со стороны общества. Таким образом, ярлык девианта — «наркоман, преступник, самоубийца» — вполне может способствовать рецидивам и сохранению девиантного поведения. 3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация сущест-вующего порядка, причинение морального и материального ущерба другим людям, физии-ческое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например, суи-цидальное поведение, насильственные преступления, употребление сильнодействующих
наркотических средств. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим
наркотических средств. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или другими людьми. 4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Данная особенность имеет исключения, например, даже однократная суицидальная попытка представляет достаточно серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности. 5. Расстройство поведения как бы согласуется с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации, как, например, в случае постгравмати-ческого синдрома, или следствием самообороны при наличии реальной угрозы для жизни. 6. Расстройство поведения не должно всецело отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вмешательства и изучается психиатрией, как, например, девиантное поведение психически больных. В то же время при определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание — алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место в континууме психопатологических проявлений «здоровье — предболезнь — болезнь». 7. Расстройство поведения сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. В свою очередь, состояние социально-психологической дезадаптации может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности. 8. Расстройство поведения имеет выраженное индивидуальное своеобразие. Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей. Индивидуальные различия затрагивают мотивы поведения, отношение к нему самой личности, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Степень выраженности является одной из наиболее важных характеристик отклоняющегося поведения. Она может варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности. КЛАССИФИКАЦИИ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ Выделяют три основных подхода к проблеме классификации расстройств поведения: социально-правовой, медицинский и психологический (Змановская, 2001). СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ Современная социология определяет девиантное поведение как социальные девиации и рассматривает их как социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям. Изучением социальных девиаций и реакцией общества на них занимается девиантология, направление социальных наук (Гилинский, 2004). В социологии различают три основных подхода в определении девиантности: девиантность как поведение, нарушающее нормы; девиантность как «реагирующая конструкция» (реакция общества и государства на те или иные поведенческие формы «конструирует» вид очередного «козла отпущения» — мафия, наркомания, ВИЧ-
инфицированные, гомосексуализм их д.); девиантность как нарушение прав человека (Епcyclopedia.., 2001). Социология рассматривает расстройства поведения как социальные явления, которые можно классифицировать по следующим признакам: • индивидуальные/массовые (в зависимости от «социального» • по значимости последствий; • в зависимости от субъекта нарушений: расстройства поведения отдельных лиц, неформальных групп (например, криминальные подростковые группировки), условных социальных групп (например, злоупотребление психоактивными веществами среди несовершеннолетних) и т. д.; • в зависимости от объекта нарушений: экономические, бытовые, имущественные нарушения, преступления против личности и другие; • по временному критерию: единовременные и длительные; • по критерию последствий: непосредственно вызывающие вредные последствия и создающие потенциальную опасность; • совершаемые путем действия и бездействия и т. д. По типу нарушаемой социальной нормы различают следующие виды социальных отклонений: • правонарушения (преступность); • пьянство (алкоголизм); • злоупотребление наркотиками и другими психоактивными веществами; • самоубийство; • бродяжничество; • аморальное поведение; • проституция; • хулиганство; • приверженность к деструктивным культам и т. д. (Гилинский, Афанасьев, 1993). В своей последней монографии «Девиантология» (2004) Я. И. Гилинский дает новую, изменившуюся в соответствии с реалиями сегодняшнего дня типологию девиаций: • преступность; • терроризм; • коррупция; • наркотизм; • пьянство и алкоголизм; • самоубийства; • отклонения в сфере сексуального поведения. Иные виды девиантности: • правонарушения; • нарушение иных, кроме правовых, социальных норм (нарушение правил вежливости, ложь, чудачество, обжорство, граффити, стал-керство — преследование кого-либо, страсть к азартным играм); • отклонения в здоровье и психике; • позитивные девиации (например, творчество как порождение нового). С точки зрения правоведов, под «отклоняющимся поведением» понимаются все действия, противоречащие принятым в настоящее время правовым нормам и запрещенные под угрозой наказания. Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является
мера их общественной опасности. Правонарушение — это несоблюдение правил поведе-ния, установленных законом и другими нормативными актами. Оно может заключаться в совершении запрещенного действия или, наоборот, в невыполнении предписанной зако-ном обязанности. Другими словами, правонарушение — любое неисполнение не только нравственных, но и правовых норм, требований закона о должном поведении. По характеру и степени общественной опасности деяния делятся на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки (цит. по: Егоров, Игумнов, 2005). Проступки — главным образом малозначительные правонарушения, которые не представляют большой общественной опасности. Как правило, это нарушения установ-ленных обществом требований и правил поведения, закрепленных в различных правовых актах (кроме Уголовного кодекса) и влекущих за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия. Преступление, в отличие от проступка, — уже опасное для общества действие (или бездействие), а потому в качестве меры наказания законодательством предусматривается уголовная ответственность. По закону уголовную ответственность несут граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Однако за особо опасные преступления (убийство, нанесение тяжелых телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, злостное хулиганство, умышленное повреждение общественного или личного имущества, хищение наркотических средств и пр.) несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с 14 лет. Правонарушение считается антиобщественным, в том числе и противоправным действием только в том случае, если человек, совершивший его, обладает всеми качествами социальной личности, вполне определенным состоянием психического здоровья, то есть полностью отдает отчет в своих действиях и руководит ими. Поступки невменяемых, даже если они социально опасны, нельзя расценивать как антиобщественное поведение (Кондратенко, Игумнов, 2004). Преступления, в зависимости от степени общественной опасности, в свою очередь, подразделяются на следующие категории: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. По характеру действий преступления делятся также на преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти, преступления против военной службы, преступления против мира и безопасности человечества. Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы являются классификациями различных форм отклоняющегося поведения с правовой точки зрения. Время рождает все новые формы правовых отклонений, например рэкет, организованную преступность, финансовые пирамиды, хакерство, что вызывает необходимость внесения постоянных изменений в законодательство. Понятие «отклоняющееся поведение» зачастую отождествляется с понятием «дез-адаптация». В свете основных педагогических задач воспитания и обучения учащихся отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социа-льной дезадаптации личности в целом. Дезадаптация — это состояние сниженной способ-ности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных
условиях. Условно можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптациию
условиях. Условно можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются сниженная обучаемость, хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье), конфликты с законом, изоляция. В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться: • негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция); • неадекватные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности; • хронический эмоциональный дискомфорт; • неэффективность саморегуляции; • конфликтность и неразвитость коммуникативных умений; • когнитивные искажения реальности. В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения. Опыт сотрудничества с педагогами позволяет говорить о следующих наиболее распространенных поведенческих отклонениях, сочетающихся со школьной дезадаптацией: дисциплинарные нарушения, прогулы; гиперактивное, агрессивное или оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь. Признаками более масштабной социальной дезадаптации в школьном возрасте мо-гут выступать регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. В последнее время наблюдается появление относительно новых форм отклоняющегося поведения школьников, связанных с зависимостью от латиноамерикан-ских сериалов, компьютерных игр или религиозных сект.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.191 (0.013 с.) |