Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медицинский подход к классификацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ Многие виды отклоняющегося поведения могут «перемещаться» в рамках конти-нуума «норма-патология» в область болезненных проявлений и становиться предметом изучения клинической медицины. Так, например, эпизодическое употребление наркотиков в медицинских целях может приобрести форму злоупотребления (психологической зави-симости) и развиться в болезненное пристрастие с признаками физической зависимости (наркоманию). Медицинские классификации поведенческих расстройств основаны на психопатоло-гическом и возрастном критериях. В соответствии с ними в рамках клинического подхода выделяются различные поведенческие нарушения индивида, соответствующие медицин-ским диагностическим критериям, то есть достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней десятого пересмотра (1994) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» упоминает следующие поведенческие расстройства: • F10—19 — психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголя, опиоидов, кан-набиноидов, седативных и снотворных веществ, кокаина, стимуляторов, включая кофеин, галлюциногенов, табака, летучих
растворителей, сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ); • F 50—59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи, расстройства сна неорганической природы, половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием, психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом: злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например стероидами, витаминами); • F 63 — расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм, патологические поджоги — пиромания, патологическое воровство — клептомания, выдергивание волос — трихотиломания, другие расстройства привычек и влечений); • F 65 — расстройства сексуального предпочтения (фетишизм, фетишистский трансвестизм, эксгибиционизм, вуайеризм, педофилия, садомазохизм, множественные расстройства сексуального предпочтения). Указанные разделы содержат перечень конкретных диагностических критериев и признаков, в соответствии с которыми данное поведение можно отнести к болезненному расстройству. В той же классификации дополнительно приводятся виды поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста, основными из которых являются: • F 91 — собственно «расстройства поведения» [conduct disorder]; • F 92 — смешанные расстройства поведения и эмоций. По определению МКБ—10, расстройством поведения называется повторяющееся и стойкое диссоциальное, агрессивное или вызывающее поведение. Такое поведение должно в значительной степени нарушать возрастные социально ожидаемые нормы, поэтому его проявления должны быть более тяжелыми, чем обычное детское непослушание или подростковое бунтарство; кроме того, этот поведенческий паттерн должен быть стойким (длительность 6 месяцев и более). Признаки расстройства поведения могут быть симптомами других психических заболеваний. Примеры поведения, при котором ставится этот диагноз, включают в себя повышенную склонность к дракам и хулиганству, жестокость по отношению к другим людям или животным, разрушение собственности, склонность к поджогам, воровству, лживость, прогулы школьных занятий, побеги из дома, аномально частые и тяжелые вспышки гнева, непослушание. Пятый раздел МКБ—10 (рубрика F) характеризует три основных вида расстройств поведения у подростков. К ним относятся: • Расстройство поведения, ограничивающееся семейным окружением (F91.0) [сопduсt disordег confined to the family context]. Это расстройство поведения, характери-зующееся диссоциальным или агрессивным (но не просто упрямым, вызывающим, разру-шительным) поведением, которое проявляется исключительно или почти исключительно дома и во взаимодействиях с членами семьи или домочадцами. • Несоциализированное расстройство поведения (F 91.1) [сопduct disorder, unsocialized] — сочетание стойкого диссоциального или агрессивного поведения с выраженными общими нарушениями во взаимоотношениях подростка с другими детьми/подростками.
• Социализированное расстройство поведения (F 91.2) [сопdukt ] (синоним: групповая делинквентность) — стойкое диссоциальное или агрессивное поведение, которое наблюдается у лиц, в целом достаточно интегрированных в группах сверстников. Смешанное расстройство поведения и эмоций (F 92) [сопdukt and emotions disorder, mixed] представляет собой сочетание стойкого агрессивного, диссоциального (приводящего к грубому попранию социальных норм) или вызывающего поведения с явными и выраженными симптомами депрессии, тревоги или других эмоциональных нарушений (Лексиконы психиатрии ВОЗ, 2001). На практике используются и более частные классификации. В. Д. Менделевич (2001) считает, что тип девиантного поведения зависит от разновидности взаимодействия человека с окружающей действительностью (реальностью), и исходя из этого выделяет отдельно типы и формы девиантного поведения. Типы девиантного поведения: 1) деликвентное (асоциальное и антисоциальное); 2) аддиктивный; 3) патохарактерологический (в основе - патологические изменения характера – психопатии); 4) психопатологический (психопатологические симптомы и синдромы; вариантом является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение); и синдромы; вариантом является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение); 5) девиации, обусловленные гиперспособностями человека. Формы девиантного поведения: • агрессия; • суицидальное поведение; • злоупотребление ПАВ; • нарушения пищевого поведения (переедание, голодание); • аномалии сексуального поведения; • сверхценные психологические увлечения (нехимические аддикции); • сверхценные психопатологические увлечения (философская интоксикация, сутяжничество и кверулянство, клептомания, дромомания и др.); • характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); • коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология, ревность, фобическое и нарциссическое поведение, нигилизм и др.); • безнравственное и аморальное поведение; • неэстетическое поведение, или девиации стиля поведения. Каждая из форм может быть обусловлена любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или иной формы служит несколько разновидностей девиантного поведения одновременно (Менделевич, 2001). Д. Н. Оудсхорн (1993) предлагает делить поведенческие расстройства в детском возрасте на гиперактивность и антисоциальное агрессивное (или оппозиционное) поведение. Классификация Р. Дженкинс включает 7 видов нарушений поведения в детском и подростковом возрасте: гиперкинетическую реакцию, реакцию ухода, реакцию
аутистического типа, реакцию тревоги, реакцию бегства, «несоциализированную агрессивность», групповые правонарушения. Девиантное поведение подростков достаточно освещено и в отечественной медицинской литературе. Оно, как правило, включает такие формы, как: • агрессивное и тесно связанное с ним делинквентное (противоправное) поведение; • употребление алкоголя и наркотических веществ (аддиктивное поведение); • суицидальное поведение; • девиации сексуального поведения (Кондрашенко, 1988; Личко, 1985, 1999; Егоров, Игумнов, 2005). При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты нарушенного поведения подростков, отечественные исследователи подчеркивают ведущую роль его социально-психологических детерминант.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ Психологический подход основан на выделении психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения, проявляющихся в следующих характеристиках: • вид нарушаемой нормы; • психологические цели поведения и его мотивация; • результаты данного поведения и причиняемый им ущерб; • индивидуально-стилевые характеристики поведения (Змановская, 2001). Российские исследователи Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) делят все расстройства поведения на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение, по мнению авторов концепции, может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стерео-типов поведения. Подобная форма предполагает активность хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть Дея-тельность первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Следует заметить, что данные виды поведения не соответствуют вышеуказанным критериям «девиантности» и не могут быть признаны отклоняющимся поведением в подлинном смысле этого понятия (Коро-ленко, Донских, 1990). Деструктивное поведение классифицируется в зависимости от его целей. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), и, соответственно, внешнедеструктивное поведение. Во втором — внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию непосредственно личностной организации, ее регресс, и, соответственно, внутридеструк-тивное поведение. Отклоняющееся поведение рассматривается как деструктивное по своей сути, то есть причиняющее вред человеку и обществу, разрушающее их. В структуре внешнедеструктивного поведения Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют аддиктивное и антисоциальное поведение. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.
Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения. В группе внутридеструктивного поведения авторы выделяют суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутистическое поведение. Суицидальное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства — «осознанного лишения себя жизни». Конформистское поведение лишено индивидуальности, его носитель ориентирован исключительно на внешние авторитеты. Нарциссический тип поведения управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое поведение отличается слепой приверженностью к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое — проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий. Все перечисленные формы деструктивного поведения отвеч Аутическое – проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погружённости в мир собственных фантазий. Все выше перечисленные формы деструктивного поведения отвечают основным критериям девиантности, поскольку они сопровождаются ухудшением качества жизни, снижением критичности к своему поведению, когнитивными искажениями (восприятия и понимания происходящего), снижением самооценки и эмоциональными нарушениями. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции. Классификация расстройств поведения, предложенная В. Т. Конд-рашенко (1988) и модифицированная Е. В. Змановской (2001), основана на следующих базисных критериях: • вид нарушаемой нормы; • негативные последствия отклоняющегося поведения. Основные группы расстройств поведения, соответствующие перечисленным критериям: 1)антисоциальное (делинквентное) поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (любые действия или бездействия, запрещенные действующим законодательством); 2) асоциальное поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений (агрессивное поведение, сексуальные аддикции, проституция, бродяжничество (вагабондаж) и т. п.) Зачастую отклонения в сексуальном поведении, ввиду их многообразия, выделяют в отдельную категорию расстройств поведения (Кондрашенко, Игумнов, 2004); 3) саморазрушительное (аутодеструктивное) поведение, непосредственно угро-жающее целостности и развитию самой личности (суицидальное поведение, злоупотреб-ление психоактивными веществами, пищевые аддикции и т. п.). Таким образом, сравнительный анализ показывает сходство клинической и психоло-гической типологии расстройств поведения, что, вероятно, отражает единство их психо-биологических патогенетических механизмов. Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам в достаточной мере условны, хотя и оправданны в целях научного
анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.
Глава 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.207.196 (0.013 с.) |