Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология агрессивного поведенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По мнению А. Вазз (1976), агрессивные действия можно описать с помощью трех шкал: физическая — вербальная; активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинации дают восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Категории агрессии по А. Вазе (1976)
С точки зрения деструктивной направленности можно рассмотреть три типа нарушений поведения. Одиночный агрессивный тип нарушения поведения. Кроме указанных выше общих диагностических критериев поведенческих нарушений у подростков описываемого типа имеет место также доминирование агрессивного поведения в физическом или вербальном плане. Преимущественно оно направлено против взрослых и родственников. Такие подро-стки склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму. Подростки с этим типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое антисо-циальное поведение. Часто они рано вовлекаются в сексуальные отношения, употребляют табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганства, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие. У многих из этих подростков нарушаются социальные связи, что проявляется в невозможности установить нормальные контакты со сверстниками. Такие подростки могут держаться изолированно от ровесников. Некоторые из них дружат с гораздо более старшими или, наоборот, более младшими, чем они, или же имеют поверхностные отношения с другими антисоциальными молодыми людьми. Для большинства подростков, отнесенных к одиночному агрессивному типу, свойст-венна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ жесткости. Характерно, что
они никогда не заступаются за других, даже если это им выгодно. Их эгоцентризм прояв-ляется в готовности манипулировать другими в свою пользу без малейшей попытки до-биться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Редко испытывают чувство вины или угрызения совести за свое бездушное пове-дение и стараются обвинить других. Эти подростки часто испытывают сильную фрустра-цию, имеют гипертрофированную потребность в зависимости, совершенно не подчиня-ются дисциплине. Их недостаточная социабельность проявляется не только в чрезмерной агрессивности почти во всех социальных аспектах, но и в недостаточности сексуального торможения. Таких подростков часто наказывают. К сожалению, подобные наказания почти всегда усиливают выражение ярости и фрустрации, носящие дезадаптивный характер, вместо того чтобы способствовать решению проблемы. Основной отличительной особенностью данного вида агрессивного поведения является одиночный, а не групповой характер деятельности. Групповой агрессивный тип нарушения поведения. Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся в основном в виде групповой активности в компании сверстников обычно вне дома. Оно включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, а также довольно незначительные правонарушения и антисоциальные поступки являются скорее правилом, чем исключением. Важной и постоянной динамической характеристикой такого поведения являются значительное влияние группы сверстников на поступки подростков и их чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы. Поэтому подростки с такими нарушениями обычно дружат со сверстниками. Они часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы и не склонны обвинять их или доносить на них. Нарушения поведения в виде непокорности и непослушания. Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей. Эти действия, встречающиеся при других формах расстройств поведения, не предполагают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми. Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения являются: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность и мстительность. Подростки с указанными признаками поведения часто спорят со взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, бранятся, сердятся, возмущаются. Они часто не выполняют просьб и требований, чем провоцируют конфликт с окружающими. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях. Это почти всегда проявляется дома и в школе при взаимодействии с родителями или взрослыми, а также со сверстниками, которых подросток хорошо знает. Нарушения в виде непослушания и непокорности всегда препятствуют нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешному обучению в школе. У таких подростков часто нет друзей, они недовольны тем, как складываются человеческие отношения. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе или совсем не успевают, поскольку не хотят ни в чем участвовать. Помимо того, они сопротивляются требованиям и хотят решать свои задачи без посторонней помощи. С точки зрения социальной направленности различают социализированное и несоциализированное агрессивное поведение. . К первой группе относятся подростки, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения. Ко второй группе относятся подростки с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией подростка на напряженную стрессовую ситуацию или психи-ческую травму либо представляет собой следствие неудачного разрешения каких-то лич-ных проблем или трудностей. Схожую классификацию нарушений поведения предлагает В. Т. Кондрашенко (1988), определяя их как отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступ-ков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека, проявляющихся как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, сужде-ниях (вербальное нарушение поведения). Рассматривая нарушения поведения как откло-нения в поведении здорового человека, он выделяет девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях. Таким образом, агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на разного рода раздражители. Аг-рессивность условно можно разделить на категории. Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляю-щихся в фантазиях. По направленности на объект выделяют внешнюю (гетероагрессию, экстрапуни-тивную) и внутреннюю (аутоагрессию, интрапунитивную) агрессию (Бэрон, Ричардсон, 2000). Гетероагрессия характеризуется открытым проявлением агрессии в адрес конкрет-ных лиц (прямая агрессия) либо «смещением» ее на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия). Например, подросток набрасывается с кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над жи-вотными, портит вещи обидчика и пр. Аутоагрессия характеризуется выражением обвинений или требований, адресован-ных самому себе. Подросток мучается «угрызениями совести», занимается самонаказани-ем, а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и т. д.). По способу выражения существуют произвольная и непроизвольная агрессия (Фур-манов, 2004). Произвольная агрессия возникает из желания, намерения воспрепятствовать, навре-дить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Например, под-росток, который не хочет, чтобы родители заходили в его комнату, высказывает им свое недовольство в довольно грубой форме. Сюда же относится и вынашивание планов мести за нанесенную обиду, выжидание удобного момента для нанесения «ответного удара». Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекра-щающийся взрыв гнева или ярости, когда действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта. Наиболее иллюстративным в данном случае может быть психомоторное возбуждение, когда подросток бросает в обидчика все, что подвернется под руку, всех оскорбляет. По конечной цели выделяют инструментальную (конструктивную) и враждебную (деструктивную) агрессию. Об инструментальной агрессии говорят в тех случаях, когда действия имеют пози-тивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия
используется при этом лишь в качестве средства (здесь рассматривают индивидуальную инструментальную -своекорыстную и бескорыстную, а также социально мотивированную инструментальную — асоциальную и просоциальную — агрессию). В случаях враждебной (деструктивной) агрессии в действиях прослеживается стре-мление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку. Большинство преступлений против жизни, чести, достоинства, прав и имущества других людей можно отнести к этой категории агрессии. По форме выражения различают: • физическую агрессию — предпочтительное использование физической силы против другого лица (драка, толчки, подножки и пр.); • вербальную агрессию — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание (оскорбления, ругань, сплетни, распускание слухов) словесных ответов; • косвенную агрессию— действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком (например, когда несправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика), или ни на кого не направленные (бросание предметов на пол, удары кулаком по столу, топанье ногами); • негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления (часто упрямство, «бойкот») до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (забастовки, митинги и другие проявления «гражданского неповиновения»). 8. РезЬЬасп (1970) ввел в свою классификацию агрессии важную переменную, связанную с мотивированием поведения. На основании этого критерия он выделил три типа агрессивного поведения: 1) враждебная агрессия имеет своей целью причинить другому субъекту неприятные или психологические ощущения; 2) инструментальная агрессия — целью такого поведения является не само причинение вреда другому субъекту, а решение определенной проблемы; 3) экспрессивная агрессия является формой самовыражения и самоутверждения с помощью применения насилия. Агрессивное поведение, направленное против окружающих, часто приводит «агрессора» к столкновению с законом и характеризуется, с юридической точки зрения, как правонарушение (антисоциальное поведение).
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.80 (0.014 с.) |