Списки слов-стимулов, предлагавшиеся в исследовании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Списки слов-стимулов, предлагавшиеся в исследовании



Первый список Второй СПИСОК Третий список Четвертый список
марка смех земля слеза
Глина любовь дело воздух форма бабник Нежность город болезнь Волос тоска место
вина длина зерно беда альбом нижа капля дружба
дурак журнал балкон ветка время голос мама асфальт Смерть блюдце вражда книга Метод плевок дата успех
радость запрет буква праздник вода обман Рука малыш берег замок добро предмет
отдых лента счастье картон

Анализ полученных ассоциатов включает оценку особенностей ответов на конкретные и абстрактные, а также на эмоциональные и нейтральные стимулы. Методика позволяет выделить парадигматические (формируются словами, принадлежащими к одной части речи на основе отождествления или оппозиции) и синтагматические (формируются на основе конкретизации или оценки какого-либо слова-стимула, вместе с которым образуют устойчивые словосочетания) ассоциации. Парадиг­матические ассоциации характерны для правого полушария, а синтагма­тические — для левого (Николаенко и др., 1998).

ИССЛЕДОВАНИЕ АССОЦИАТИВНОГО ЦЕПНОГО РЯДА (МОДИФИКАЦИЯ АГИБААОВА, ЕГОРОВА, НИКОААЕНКО)

Метод исследования ассоциативного цепного ряда (АЦР) состоит з наговаривании (написании) испытуемым 50-100 любых слов, причем лредлагается «долго не думать, а говорить все, что приходит в голову». Применяется либо устная форма порождения АЦР с фиксацией рядов на магнитную ленту, либо письменная, когда испытуемый их записы-вает. Объединение полученных в результате тестирования вербальных реакций однород-ной группы испытуемых позволяет сформировать частотные модели лексиконов.

Анализ полученных лексиконов осуществляется по нескольким на­правлениям. Во-первых, анализируется удельный вес отдельных частей речи и служебных слов в лексико-не групп испытуемых. Специально оце­нивается соотношение отдельных слов и словосоче-таний, предложений. Среди существительных анализируется доля конкретных, веществен-ных, абстрактных, собирательных. Отдельно считается доля существительных, обозначаю-щих предметы обстановки. Обращается внимание на появление языковых трансформаций, неологизмов и речевых штампов. Во-вторых, все слова из лексикона группируются по тематическим группам, таким как работа, дом, семья, болезнь, человек, чувства, медицина, животный и растительный мир и т. д. В-третьих, составляются частотные словники для каждого из состояний.

Лексикон правого полушария в значительной степени отражает чувственную образ-ную картину мира. Чаще используются слова, обоз­начающие конкретную обстановку, реальное физическое пространство, в котором в данный момент находится испытуемый

 

(«Я здесь и теперь»). Из частей речи преобладают существительные, причем конкретные су-шественно преобладают над абстрактными. Обращает на себя внимание незначитель-ное число глаголов, прилагательных, практичеси полное отсутствие служебных частей речи, речевых штампов и неологизмов. Тематический выбор также замкнут на окружаю-щей обстановке: дом, одежда, письменные принадлежности, инструменты и т. д. Напро-тив, лексикон левого полушария дает представление о концептуальной модели мира. В лексиконах испытуемых достоверно больше глаголов, служебных частей речи, речевых штампов, имен собственных. Среди существитель­ных абстрактные преобладают над конкретными. В лексиконе находит отражение дальнее пространство, пространство потен-циальной вероят­ностной деятельности («Я в сфере идей и представлений»). Тематический выбор также оказывается с этим связан: наука, медицина, движение, имена собственные, обозначающие литературных и исторических пер-. знажей (Егоров и др., 1999).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИФР (ТЕСТ ДЕГАИНА—НИКОЛАЕНКО)

Испытуемому предлагается разложить на две группы четыре карточки с арабскими и римскими цифрами 1 и 2 (Табл. 3). При левополушарном способе решения задачи в одну группу попадают равные цифры (1 и I; 2 и II), при правополушарном способе классификация проводится с опорой на внешнее сходство: в одну группу попадают римские цифры, а в другую — арабские.

Таблица 3

 

  I
  II

КЛАССИФИКАЦИЯ СКОНСТРУИРОВАННЫХ БУКВ (МОДИФИКАЦИЯ ЕГОРОВА, ЗИСЛИНА)


Тестовым материалом служат два набора по четыре карточки каждый: с буквами Ш и Б, изображенными в контурной форме и нарисованных с помощью противоположных маленьких букв (например, Ш изобража­ется с помощью маленьких букв Б); с опо­рой

 

буквами алфавита языка иврит Т Для правополушарного модуса характерна

 

 

классификация букв с

 

Рис. 3. Образцы букв для классификации

 

на внешнее сходство: в одну группу попадали контурные изображения Б и Ш, а во вторую — контурные Б и Ш, сконструированные с помощью маленьких Б и Ш. Для левополушар-ного модуса характерен семантический принцип: в одну группу помещаются контурная Б и Ш, выполненная с помощью маленьких Б, а во вторую— контурная Ш и Б, сконструиро­ванная с помощью маленьких Ш. Аналогичным образом определяется модус классифи-кации букв алфавита языка иврит. При разных вариантах классификации двух серий способ определяется как смешанный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.005 с.)