Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нейропсихологические исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как пишет Д. Коннор (2005), одним из наиболее устойчивых результатов нейропси-хологических исследований асоциальных детей и подростков является дефицит общего 1<3, оставляющий около половины стандартного отклонения (порядка 8 единиц по шкале Векслера) по сравнению с контрольной группой без асоциальных проявлений. В исследо-ваниях детей группы повышенного риска, характеризуемых ранним началом и устойчи-востью агрессивного/делинквентного поведения, иногда обнаруживается еще более выра-женный дефицит 1С}, достигающий величины одного стандартного отклонения (17 еди-ниц шкалы). Эти закономерности неоднократно подтверждались в разных исследованиях (см.: Коннор, 2005). Кроме того, есть доказательства именно вербального интеллекта у асоциальных подростков. На протяжении многих лет нейропсихологи отмечали, что пока-затели тестов невербального 1Р (грубо оценивающих функциональные возможности пра-вого полушария) превышают показатели вербального 1р у несовершеннолетних делинк-вентов. Косвенно это свидетельствует об определенном речевом дефиците у асоциальных подростков (см.: МоШИ, 1упат, 1994). Существование такого дефицита подтверждается данными о повышенной распространенности форм недостаточной специфической обуча-емости, связанных с трудностями овладения чтением и правописанием, среди детей с проблемным поведением (Рпог е1 а!., 1999). Именно многочисленные факты снижения вербального интеллекта относительно невербального послужили основой для создания теории А. Рейна (Кате, 1993) об относи-тельной дисфункции левого полушария у несовершеннолетних с рано начинающимися и сохраняющимися на протяжении развития проблемами агрессивного поведения. Согласно данной теории, у таких индивидов имеет место меньшая латерализация лингвистических функций и относительно неэффективная обработка информации левым полушарием по сравнению с подростками, у которых нет агрессивного поведения. Нарушения функциональной асимметрии и, в частности, теория о яевополушарной недостаточности находят свое подтверждение в работах по изучению полушарного пред-ставительства языковых функций, выполненных с помощью дихотического тестирования1. В настоящее время в нескольких исследованиях зафиксировано преимущество правого уха при дихотическом прослушивании вербального материала у лиц с психопатией и деструк-тивным (агрессивным) поведением. Первыми провели дихотическое тестирование муж-чин-преступников, находящихся в тюрьмах, по сравнению с некриминальными мужчи-нами, Р. Хеар и Л. Макперсон (Наге, МсРегзоп, 1984). Преступники были разделены на группы: лица с психопатией и без психопатии. Оказалось, что именно у преступников с диагнозом «психопатия» эффект правого уха был существенно меньше, чем у преступни-ков без психопатии и контрольных испытуемых. Авторы первыми высказали предполо-жение о нарушении латерализации речевых функций у лиц с психопатиями. Эти и другие данные позволили Р. Хеар в конце 1980-х гг. выдвинуть гипотезу, сог-ласно которой для криминальных психопатов характерен аномальный или нетипичный
баланс между двумя полушариями — и в процессе обработки вербальной информации, и в создании эмоциональных состояний. Автор замечает, что криминальные психопаты часто демонстрируют поразительное несоответствие поведения своим рассуждениям, чув-ствам и намерениям. Очевидно, для криминальных психопатов характерны определенные особенности, в организации ряда перцептивных и когнитивных процессов. Создается впе-чатление, что их левое полушарие в чем-то не справляется с обработкой вербальной инфо-рмации, поскольку они не полагаются на вербальные последовательные операции в той степени, в которой это делает большинство людей. Так как речь играет очень важную роль в саморегуляции поведения, одним из факторов, способствующих чрезвычайно импуль-сивному, недетерминированному поведению психопатов, могут оказаться некоторые нарушения в использовании внутренней речи (цит. по: Бартол, 2004). О левополушарной дисфункции у психопатов еще раньше писал и канадский исследователь П. Флор-Анри (Р1ог-Непгу, 1983). В другом исследований 40 подростков в возрасте 13-18 лет с диагнозом «психопа-тия» обнаружили значительно менее выраженные показатели асимметрии в задачах по дихотическому прослушиванию невербального материала по сравнению с контролем (1990). У подростков-психопатов преимущество правого уха оказалось значительно мень-шим, чем в контроле, что указывало на меньшую латерализацию процессов обработки вербальной информации в левом полушарии. Этот результат оставался статистически значимым, несмотря на контроль таких переменных, как возраст, этническая принад-лежность, К), леворукость и селективное моноуральное внимание во время тестирования. Безусловный интерес представляет и более поздняя работа Д. Пайна с коллегами (Рте &1 а!., 1997) по дихотическому тестированию подростков с девиантным (агрессив-ным) поведением, а также детей, отвечающих критериям следующих диагнозов, при кото-рых отмечается высокий риск агрессии: синдрома гиперактивности, оппозиционно-вызы-ваю где го расстройства и расстройства личности. Оказалось, что по сравнению с популя-ционной нормой у них достоверно снижен коэффициент правого уха, т. е. активность ле-вого полушария, в реализации речевой функции. Кроме того, утех же испытуемых оказа-лись сниженными результаты показателей стандартизованных речевых тестов. Авторы считают, что нарушение латерализации в виде снижения активности левого полушария является предиктором девиантного поведения. По мнению Т. Моффита и Д. Линама (МоШй, Ьупат, 1994), дефицит вербального интеллекта и полушарной латерализации обработки лингвистической информации может приводить к повышенному риску агрессивного поведения посредством нескольких механизмов: 1. Недостаточная обработка лингвистической информации может способствовать неэффе-ктивному использованию внутренней речи для регуляции поведения. Возможно, детям с речевой недостаточностью трудно заранее обдумывать последствия своих действий. По существу, они могут быть просто более импульсивными и демонстрировать пониженный самоконтроль агрессивного/делинквентного поведения. 2. Недостаточная обработка вербальной информации может иметь следствием когни-тивный стиль, выражающийся в ориентации на настоящее, который, в свою очередь, может побуждать к более безответственному и эксплуататорскому поведению. 3. Недостаточно развитые вербальные навыки могут негативно сказываться на способ-ности детей маркировать и категоризировать свое восприятие эмоций, выражаемых дру-гими, и таким образом препятствовать развитию эмпатии или способности становиться на чужую точку зрения. В свою очередь, это может ограничивать диапазон возможных
поведенческих реакций в неоднозначных социальных ситуациях и повышать риск агрессивного поведения. 4. Плохо владеющие речью дети сталкиваются с повышенным риском возникновения проблем с учебой и поведением в школе, поскольку такие проблемы коррелируют с расстройством поведения и другими неблагоприятными исходами, связанными с агрессией и делинквентным поведением. Вместе с тем имеются работы, свидетельствующие о снижении функций правого полушария у лиц с психопатией и агрессивным поведением (см.: Негрейг, 8а$з, 2000). Как показали исследования Д. Стьюенс с сотр. (81еуепз е! а!., 2001), у 9 детей с психопатии-ческими тенденциями частично нарушалось опознание эмоциональной экспрессии печа-льных и испуганных выражений лица и печальных голосовых интонаций, в то время как опознание счастливой и злой мимики, а также испуганных, счастливых и злых интонаций не отличалось от контроля. Как известно, определение эмоциональной экспрессии являя-ется прерогативой правого полушария (см.: Деглин, 1996). Несколько позже Д. Коссон с сотр. (Коззоп е1 а!., 2002) подтвердил эти данные: психопаты существенно хуже, чем здоровые, могли определить эмоциональную экспрессию лиц на предъявленных фотогра-фиях. Авторы пришли к тому же выводу, что у психопатов с агрессивным поведением отмечается выраженная дисфункция правого полушария. Исследуя степень дезадаптации детей с нарушениями поведения «школьная, социа-льная и личностная дезадаптация) с помощью специального опросника, Н. С. Шамова и В. Н. Ярлыков (2005) выявили достоверное преобладание детей с правополушарной очаговой патологией над левополушарной (по данным ЭЭГ) по рейтингу дезадаптации. Авторы делают вывод, что при патологии правого полушария отклонения поведения от групповых норм встречаются чаще, чем при патологии левого. Кроме того, некоторые исследователи высказывают мнение, что многие психопаты имеют определенный дефект в правом полушарии, который не позволяет им переживать эмоции с такой же интенсивностью, как и людям нормальной популяции (Бартол, 2004). Проверяя гипотезу о нарушении семантической обработки лингвистической инфор-мации при расстройстве личности, К. А. Кихл с сотр. (К1еЫ е! а!., 2004) с помощью МРТ изучал зоны мозга, участвующие в восприятии лексико-семантических стимулов, у кри-минальных психопатов в сравнении со здоровыми испытуемыми. Анализ МРТ показал, что в обеих группах отмечается билатеральная нейрональная активация в веретено-образ-ных, передних цингулярных, нижних лобных извилинах, а также правой задней верхней височной извилине и левой средней височной извилине. Криминальные психопаты хуже воспринимали абстрактные слова. Авторы трактуют полученные данные в соответствии с ранее высказанным предположением, что обработка абстрактных слов осуществляется правым полушарием (ЮеЫ е1 а!., 1999), и делают вывод о несостоятельности функций правого полушария у криминальных психопатов. На наш взгляд, эти данные, скорее, гово-рят о несостоятельности левополушарных функций, поскольку именно левое полу-шарие ответственно за восприятие абстрактных слов (см.: Деглин, 1996). Более того, именно абстрактные слова составляют основу лексикона левого полушария, вто время как конк-ретные, предметные слова -- основу лексикона правого полушария (Егоров и др., 1999). Дж. Тейчнер с сотр. (Те1сппег е{ а!., 2000) попытался выделить разные подтипы нейропсихологических нарушений у подростков с де-линквентным поведением. Исполь-зуя батарею нейропсихологических тестов Лурия—Небраска и последующий кластерный анализ полученных данных, авторы выделили четыре нейропсихологических подтипа (кластера) у подростков:
1. Вербально-левополушарный, где отмечалось снижение всех показателей вербальных способностей: счета, чтения, понимания прочитанного, слуховой памяти, интеллекта и т д. 2. Субкортикально-лобный (когда, по существу, нарушаются преимущественно правопо-лушарные функции), при котором отмечались снижение показателей целенаправленных движений, зрительно-пространственного анализа, рисования, экспрессивной речи, памяти на фигуры, называния цветов и т. д. 3. Легкий вербальный, при котором отмечался легкий дефицит при понимании прочитан-ного, запоминания (но не узнавания) слов 4. Нормальный - отсутствие какого-либо нейропсихологического дефицита. При обслед-овании всех нейропсихологических типов с помощью поведенческих опросников Айберга и Айхенбаха (см.: Козе, 1978; АспепЬасп, 199Ц наиболее высокие показатели делинквен-тности оказались у подр9стков с субкортикально-лобным типом нейропсихоло-гического дефицита только по опроснику Айхенбаха. По опроснику Айберга статистических разли-чий не отмечалось. Полученные данные убедительно показали, что делинквентные подро-стки в плане нейропсихологического дефицита составляют гетерогенную группу. При этом положительная корреляция более высоких показателей делинквентности с субкорти-кально-лобным типом может косвенно свидетельствовать о несколько большем дефиците правополушарных функций при выраженных вариантах делинквентного поведения. АГРЕССИЯ И ЛОБНЫЕ ДОЛИ Проанализировав многочисленные литературные данные, касающиеся роли полу-шарий в обработке эмоциональной информации, формировании эмоций, аффективных эмоциональных реакций (злоба, гнев), агрессивных поведенческих проявлений, испанские исследователи П. Рольфе и Дж. Рамирес Капшег, 2005) в своем недавнем обзоре пришли к выводу, что агрессивное поведение есть следствие большей активации левополушарных префронтальных структур, чем правополушарных. Действительно, дисфункция лобных долей в последние два десятилетия многими авторами также считается важным нейропсихологи-ческим паттерном агрессивного пове-дения. Наибольшее значение для абстрактных когнитивных функций и высшего интел-лекта, временной организации целенаправленного поведения, внимания, антиципационной деятельности, поведенческого торможения, кратковременной (рабочей) памяти и регуля-ции эмоций и аффекта, включая агрессию, играет пре-фронтальная кора, или лобный по-люс. Нейропсихологи назвали все это «управляющими когнитивными функциями» (О1апсо1а, 1995). Анатомически лобная доля подразделяется на три области: латеральная (конвекси-тальная), медиальная (поясная) и орбитальная, дисфункция каждой из которых вносит свой вклад в формирование агрессивного поведения. Высказывалось предположение, что латеральная лобная кора участвует в регуляции физической агрессии, так как в норме эта область отвечает за сознательный контроль двигательного поведения (Спапсо1а, 1995). Медиальная кора поддерживает регулирование функций вегетативной нервной и эндокри-нной систем. Она имеет отношение к выработке условно-рефлекторных эмоциональных реакций, к голосовым реакциям, связанным с выражением внутренних состояний, и к присвоению эмоциональной валентности внутренним и внешним раздражителям. Дисфункция медиальной/поясной лобной коры имеет своим следствием психопатическое, асоциальное или другое отклоняющееся социальное поведение (Коннор, 2005). Повреждение орбиталь-ной коры может приводить к повышенной расторможенности, импульсивности, раздражи-тельности, повышенной моторике, эйфории и нарушениям внимания с повышенной отвле-каемостью (Коннор, 2005; Спапсо1а, 1995). С дисфункцией этой области
связываетсяпсихопатический подтип агрессии (ВЫг, 2003; Нате, 1993). Кроме дисфункции орбитальной коры нейробиологическую основу психопатии составляет изменение объема миндалины: чем меньше объем миндалины, тем более выражена психопатия (2003). Сопоставив литературные и собственные экспериментальные данные, Ч. Голден с сотр. (ОоИеп е(а!., 1996) пришел к выводу, что снижение способности к обучению и интеллектуальное снижение сами по себе не приводят к делинквентному поведению у подростков. Важнейшим нейропсихологическим фактором делинквентности является нарушение функции лобных долей. Сходные данные получили П. Джанкола и А. Зайхнер (СНапсо1а, 2еюппег, 1994). Нарушение функции лобных долей было выявлено у разных групп испытуемых, так или иначе проявляющих агрессию: у агрессивных мальчиков из группы риска по потреблению психоактивных веществ (ОНапсо1а е! а!., 1996), у агрессивных девочек из той же группы риска (О1апсо1а е{ а!., 1998), у подростков с психопатиями (Нзпег, ВЫг, 1998). Английский исследователь Р. Блэр (ВЫг, 2001) считает, что важно различать по ге-незу реактивную и инструментальную агрессию, поскольку они связаны с различными ра-сстройствами: «приобретенной социопатией»»), возникающей на фоне поражения орбито-фронтальной коры, и психопатией, возникающей на фоне ранней дисфункции миндалины. Приобретенная социопатия чаще является следствием повреждения исполнительных эмо-циональных систем, обеспечивающих контроль над системами ствола, которые реагируют на угрозу. Инструментальное антисоциальное поведение, которое отмечается у психопата, является следствием невозможности его социализации из-за нарушения способности фор-мировать связи между эмоциональными нестандартны-ми стимулами (примеры поведе-ния, провоцирующие крайне выраженную негативную реакцию) и стандартными (специи-фические проявления антисоциального поведения). В случае если человек воспитывается в социальных условиях, создающих предпосылки для вовлечения в антисоциальное поведе-ние (например, бедность), то он может проявлять антисоциальное поведение, не испыты-вая при этом антипатии к дистрессу своих жертв. Вследствие гетерогенности в популяции лиц с расстройством поведения и антисоциальным расстройством личности различные случаи, вероятнее всего, имеют отношение либо к становлению приобретенной социо-патии (в отдельных случаях которой может находить отражение психотравма), либо к становлению психопатии как таковой. В свою очередь, Ч. Гольден с сотр. (СоШеп е1 а!., 1996) приходит к выводу, что ан-тисоциальные личности делятся как минимум на две подгруппы: группу, имеющую пора-жения префронтальных отделов, и группу без видимых повреждений мозга. Представи-тели первой группы характеризуются импульсивностью, инфантильностью, неспособно-стью к самоконтролю и антиципации, легкой индуцированностью, что лежит в основе их агрессивных действий. Агрессивная гиперреакция у них особенно заметна в периоды стресса. Представители второй группы, напротив, отличаются хорошими антиципацион-ными и организаторскими способностями. Агрессия у них возникает как необходимая сос-тавляющая плана асоциального или криминального действия. Их асоциальность является не следствием мозговой дисфункции, а влиянием микросоциальной среды и проблемного воспитания. Более того, такие лица часто привлекают представителей первой группы для осуществления своих планов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.009 с.) |