Нейропсихологические методики при обследовании детей с дизонтогениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нейропсихологические методики при обследовании детей с дизонтогениями



В последние годы при диагностике дизонтогений все чаще используется нейропсихологические методики. Особенно информативными они являются при наличии у детей органических повреждений головного мозга. По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, нейропсихологические методики целесообразно применять в комплексе клинико-психологического изучения детей с отклонениями в развитии, так как полученные таким образом данные позволяют оценить состояние тех функций, которые обеспечивают возможность овладения элементарными школьными навыками, такими как чтение, письмо, счет, решение арифметических задач. Данные нейропсихологического исследования аномального ребенка позволяют оценить состояние зрительного и слухового восприятия, праксиса, речи, памяти и уточнить структуру нарушений познавательной деятельности, что чрезвычайно важно при решении вопросов прогноза и индивидуализации психолого-педагогической помощи.

Модификация нейропсихологической методики А. Р. Лурия, адаптированной для исследования детей с явлениями церебральной недостаточности позволяет выделить основные критерии качественной оценки состояния высших психических функций и определить критерии качественно-количественной оценки состояния ВПФ для определения степени их нарушения. Данная методика представляет возможность сравнивать результаты повторных исследований одного и того же ребенка в процессе коррекционной работы с ним, а также сравнивать нейропсихологические характеристики детей одного возраста с одним и тем же нарушением развития.

В зависимости от работоспособности ребенка исследование может проводиться в один, два,реже три сеанса каждый продолжительностью около 1 ч.

Нейропсихологическое обследование детей школьного возраста дополняется изучением чтения, письма, счетных операций, решения задач. Результаты оцениваются в баллах, суммируются и составляются суммарные графики.

Количественные показатели необходимо дополнить качественной оценкой нарушения развития, которая характеризовала бы следующие параметры:

  • интерес к заданию; организацию деятельности; способы выполнения задания;
  • способность критически оценивать результаты своей деятельности; использование помощи (ее виды);
  • способность осуществлять перенос ранее усвоенных способов решения на аналогичное задание;
  • способность к словесному отчету о своих действиях.

Существует несколько модификаций нейропсихологической методики обследования детей. Для обследования младших школьников можно рекомендовать вариант, предложенный И. Ф. Марковской (1993, 1995). В приложении 5 представлен модифицированный вариант нейропсихологической методики, адаптированный для старших дошкольников.

Интерпретация данных нейропсихологического исследования осуществляется в результате анализа протокольных записей и графиков - индивидуального «профиля» состояния психических функций. Давать оценку потенциальных возможностей ребенка позволяют следующие факторы:

  • тяжесть (интенсивность) и распространенность (экстенсивность) нарушений психических функций;
  • определение ведущего фактора, препятствующего выполнению заданий;
  • восприимчивость ребенка к помощи, предлагаемой в процессе проведения эксперимента.

Первые два фактора экспериментатор может оценить в результате изучения так называемого индивидуального «профиля» нейропсихологических характеристик: выявление наиболее типичного, часто повторяющегося балла, выделение наиболее страдающих функций, обеспечивающих формирование того или иного навыка.

Возможность выявления третьего фактора изначально предусмотрена специальной организацией нейропсихологического исследования. Большинство заданий, включенных в исследование, предъявляется дважды. Первый раз инструкция не отличается от применяемой в практике исследования взрослых. При неправильном выполнении то же задание дается в ситуации игры, обеспечивающей не только эмоциональную стимуляцию, но и включение речевого и смыслового опосредования действия (например: «Ты командир, а твои пальчики солдаты, командуй - раз, два...» и т. д.). После подобной организации, как правило, результаты выполнения задания улучшаются, балльная оценка повышается. Этот новый результат вносится в протокол исследования и соответственно отмечается на графике индивидуального «профиля». Таким образом, эффективность помощи и, что особенно важно, виды ее становятся важными данными для оценки потенциальных возможностей ребенка.

Специальное психологическое исследование обязательно должно быть дополнено данными логопедического обследования.

В приложении 1, 3, 5 приводятся карты логопедического обследования (для детей разного возраста), хорошо зарекомендовавшие себя в клинической практике.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В каких случаях целесообразно использовать нейропсихологические методики?

2. Какие качественные параметры необходимо учитываются при нейропсихологической диагностике нарушений развития?

3. Какие модификации нейропсихологических методик вам известны?

4. Какими данными должно быть дополнено нейропсихологическое обследование ребенка с дизонтогенией?

Рекомендации по психологическому изучению детей младенческого, раннего и дошкольного возраста

Специальное психологическое изучение детей младенческого, раннего и дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Рекомендации по патопсихологическому изучению детей данного возраста, которые были разработаны И.Ю. Левченко (2000 г.) могут быть успешно использованы при специальной психологической диагностике детей с дизонтогениями.

Прежде всего, И.Ю. Левченко отмечает, что маленькие дети, в том числе и дети с нарушениями психического развития, часто не проявляют особого желания вступать в контакт с экспериментатором и включаться в деятельность по выполнению заданий. Поэтому в случае, если нет полной уверенности в том, что у ребенка наличествует положительная мотивация к выполнению предложенной деятельности, следует воздержаться от отрицательной оценки его психических возможностей. Причинами отказов ребенка от выполнения задания может быть также отсутствие контакта экспериментатора с ребенком, высокая степень невротизации ребенка, наличие у него страхов, депрессивных настроений, тех или иных характерологических особенностей.

Включение ребенка первого года жизни в ситуацию обследования достигается привлечением его внимания к ярким новым звучащим объектам, интенсивным эмоционально-речевым воздействием и устранением всех отвлекающих внимание ребенка объектов. До начала обследования ребенок должен привыкнуть к исследователю, иначе он может дать негативную реакцию на незнакомое лицо, что существенно осложнит возможность дальнейшего контакта.

Включение в ситуацию обследования детей старше года легче всего достигается на игровой основе. Различные задания объединяются общим сюжетом в одну общую «игру». Для этого в обследование вводится сказочный персонаж или несколько персонажей, и все дальнейшие задания выполняются как бы для этих персонажей: для них строятся «домики, елочки, паровозики» и т.д. При этом персонажи используются для оценки действий ребенка, они радуются или плачут, приближаются при одобрении или прячутся при неверном действии, а иногда что-то говорят, советуют, просят.

Детей в возрасте от 1 года до 2 лет рекомендуется обследовать в непосредственной близости от матери, желательно, чтобы ребенок сидел у нее на коленях. Иначе тревога, возникающая у детей этого возраста в незнакомой ситуации, может сильно осложнить обследование. Для детей старше двух лет присутствие мамы не обязательно. Они значительно быстрее адаптируются в экспериментальной ситуации, легче вступают в контакт с исследователем и охотно увлекаются деятельностью с новыми для них игрушками.

Начинать процедуру обследования следует с легких заданий, таких, которые более интересны для ребенка (типа вкладывания разных по размеру объектов один в другой). Затем ему можно предложить ряд более сложных и скучных заданий на запоминание, внимание, идентификацию, узнавание, а также на обобщение. Как только у ребенка появятся первые признаки утомления, стоит переключить его внимание на выполнение более легкого задания или даже дать ему отдохнуть. Если в процессе выполнения заданий ребенок все более растормаживается, можно попытаться ограничить свободу его движений или, наоборот, отвлечь его и переключить на выполнение несложных физических упражнений, успокаивающих нервную систему.

Не нужно следовать жесткому, раз и навсегда установленному порядку предъявления ребенку заданий. Важно удержать заинтересованность ребенка и быстро провести каждое задание, поэтому следует заменять одно задание на другое, если проявляются признаки пресыщения. Только в специальных целях, например для определения состояния произвольной регуляции поведения или подчиняемости ребенка требованиям взрослого, а также для расширения представлений об особенностях эмоционального реагирования, можно требовать доведения ребенком неинтересного задания до конца.

В случаях отказа ребенка от выполнения заданий можно попытаться привлечь его к деятельности с помощью тактильного контакта, шепотной речи или же продемонстрировать задание наглядно. При общении с ребенком надо по возможности избегать употребления императивных высказываний типа «сделай», «скажи», «покажи», и т.д.

Для выяснения реакции ребенка на неудачи и трудности можно искусственно создать ситуацию неуспеха, однако делать это следует с особенной осторожностью, чтобы не спровоцировать выраженной негативной эмоциональной реакции.

Процедуру обследования следует проводить так, чтобы ребенок расставался с психологом в хорошем настроении и стремился к продолжению занятий в следующий раз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.009 с.)