Исследование вербально-логических форм мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование вербально-логических форм мышления



№ пп Задание Оценка в баллах
3. Сравнение и различение понятий Материал: пары слов. Инструкция: «Я назову два предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются»  
4. Классификация предметов Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагаю­щими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, по­суда, мебель, транспорт и т.д.). Инструкция: «Разложи эти карточки на столе – что к чему подходит» (на­звание групп и их количество не указывается)  
5. Исключение предметов. Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 пред­мета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое - не отно­сится к этой категории. Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет; скажи, почему он не подходит к остальным и как можно назвать остальные три предмета  
6. Установление последовательности событий. Материал: серии сюжетных картин (от трех до шести картинок в серии). Инструкция: «На картинках одно и то же событие. Нужно разобраться, счего все началось, что было дальше и чем дело закончилось»  

Оценка результатов:

5 баллов - задание выполняется правильно;

4 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе; 3 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;

2 балла - для выполнения задания требуется помощь взрослого;

1 балл - задание не выполняется даже после обучающего эксперимента.

Исследование графических навыков

1. Проведение прямой линии.

2. Проведение прямой линии слева направо.

3. Проведение прямой линии сверху вниз.

4. Проведение линии короче данной; длиннее данной.

5. Соединение точек.

6. Рисование волнистых и ломаных линий.

7. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).

8. Рисование неотрывно графических рядов (на удержание строчки) «заборчик», «цепочка».

 

Оценка результатов:

5 баллов - графические навыки сформированы соответственно возрасту;

4 балла -задание выполняется медленно, неуверенно;

3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;

2 балла - нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;

1 балл - задание не выполняется

График структуры дефекта психического развития


Параметры обследования:

1. зрительный гнозис

2. слуховой гнозис

3. пространственное восприятие; 4)временное восприятие;

 

4. временное восприятие

5. конструктивный праксис;

6. движения и действия;

7. память;

8. речь;

9. мышление;

10. графические навыки

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

РЕЧЕВАЯ КАРТА

1. Фамилия, имя, ребенка______________________________

2. Возраст______________________________________

3. Домашний адрес______________________ ____________

4. Кем направлен (из какого ДОУ, поликлиники)_________

5. Жалобы родителей: невнятность речи, недостаточность словаря, темп разговора, нарушение звукопроизношения, гнусавость (нужное подчеркнуть).

6. Речевое окружение ребенка. Имеются ли недостатки речи в
семье? _______________________________________________

Растет ли ребенок в двуязычной среде?____________________

7. Данные о ходе речевого развития

Когда родители впервые заметили реакцию ребенка на звук?

_____________________________________________________

Было ли гуление и во сколько месяцев?____________________

Когда появился лепет и какой?___________________________

В каком возрасте ребенок впервые стал понимать обращенную к нему просьбу (закрой глазки, иди ко мне и т. д.)?______

В каком возрасте ребенок произнес первые слова?__________

Были ли это целые слова (папа, мама, баба) или только слоги (па, ма, ба)?__________________________________________

Когда родители заметили отставание в развитии речи?_______

Прерывалось ли речевое развитие ребенка? По какой причине? Как длительно?___________________________________

8. Внимание, работоспособность_________________________

9. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание)_________________________________

____________________________________________________

Беседа с ребенком

2. Как тебя зовут?_____________________________

3. Знаешь ли ты свою фамилию?________________________

4. Сколько тебе лет?_______________________

5. Как зовут маму (папу, бабушку, дедушку)?________

6. Где ты живешь (или на какой улице ты живешь)?_________

7. Есть ли у тебя сестра (брат)?___________

8. Как ее (его) зовут?___________________

9. Сколько ей (ему) лет?_________________________

10. Кто из вас старше?_______________________________

11. Ходит ли сестра (брат) в ДОУ (школу)?_

12. Где работает папа (мама)?________________________

13.Чем занимаются на своей работе?_________________

 

Выводы (сделать заключение о возможности понимания вопросов и характере участия ребенка в диалоге. В зависимости от активности ребенка его участие в диалоге может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы - как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса).

 

Обследование навыков самостоятельной речи

Составление рассказа по серии картин.

Составление рассказа по сюжетной картине.

Пересказ.

Составление рассказа-описания (игрушки, предмета).

Выводы (оценка связной речи с точки зрения ее развернутости, точности, последовательности и правильности оформления в фонетическом и лексико-грамматическом отношении).

 

Словарь

 

1. Предметный словарь: а).объяснение значения слов:    
холодильник    
пылесос    
б). показ и называние частей предметов:    
чайник    
носик    
донышко    
крышка    
стул    
спинка    
сиденье    
ножки    
в). уровень обобщений:    
свитер, платье, шорты, колготки, юбка    
сапоги, туфли, тапочки, валенки    
блюдце, сковорода, ложка, тарелка    
помидор, репа, морковь, капуста    
яблоко, персик, груша, лимон    
кошка, собака, волк, еж    
голубь, утка, воробей, курица    
шкаф, стол, кресло, тумбочка    
автобус, электричка, трамвай, самолет    
2.Словарь признаков: а). подбор прилагательных к существительным:    
лимон - какой?    
лиса – какая?    
платье – какое?    
б).подбор терминов    
широкий    
высокий    
длинный    
веселый    
светлый    
прямой    
холодный    
больной    
сухой    
3. Глагольный словарь: а). что делают?    
повар    
врач    
учительница    
почтальон    
б). кто как голос подает?    
кошка    
гусь    
петух    
корова    
свинья    
собака    
утка    
мышь    
лягушка    

Выводы (отметить соответствие объема словаря возрастной норме; характеристика активного словаря – наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных; точность употребления слов – если имеет место неточность употребления, указать на какой основе это происходит).

Грамматический строй речи

1. Употребление существительных в именительном падеже множественного числа:

кубик    
шар    
глаз    
стул    

2. Употребление существительных в родительном падеже («жадный кот» - родительный падеж частичного объекта)

Еще сыра    
Еще колбасы    
Еще молока    

(«Чего не стало» - родительный падеж с отрицанием)

Нет карандаша    
Нет карандашей    
Нет куклы    
Нет кукол    
Нет колеса    
Нет колес    

 

3. Употребление существительных в дательном падеже («Расскажи, кому ты даешь корм» - дательный падеж, обозначающий лицо, на которое направлено действие):

Лошади    
Лошадям    
Козе    
Козам    
Петуху    
Петухам    
Зайцу    
Зайцам    

4. Употребление существительных в винительном падеже («Экскурсия в зоопарк» - кого ты увидел в зоопарке?):

Слона    
Тигра    
Козу    
Белку    
Медведей    
Слонов    
Белок    
Оленей    

5. Употребление существительных в творительном падеже («Кому что нужно?»):

Топором    
Веником    
Иглой    
Кисточкой    
Колесом    
Обручем    

6. Образование множественного числа существительных в родительном падеже

Мост    
Дом    
Стул    
Пчела    
Ведро    
Ухо    
Воробей    
Утенок    

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

Дом    
Стул    
Женя    
Елка    
Гриб    
Костя    

Префиксальное словообразование

шел    
летел    

Согласование прилагательных с существительными:

Синий шар    
Красный флажок    
Синяя машина    
Красное солнышко    
Синее платье    
Красная звезда    

 

Согласование существительных с числительными

ухо (одно, два, три, четыре, пять)    
помидор (один, два, три, четыре, пять)    
стул (один, два, три, четыре, пять)    
ручка (одна, две, три, четыре, пять)    

 

7. Образование прилагательных от имен существительных

ручка из пластмассы    
сумка из кожи    
матрешка из дерева    
стакан из стекла    
сок из клюквы    
шуба из меха    

Образование притяжательных прилагательных:

Чей хвост?    
Чей дом?    

 

Выводы (отметить характер аграмматизма и возможность слово- и формообразования).

Слоговая структура слова

1. Повтори за мной (при грубом нарушении структуры слов):

Пта    
Фта    
Мна    
Мну    
Бутакаво    
Патакама    

 

2. Повтори:

Елка    
Паук    
Стол    
Стул    
Шкаф    
Пушка    
Бабушка    
Скамейка    
Карандаш    
Приемник    
Мотоцикл    

3. Назови по картинкам:

Табуретка    
Смородина    
Поросенок    
Стрекоза    
Пирамида    

 

Повтори предложения:

1. Ребята слепили снеговика.    
2. Хоккеисты играют в хоккей.    
3. На елке зажглись разноцветные лампочки.    

Выводы (отмечается характер искажения: сокращение количества слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.34 (0.038 с.)