Логопедическое обследование ребенка (после 4 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логопедическое обследование ребенка (после 4 лет)



 

Основные характеристики Первичное обследование Динамика
Раннее речевое развитие (N, с задержкой)
Лепет    
Первые слова    
Фразы    
Понимание обращенной речи
Совершенно не понимает обращенную речь    
Понимание ограниченное (в пределах ситуации)    
Понимание на бытовом уровне    
Выполняет речевые инструкции    
Понимание в полном объеме    
Пассивный словарь
Название предметов реальных и на картинках    
Понимание смыслового значения слова    
Понимание действия предметов    
Понимание простого сюжета    
Понимание лексико-грамматических конструкций    
Фонематический слух(различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ слова)
Нарушен    
Сохранный    
Характеристика экспрессивной речи
1-й уровень речевого развития    
Полное отсутствие звуковых и словесных форм общения    
Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания    
Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражание    
Использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов)    
2-й уровень речевого развития
Пользуется простой фразой. Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слова нарушена.    
3-й уровень речевого развития
Пользуется развернутой фразой. недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.    
Нормальный уровень речевого развития
Пользуется развернутой фразой. Грамматический строй речи сформирован нормально.    
Особенности речи
Проявляет склонность к эхолалии    
Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка)    
Вербализм    
Словарный запас(резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный)    
Называние предметов и предметных картинок    
Описание сюжетной картинки    
Составление рассказа по серии сюжетных картинок    
Пересказ текста    
Понимание значения стихов, сказок    
Творческий рассказ    
Слоговая структура слова(нарушена, N)    
Нарушения:    
Парафразии (замены)    
Элизии (пропуски)    
Интеракции (повторение)    
Контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)    
Персеверации (отсроченное повторение)    
Перестановка    
Произносительная сторона речи
Степень разборчивости речи
Речь невнятная, малопонятная для окружающих    
Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная    
Разборчивость речи не нарушена (N)
Темп речи (N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)    
Ритм речи(N, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов)    
Дыхание(свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)    
Дифференциация носового и ротового выдоха    
Наличие нижнедиафрагмального дыхания    
Ротовой выдох    
Голос
N (сильный, звонкий)    
Недостаточная сила голоса (слабый, тихий, истощающийся по мере говорения)    
Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия)    
слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (маломодулированный или немодулированный; монотонный    
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (N, нарушена)    
Строение и подвижность органов артикуляции Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия)    
Лицевая мускулатура    
Гипомимия    
Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония, Ы)    
Сглаженность носогубныхскладок    
Оральные синкенезии    
Тремор подбородка    
Ассиметрия    
Гиперкинезы    
Губы(толстые, тонкие)    
Тонус (гипертонус, гипотония, дистония,N)    
Подвижность (малоподвижные, подвижные)    
Наличие расщелины или послеоперационных рубцов    
Зубы (крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, наличие стемы, N)    
Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный)    
Твердое небо (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N)    
Мягкое небо(подвижное/неподвижное, длинное/короткое)    
Расщелина или послеоперационные рубцы    
Увуля    
Субмукозная щель    
Язык    
Толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка    
Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)    
Гиперкинезы, тремор    
Девиация (отклонение) языка (вправо, влево)    
Посинение кончика языка    
Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный)    
Язык не выводится из полости рта    
Произвольное высовывание языка    
Верхний подъем    
Боковые отведения (повороты вправо-влево)    
Пощелкивание    
Облизывание губ    
Снижение амплитуды артикуляционных движений    
Умение держать артикуляционную позу    
Способность к переключению    
Гиперсаливация    
Жевание (не жует твердую пищу, затруднено, N)    
Глотание (поперхивается, не нарушено)    
Фонетико-фонематический строй речи    
с ш р к й п а о с’ ж р’ г ф б э у з ч л х в т ы з’ щ л’ м д и ц н    
Нарушение звукопроизношения
Усередненность гласных (нарушена лабиализация)    
Недостаток произношения звонких согласных    
Недостаток произношения глухих согласных    
Недостаток произношения мягких согласных    
Недостаток произношения твердых согласных    
Изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи    
Фонетический строй речи сформирован достаточно (в пределах возрастной N)    
Нарушение дифференциации звуков    
Форма речевого расстройства у ребенка с дизартрией:    
1. просодические расстройства плюс искажения звуков    
2. просодические расстройства плюс замены, пропуски звуков, но в целом слоговая структура слова остается без изменений    
3. просодические расстройства плюс звукопроизносительные расстройства (замены, пропуски, искажения) и негрубые дефекты слоговой структуры слова    
         

Заключение специалиста

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет

Данный тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов:

субтест I - исследование дифференциации существенных признаков предметов и отвлечении от несущественных, а также запаса знаний испытуемого;

субтест II - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений;

субтест III - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

субтест IV - выявление умения обобщать.

Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждении при помощи до­полнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.

Текст методики

I. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4. Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

6. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

7. Город Украины...(Париж, Киев, Лондон, Варшава, София).

ІІ. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить:

1. тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

2. река, озеро, море, мост, болото;

3. кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата;

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса;

5. тополь, береза, орешник, липа, осина;

6. окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат;

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей;

8. курица, петух, лебедь, гусь, индюк;

9. число, деление, вычитание, сложение, умножение;

10. веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

 

III. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например, лес / деревья). Справа - одно слово над чертой (например, библиотека) и пять слов под чертой (например, сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья).

Примеры:

лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги,

бежать/стоять = кричать/ молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

Значит, нужно сначала установить, какая связь существует между словами слева, а затем - справа:

1. огурец = ____________ георгин____

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. учитель = ___________ врач_____________________

ученик кочки, больные, палата, больной, термометр

3. огород = ______________ сад________ ________

морковь забор, яблоня,колодец,скамейка, цветы

4. цветок =____________ птица_________

ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. перчатка =________________ сапог________

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. темный =________________ мокрый_______ _________

светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. часы = ____________ термометр____________

время стекло, температура, кровать, больной, врач

8. машина = лодка _____________

мотор река, моряк, болото, парус, волна

9. стул =________________ игла__________________

деревянный, острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. стол = _______ пол _________________

скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Эти пары слов можно обозначить одним названием, например: брюки, платье... - одежда; треугольник, квадрат... - фигура. Придумай название к каждой паре:

1) метла, лопата... 6) шкаф, диван…

2) окунь, карась... 7) день, ночь...

3) лето, зима... 8) слон, муравей

4) огурец, помидор... 9) июнь, июль...

5) сирень, шиповник... 10) дерево, цветок

Оценка и интерпретация результатов (по Л. И. Переслени)

Субтест I

Если ответ на первое задание правильный, спрашивают:

«Почему не шнурок?» При правильном объяснении оценка равняется 1 баллу, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для решения 6-й и 10-й проб того же субтеста. При решении следующих проб субтеста I уточняющие вопросы не задаются.

Субтест II

Если ответ на первое задание правильный, уточняют: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10-й проб дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8-й пробы субтеста II дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

Субтест III

За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки -0,5 балла.

Субтест IV

При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении субтестов III и IV уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР (задержкой психического развития) относится обследуемый.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле

ОУ = Х х 100%

где X - сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):

4-й уровень успешности - 32 балла и более (80 - 100% ОУ);

3-й уровень - 31,5-26,0 балла (79,9-65%);

2-й уровень - 25,5-20,0 балла (64,9-50%);

1-й уровень - 19,5 балла и менее (49,9% и ниже).

Оценка успешности:

В этом возрасте нормально развивающиеся дети имеют 32 балла.

Норматив

Обследуемые дети Возраст детей субтесты Общее число баллов Оценка успешности %
І ІІ ІІІ ІУ
ЗПР 8 -10 лет 5,2 7,1 5,6 7,7 25,6 64%
норма 8 -10 лет 7,8 8,5 7,4 8,3   80%

ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.051 с.)