Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностический инструментарий для психолого-педагогического обследования детей с дизонтогениямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Примерный перечень материалов для психолого-педагогического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста: Для исследования внимания: · Бланки корректурных проб · Таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга · Таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0++0…) · Таблицы Шульте · Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (субтест из методики Векслера) Для исследования восприятия: · Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения. · Набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие), четырех видов, четырех цветов (красные, зеленые, синие, желтые). Необходимо провести группировку с учетом указанного признака. · «Почтовый ящик» (коробка форм). · Доски Сегена разных вариантов сложности. · Кубики Кооса. · Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н.Головиной). · Набор предметных картинок, разрезанных на 2 – 3 – 4 части. · Картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине». Для исследования мышления: · Таблица с изображением 4-х предметов. Необходимо исключить один из них, не подходящий к остальным по тем или иным признакам (по величине, форме, цвету, родовой категории) · Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (прогрессивные матрицы Равена) · Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным. · Бланки с заданием на выделение существенных признаков. · Бланки методик «Простые аналогии», «Сложные аналогии» · Таблицы с пословицами и поговорками. · Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение пар слов-понятий. · Набор сюжетных картинок разной степени трудности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий). · Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации. · Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием). · Таблицы с загадками. · Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов – подбор слов, противоположных по смыслу). · Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я.Ивановой) Для исследования памяти: · Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, слов, геометрических фигур и т.д.). · Бланки для запоминания десяти слов. · Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А.Н.Леонтьева). · Пиктограмма (методика А.Р.Лурия). · Бланки с текстами для воспроизведения. Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности: · Таблицы с набором задач разной трудности и соответствующие им карточки с номерами задач для проведения методики исследования уровня притязаний личности. · Серия картин (один из вариантов детского ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т.д. · Стимульный материал к тесту Роршаха. · Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т.д.). · Бланки с методикой незаконченных предложений. · Бланки с вариантами заданий для исследования волевых усилий (корректурные пробы, лабиринты и т.д.). Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какие материалы используются в психолого-педагогическом обследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста? 2. Назовите методики, используемые при диагностике детей с дизонтогениями. 3. Составьте предполагаемую характеристику и заключение о характере дефекта (для слепого ребенка 7 лет, глухого ребенка 6 лет, умственно отсталого ребенка 4 лет) 4. Обоснуйте необходимость знаний об аномалиях развития для психолога. ГЛОССАРИЙ Абилитация – применение комплекса мер медицинского, социального и образовательного характера с целью развития аномального ребенка до наивысшего уровня его функциональных возможностей. Акалькулия – нарушение способности к счету, которое возникает вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылочных областей коры левого полушария головного мозга. Акцентуация – преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие черт или особенностей субъекта. Алалия – нарушение речи у детей при сохранности слуха и отсутствии органического поражения интеллекта. Различают моторную, при которой сохраняется понимание речи, но нарушена ее произносительная сторона и сенсорную, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причина алалии – органическое повреждение речевых зон коры головного мозга до овладения речью. Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами. Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, погружением в себя, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга. Гипертимия – чрезмерная эмоциональность, возбудимость. Гипокинезия – снижение двигательной активности. Глухота – стойкое нарушение слуха, при котором оказывается невозможным восприятие речи окружающих и самостоятельное овладение речью. Дактиль ( дактильная азбука) – специфическая форма изображения букв посредством изменения положения пальцев правой руки. Дебильность – легкая степень умственной отсталости. Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Дефицитарность – недостаточность анализаторных систем. Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей, гиперкинезы). Дизартрия – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизонтогения – порок развития, который затрудняет полноценное психосоциальное развитие ребенка. Дисграфия – нарушение письма, выражающееся в замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, может быть связано как с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематического слуха, так и с поражением коры головного мозга. Дислалия – нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Различают механическую и функциональную дислалию. Дислексия – нарушение способности читать, которое наступает вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Дистимия – нарушение н6астроения, характеризующееся общей подавленностью. Дисфония – расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата. Жестовая речь – самостоятельная форма речи, возникающая у глухого человека как возможность реализации его потребности в общении и включающая мимику, жесты и пантомимику. Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в замедлении темпа психического развития ребенка. Заикание – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Идиотия – наиболее глубокая степень умственной отсталости, характеризующаяся невозможностью адекватного осмысления действительности и отсутствием речи. Имбецильность – умеренная степень умственной отсталости, допускающая ограниченное овладение речью и обучение ребенка навыкам самообслуживания. Компенсация – возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций или перестройка всей познавательной деятельности с использованием сохранных функций для замещения нарушенных. Коррекция – совокупность педагогических, психологических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка. Логопедия – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи, а также методы и приемы коррекции различных нарушений речи у нормально развивающихся детей. Мутизм – отсутствие речи при сохранном слухе. Олигофрения – форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате органического поражения коры головного мозга на ранних этапах развития ребенка. Олигофренопедагогика – отрасль коррекционной педагогики (дефектологии), разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и коррекции развития умственно отсталых детей. Осложненный дефект – сочетание одного существенного психофизического нарушения с другим нарушением, выраженным в слабой степени. Перцепция – непосредственное отображение действительности органами чувств. Психокоррекция – направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии. Психопатии – аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, характеризующиеся тотальностью и стабильностью проявлений и социальной дезадаптацией их носителя. Реабилитация – восстановление пригодности, система медико-психолого-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Ретардация – задержка, отставание в развитии. Ринолалия – нарушение произношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения речевого аппарата. Слепота – полное отсутствие зрительных ощущений или сохранившееся светоощущение, либо остаточное зрение (максимальная острота 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками). Сложные нарушения развития – сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Социальная адаптация – приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. Сурдопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения, развития слухового восприятия и коррекции произношения детей с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих. Тератогены – болезни или вещества, влияющие на формирование плода и способные вызвать неблагоприятные для его дальнейшего развития изменения. Тифлопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и коррекции детей с нарушениями зрения: слепых и слабовидящих. Тифлосурдопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы изучения, воспитания, обучения и развития лиц с одновременным нарушением зрения и слуха. Тугоухость – такое поражение слуха, которое затрудняет процесс восприятия речи окружающих и препятствует полноценному самостоятельному овладению речью. Может быть выражена в разной степени: от незначительной, проявляющейся в минимальных речевых отклонениях; до тяжелой, граничащей с глухотой, и делающей речь ее носителя неразборчивой для окружающих. Церебральный – мозговой. Циклотимия – нарушение настроения, характеризующееся циклическими колебаниями настроения от выражено повышенного до субдепрессивного. Умственная отсталость – стойкое непреодолимое нарушение познавательной деятельности в результате врожденного или рано приобретенного органического поражения коры головного мозга. Эхолалия – повторение слов и фраз других людей без осознания их содержания. Рекомендуемая литература:
1. Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейропсихологии и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия,1994,- 214с. 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 224 с. 3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя. – М., 1988. – 129с. 4. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972. –143с. 5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.- 480 с. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений Т. 5 Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. 7. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., Академия,1999. – 278 с. 8. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К.С.Лебединская и др. – М.: Просвещение, 1989. – 95 с. 9. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. /Автор-составитель Н.Д. Шматко. – М.: «Аквариум ЛТД», 2001. – 128 с. 10. Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей: Сб. науч. тр. / под ред. В.Н. Чулкова и др. – М.: изд. АПН СССР, 1989. – 136 с. 11. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с. 12. Жукова Н.С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., «Просвещение», 1973. – 222 с. 13. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с. 14. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа, 1998. – 144 с. 15. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1993. 16. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебное пособие для студентов пединститутов. – М., «Просвещение», 1988. – 144с. 17. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с. 17.1. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов /Б.П.Пузанов и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с. 18. Клиническая психология/ Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2002. – 1312 с. 19. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 608 с. 20. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992 с. 21. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: учеб. пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с. 22. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. – М.: Просвещение, 1991 – 96 с. 23. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Московского университета, 1985. – 168 с. 24. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. – М.: Академия, 2000. – 232 с. 25. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов, 1997. – 375 с. 26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983. 27. Максименко Ю.Б., Коргун Л.Н. Патопсихологическое исследование детей и подростков. – Донецк: ДИПП, 2002. – 108 с. 28. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 576 с. 29. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., Пискун В.М. Основы детской патопсихологии: Учебное пособие. – К.: НПЦ Перспектива, 1999. – 432 с. 30. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие.– М.: АРКТИ, 2000. – 124 с. 31. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с. 32. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с. 33. Маринчева Г.С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. – М.: Медицина, 1988. – 256 с. 34. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение,. 1992. – 95 с. 35. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с. 36. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М.: Педагогика, 1974. – 328 с. 37. Обучение детей с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.Власовой и др. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с. 38. Основы специальной психологи: Учеб. пособие для студ./ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др./ Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Академия, 2005. – 480 с. 39. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для дефектологических факультетов педвузов. – М., «Просвещение», 1969. – 310 с. 40. Психолого-педагогическая диагностика./под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2005. – 320 с. 41. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. – М.: Педагогика, 1990. – 416 с. 42. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с. 43. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. (Практическое руководство). – М.: Апрель-Пресс, 2004. – 224 с. 44. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие /Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер и др./ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 304 с. 45. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов /Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов и др./ Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издат. центр «Академия»; 2001. – 400 с. 46. Специальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 464 с. 47. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с. 48. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. – 197 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.011 с.) |