Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностический инструментарий для психолого-педагогического обследования детей с дизонтогениями

Поиск

Примерный перечень материалов для психолого-педагогического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Для исследования внимания:

· Бланки корректурных проб

· Таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга

· Таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0++0…)

· Таблицы Шульте

· Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (субтест из методики Векслера)

Для исследования восприятия:

· Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.

· Набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие), четырех видов, четырех цветов (красные, зеленые, синие, желтые). Необходимо провести группировку с учетом указанного признака.

· «Почтовый ящик» (коробка форм).

· Доски Сегена разных вариантов сложности.

· Кубики Кооса.

· Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н.Головиной).

· Набор предметных картинок, разрезанных на 2 – 3 – 4 части.

· Картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине».

Для исследования мышления:

· Таблица с изображением 4-х предметов. Необходимо исключить один из них, не подходящий к остальным по тем или иным признакам (по величине, форме, цвету, родовой категории)

· Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (прогрессивные матрицы Равена)

· Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным.

· Бланки с заданием на выделение существенных признаков.

· Бланки методик «Простые аналогии», «Сложные аналогии»

· Таблицы с пословицами и поговорками.

· Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение пар слов-понятий.

· Набор сюжетных картинок разной степени трудности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).

· Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.

· Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием).

· Таблицы с загадками.

· Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов – подбор слов, противоположных по смыслу).

· Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я.Ивановой)

Для исследования памяти:

· Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, слов, геометрических фигур и т.д.).

· Бланки для запоминания десяти слов.

· Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А.Н.Леонтьева).

· Пиктограмма (методика А.Р.Лурия).

· Бланки с текстами для воспроизведения.

Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности:

· Таблицы с набором задач разной трудности и соответствующие им карточки с номерами задач для проведения методики исследования уровня притязаний личности.

· Серия картин (один из вариантов детского ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т.д.

· Стимульный материал к тесту Роршаха.

· Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т.д.).

· Бланки с методикой незаконченных предложений.

· Бланки с вариантами заданий для исследования волевых усилий (корректурные пробы, лабиринты и т.д.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие материалы используются в психолого-педагогическом обследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста?

2. Назовите методики, используемые при диагностике детей с дизонтогениями.

3. Составьте предполагаемую характеристику и заключение о характере дефекта (для слепого ребенка 7 лет, глухого ребенка 6 лет, умственно отсталого ребенка 4 лет)

4. Обоснуйте необходимость знаний об аномалиях развития для психолога.

ГЛОССАРИЙ

Абилитация – применение комплекса мер медицинского, социального и образовательного характера с целью развития аномального ребенка до наивысшего уровня его функциональных возможностей.

Акалькулия – нарушение способности к счету, которое возникает вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылочных областей коры левого полушария головного мозга.

Акцентуация – преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие черт или особенностей субъекта.

Алалия – нарушение речи у детей при сохранности слуха и отсутствии органического поражения интеллекта. Различают моторную, при которой сохраняется понимание речи, но нарушена ее произносительная сторона и сенсорную, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причина алалии – органическое повреждение речевых зон коры головного мозга до овладения речью.

Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами.

Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, погружением в себя, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга.

Гипертимия – чрезмерная эмоциональность, возбудимость.

Гипокинезия – снижение двигательной активности.

Глухота – стойкое нарушение слуха, при котором оказывается невозможным восприятие речи окружающих и самостоятельное овладение речью.

Дактиль ( дактильная азбука) – специфическая форма изображения букв посредством изменения положения пальцев правой руки.

Дебильность – легкая степень умственной отсталости.

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Дефицитарность – недостаточность анализаторных систем.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей, гиперкинезы).

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Дизонтогения – порок развития, который затрудняет полноценное психосоциальное развитие ребенка.

Дисграфия – нарушение письма, выражающееся в замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, может быть связано как с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематического слуха, так и с поражением коры головного мозга.

Дислалия – нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Различают механическую и функциональную дислалию.

Дислексия – нарушение способности читать, которое наступает вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.

Дистимия – нарушение н6астроения, характеризующееся общей подавленностью.

Дисфония – расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Жестовая речь – самостоятельная форма речи, возникающая у глухого человека как возможность реализации его потребности в общении и включающая мимику, жесты и пантомимику.

Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в замедлении темпа психического развития ребенка.

Заикание – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Идиотия – наиболее глубокая степень умственной отсталости, характеризующаяся невозможностью адекватного осмысления действительности и отсутствием речи.

Имбецильность – умеренная степень умственной отсталости, допускающая ограниченное овладение речью и обучение ребенка навыкам самообслуживания.

Компенсация – возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций или перестройка всей познавательной деятельности с использованием сохранных функций для замещения нарушенных.

Коррекция – совокупность педагогических, психологических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.

Логопедия – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи, а также методы и приемы коррекции различных нарушений речи у нормально развивающихся детей.

Мутизм – отсутствие речи при сохранном слухе.

Олигофрения – форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате органического поражения коры головного мозга на ранних этапах развития ребенка.

Олигофренопедагогика – отрасль коррекционной педагогики (дефектологии), разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и коррекции развития умственно отсталых детей.

Осложненный дефект – сочетание одного существенного психофизического нарушения с другим нарушением, выраженным в слабой степени.

Перцепция – непосредственное отображение действительности органами чувств.

Психокоррекция – направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии.

Психопатии – аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, характеризующиеся тотальностью и стабильностью проявлений и социальной дезадаптацией их носителя.

Реабилитация – восстановление пригодности, система медико-психолого-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Ретардация – задержка, отставание в развитии.

Ринолалия – нарушение произношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения речевого аппарата.

Слепота – полное отсутствие зрительных ощущений или сохранившееся светоощущение, либо остаточное зрение (максимальная острота 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками).

Сложные нарушения развития – сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка.

Социальная адаптация – приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.

Сурдопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения, развития слухового восприятия и коррекции произношения детей с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих.

Тератогены – болезни или вещества, влияющие на формирование плода и способные вызвать неблагоприятные для его дальнейшего развития изменения.

Тифлопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и коррекции детей с нарушениями зрения: слепых и слабовидящих.

Тифлосурдопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы изучения, воспитания, обучения и развития лиц с одновременным нарушением зрения и слуха.

Тугоухость – такое поражение слуха, которое затрудняет процесс восприятия речи окружающих и препятствует полноценному самостоятельному овладению речью. Может быть выражена в разной степени: от незначительной, проявляющейся в минимальных речевых отклонениях; до тяжелой, граничащей с глухотой, и делающей речь ее носителя неразборчивой для окружающих.

Церебральный – мозговой.

Циклотимия – нарушение настроения, характеризующееся циклическими колебаниями настроения от выражено повышенного до субдепрессивного.

Умственная отсталость – стойкое непреодолимое нарушение познавательной деятельности в результате врожденного или рано приобретенного органического поражения коры головного мозга.

Эхолалия – повторение слов и фраз других людей без осознания их содержания.

Рекомендуемая литература:

 

1. Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейропсихологии и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия,1994,- 214с.

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 224 с.

3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя. – М., 1988. – 129с.

4. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972. –143с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.- 480 с.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений Т. 5 Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

7. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., Академия,1999. – 278 с.

8. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К.С.Лебединская и др. – М.: Просвещение, 1989. – 95 с.

9. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. /Автор-составитель Н.Д. Шматко. – М.: «Аквариум ЛТД», 2001. – 128 с.

10. Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей: Сб. науч. тр. / под ред. В.Н. Чулкова и др. – М.: изд. АПН СССР, 1989. – 136 с.

11. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.

12. Жукова Н.С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., «Просвещение», 1973. – 222 с.

13. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с.

14. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа, 1998. – 144 с.

15. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1993.

16. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебное пособие для студентов пединститутов. – М., «Просвещение», 1988. – 144с.

17. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.

17.1. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов /Б.П.Пузанов и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.

18. Клиническая психология/ Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2002. – 1312 с.

19. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 608 с.

20. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992 с.

21. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: учеб. пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

22. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. – М.: Просвещение, 1991 – 96 с.

23. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Московского университета, 1985. – 168 с.

24. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

25. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов, 1997. – 375 с.

26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983.

27. Максименко Ю.Б., Коргун Л.Н. Патопсихологическое исследование детей и подростков. – Донецк: ДИПП, 2002. – 108 с.

28. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 576 с.

29. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., Пискун В.М. Основы детской патопсихологии: Учебное пособие. – К.: НПЦ Перспектива, 1999. – 432 с.

30. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие.– М.: АРКТИ, 2000. – 124 с.

31. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.

32. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.

33. Маринчева Г.С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. – М.: Медицина, 1988. – 256 с.

34. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение,. 1992. – 95 с.

35. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

36. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М.: Педагогика, 1974. – 328 с.

37. Обучение детей с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.Власовой и др. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.

38. Основы специальной психологи: Учеб. пособие для студ./ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др./ Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Академия, 2005. – 480 с.

39. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для дефектологических факультетов педвузов. – М., «Просвещение», 1969. – 310 с.

40. Психолого-педагогическая диагностика./под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2005. – 320 с.

41. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. – М.: Педагогика, 1990. – 416 с.

42. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

43. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. (Практическое руководство). – М.: Апрель-Пресс, 2004. – 224 с.

44. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие /Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер и др./ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 304 с.

45. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов /Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов и др./ Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издат. центр «Академия»; 2001. – 400 с.

46. Специальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

47. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.

48. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. – 197 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.011 с.)