Пропаганда девиантного поведения через продукцию, предназначенную для детей и молодёжи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пропаганда девиантного поведения через продукцию, предназначенную для детей и молодёжи.



Пропаганда девиантного поведения через продукцию, предназначенную для детей и молодёжи.

Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания.

Дети и подростки продолжительное время смотрят иностранные мультфильмы со сценами агрессии и жестокости. Во многих авторитетных источниках содержаться данные о том, сколько актов насилия успевает увидеть ребенок до достижения им совершеннолетия по телевизору и компьютеру. Ученые Гарвардского университета считают, что к 18-летнему возрасту, американский ребенок видит насилие более 180 тыс. раз - из них примерно 80 тыс. убийств. Группа других исследователей пришла к выводу, что ребенок к моменту достижения несовершеннолетия успевает увидеть 200 тыс. актов насилия (Миллер, Плагенс, Фут и Йофе).

Вместе с социально одобренными способами достижения целей, игра, вооруженная новой идеологией, предлагает способы, противоречащие закону и морали. Все, на что культура накладывает запрет, здесь разрешается. Смысл подавляющего числа игр – убийство. Лги, предавай, прелюбодействуй, сотвори кумира, укради, - таковы ценностные установки невидимой новой идеологии, стремительно распространяющейся в глобальном мире.

Информация, содержащаяся в Интернет-сети представляет особую опасность для детей и подростковИнтернет содержит сотни сайтов пропагандирующих деструктивные молодежные субкультуры, прямо или косвенно легитимирующие наркопотребление, преступные действия, деструктивное поведение, пропаганду порнографии, проституции, педофилии, сексуальных извращений и т.д.

Также пропаганда девиантного поведения происходит и в кинематографе, даже среди кинематографических произведений, награжденных престижными международными наградами, есть фильмы, рекламирующие наркопотребление. Сегодня эти фильмы регулярно показывают по телевидению, свободно продают в магазинах, прокатывают в пустующих залах. Реклама наркотиков в кино строится по всем правилам рекламы и маркетинга, основана на законах социальной психологии, использует все известные художественные средства и неразличимо сливается с сюжетом фильма. Для создания такого монстра привлекаются известные актеры, талантливые режиссеры и операторы.

Классификация типов и форм девиантного поведения

В зависимости от вида нарушаемой нормы можно выделить различные виды девиантного поведения. Е.В. Змановской предложена следующая классификация:

Антисоциальное (делинквентное) поведение – поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.

Асоциальное поведение – поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Как правило, к асоциальному поведения относят различные проявления агрессии, аморального поведения, бродяжничество, проституцию и т.п.

Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение – поведение, угрожающее целостности и развитию личности. К этому виду относятся различные варианты аддикций (зависимостей) и суицидальное поведение.

В.Д. Менделевич дифференцирует типы и формы девиантного поведения. К типам относятся:

1) Делинквентный (асоциальный и антисоциальный тип);

2) Аддиктивный;

3) Психопатологический (основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний)

4) Связанный с гиперспособностями;

5) Патохарактерологический (поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера).

При этом отдельным формами девиантного поведения являются: агрессия, суицидальное поведение, злоупотребление психоактивными веществами, нарушения пищевого поведения, аномалии сексуального поведения, безнарвственное и аморальное поведение.

Основные Формы девиантногоповедения:

Пищевые девиации - анорексия, булимия

Сексуальные девиации – педофилия, зоофилия, некрофилия, гомосексуализм и т.д.

Алкоголизм

Наркомания

Ониомания

Кибер и интернет – аддикция

Суицид

Преступность

Понятие кибер- и интернет-аддикции.

Кибераддикция - зависимость от виртуальной среды, созданной благодаря компьютерным технологиям.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

Интернет-аддикция - феномен психологической зависимости от сети интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.

 

В медицине: интернет-аддикция (психическое расстройство, для которого характерно навязчивое желание пользоваться Интернетом и невозможность прекратить это делать), интернет-зависимость, интернет-аддиктивное расстройство

В самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line».

Вопрос 22. Признаки кибер–аддикции

Призкакикибер–аддикции у ребнка

  1. Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера.
  2. Не может остановиться (в игре или находясь онлайн) и стремится продолжить деятельность за компьютером.
  3. Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – работе, учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.
  4. Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведет ко лжи относительно того, что он делает.
  5. Увеличивает расходы, связанные с его зависимым поведением, зачастую за счет расходов на другие нужды.
  6. Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает все помыслы

Признаки кибер-аддикции

Значительное улучшение настроение от работы за компьютером,

Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере

Если вы отрываете больного от компьютера,он испытывает раздражение,даже проявляет некоторую агрессию по отношению к вам.

Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере

Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера

Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера

При общение с другими людьми сведение любого разговора к компьютерной тематике

Отказ от общения с друзьями

23. Основными механизмам и вовлечения в кибер-аддикцию являются:

Сублимация агрессии, невозможная в реальной жизни, своеобразный

феномен «незаконченного действия», не позволяющий игроку забыть

о не доигранной игре, а также, «эскейп-реакция», т.е. механизм «бегства

от действительности», желание игрока забыть на время о неприятной

реальности.

В связи с зависимостью от компьютера необходимо упомянуть и

Интернет. Интернет используется как система доступа к информации,

как сфера купли-продажи, как сфера профессиональной деятельности,

как средство коммуникации, как метаперсонифицирующая среда (когда

есть возможность представиться и общаться с виртуальным собеседником в желаемом образе), в качестве социальной среды и субкультуры.

Но, несмотря на очевидную пользу данного явления современной жизни, сегодня широкое распространение получила интернет-аддикция,

т.е. зависимость от Интернета.

Факторы, делающие Интернет притягательным в качестве средства

Ухода от реальности и способа получения удовольствия: возможность

анонимных социальных взаимодействий; возможность для реализации

представлений, фантазий с обратной связью; вуайеристический аспект

(возможность «подглядывания» и подслушивания); постоянная возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически

любым критериям, нет необходимости удерживать его внимание; расширение возможностей для коммуникации в различных виртуальных

группах, дающих возможность для получения определенного социального статуса; неограниченный доступ к информации.

Виды проституции.

- гетеросексуальная проституция

Проституция гетеросексуальная – это сексуальные отношения между людьми с целью морального или материального обогащения, в которых участвуют индивиды имеющие разную половую принадлежность.

- гомосексуальная проституция

Проституция гомосексуальная – это сексуальные отношения между людьми с целью морального или материального обогащения, в которых участвуют индивиды имеющие одинаковую половую принадлежность. - бисексуальная проституция

Проституция бисексуальная – это сексуальные отношения между людьми с целью морального или материального обогащения, в которых участвуют индивиды имеющие как разную, так и одинаковую половую принадлежность.

- межвидовая проституция

Проституция межвидовая – это сексуальные отношения людей с представителями неземных цивилизаций, в которых человек осознанно или неосознанно становится активным или пассивным сексуальным партнёром

Мотивация приобщения к ПАВ

А.Е.Личко, В.С.Битенский (1991) указывают на необходимость разграничения понятий: мотивации (как стимула к деятельности, определяемой потребностями) и мотивировки (субъективного объяснения своих поступков). Иногда с мотивацией смешивают объективно действующие факторы среды. Подобные факты можно отметить в работах В.В.Бойко (1998), Л.П. Наймушиной (1999) и др. Следует различать мотивацию инициальную и болезненную (основной является влечение). Отмечается экстрапунитивная направленность мотивировок, т.е. преувеличение влияния внешних причин.

Указанные обстоятельства приобретают особое значение вследствие стремления подростков скрыть истинную мотивацию приема ПАВ (Битенский В.С., Херсонский В.Г., 1989). Наиболее частой мотивировкой наркотизации подростков является любопытство, хотя на самом деле мотивом является эйфория (Пятницкая И.Н., 1990).

Изучение мотивов является одной из важнейших предпосылок для разработки мер лечения и профилактики зависимостей, поэтому большинство работ не обходится без их изучения. Т.А.Немчин, С.В.Цыцарев (1989) рассматривают употребление алкоголя как средство детензии, получения удовольствия, изменения эмоционального состояния, повышения самооценки и самоутверждения, компенсации, коммуникации, подражания, манипуляции. Н.М.Глаздовский (1989) видит основные мотивы пьянства подростков в механизме подражания, стремления к самостоятельности, реакции протеста на гиперопеку, браваде. В.В.Чирко (1989) выделяет следующие мотивы приема ПАВ у подростков: желание быть принятым в группу (конформность), реже - протестное поведение или гедонизм, еще реже- пассивная подчиняемость или неосознанное любопытство. В качестве мотивировки чаще упоминалось любопытство. На этот мотив (или мотивировку?) употребления наркотических и токсических веществ, как наиболее частый (более половины опрошенных), указывают Б.М.Левин, М.Б.Левин (1991) и Н.Я.Оруджев, О.А.Жигунова (1999), тогда как субмиссивные мотивы выявлены в единичных процетнах. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. (1997) в зависимсти от мотивации вслед за западными исследователями выделяют две основных мотивации потребления наркотиков: экспериментирование и восполнение собственной дефицитарности. Ряд авторов (Ласточкин В.А., Якушев А.Н., 1990; Дереча В.А., Карпец В.В., 2000) при классификации исходят из личностных потребностей (инстинктов), которые помогает удовлетворять употребление ПАВ. К ним относятся: инстинкт общности, подражания, ориентировочно-исследовательский, общения.

По данным Е.С.Скворцовой (1989) по мере учащения выпивок в числе мотивировок все чаще называется “просто так”, противоположной точки зрения придерживаются Кошкина и др. (1998). По мнению Г.Г.Заиграева (1992) недостаточнаямотивированность выпивок больше свойственна подросткам с девиантным поведением. Обращает на себя внимание, что большая часть опрашиваемых подростков, употребляющих наркотические и токсические вещества (от 60% до 94%), не смогли или не захотели сообщить мотивы их употребления (Койкова И.А., Колесников В.В., Кошкина Е.А., 2000). Невозможность сформулировать мотив, по мнению М.Г.Егиняна (1990) свидетельствует об отсутствии “мотивационных установок”.

Интегративный подход

Интегративный подход представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий (компонентов), использующихся при реализации выше перечисленных подходов. Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Составными компонентами интегративных профилактических программ часто являются знания о наркотиках и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков, навыков разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, обучения навыкам противостояния давлению употребить наркотики и защиты себя и других сверстников в ситуациях, связанных с возможным употреблением наркотиков.

Вопрос.

Л. Штамм выделяет следующие фазы в насильственной индоктринации членовсект:

1. Фаза вербовки осуществляется людьми, интуитивно чувствующими потенциального члена секты. На этой фазе происходит эмоциональное дестабилизи-рование человека и запутывание в противоречиях. Вербующий член секты старается вызвать доверие на длительное время, демонстрирует желание оказать помощь нуждающемуся, направив его на верный путь. Человек, осуществляющий вербовку, выглядит воодушевленным, радостным, проявляет себя членом сообщества, которое всех делает счастливым.

2. Введение в учение заключается в изложении основных положений предлагаемой доктрины. Основной задачей этого этапа является психологическая привязка вербуемого человека с вовлечением его в провозглашаемую идеологию, в смысл таинства. Форма вовлечений может быть разнообразной: курсы, семинары, лекции, богослужения, изучение книг, просмотр видеокассет, во время которых «учения», излагаемые основателями секты, выдаются «порционно». Наблюдается тенденция связывать людей новыми обязанностями, не оставляя им времени для самостоятельного критического осмысления происходящего. Активно используются комплименты и похвалы типа: «Как хорошо, что ты пришел, как мы рады тебя видеть» и пр. Таким образом, человек получает приятную для него эмоциональную поддержку. Процесс ввода в учение направлен на усиление контроля над мыслями и чувствами. Активно используется аутосуггестия, при которой человек начинает считать, что он получает в секте именно то, к чему он стремился. Создается своеобразная картина иллюзорного мира, обладающая аддиктивной привлекательностью. Вербовщики пытаются убедить человека в том, что пребывание в секте сделает его приближенным к элите, открывшей для себя особую правду. Постепенно у вербуемого исчезает критическое отношение, которое могло присутствовать ранее. Параллельно прививается стремление к достижению значимой цели. Индоктринация приводит к появлению у людей новой идентичности, новой личности, думающей, чувствующей в иных категориях, используется другая система ценностей. Формируется новая аддиктивная личность.
Наличие новой идентичности приводит к расщеплению личности с возникновением в подсознании.ощущения опасности и несоответствия. Существует точка зрения, свидетельствующая о том, что сформированная у человека аддиктивная личность конфронтирует с прежней личностью. Ощущение раздвоенности может провоцировать эмоциональное напряжение. Подсознательные импульсы при наличии двойной идентичности не контролируются в достаточной степени. Возможность прорыва энергетического потенциала из глубины подсознания в этих состояниях возрастает. Имеет значение не только явление расщепления (наличие двух личностей — аддиктивной и условно нормальной), но и содержание переживаний аддиктивной личности. Если содержание переживаний носит такой характер, что оно больше стимулирует подсознание, то опасность прорыва материала из подсознания усиливается. Аддиктивная личность, имеющая в качестве содержания аддикции влечение к еде, характеризуется малой вовлеченностью глубинного подсознания. Нарушение драйва к еде, естественно, происходит, но эта стимуляция индивидуального подсознания отличается качественно от стимуляции коллективного подсознания, происходящей под влиянием религиозного чувства в сектах. Поэтому, спецификой формирования аддиктивной личности в рамках секты является более выраженная опасность возникновения психического заболевания, что подтверждается практикой. Анализ показывает, что психические нарушения шизофреноформного характера у патологических азартных игроков, у лиц с перееданием, встречаются реже, чем у членов тоталитарных сект. Аддикция к секте в этом плане представляет значительно большую опасность.
Сравнение изменений, происходящих в психике человека в результате его участия в секте с изменениями, возникающими при аддикции, может проводиться и с количественной стороны, выражаясь в том и в другом случае в стремлении человека получать все больше и больше переживаний. Со временем у члена секты критическое осознание угнетается, прежняя личность вытесняется.

3. Увеличивающаяся связь с группой проявляется в разрыве человека с прежними «корнями». Жизнь течет в лоне группы. Происходит прерывание контактов с теми, кто отвлекает от постоянной связи с группой.

4. Альенация (отчуждение) от окружающего мира и изоляция, происходящие параллельно со все большим вхождением в жизнь секты.

5. Укрепление приверженности к учению секты, характеризующееся усилением зависимости, контроля над сознанием и чувства идентичности с сектой.

39 вопрос:

Психические негативные последствия пребывания сознания личности под культовым контролем включают:

1. Крайнее нарушение личностной идентичности (радикальные изменения личности).

2. Диссоциирующие («плавающие») состояния, возвращающие по механизму триггера к воспоминаниям о культовой жизни.

3. Приступы паники и тревожности.

4. Депрессия.

5. Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом (ПТСР).

6. Замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы.

7. Чувство вины.

8. Страх.

9. Потеря доверия: боязнь близости и обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством.

10. Духовное насилие.

11. Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью.

12. Развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность).

13. Потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора.

14. Неспособность образовать близкие дружественные отношения вне культа или наслаждаться гибкими, непринужденными связями.

15. Недобровольно, де-факто — рабство или эксплуатация.

16. Потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения (особенно в группах, где участники полагаются на вышестоящих или лидера при принятии этических и практических решений, таких, как стоит ли жениться, оставить работу, ходить в колледж, посетить родителей и т.п. Этот ущерб также вероятен там, где ограничен или отсутствует доступ к источникам информации).

17. Задержка достижения зрелости (например, 30-летний культист, который никогда не назначал свиданий из-за культовых запретов).

18. Психические расстройства: галлюцинации, искаженные восприятия реальности, расщепленная личность, нервные срывы, психопатические эпизоды, паранойя, мания величия, регрессия к детскому поведению, суицидальное мышление (эти симптомы более вероятны для групп, поддерживающих широкое использование методик остановки мышления).

19. Ослабленная психологическая интеграция, то есть разобщение с докультовой семьей, традициями, друзьями, ценностями и личностью, с целями в будущем.

20. Культисты могут стараться существовать в узком, имеющем одно измерение настоящем, отвергая прошлое и будущее.

21. Отчуждение, враждебность, паранойя и апатия в отношении обычного общества.

Психосоматические проблемы:

1. Расстройства сна: кошмары.

2. Пищеварительные расстройства.

3. Сексуальные проблемы.

4. Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные раздражения).

Соматические проблемы проявляются в следующем:

1. Ухудшение физического состояния, возросшая восприимчивость к несчастным случаям, болезням и общему утомлению.

2. Неполноценность питания.

3. В культах, где нормами являются беспорядочность в половых связях и/или проституция, увеличивается риск заболеваний, переносимых половым путем.

4. Избиения, в том числе детей.

5. Сексуальные злоупотребления, особенно в отношении женщин и детей.

6. Преждевременная смерть из-за отсутствия или неадекватного медицинского ухода.

Социальные проблемы:

1. Преследование и угрозы со стороны культа.

2. Огорчающая потеря друзей, семьи.

3. Финансовый ущерб: финансовая зависимость от культа оставляет приверженцев без средств в случае медицинской или иной срочной необходимости. Если они хотят уйти, у культистов часто нет денег, чтобы это сделать. Наконец, если они ухитряются уйти (при помощи со стороны, например), они могут не иметь средств, чтобы содержать себя в некультовом мире. Многие состоятельные адепты передали культам огромные финансовые суммы для управления по доверенности.

Секты восточной ориентации

Секты этого типа строят свои доктрины на индуизме или буддизме, подогнанном под понимание европейцев, хотя иногда и пропагандируют индуизм или буддизм в чистом виде.

“Международное общество сознания Кришны”. Основано в 1955 г. индуистским проповедником Абхеем Сараном Шри ШримадБхактиведанта Свами Прабхупадой. Основы учения изложены в сочинениях основателя секты – английских переводах священных индуистских писаний и комментариях к ним. Кришна (одно из воплощений бога Вишну) считается самостоятельным божеством и главным богом Вселенной. Культ строится на индуистских обрядах.

Мораль имеет две стороны. Внешняя сторона открывается в публичных проповедях. Она предусматривает уважение к живой природе, отказ от употребления пищи животного происхождения, кроме молока, запрет употребления алкоголя, кофеина, табака, наркотиков, запрет половых отношений вне брака. Посвящённым открывается основное моральное требование – преданное служение Кришне. Под этим подразумевается беспрекословное исполнение воли духовного наставника – гуру. С теми, кто не разделяет учения секты, кришнаиту запрещено поддерживать какие-либо отношения, кроме изымания у них денег. Считается, что “карми” – все, кто не входит в секту, могут потратить деньги только на греховные дела – на мясо, вино, табак, наркотики. Поэтому кришнаит должен изъять у них как можно больше денег путём попрошайничества, продажи изготовленных на принадлежащих секте предприятиях товаров (ароматических веществ, книг, пряностей, косметики, предметов индуистского религиозного культа) по явно завышенной цене.

Чтобы подавить волю сектанта к сопротивлению, предписывается ограничение времени сна – не более четырёх часов в сутки, диета, чтение мантры “харе Кришна” до 2000 раз в день и более. Особенно тяжело положение в секте женщин и детей. Женщины не имеют права сидеть за одним столом с мужчинами, говорить они могут только с разрешения мужчин. За нарушение этих правил женщина может подвергнуться избиению. Дети сектантов тщательно оберегаются от связей с внешним “сатанинским” миром. Они не получают медицинской помощи, а в случае болезни должны терпеливо ждать смерти, которая позволит им “соединиться с Кришной”.

Движение Шри Чин Моя. Религиозно-политическая группа, основанная на идеях Махатмы Ганди, который верил в возможность ненасильственного переустройства мира на справедливой основе. Главные религиозные действия – ежегодный час молитвы за мир во всём мире, бег мира, чтение проповедей и слушание “духовной музыки” Шри Чин Моя. Его последователи бесплатно помогают своему гуру в организации мероприятий во всех странах и в распространении его проповедей и музыки.

“Трансцендентальная медитация”. Вариант индуизма в чистом виде. Сектанты верят, что ежедневное чтение молитв 24 индуистским богам улучшит здоровье, приведёт к росту производительности труда и умственных способностей. На деле же такие занятия без серьёзной предварительной подготовке приводят к психическим нарушениям – потере ощущения реальности и самоконтроля.

Суицидальное поведение - Вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель - смерть, мотив - разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Суицидальное поведение включает в себя следующие разновидности:

· Действия демонстративного (имитационного) характера, так называемые суицидальные телодвижения, жесты (суицидальный шантаж)

· Незавершенные суициды – суицидальные попытки, совершаемые с намерением лишить себя жизни, но не закончившиеся смертью по не зависящим от самоубийцы причинам

· Завершенные суициды, заканчивающиеся смертью.

Психологическая структура суицидального поведения:
1. Мотивационный компонент включает мотивы в форме социальных установок и относительно устойчивых ценностных ориентаций. Важнейшая характеристика этого компонента — наличие внутриличностного конфликта смыслообразующих мотивов, исключающего их одновременную реализацию.
Выделяют пять типов суицидального поведения (пять типов ведущих мотивов: протест, призыв к состраданию, избегание душевных или физических страданий, самонаказание, отказ от жизни как капитуляция).
Тип суицидального поведения проявляется в зависимости от возраста, типа личности суицидента, а также от ситуации, спровоцировавшей суицид. В молодом возрасте (от 18 до 30 лет) преобладают протестные и призывные формы суицидального поведения. В более пожилом (после 45 лет) преобладают суициды типа избегания страдания, самонаказания и отказа. Протестное и призывное суицидальное поведение часто встречается у лиц с инфантильным складом личности, которым присущи эгоцентризм, негативизм, эмоциональная неустойчивость.
2. Аффективный компонент включает относительно устойчивые суицидальные эмоциональные переживания, отражающие уровень значимости кризисной ситуации. К ним относятся: быстро протекающие острые аффекты; устойчивое депрессивное состояние; состояние фрустрации большой интенсивности, переживания непереносимости конфликтной ситуации, тягостного ожидания негативных последствий совершенного проступка, тревоги перед потерей социального статуса, страха перед необходимостью принимать на себя ответственность.
3. Ориентировочный компонент представляет собой блок деятельности по анализу социальной ситуации, осознанию уровня ее кризисности, принятию суицидального решения, формированию суицидальных целей, планированию и совершению соответствующих действий. Он включает кроме того “Я-образ” суицидента, а также образ личностно значимой психотравмирующей ситуации — сложившихся взаимоотношений с окружающими, особенностей своей внутригрупповой социально-психологической роли и т.п.
4. Исполнительный компонент структуры суицидального поведения представляет собой словесные и поведенческие реакции, отвечающие ориентировочному и аффективному компонентам. Они проявляются в форме суицидальных высказываний или же суицидальных действий. Такие действия отражают психологию суицидента, приводя к завершенному суициду или оставаясь его попыткой.

48. Затруднения, связанные с распространенностью ошибочных суждений о самоубийстве.

С педагогической точки зрения.

· Первая группа педагогических ошибок связана с профессиональной непригодностью учителя и низким уровнем педагогического мастерства: грубость учителя, унижение ученика, "наклеивание ярлыков", публичная компрометация учащегося, нарушение педагогического этикета, прямой диктат, месть или косвенное сведение счетов, запугивание.

· Вторая группа ошибок детерминирована определенной педагогической позицией учителя, что проявляется в его отношении к ученику: демонстрация превосходства, равнодушие к учебным успехам, предвзятое отношение, лицемерие, игнорирование учащегося.

· Третья группа ошибок - неправильное конструирование педагогических действий. Примером могут служить обсуждения на занятиях суицидальных поступков (художественных героев, известных личностей), в ходе которых суицидальные поступки трактуются как нормальные, приемлемые образцы поведения в трудной ситуации, а иногда как высоконравственные поступки.

Затруднения в педагогической превенции суицидальных явлений вызваны недостаточной подготовкой будущих педагогов в этом направлении, а также недостаточной разработанностью педагогического инструментария диагностики и превенции суицидальных явлений.

Собственно педагогическая профилактика суицидального поведения заключается не в устранении его внешних причин, а в воспитании личности, способной противостоять трудным жизненным обстоятельствам, превращая их в ситуации осознанного саморазвития, т.е. в воспитании жизнестойкой личности.

Требования к профилактике суицидального поведения

Содержание диагностического и профилактического материала не должно носить «агитационный» характер.

Одним из условий разработки методики диагностики и профилактики должно быть понимание того, что суицидальное поведение формируется под воздействием двух видов факторов: социопсихологические особенности личности и неблагоприятная жизненная среда.

50. Сравнительный анализ характеристик
«суицидальной» и жизнестойкой личности.

Жизнестойкость личности – способность личности не только противостоять внешним психотравмирующим, стрессовым условиям и обстоятельствам, но и превращать их ситуации собственного развития.

Характеристики «суицидальной» личности Характеристики жизнестойкой личности
Низкий уровень развитости волевых качеств: слабый самоконтроль, неразвитые навыки целедостижения Высокий уровень развитости волевых качеств
Патология смысловой регуляции: деформация мотивации и целеполагания; структурная упрощенность смысловой сферы; искаженность представлений о смысле жизни, обедненность целевой структуры деятельности; неустойчивость ценностей и целей в жизни; сниженный контроль по отношению к собственной жизни Оптимальная смысловая регуляция
Недостаточная социальная компетентность; деструкции когнитивных структур; неполноценность ориентировки в реальной ситуации Развитая социальная компетентность; норма развития когнитивных структур; полноценность ориентировки в реальной ситуации
Неадекватность самооценки Адекватность самооценки
Неблагополучие коммуникативной сферы: нарушения в системе контактов, затрудненность коммуникаций Благополучие коммуникативной сферы
Инфантильность: потребность в симбиотических отношениях, эмоциональная зависимость Самостоятельность
Непереносимость фрустрации Фрустра́ция («обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей Устойчивость к фрустрации

 

Пропаганда девиантного поведения через продукцию, предназначенную для детей и молодёжи.

Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания.

Дети и подростки продолжительное время смотрят иностранные мультфильмы со сценами агрессии и жестокости. Во многих авторитетных источниках содержаться данные о том, сколько актов насилия успевает увидеть ребенок до достижения им совершеннолетия по телевизору и компьютеру. Ученые Гарвардского университета считают, что к 18-летнему возрасту, американский ребенок видит насилие более 180 тыс. раз - из них примерно 80 тыс. убийств. Группа других исследователей пришла к выводу, что ребенок к моменту достижения несовершеннолетия успевает увидеть 200 тыс. актов насилия (Миллер, Плагенс, Фут и Йофе).

Вместе с социально одобренными способами достижения целей, игра, вооруженная новой идеологией, предлагает способы, противоречащие закону и морали. Все, на что культура накладывает запрет, здесь разрешается. Смысл подавляющего числа игр – убийство. Лги, предавай, прелюбодействуй, сотвори кумира, укради, - таковы ценностные установки невидимой новой идеологии, стремительно распространяющейся в глобальном мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.073 с.)