ТОП 10:

Модель деструктивного контроля сознания С. Хассена



Деструктивный культ — это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая), которая практикует:1. обманную вербовку;2. прибегает к использованию контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине.

Контроль сознания и промывание мозгов (сравнение двух методов)

Промывание мозгов:

· Принудительно.

· Физическое лишение свободы.

· Использование пытки, прямое насилие.

· Вначале промыватели мозгов рассматриваются как враги.

· Создает податливое поведение: ложные исповеди, признания.

Контроль сознания:

· Тонкий и изощренный (хитрый и обманчивый).

· Добровольное участие и сотрудничество.

· Вначале контролеры сознания рассматриваются как друзья (добрые).

· Создает новую идентичность (личность): интернализация новых верований.

Контроль сознания

 

Контроль сознания может быть понят в свете четырех основных сфер: контроль

· поведения,

· информации,

· мышления (мыслей),

· эмоций (чувств).

Три стадии завоевания контроля над сознанием

1. Размораживание (доведение до состояния психологической аморфности):

дезориентация (путаница),

сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка,

физиологическая манипуляция: депривация сна; депривация приватности; изменение диеты,

гипноз: визуализации; притчи и метафоры; двусмысленности (лингвистические двойственности); использование намека (внушения); медитации, монотонное говорение (скандирование), произнесение молитв, пение;

люди принуждаются поставить под вопрос свою идентичность.

2. Изменение:

создание и навязывание новой идентичности, проделанное шаг за шагом: формально — в ходе индоктринальных занятий; неформально — другими членами, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.,

использование техник модификации поведения: награды и наказания; использование техник, останавливающих мышление; контроль среды (окружения),

мистическая манипуляция,

использование гипноза: повторение; монотонность; ритм; использование исповеди и доносов.

3. Замораживание (консервация новых стереотипов):

новая идентичность укрепляется, от старой идентичности отказываются: отделение от прошлого; передача собственности, банковского счета; переход к культовой деятельности — вербовке, сбору пожертвований, сближению с другими членами,

новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая «семья»,

спаривание с новыми ролевыми моделями: система «приятельства».

индоктринация продолжается — семинары, учеба.усвоение групповых норм.

Культовый контроль сознания не столько стирает прежнюю личностную идентичность, сколько создает новую, чтобы подавить старую. (Джон-Джон и Джон-культ).

Стадии завоевания контроля над сознанием.

Контроль сознания – это применение манипулятивных методов при попытке изменить мышление, поведение, верования, эмоции или процесс принятия решений человека, помимо его воли и желания.Курт Левин - немецкий, а затем американский психолог, выделил 3 стадии контроля над сознанием:

1) Размораживание- психологическое растормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания. Нельзя разрушить прежнюю личность до тех пор, пока цел ее фундамент. В первую фазу входят: а) дезориентация (путаница)-человеку начинают говорить что то, чем он жил раньше, – это плохо. Например: жена его не любила, а эксплуатировала; друзья – обуза, они препятствуют его самосовершенствованию, так как не хотят, чтобы он стал лучше их ; б) сенсорная депривация / сенсорная перегрузкапозволяют ввести человека в трансовое состояние и открываютвозможность обращения к подсознательному. Под сенсорной депривацией подразумеваются, например, различные формы медитации, задача которой – расслабить человека, ввести его в транс, что создает все условия для подсознательного внушения. Сенсорная перегрузка состоит в перегрузке информацией: непрерывные лекции, сменяющиеся играми, песнопениями, медитациями. Конечная цель – вызвать перегрузку восприятия человека, когда он потеряет способность осмысливать происходящее с ним и начнет воспринимать убеждающие сообщения без их критического анализа; в)физиологическая манипуляция: депривация сна: регулярное недосыпание ведет к уменьшению способности рационально мыслить, резко снижается способность к критическому анализу действительности, человек становится более внушаем; депривация приватности:человек постоянно на виду, у него нет времени побыть в одиночестве; изменение диеты: организм оказывается в непривычных условиях, что облегчает процесс внушения, осуществляемый в секте. Снижаются способности рационального мышления.г)гипноз: визуализации; притчи и метафоры; двусмысленности (лингвистические двойственности); использование намека (внушения); медитации, монотонное говорение (скандирование), произнесение молитв, пение; д) люди принуждаются поставить под вопрос свою идентичность :В результате всех этих действий человек вынужден поставить под вопрос личностную самоиндетичность. Осуществляется переоценка прошлого человека (внушение фальшивых отрицательных, якобы имевших место до вступления в организацию, и забвение реальных положительных воспоминаний).

2) Изменение - формально пошаговое создание и навязывание новой самоидентичности осуществляется в ходе индоктринальных занятий – лекций, бесед, неформально – через общение с другими членами группы, прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей соответственно, чтение книг. В числе техник изменения поведения можно назвать следующие: а) поощрения и наказания; б) блокировка мышления; в) контроль среды; Помимо того применяется мистическая манипуляция, то есть любым событиям придается мистическое содержание.Гипноз и другие техники изменения сознания: монотонные ритмические повторения, однообразное скандирование или пение, «моления», визуализации – все это приводит к погружению адепта в транс и производит те эффекты, которые связаны с трансовым состоянием.

3) Замораживание - постепенно новаясамоидентичность укрепляется, в то же время от прежней самоидентичности избавляются с помощью:

а) Отделения от прошлого; сокращения или полного прекращения контактов с друзьями и семьей: человека лишают альтернативы и любых потенциально опасных источников антисектантского влияния.

б) Отказа от жизненно важной собственности и передачи в дар секте денежных средств, что приводит к полной финансовой зависимости от секты (практикуется не везде), в большинстве случаев используется частичная финансовая зависимость (обычно адепт «жертвует» секте определенный процент от своих доходов).

в) Перехода к деятельности в пользу секты: вербовке, сбору пожертвований (фандрайзингу), сближения с другими адептами – человек живет только сектой, никаких других интересов и ценностей за ее пределами у него нет, он превращается в профессионального сектанта.

г) У адепта появляется новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая «семья» – секта. Руководство образует пары с новыми ролевыми моделями, основанными на системе «приятельства».

д)Сектанту дают старшего «товарища», с которым адепт обязан советоваться во всех вопросах и проводить большую часть времени. Индоктринация (внушение) продолжается через практикумы и семинары в уединении от общества.

Вопрос.

Л. Штамм выделяет следующие фазы в насильственной индоктринации членовсект:

1. Фаза вербовки осуществляется людьми, интуитивно чувствующими потенциального члена секты. На этой фазе происходит эмоциональное дестабилизи-рование человека и запутывание в противоречиях. Вербующий член секты старается вызвать доверие на длительное время, демонстрирует желание оказать помощь нуждающемуся, направив его на верный путь. Человек, осуществляющий вербовку, выглядит воодушевленным, радостным, проявляет себя членом сообщества, которое всех делает счастливым.

2. Введение в учение заключается в изложении основных положений предлагаемой доктрины. Основной задачей этого этапа является психологическая привязка вербуемого человека с вовлечением его в провозглашаемую идеологию, в смысл таинства. Форма вовлечений может быть разнообразной: курсы, семинары, лекции, богослужения, изучение книг, просмотр видеокассет, во время которых «учения», излагаемые основателями секты, выдаются «порционно». Наблюдается тенденция связывать людей новыми обязанностями, не оставляя им времени для самостоятельного критического осмысления происходящего. Активно используются комплименты и похвалы типа: «Как хорошо, что ты пришел, как мы рады тебя видеть» и пр. Таким образом, человек получает приятную для него эмоциональную поддержку. Процесс ввода в учение направлен на усиление контроля над мыслями и чувствами. Активно используется аутосуггестия, при которой человек начинает считать, что он получает в секте именно то, к чему он стремился. Создается своеобразная картина иллюзорного мира, обладающая аддиктивной привлекательностью. Вербовщики пытаются убедить человека в том, что пребывание в секте сделает его приближенным к элите, открывшей для себя особую правду. Постепенно у вербуемого исчезает критическое отношение, которое могло присутствовать ранее. Параллельно прививается стремление к достижению значимой цели. Индоктринация приводит к появлению у людей новой идентичности, новой личности, думающей, чувствующей в иных категориях, используется другая система ценностей. Формируется новая аддиктивная личность.
Наличие новой идентичности приводит к расщеплению личности с возникновением в подсознании .ощущения опасности и несоответствия. Существует точка зрения, свидетельствующая о том, что сформированная у человека аддиктивная личность конфронтирует с прежней личностью. Ощущение раздвоенности может провоцировать эмоциональное напряжение. Подсознательные импульсы при наличии двойной идентичности не контролируются в достаточной степени. Возможность прорыва энергетического потенциала из глубины подсознания в этих состояниях возрастает. Имеет значение не только явление расщепления (наличие двух личностей — аддиктивной и условно нормальной), но и содержание переживаний аддиктивной личности. Если содержание переживаний носит такой характер, что оно больше стимулирует подсознание, то опасность прорыва материала из подсознания усиливается. Аддиктивная личность, имеющая в качестве содержания аддикции влечение к еде, характеризуется малой вовлеченностью глубинного подсознания. Нарушение драйва к еде, естественно, происходит, но эта стимуляция индивидуального подсознания отличается качественно от стимуляции коллективного подсознания, происходящей под влиянием религиозного чувства в сектах. Поэтому, спецификой формирования аддиктивной личности в рамках секты является более выраженная опасность возникновения психического заболевания, что подтверждается практикой. Анализ показывает, что психические нарушения шизофреноформного характера у патологических азартных игроков, у лиц с перееданием, встречаются реже, чем у членов тоталитарных сект. Аддикция к секте в этом плане представляет значительно большую опасность.
Сравнение изменений, происходящих в психике человека в результате его участия в секте с изменениями, возникающими при аддикции, может проводиться и с количественной стороны, выражаясь в том и в другом случае в стремлении человека получать все больше и больше переживаний. Со временем у члена секты критическое осознание угнетается, прежняя личность вытесняется.

3. Увеличивающаяся связь с группой проявляется в разрыве человека с прежними «корнями». Жизнь течет в лоне группы. Происходит прерывание контактов с теми, кто отвлекает от постоянной связи с группой.

4. Альенация (отчуждение) от окружающего мира и изоляция, происходящие параллельно со все большим вхождением в жизнь секты.

5.Укрепление приверженности к учению секты, характеризующееся усилением зависимости, контроля над сознанием и чувства идентичности с сектой.

39 вопрос:

Психические негативные последствия пребывания сознания личности под культовым контролем включают:

1. Крайнее нарушение личностной идентичности (радикальные изменения личности).

2. Диссоциирующие («плавающие») состояния, возвращающие по механизму триггера к воспоминаниям о культовой жизни.

3. Приступы паники и тревожности.

4. Депрессия.

5. Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом (ПТСР).

6. Замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы.

7. Чувство вины.

8. Страх.

9. Потеря доверия: боязнь близости и обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством.

10. Духовное насилие.

11. Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью.

12. Развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность).

13. Потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора.

14. Неспособность образовать близкие дружественные отношения вне культа или наслаждаться гибкими, непринужденными связями.

15. Недобровольно, де-факто — рабство или эксплуатация.

16. Потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения (особенно в группах, где участники полагаются на вышестоящих или лидера при принятии этических и практических решений, таких, как стоит ли жениться, оставить работу, ходить в колледж, посетить родителей и т.п. Этот ущерб также вероятен там, где ограничен или отсутствует доступ к источникам информации).

17. Задержка достижения зрелости (например, 30-летний культист, который никогда не назначал свиданий из-за культовых запретов).

18. Психические расстройства: галлюцинации, искаженные восприятия реальности, расщепленная личность, нервные срывы, психопатические эпизоды, паранойя, мания величия, регрессия к детскому поведению, суицидальное мышление (эти симптомы более вероятны для групп, поддерживающих широкое использование методик остановки мышления).

19. Ослабленная психологическая интеграция, то есть разобщение с докультовой семьей, традициями, друзьями, ценностями и личностью, с целями в будущем.

20. Культисты могут стараться существовать в узком, имеющем одно измерение настоящем, отвергая прошлое и будущее.

21. Отчуждение, враждебность, паранойя и апатия в отношении обычного общества.

Психосоматические проблемы:

1. Расстройства сна: кошмары.

2. Пищеварительные расстройства.

3. Сексуальные проблемы.

4. Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные раздражения).

Соматические проблемы проявляются в следующем:

1. Ухудшение физического состояния, возросшая восприимчивость к несчастным случаям, болезням и общему утомлению.

2. Неполноценность питания.

3. В культах, где нормами являются беспорядочность в половых связях и/или проституция, увеличивается риск заболеваний, переносимых половым путем.

4. Избиения, в том числе детей.

5. Сексуальные злоупотребления, особенно в отношении женщин и детей.

6. Преждевременная смерть из-за отсутствия или неадекватного медицинского ухода.

Социальные проблемы:

1. Преследование и угрозы со стороны культа.

2. Огорчающая потеря друзей, семьи.

3. Финансовый ущерб: финансовая зависимость от культа оставляет приверженцев без средств в случае медицинской или иной срочной необходимости. Если они хотят уйти, у культистов часто нет денег, чтобы это сделать. Наконец, если они ухитряются уйти (при помощи со стороны, например), они могут не иметь средств, чтобы содержать себя в некультовом мире. Многие состоятельные адепты передали культам огромные финансовые суммы для управления по доверенности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.203.142 (0.01 с.)