ТОП 10:

Понятия «суицид», «самоубийство», «суицидальное поведение».



Самоубийство (суицид) — это осознанное лишение себя жизни. Самоубийством называют как сознательные действия, приведшие к смерти, так и действия, в результате которых была совершена попытка лишения себя жизни, но в силу обстоятельств не повлекшая фатального исхода

Суицидальное поведение — понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

Суицидальное поведение – поведение, включающее различные формы активности и служащее деструктивным средством разрешения личностных проблем в условиях конфликтной ситуации. Это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.

Суицид-Основным понятием в суицидологии является понятие суицида (от лат. sui — себя, caedo — убивать, уничтожать); под ним понимают акт лишения себя жизни, при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно и осознанно. Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею конфликта.

45.Факторы суицидального поведения: внешние (или повод) и внутренние (или причина).

Внешние (или повод):

 семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);

 болезнь, смерть близких;

 одиночество, неудачная любовь;

 половая несостоятельность;

 оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.

Внутренние (или причина):

 психические заболевания;

 соматические заболевания;

 уродство

Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

  • опасение уголовной ответственности;
  • боязнь иного наказания или позора.

Конфликты, связанные с работой или учебой.

Материально-бытовые трудности.

 

Виды суицидального поведения.

Виды суицидального поведения: истинный суицид, демонстративный суицид и скрытый суицид.

Истинный суицидникогда не бывает спонтанным - хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние, или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди нередко такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду - размышления человека о смысле жизни. Поэтому в своего рода "группу риска" по суицидам составляют подростки и старики. Подготовка к самоубийству может включать определенные действия: оформление завещания, улаживание конфликтов и т.д. Цель истинного суицида – лишить себя жизни, не принимая во внимание реакцию родных и друзей.

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.

Основная часть суицидов- это не что иное, как попытка вести диалог: только, разумеется, вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Это явление психиатры часто называют демонстративным суицидом.

При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.(по-другому это парасуицид) Парасуицид. Заключается в демонстративном причинении вреда собственному здоровью без действительного стремления человека к смерти. Парасуицид наблюдается у людей, находящихся в состоянии дистресса и имеющих симптомы нервного истощения

Скрытый суицид - удел тех, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы, но тем не менее другого пути опять же найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни "по собственному желанию", а так называемое "суицидально обусловленное поведение". Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость… Cколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни: как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.

При скрытом суицидальном поведении также прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Суицидальное поведение как последовательная совокупность определенных этапов.

Суицидальное поведение - Вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель - смерть, мотив - разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Суицидальное поведение включает в себя следующие разновидности:

· Действия демонстративного (имитационного) характера, так называемые суицидальные телодвижения, жесты (суицидальный шантаж)

· Незавершенные суициды – суицидальные попытки, совершаемые с намерением лишить себя жизни, но не закончившиеся смертью по не зависящим от самоубийцы причинам

· Завершенные суициды, заканчивающиеся смертью.

Психологическая структура суицидального поведения:
1. Мотивационный компонент включает мотивы в форме социальных установок и относительно устойчивых ценностных ориентаций. Важнейшая характеристика этого компонента — наличие внутриличностного конфликта смыслообразующих мотивов, исключающего их одновременную реализацию.
Выделяют пять типов суицидального поведения (пять типов ведущих мотивов: протест, призыв к состраданию, избегание душевных или физических страданий, самонаказание, отказ от жизни как капитуляция).
Тип суицидального поведения проявляется в зависимости от возраста, типа личности суицидента, а также от ситуации, спровоцировавшей суицид. В молодом возрасте (от 18 до 30 лет) преобладают протестные и призывные формы суицидального поведения. В более пожилом (после 45 лет) преобладают суициды типа избегания страдания, самонаказания и отказа. Протестное и призывное суицидальное поведение часто встречается у лиц с инфантильным складом личности, которым присущи эгоцентризм, негативизм, эмоциональная неустойчивость.
2. Аффективный компонент включает относительно устойчивые суицидальные эмоциональные переживания, отражающие уровень значимости кризисной ситуации. К ним относятся: быстро протекающие острые аффекты; устойчивое депрессивное состояние; состояние фрустрации большой интенсивности, переживания непереносимости конфликтной ситуации, тягостного ожидания негативных последствий совершенного проступка, тревоги перед потерей социального статуса, страха перед необходимостью принимать на себя ответственность.
3. Ориентировочный компонент представляет собой блок деятельности по анализу социальной ситуации, осознанию уровня ее кризисности, принятию суицидального решения, формированию суицидальных целей, планированию и совершению соответствующих действий. Он включает кроме того “Я-образ” суицидента, а также образ личностно значимой психотравмирующей ситуации — сложившихся взаимоотношений с окружающими, особенностей своей внутригрупповой социально-психологической роли и т.п.
4. Исполнительный компонент структуры суицидального поведения представляет собой словесные и поведенческие реакции, отвечающие ориентировочному и аффективному компонентам. Они проявляются в форме суицидальных высказываний или же суицидальных действий. Такие действия отражают психологию суицидента, приводя к завершенному суициду или оставаясь его попыткой.

48. Затруднения, связанные с распространенностью ошибочных суждений о самоубийстве.

С педагогической точки зрения.

· Первая группа педагогических ошибок связана с профессиональной непригодностью учителя и низким уровнем педагогического мастерства: грубость учителя, унижение ученика, "наклеивание ярлыков", публичная компрометация учащегося, нарушение педагогического этикета, прямой диктат, месть или косвенное сведение счетов, запугивание.

· Вторая группа ошибок детерминирована определенной педагогической позицией учителя, что проявляется в его отношении к ученику: демонстрация превосходства, равнодушие к учебным успехам, предвзятое отношение, лицемерие, игнорирование учащегося.

· Третья группа ошибок - неправильное конструирование педагогических действий. Примером могут служить обсуждения на занятиях суицидальных поступков (художественных героев, известных личностей), в ходе которых суицидальные поступки трактуются как нормальные, приемлемые образцы поведения в трудной ситуации, а иногда как высоконравственные поступки.

Затруднения в педагогической превенции суицидальных явлений вызваны недостаточной подготовкой будущих педагогов в этом направлении, а также недостаточной разработанностью педагогического инструментария диагностики и превенции суицидальных явлений.

Собственно педагогическая профилактика суицидального поведения заключается не в устранении его внешних причин, а в воспитании личности, способной противостоять трудным жизненным обстоятельствам, превращая их в ситуации осознанного саморазвития, т.е. в воспитании жизнестойкой личности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.249.15 (0.004 с.)