Вопрос 30.Уровни формирования алкогольной зависимости подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 30.Уровни формирования алкогольной зависимости подростков



Результаты различных исследований позволили выделить семь уровней вовлеченности учащихся старших классов в употребление спиртных изделий.
Нулевой уровень характеризует школьников, не знакомых с опьянением и эйфоризирующим действием спиртного. Алкоголь не употребляется ими либо в соответствии с традициями семьи, либо благодаря личной установке на полную трезвость. Отношение к спиртным изделиям активно (реже — пассивно) отрицательное. У школьников данной группы выработана личная стратегия поведения, направленная на отказ от употребления алкоголя в любых ситуациях.
I уровень — начальный, характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртного. Употребление алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощущений как от органолептического действия спиртного (запах, вкус), так и от опьянения, заканчивающегося явлениями астении. Эйфории от употребления этанола обычно не возникает. Переносимость алкоголя низкая. Школьники, относящиеся к этому уровню, к потреблению алкоголя не стремятся. Выпивают только в тех случаях, когда нельзя отказаться. Большинство их близких, знакомых и друзей редко употребляют алкоголь и относятся к нему отрицательно или безразлично. На I уровне вовлеченности в употребление спиртного меры воспитательного и запретительного характера могут привести к прерыванию или полному прекращению алкоголизации.
II уровень — эпизодическое употребление алкоголя, характеризуется знакомством старшеклассников с различными изделиями, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртного хорошо переносятся, вызывая эйфорию, что придает привлекательность потреблению алкоголя. Но сами учащиеся редко становятся инициаторами выпивок. Мотивы употребления разнообразны: повысить коммуникабельность, поступать «как все», выглядеть более взрослым и самостоятельным.
III уровень — уровень высокого риска развития алкоголизма, отличается усилением эйфоризирутощего, активирующего и релаксирующего действия спиртного. Алкоголь все еще доставляет больше приятных ощущений, чем неприятных. Расширяется число поводов для выпивок, алкоголь употребляется уже более 2 раз в месяц. За алкогольными эксцессами следует утренняя сомато-психическая астения. Отношение к алкоголю активно или пассивно положительное. Формируются товарищеские отношения с выпивающими людьми. Возникают эпизодические конфликты с различными социальными институтами как результат пьянства..
IV уровень — уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Учащиеся сами становятся активными инициаторами выпивок. Отношение к алкоголю безусловно положительное. Частота его потребления — несколько раз в неделю. Влечение к спиртному отмечается не только в вечерние часы, но и в течение всего дня. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние, а эйфория от спиртного бывает особенно яркой. Алкоголь используется как допинг, как регулятор поведения и настроения. Теряют значение конструктивные, одобряемые обществом мотивы, связанные с обучением, повышением профессионального уровня, интересами семьи, укреплением здоровья, творческими увлечениями. Прерываются контакты с прежними друзьями, а новые знакомства, как правило, обусловлены совместным употреблением алкоголя.
Характерно, что на IV уровне вовлеченности в употребление алкоголя учащиеся (теперь уже фактически больные) оказывают выраженное сопротивление попыткам ограничить их пьянство. Тем не менее меры запретительного и воспитательного характера еще могут подействовать. Возрастает роль медицинского вмешательства. Лечение у нарколога, постоянный контроль со стороны учебного заведения, семьи как во время активной терапии, так и в последующем оставляют надежды на успешное преодоление алкогольной болезни.
V уровень — уровень физической зависимости от алкоголя. На фоне усиливающейся психической зависимости от алкоголя формируется повышенная переносимость спиртного, подавляется защитная рвотная реакция на его передозировку. Все чаще нарушается память в периоды опьянения. Наблюдаются изменения личности алкогольной природы, происходит десоциализация.
Основным признаком этого уровня вовлеченности в употребление алкоголя является похмелье, или абстинентный синдром. Он выражается ощущением разбитости, понижением настроения, взрывчатостью, тревожностью, обидчивостью. Соматовегетативныйсимптомокомплекс характеризуется головными болями, головокружением, нарушением сна, потливостью, снижением аппетита, утренней тошнотой и рвотой, ознобом, дрожанием пальцев рук или всего тела. Если у взрослых похмелье длится обычно от 2 до 8 сут, то в подростковом возрасте оно короче — от 24 до 36 ч.

31. Защитные факторы — это условия, препятствующие злоупо­треблениюпсихоактивными веществами.

Первую груп­пу защитных факторов составляют условия гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации, другую — специ­фические антинаркотические установки, получившие также назва­ние внутриличностный антинаркотический барьер.

^ Гармоничное развитие личности, безусловно, выступает как за­щитный фактор по отношению к возможности наркотизации.

Согласно современному каузальному подходу к профилактике злоупотребления ПАВ, гармонично развитая личность не нуждается в приеме ПАВ для удовлетворения своих насущных потребностей. Уходу в наркотизацию в этом случае противопоставляется самореали­зация личности в обществе, раскрытие ее потенциальных возможно­стей в социально-приемлемом русле. Таким образом, стратегическая задача профилактической деятельности состоит в том, чтобы созда­вать и поддерживать оптимальные условия развития личности, то есть условия, в которых возможно удовлетворение актуальных потребнос­тей человека социально-приемлемыми способами. Речь идет не толь­ко об обеспечении психофизического развития ребенка (полноцен­ный уход и сберегающие здоровье педагогические технологии). Необ­ходимо помнить, что удовлетворение потребностей ребенка приводит к низведению их лишь на уровень «условий, а не внутренних источ­ников развития личности: личность не может развиваться в рамкахпотребностей, ее развития предполагает смещение потребности на созидание, которое не имеет границ».Это положение имеет принципиальное значение для работы по профилактике злоупотреб­ления ПАВ с детьми и подростками.

Поскольку злоупотребление психоактивными веществами рас­сматривается в рамках аутодеструктивного (саморазрушающего) по­ведения, одна из наиболее важных стратегических задач профилак­тики — создание условий для развития в ребенке «внутреннего сози­дателя». Развитие созидающей личности подразумевает способность воспитателя распознать в «разрушительных симптомах» (немотиви­рованной агрессии, тревожности, психосоматических расстройствах) ресурс созидательной энергии и уметь перенаправить эту энергию в позитивное русло. Эта идея является центральной в разработанной нами профилактической программе.Человек не может стать личностью вне социума. А. Н. Леонтьев указывал, что личность — это особое качество, которое индивид при­обретает в обществе, будучи вовлеченным в отношения, обществен­ные по своей природе. Поэтому благоприятные условия для успешной социализации являются значимыми факторами, защищающими от вовлечения в наркотизацию.

Социализация предполагает взаимодополняющие процессы адап­тации к социокультурному окружению и проявления уникальности личности в обществе. Успешная социализация предполагает хоро­шее ролевое развитие и формирование социальной компетенции.

^ Ролевое развитие — умение принимать роли, различные по ста­тусу и содержанию, избегая при этом патологических ролей.

Создание благоприятных условий для хорошего ролевого разви­тия является важным направлением работы по профилактике зло­употребления ПАВ с проблемными детьми младшего школьного возраста, поскольку именно в этот возрастной период происходит интенсивное ролевое развитие.

Итак, защитными факторами от вовлечения в наркотизацию яв­ляются условия гармоничного развития личности, с опорой на ее со­зидательный потенциал и успешную социализацию ребенка. Про­филактическая работа, ориентированная на эти факторы соответст­вует современным требованиям к профилактике злоупотребления психоактивными веществами, так как создание и поддержание этих условий позволяет с достаточной степенью уверенности говорить о предотвращении любых форм девиантного и аутодеструктивного поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.004 с.)