Использование текстов военной тематики на занятиях по развитию слуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование текстов военной тематики на занятиях по развитию слуха.



По мнению авторов программы для слабослышащих детей, тексты должны не только соответствовать уровню речевого и интеллектуального развития школьников, но и решать воспитательные задачи. Богатым воспитательным содержанием обладают тексты военно-патриотической тематики, которые представлены в программе 4 четверти у учащихся младшей и средней школы. Несмотря на богатый воспитательный потенциал, данные тексты очень трудны для восприятия. Это происходит из-за высокой степени абстрактности лексики (понятия «родина», «честь», «доблесть»), сложностей, которые испытывают школьники в установлении причинно-следственных связей, а так же понимания характера и поступков героя.

Мы считаем, что данные трудности можно преодолеть, если использовать метод проектной деятельности.

 

 

Проект «Подвиг на войне»

Проект «Подвиг на войне» разработан, исходя из трудностей, с которыми сталкиваются слабослышащие школьники при восприятии текстов военной тематики на занятиях по РС и ФП. Поскольку данная тема встречается в программе для младшего и среднего звена, то данный проект будет актуален для детей 5 и 6 класса школы слабослышащих. В проекте осуществляется взаимодействие группы специалистов, и предполагается активное участие родителей.

 

Характеристика проекта:

  • по содержанию: исследовательский проект;
  • по предметной области: межпредметный (принимают участие дети, учитель-сурдопедагог, библиотекарь, учителя русского языка и истории, родители);
  • по количеству участников: внутриклассный;
  • по характеру контактов: внутриклассный;
  • по продолжительности: краткосрочный (в течение недели перед Днём победы).

Проблема: дети испытывают значительные трудности при восприятии текстов по развитию слуха; словарный запас ограничен, эмоциональное восприятие обеднено. Родители не принимают активного участия в индивидуальной работе, что приводит к снижению динамики развития ребенка.

Цель: Развитие способности воспринимать рассказы о ВОВ на занятиях по РС и ФП. Активизация родителей к индивидуальным занятиям.

Задачи:

· ознакомить детей с основными событиями войны и бытом людей в тылу и на фронте;

· изучить лексику, необходимую для понимания рассказов о ВОВ;

· выбрать из литературных произведений описание человеческих качеств героев войны;

· формировать семантическое поле по теме «День Победы»;

· познакомиться с культурным наследием 40-х годов (музыкальные произведения, картины, литература);

· изучить семейную историю для эмоционального сопереживания людям, пережившим войну.

 

Тема исследования: «Подвиг на войне».

Направляющие вопросы:

ü Что я знаю о Великой Отечественной Войне?

ü Какие произведения о Великой Отечественной Войне существуют?

ü Как я могу описать героя войны?

ü Что я узнал важного и интересного для себя?

ü Что я хочу рассказать своим товарищам?

ü Как мне не забыть и не потерять нужную информацию?

 

Этапы и сроки реализации:

Этапы проектной деятельности Действия участников:
1. Подготовительный   (1 урок – 40 минут) Сурдопедагог знакомит родителей и учителей с проблемой, целями и сроками проекта; Ученики знакомятся с проблемой, делятся на рабочие группы, планируют предстоящие дела и средства достижения цели, определяют участников проекта (помощников) Рабочие группы: 1.«Историки» - составляют хронологию ВОВ с помощью мультимедийных средств; 2.«Запевалы» - изучают и исполняют жестовую песню; 3.«Писатели» - составляют эссе по результатам прочитанных и просмотренных произведений; 4. «Хранители» - составляют архив семейных событий. В процессе предложенной работы мы предлагаем разделить ребят в группы по уровню речевого развития. Так, детям с наилучшим языковым уровнем можно предложить просмотр произведений культуры и написание эссе. Наиболее легкое задание – изучение жестовой песни, поскольку жестовый язык является естественным и привычным для детей с нарушением слуха.
2. Аналитический   (Внеклассная работа – 4 часа)     Ученики выбирают нужные книги в библиотеке, ищут статьи в Интернете, обращаются за помощью к учителю истории, литературы и русского языка, изучают словари; Учитель истории рассказывает классу об основных событиях ВОВ, опираясь на слайд-шоу, подбирает дополнительные источники информации (учебники, военные энциклопедии и т.д.) Библиотекарь подбирает рассказы о ВОВ, ориентируясь на возраст и речевой уровень ученика; Учитель русского языка подбирает толковые словари и вместе с учениками составляет словарь прилагательных «Герой и враг», осуществляет подготовку детей к написанию эссе.
3. Основной (Внеклассная работа – 8 часов) «Историки» при помощи учителя и Интернет ресурсов составляют мультимедийную презентацию, сопровождая каждый слайд письменным комментарием; «Запевалы» прослушивают существующие песни о войне, смотрят и слушают жестовые песни о войне, разучивают жесты с педагогом дополнительного образования, который в школе ведёт курсы жестового языка. «Писатели» под руководством родителей читают существующие рассказы о войне, смотрят картины, обсуждают их содержание, проясняют непонятные моменты. По итогам увиденного составляют эссе с использованием опорной лексики. «Хранители» интервьюируют родителей, бабушек и дедушек о жизни своей семьи в годы Великой отечественной Войны, изучают фотоархив, составляют общую для группы стенгазету «Герои моей семьи».
4. Презентационный (1 урок)     По результатам проведенной работы проводится междисциплинарное занятие – праздник, на котором присутствуют учителя класса, сурдопедагог и родители школьников. Дети выступают группами, рассказывая классу наиболее интересную информацию и узнавая новое.
5. Рефлексивный   (Внеклассная работа – 1 час) Ученики подводят итоги, оценивают свою работу и работу товарищей, получают оценку своей деятельности от учителей. Так же дети осмысливают, что нового и интересного они узнали, собирают источники дополнительной литературы, просят совета в дальнейшем исследовании. Родители имеют возможность оценить речевой уровень своего ребенка, эффективность тех или иных методов работы, получить консультацию специалистов.

 

Таким образом, в ходе данного проекта будет задействован широкий круг специалистов и родителей, дети получат возможность самостоятельно добыть знания, применить их в интересной для себя форме, попробовать свои силы, проявить творчество. Совокупность данных факторов будет способствовать более прочному запоминанию полученных сведений, а так же развитию умения применять знания на практике.

 

 

Приложения.

Приложение 1.

Список использованной литературы:

  1. К.Г.Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич и др., «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида», «Просвещение», 2003 г., 430стр.
  2. Т. К. Королевская, А.Н. Пфафенродт, «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей», «Владос», 2004г.
  3. О.А. Красильникова, «Литературное развитие слабослышащих школьников», «Каро», СПб, 2006г., 298 стр.
  4. «Сурдопедагогика» под ред. Е.Г.Речицкой, «Владос», 2004г., 654стр.
  5. И.В. Королёва, «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых», «Каро», СПб, 2009г., 751 стр.
  6. И.В. Королёва, П. Янн, «Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов», «Каро», СПб, 2011г., 329 стр.
  7. Шошин П.Б. Слуховая работа со слабослышащими школьниками. Основные прин­ципы и их практическая реализация //Дефектология. М., 1976.

Приложение 2.

Варианты текстов для развития слуха по военной тематике.

«Хлеб».

Один раз уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вернулись домой через неделю. Хлеб покрылся плесенью (хлеб стал черствый). Я хотел его выбросить, но вспомнил один случай. Была война. Наша часть освободила деревню. У ворот дома стояла девочка и просила хлеба. Я вынул и мешка солдатские сухари и отдал ей. Она схватила их и стала есть. Я вспомнил этот случай, и мне стало стыдно, что я хотел выбросить хлеб.

«Расплата»

Оба они (мальчики) были из Донбасса. Жили в одном доме, учились в одной школе. Коля – в 4 классе, а Вася – во втором. Началась война. В поселок пришли фашисты. Отец Коли ушел в партизаны (стал партизаном). Васину мать фашисты увезли в Германию. Мальчики стали жить одни. Рядом в комнате поселился солдат. Он заставлял ребят чистить ему сапоги и одежду, стирать белье. Однажды, когда фашист спал, Вася взял у него гранату и отдал в окно Коле. Потом собрал свои книжки и побежал в рощу. Коля бросил гранату в окно на кровать фашисту. Граната взорвалась, а мальчики ушли в партизаны.

«Улица имени Саши Бондаренко»

Шла Великая Отечественная война. Село, где жил Саша Бондаренко, заняли фашисты. Они грабили и жгли все на своем пути. В опасности была школьная библиотека. Саша решил спасти книги. Более двухсот книг перенес Саша к себе на чердак. Там он их надежно спрятал. Вскоре Саша стал командиром подпольной группы. В ночь с 7 на 8 ноября 1942 года Саша вывесил на улицу красные флаги. Фашисты схватили героя и замучили его. Война закончилась. Дети этого села нашли спасенные книги. Они взяли их в свой музей. Все помнят Сашу – смелого человека. Его именем назвали улицу.

«Хатынь»

Наша семья поехала в Хатынь. Хатынь – это название деревни. Здесь во время войны погибли все жители. Фашисты согнали в сарай женщин, детей, стариков и подожгли его. Теперь там памятники. Печные трубы с колоколами. Было 28 домов, а теперь 28 памятников. Когда идешь по улице, то становится страшно. Вместо домов стоят трубы. На них написаны имена погибших. В тот день собралось очень много народу. Все плакали и несли цветы. Я спросила шепотом у папы: «Почему все молчат?» Папа ответил: «Слушай звон колоколов – они отвечают всем».

«Подвиг юного горниста»

Долго не могли фашисты взять Брестскую крепость. Каждое утро раздавались в крепости звуки горна. Горнистом был юный Петя Клыпа. В крепости оставалось много патронов и гранат. Командиры решили вести солдат в атаку. Петя вышел из крепости и затрубил атаку. Маленький горнист шел впереди, а за ним – герои крепости. Фашисты не ожидали, что измученные защитники крепости начнут бой. Многие бойцы смогли уйти от немцев. А юный горнист был ранен, и горн выпал из его рук. Петя Клыпа остался жив, попал в плен. Два раза он бежал из плена и в конце войны попал к своим.

Приложение 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.01 с.)