Методы компенсации нарушенной речевой функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы компенсации нарушенной речевой функции



Основную группу тугоухих и глухих в специальных учреждениях составляют дети с воспринимающим или нейросенсорным нарушением слуха наследственного и приобретенного характера. Примерно половина из них 51 % имеет глухоту, другая половина 46,6% тугоухость, а у 2,4 % смешанная форма тугоухости и врожденные аномалии органа слуха. Врожденные аномалии успешно лечатся хирургическим путем. Для лечения нейросенсорных нарушений слуха в настоящее время отсутствуют действенные лекарственные препараты, отсутствует хирургическое лечение, за исключением имплантации электродов во внутреннее ухо, которая находится на начальной стадии применения.

Для обучения речи детей с глухотой и тугоухостью применяется специальная педагогическая методика, которая называется слуховой работой. Методика комплексная, направленная на становление речи у глухих и тугоухих. Методика использует остаточный слух глухих и слабослышащих, усиливающую звук аппаратуру индивидуального и коллективного пользования, в том числе имплантированную злектродную систему в улитке внутреннего уха, и сохранные сенсорные системы, в основном зрительную и восприятие звуков через ощущения вибрации.

Звукоусиливающие аппараты индивидуального пользования.

Современный индивидуальный слуховой аппарат состоит из микрофона, электронного усилителя, воздушного или костного телефона для проведения звука, и источника электропитания в виде батареи или аккумулятора. Структурная схема на рис. Микрофон преобразует, полученные звуковые колебания в электрический сигнал, электронный усилитель увеличивает мощность этого сигнала, сигнал с увеличенной мощностью подводят к телефону. Костный телефон передает звук через кость сосцевидного отростка, а воздушный телефон, передает звук через воздушное пространство наружного слухового прохода.

Наиболее распространенной формой слухового аппарата является небольшого размера «заушина» телесного цвета, которую укрепляют за ушной раковиной. Если слуховой аппарат имеет костный телефон, то подводимый к нему электрический сигнал преобразуется в механические колебания звуковой частоты – вибрации, которые через сосцевидный отросток передаются в среднее и внутреннее ухо и вызывают слуховые ощущения.

Костный телефон показан при атрезии, закрытии наружного слухового прохода и хроническом гнойном воспалении среднего уха, когда нарушено проведение звука через воздух наружного слухового прохода, но сохранено проведение через кость.

Если слуховой аппарат имеет воздушный телефон, то из корпуса аппарата, из «заушины» выходит пластмассовая дужка, огибающая верхнюю часть ушной раковины, которая удерживает слуховой аппарат и одновременно проводит звук от телефона к ушному вкладышу в наружный слуховой проход. Рис.79 Современные слуховые аппараты типа «заушина».

Поступающие к ушному вкладышу усиленные звуковые волны, вызывают колебания воздуха в наружном слуховом проходе, и через барабанную перепонку передаются на внутреннее ухо. Ушной вкладыш изготавливается индивидуально для каждого ребенка, что связано с маленьким размером, мягкостью и отсутствием выраженности рельефа ушной раковины и наружного слухового прохода у маленьких детей.

Некоторые модели заушин можно подключать к радиоприемнику, телевизору, что дает лучший звук по сравнению со звуком, который поступает в слуховой аппарат через микрофон. Во многих моделях слуховых аппаратов имеются устройства позволяющие вести телефонные разговоры

Существуют слуховые аппараты, предназначенные не для постоянного ношения, а для пользования дома, в специальных классах для слуховой работы, их называют тренажерами слуха.

Слуховые аппараты при регуляции громкости могут производить побочные звуки, свист, шумы, которые называют акустической обратной связью. Механизм действия акустической обратной связи обусловлен попаданием звуковых колебаний телефона вновь на микрофон, который усиливает их повторно, вновь излучается телефоном, происходит это в течение 1сек, но вызывает резкое нарастание звука.

Такое нарастание звука вызывает неприятное ощущение боли, искажает звук. Поэтому желательно устанавливать громкость при наиболее низком пороге ее восприятия, и при самом высоком пороге дискомфорта. Для маленьких детей более приемлемы аппараты с автоматической регуляцией звука. При остаточном слухе у таких детей динамический диапазон настолько мал, что любое усиление звука может вызывать при отсутствии автоматической регуляции, болезненное ощущение и, как следствие, не желание ребенка пользоваться аппаратом. Отсутствие автоматической регуляции вызывает много проблем вплоть до возможного ухудшения слуха у ребенка, если он не сообщает о болезненных ощущениях при восприятии очень громких звуков. У детей максимальный выходной уровень звука в аппарате не должен превышать 110 дБ, чтобы не повредить нервные, слуховые клетки. С возрастом, и при необходимости выходной уровень усиливают до 130 – 140 дБ.

При подборе аппарата имеет значение частотный диапазон остаточной слуховой функции ребенка. У тугоухих детей с нормальным, или почти нормальным восприятием низких частот, и резким падением восприятия высоких частот, не желательно усиление низких частот, поскольку они маскируют, или ухудшают восприятие высоких частот. Поэтому таким детям подбирают слуховые аппараты на оба уха с усилением преимущественно на высокие частоты, и ушной вкладыш с вентильным отверстием для восприятия низких частот без значительного их усиления.

Если на тональной аудиограмме тугоухого ребенка восприятие низких частот остаточное, с обрывом восприятия высоких частот, то подбирают аппарат с усилением на низкие частоты и герметичным ушным вкладышем.

У детей с остаточным слухом по всему диапазону частот, усиливают звуки всех частот, подавляя звуки низкой частоты, чтобы исключить их маскирующее действие, и используют герметичный ушной вкладыш.

Очень важно подобрать аппарат с наибольшей разборчивостью речи. Разборчивость речи определяется отношением сигнала к шуму, которым сопровождается звук. У людей с нейросенсорной тугоухостью 40% разборчивость речи обнаруживается, когда воспринимаемая речь на 18 дБ интенсивнее шума, то есть если соотношение сигнал/ шум + 18 дБ, то человек с нейросенсорной тугоухостью различает четыре слова из десяти. При соотношении сигнала к шуму плюс 10 дБ или меньше, люди с нейросенсорной тугоухостью вообще отказываются от слухового аппарата, поскольку слышат только неприятный шум, а разборчивость речи отсутствует.

У детей отношение сигнала к шуму не должно превышать 30 дБ, то есть речь в аппарате ребенка на 30 дБ интенсивнее шума. Даже при таких параметрах слухового аппарата глухой ребенок испытывает большие трудности при обучении речи в связи с дополнительным шумом, искажением звука, поэтому слуховые аппараты с уровнем искажения более10% у детей не применяются. При работе с слухопротезированным ребенком необходимо находиться как можно ближе к микрофону слухового аппарата, голос должен быть нормальной громкости, и окружающая обстановка не должна быть шумной. Подбором аппарата занимаются врачи, а сурдопедагоги обучают пользоваться аппаратом с наибольшим эффектом.

Слуховые аппараты индивидуального пользования показаны глухим и тугоухим как можно раньше. Чем раньше выявлена патология слуха и чем раньше ребенку подобран аппарат, тем больше возможностей для своевременного развития слуховой функции. Новорожденным, с врожденным нарушением слуха, слуховой аппарат показан в период от 4 – 7 месячного возраста, чтобы ребенок несколько раз в день слышал голос родителей, и по образному выражению «купался в звуках».

Желательно глухому ребенку без речи применять слуховые аппараты на оба уха одновременно, бинаурально, или попеременно через день, сначала на одно, затем на другое ухо. Глухому ребенку без речи необходим максимум акустической информации, по сравнению с глухими, имеющими речь, которые могут справляться с меньшим объемом звуковой информации. Не получая полной акустической информации, в процессе обучения речи, глухому трудно добиться внятной речи и правильного произношения. В этом аспекте, звукоусиливающая аппаратура более эффективна у детей, владеющих речью. Эти обстоятельства делают необходимым комплексный подход к решению проблемы. Необходимо определение остаточного слуха, соответствующий подбор слухового аппарата и сурдопедагогическая работа, которые в комплексе дают хорошие результаты.

Применение аппарата вначале должно быть кратковременным, по 3 – 4 раза в день ребенок должен слышать голоса близких людей, для чего достаточно подносить аппарат к уху. В течение первого года пользования надо проверять состояние аппарата в сурдологическом центре. Привыкание детей к аппарату в среднем длится от 2 недель до 3 месяцев. Постепенно увеличивается продолжительность пользования, у детей старшего возраста она не должна превышать 4 – 5 часов в сутки.

Отмечено положительное влияние длительного использования слухового аппарата на слуховое восприятие и речевую функцию ребенка в виде увеличения словарного запаса и улучшения произношения. Однако, есть группа детей, которые не желают пользоваться аппаратом, что может быть обусловлено раздражающим влиянием посторонних звуков на воспринимаемую речь, низким качеством аппарата, несоответствием степени нарушения слуха электроакустическим свойствам аппарата.

При использовании значительного усиления звуковой волны на выходе в пределах 130 – 140 дБ у некоторых детей возможно ухудшение остаточного слуха в виде повышения тональных слуховых порогов. Таким детям рекомендуется выполнять некоторые мероприятия для профилактики ухудшения слуха в результате использования слухового аппарата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.006 с.)