Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности восприятия слуховой системы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Слуховая система человека в норме воспринимает звуковые волны от 16 Гц до 20000 Гц, что составляет частотный д иапазон слуха. Весь диапазон воспринимаемых человеком речевых частот делят на низкочастотные от 16 до 500 Гц, среднечастотные от 500 до 1000 Гц, и высокочастотные от 2000 Гц. до 8000Гц., частоты более 8600 Гц не входят в структуру речевых частот, но имеют значение при восприятии пения птиц, музыки. Наиболее чувствительна слуховая система к звукам с частотой колебания от 500 - 1000 Гц до3000 - 4000 Гц, которые называются речевыми частотами. При удалении в обе стороны от этих частот, чувствительность быстро падает и требуется значительное увеличение силы звука, в 1000 раз большее, чем для восприятия звуков от 500 Гц до 4000 Гц. В речи человека присутствуют согласные звуки «с, з, ц», форманты которых находятся в области 8600 Гц, и четкое воспроизведение этих звуков возможно при наличии всей зоны восприятия речевых частот. Восприятие слуховой системы по силе звука охватывает диапазон от 0 дБ до 140 дБ, и этот диапазон называется динамическим диапазоном. 0 дБ это условная единица, она обозначает минимальную силу звука, которая способна вызвать слуховое ощущение и называется порогом слухового ощущения. Чем ниже порог слухового ощущения, то есть чем ближе он к 0 дБ, тем меньшая сила звука требуется для получения слухового ощущения. Поэтому низкие пороги слухового ощущения указывают на сохранность слуха, а чем выше пороги слухового ощущения, тем более нарушен слух. Шепотная речь продолжает восприниматься при повышении слуховых порогов до 25 дБ, разговорная речь воспринимается при повышении слуховых порогов от 30 до 80 дБ. Поскольку в громкой речи имеются форманты, интенсивность которых не превышает шепотную речь, для четкого восприятия разговорной речи надо иметь сохранность слухового восприятия от 0 до 30 дБ. Дети с легкой степенью тугоухости могут иметь трудности восприятия разговорной речи, и должны в классах сидеть на первых партах. Динамические характеристики имеют значение для формирования слухового образа. Порог дискомфорта. Сила звука, при которой появляется ощущение давления или боли называется порогом дискомфорта. У хорошо слышащих людей, с большим динамическим диапазоном до 90 и более дБ, пороги дискомфорта возникают только при чрезвычайных ситуациях, например при взрыве. У слабослышащих, чей динамический диапазон намного меньше и составляет от 30 до 50 дБ и глухих, чей динамический диапазон зачастую составляет от 10 до 15 дБ, даже незначительное увеличение силы звука в слуховом аппарате может вызвать дискомфорт и не желание ребенка пользоваться слуховым аппаратом. Это надо помнить при работе со слабослышащими детьми. Обычно, на аудиограмме, которая характеризует зависимость порога слухового ощущения от частоты звука, пороги дискомфорта обозначаются дополнительной штриховкой. Наряду с возможностью воспринимать диаметрально противоположные по силе звука слуховые ощущения от 0 дБ до 140 дБ, слуховая система в состоянии различать самое незначительное усиление силы звука в пределах 1 дБ как усиление громкости звука. Такое свойство называется разностным или дифференциальным порогом силы звука. Разностным порогом частоты звука называют минимальный прирост частоты звука к его первоначальной частоте зафиксированный слуховой системой. Наименьшие разностные пороги частоты звука наблюдаются от 500 до 5000 Гц. На этих частотах изменение частоты звука в пределах 3 Гц воспринимается как другой звук. Слуховая система дает возможность различать абсолютную высоту звука, что является показателем абсолютного слуха, определять интервалы между звуками, интервалами называются расстояния между двумя степенями звукоряда. Слуховая система чувствительна к консонансам (слитно звучащий тон) и диссонансам (раздельно звучащий тон), но эти особенности встречаются у людей, обладающих абсолютным слухом. Временное снижение чувствительности слуховой системы в виде снижения ощущения громкости в результате воздействия интенсивного звукового раздражителя и обострение слуха в тишине получило название адаптации. Адаптация означает максимальное приспособление слуховой системы к восприятию звука определенной силы и частоты. Непрерывное воздействие на орган слуха в течение 2 минут звуком в 1000 Гц с интенсивностью 50 дБ над порогом слышимости вызывает у здоровых людей временную реакцию снижения слуха до 5 – 10 дБ в зоне частоты раздражения. Восстановление исходной слуховой чувствительности после указанной звуковой нагрузки происходит у здоровых людей в течение 5 – 8 секунд. Для временной защиты начинают действовать компенсаторные механизмы нервной системы в виде резкого сокращения обеих мышц барабанной полости: мышцы, напрягающей барабанную перепонку и стремянной мышцы. Такое резкое сокращение мышц барабанной полости прекращает проведение звуковой волны по слуховым косточкам к овальному окну и предотвращает воздействие интенсивного звука на внутреннее ухо. После прекращения звукового раздражения, чувствительность органа слуха восстанавливается по-разному, в зависимости от особенности слуховой системы и возможных нарушений в ней. Участие нервных механизмов в процессе адаптации подтверждает тот факт, что при воздействии звука на одно ухо чувствительность изменяется в обоих ушах. Слуховым утомлением объясняется значительное снижение слуховой чувствительности, которая восстанавливается только после продолжительного отдыха. Обычно слуховое утомление сопровождается снижением общей работоспособности. У слабослышащих и глухих детей интенсивное раздражение органа слуха во время занятия с использованием звукоусиливающей аппаратуры может вызвать снижение внимания, нежелание продолжать работу. Эти признаки слухового утомления надо учитывать во время занятий и индивидуально подходить к каждому ребенку в зависимости от исходных показателей нарушения слуха и интенсивности звукоусиливающей аппаратуры. Регулярное, продолжительное пребывание в шумной обстановке в течение нескольких месяцев или лет может вызвать изменения волосковых клеток в спиральном органе и, как следствие, стойкое нарушение слуха. Такие нарушения слуха часто встречаются у работников шумных производств и проявляются преимущественным поражением высоких частот, как наиболее чувствительных, расположенных в основном завитке улитки. Кратковременное воздействие на орган слуха очень мощного звукового раздражителя в состоянии вызвать звуковую травму в виде разрыва барабанной перепонки и нарушения функции волосковых клеток спирального органа, что проявляется устойчивым снижением слуха. Такие травмы чаще встречаются во время военных действий. Ослабление восприятия или отсутствие восприятия одного звука при действии другого звука называется маскировкой звука. Маскирующий звук часто используют при исследовании слуха, особенно при одностороннем снижении слуха. Чтобы избежать переслушивания лучше слышащим ухом, в него подают маскирующий звук. Фазовые явления в слуховой системе. Феномен ускоренного нарастания громкости (ФУНГ). Сущность феномена заключается в том, что у некоторых людей с тугоухостью, обострена чувствительность к нарастанию громкости звука в плохо слышащем ухе. Страдают от этого дети с тугоухостью, пользующиеся слуховым аппаратом. Это часто происходит, когда с целью улучшения восприятия, усиливают в аппарате интенсивность звука. Даже незначительное усиление интенсивности звука в плохо слышащем ухе вызывает резко отрицательную реакцию, ребенок отказывается от слухового аппарата и от продолжения занятий. Этот факт может указывать на изменения в нервных воспринимающих клетках спирального органа с превалированием явлений раздражения, по типу гиперакузии (повышенная чувствительность к звукам). Исследование ФУНГ используется для различения места повреждения слуха в слуховой системе, обычно, наличие ФУНГ связывают с повреждением волосковых клеток улитки, а его отсутствие с повреждением нервных проводников слуховой системы. Ототопика, пространственный или бинауральный ( двуушный ) слух это способность слуховой системы определять направление или источник звука благодаря тому, что звуковая волна доходит до правого и левого уха с небольшой разницей во времени, равной 0,063 сек или разницей в громкости. Способность распознавания направления звука сохраняется только при одинаковом слухе на оба уха, слух может быть сниженным, но симметрично на оба уха, или нормальным на оба уха. Люди с односторонней глухотой теряют возможность определять локализацию источника звука. Определение направления звуковой волны возможно при длине волны равной удвоенному расстоянию между ушами, которое в среднем составляет 21см. Для низких частот при бинауральном восприятии главное значение имеет разница во времени поступления звука к одному уху, а затем к другому, поскольку низкие звуки имеют большую длину волны. Для распознавания направления высоких частот, имеющих короткую длину волны, наибольшее значение имеет сила звука, или разница в громкости. Больные с поражением теменно-височных отделов мозга с нормальной остротой слуха на оба уха не могут определять источник звука на больной стороне, или эта способность резко снижена. Этот факт указывает на то, что сравнения звуков по времени поступления, или по интенсивности звуков осуществляется проводниковой и корковой отделами нервной, слуховой системы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.99 (0.008 с.) |