Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие слухового восприятия и обучение произношению.

Поиск

 

Целью работы по развитию слухового восприятия и обучению произношения является формирование и развитие у слабослышащих дошкольников навыков восприятия (на слухо-зрительно и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.

В процессе работы формируется и развивается не только речевой слух детей, но и восприятие ими неречевых звучаний (включая музыкальные).

Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению ведется при широком использовании звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов, которые используются в течении всего дня начиная с I года обучения (исключение составляют дети, имеющие медицинские противопоказания к звукоусилению). Параллельно с этим дети тренируются и в восприятии материала на слух без звукоусиливающей аппаратуры.

Успех работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в большой мере определяется качеством речи взрослых, являющейся для детей образцом для подражания. Произношение взрослых должно быть естественным, так как любое утрирование приводит к неправильному произношению у детей, а также к резкому сокращению числа лиц, которых они будут понимать, привыкнув к восприятию неестественной речи. Весь речевой материал должен произноситься голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с правильным выделением ударного слога, с соблюдением норм орфоэпии. Речь взрослых должна быть интонированной и эмоционально окрашенной.

Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения должна проводиться в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на занятиях педагога, воспитателей, музыкального работника (а по возможности и родителей), при проведении режимных моментов, в играх, в общении. При этом речевой материал дети воспринимают в основном слухо-зрительно (т.е. видят губы педагога, а при необходимости –табличку и слушают, что он говорит), а часть материала – только на слух.

Программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению рассчитана на 5 лет занятий. С детьми, начинающими обучаться с 3 лет, в течение первого квартала работа ведется по программе преддошкольной группы, а затем – младшей.

Специальная работа проводится на фронтальных и индивидуальных занятиях (в преддошкольной группе – ежедневно по 10 мин, в дальнейшем не реже 3 раз в неделю по 15-20 ми. Время занятий делится поровну между работой по развитию слухового восприятия и формированием произношения. Кроме того, педагог ежедневно проводит фонетическую зарядку, на которую отводится 3-5 мин фронтального занятия по любому разделу программы.

 

Формирование элементарных математических представлений.

В течении дошкольного детства слабослышащие дети даже вне специального обучения приобретают элементарную ориентировку в количественных отношениях объектов: они могут соотносить небольшие группы предметов по количеству, понимать и осуществлять объединение и разъединение групп (присчитывание и отсчитывание по единице), сопоставление предметов по величине. Однако эти представления остаются разнорозненными, недостаточно осознанными, необобщенными, не могут стать основой для формирования подлинных математических понятий.

В задачу данного раздела программы входит формирование взаимосвязанных, систематизированных элементарных представлений о количестве и числе, о пространственных свойствах (величине, форме) и отношениях предметов, о времени, а также усвоение способов количественного сопоставления – установление взаимно-однозначного соответствия, счет, измерение.

Математические представления формируются на специальных занятиях с опорой на опыт, полученный детьми во всех видах деятельности. В программу входят следующие разделы: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени. Занятия по всем разделам ведутся параллельно, а не последовательно.

На I году обучения основная задача заключается в том, чтобы научить детей сопоставлять объекты по количеству, величине, форме, пространственному расположению, отдифференцировав эти признаки друг от друга; сделать количество осознанным и значимым признаком.

Выделение количества проходит без пересчета, на основе установления поэлементного сопоставления между разными множествами. Способом сопоставления по количеству, величине, форме служат прикладывание и накладывания объектов друг на друга с обязательным соблюдением точки отсчета.

На II году обучения и далее к известным детям способам количественного сопоставления прибавляются пересчет и измерение, что подводит их к возможности формирования полноценного понятия о числе и единице.

К концу обучения дети должны овладеть количественным и порядковым счетом (прямым и обратным) в пределах 10, нумерацией в пределах 20; у них должно быть сформировано представление о числовом ряде, о составе числа в пределах 10, об объединении и разъединении групп объектов (сложении и вычитании) в тех же пределах; умение записывать результат с помощью разрезных цифр и знаков (-), (+); составлять и решать простые арифметические задачи по демонстрации действий на предметах с последующей записью в виде примера из разрезных цифр (2+3=5; 10-2=8 и т.п.); умение соизмерять по величине протяженные и объемные предметы, сыпучие и жидкие тела, пользуясь разными способами (приложением, наложением, измерением с помощью условной меры); дети должны знать все предусмотренные в программе определения величин, форм, пространственных отношений; уметь ориентироваться в окружающем пространстве и в пространстве листа бумаги, ориентироваться в близких отрезках времени (день, час, минута), времена суток, в днях недели, месяцах, временах года.

В процессе обучения дети должны усвоить весь предусмотренный программой речевой материал – слова, связанные с сопоставлением по количеству, форме, величине: сколько, столько, такой, не такой, больше, меньше, поровну, одинаково, одинаковые, разные и т.п.; все обозначения величин, форм, пространственных отношений, времени, числа, обозначения арифметических действий и т.п. Обязательно усвоение гшрамматич6ески правильного сочетания числа с названием обозначаемых предметов: два гриба, пять грибов, три куклы, пять кукол.

Музыкальное воспитание.

Музыкальное воспитание находится в тесной связи с общими задачами коррекции и компенсации недостатков развития слабослышащих детей, решаемыми специфическими средствами педагогического воздействия, направленными на формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма речи и ритмичности движений.

Формирование восприятия музыки осуществляется на основе дифференцированного подхода к использованию сохранного остаточного слуха детей. Необходимо выявить музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом акустических возможностей помещения и музыкального инструмента, используемых на занятиях. Проверка восприятия звуков фортепиано проводится по октавам, постепенно увеличивая расстояние от звучащего инструмента (вибрацию пола следует исключить, подложить под ноги ребенка коврик-подушку). Определив диапазон воспринимаемых октав у детей, следует разделить групповой состав на подгруппы: в одну подгруппу включаются дети, воспринимающие полный диапазон октав; в другую — дети, воспринимающие ограниченный диапазон октав фортепиано.

Слабослышащие дети воспринимают, как правило, полный диапазон звуков фортепиано, поэтому им в известной мере доступно целостное восприятие музыки без помощи звукоусиливающих приборов. Однако использование индивидуальных слуховых аппаратов в процессе формирования восприятия музыки помогает в развитии слуховых и особенно вокально-речевых реакций детей.

В работе с детьми, относящимися к категории глухих, которые воспринимают ограниченный диапазон октав, так как им не доступны звуки высокого и частично среднего регистров фортепиано, обязательно применяются на занятиях по музыкальному воспитанию слуховые аппараты (используются аппараты, рекомендованные каждому ребенку для постоянного ношения).

Применение слуховых аппаратов проводится в электромагнитном поле, получаемом с помощью индукционной установки, а также вне поля. С применением звукоусиливающей аппаратуры громкость исполняемой музыки должна соответствовать нотным обозначениям (постоянное использование повышенной громкости не допускается).

Формирование восприятия музыки, ее образного содержания, воспитание эмоциональной отзывчивости детей проводится путем использования слухо-зрительного восприятия. Дети слушают музыку, наблюдая за движениями рук играющего на фортепиано, за его эмоциональной настроенностью. Чтобы восприятие музыки осуществлялось детьми на основе слуха, необходимо исключить зрительную опору на движения рук (головы, корпуса) исполнителя с помощью экрана-ширмы. При ошибочных реакциях детей ширма должна легко отодвигаться, чтобы возвратить детей к слухо-зрительному восприятию. Последовательность заданий по развитию слухового восприятия излагается в программе с учетом постепенного нарастания трудности. Для выработки устойчивых слуховых навыков следует вводить в работу все виды развития слуха с первого же полугодия, в связи с тем что каждый вид заданий требует разной длительности периодов развития восприятия, т. е. перехода от слухо-зрительного восприятия к слуховому и к формированию самостоятельных реакций у детей. В праздничные выступления детей на утренниках необходимо включать некоторые элементы и целые музыкально-ритмические композиции (танцы, упражнения, игры и др.), выполняемые на основе слуха, но основным видом восприятия для утренников считать слухо-зрительное восприятие.

Задания по развитию голоса и ритмическим стимуляциям должны усваиваться и выполняться детьми на слухо-зрительной основе. Взрослые (сурдопедагоги, воспитатели), находящиеся в поле зрения детей, поддерживают их речевую активность в период разучивания постоянным произнесением задания в характере музыки (выполнение взрослым музыкально-ритмического движения необязательно). Развитие голосов детей неразрывно связано с музыкально-слуховыми впечатлениями от восприятия регистров фортепиано. Основной методический прием формирования умения изменять высоту голоса состоит в обучении детей соотнесению своих голосовых проявлений, которые были вызваны эмоциональной ситуацией музыкально-игрового образа, с регистрами клавиатуры фортепиано.

При выполнении ритмодекламаций и заданных ритмов основное внимание следует уделять, укреплению речевой зоны голоса детей и слаженности сопровождающих декламацию коллективных ритмодвигательных упражнений.

Усвоение и расширение словаря детей осуществляется в процессе музыкально-ритмической деятельности. Запас усвоенных детьми слов должен опираться на выработанные слуховые, голосовые, ритмические навыки и умения.

Работа музыкального работника строится с применением фронтальных и индивидуальных форм обучения. Фронтальные занятия являются основной формой обучения и проводятся с учетом индивидуального подхода к развитию детей. На индивидуальных занятиях закрепляются и совершенствуются умения, полученные детьми на фронтальных занятиях. График работы составляется из расчета 6 учебных часов в неделю на каждую возрастную группу, которые распределяются на следующие виды:

проведение фронтальных музыкальных занятий 2 раза в неделю продолжительностью по 25 — 30 мин для преддошкольной младшей и средних групп, по 30 — 35 мин для старшей и подготовительной групп;

проведение индивидуальных музыкальных занятий продолжительностью по 10 — 12 мин один раз в неделю на каждого ребенка;

проведение «часа отдыха» (досугов, утренников) один раз в месяц продолжительностью по 20 — 35 мин в каждой возрастной группе (объединяются младшая группа со средней, а старшая с подготовительной для совместных занятий);

участие в физзанятиях (проводимых и планируемых воспитателем) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе.

Музыкальные фронтальные занятия, досуги, утренники планирует и проводит музыкальный работник. Фронтальные занятия по группам (в дневные часы) и подгруппам (в утренние часы) проводятся с участием воспитателя, который помогает в организации и коррекции движений под музыку, дает речевой образец для сопряженного проговаривания в упражнениях для развития голоса и ритмодекламациях, осуществляет показ табличек во время звучания музыки. Участие, музыкального работника в физзанятиях заключается в исполнении музыкального сопровождения для ходьбы и бега (прыжков), в организации и коррекции движений, выполняемых индивидуально.

Направляя педагогические усилия на развитие каждого ребенка, музыкальный работник должен способствовать развитию познавательной активности детей, их памяти, воли, воображения, развитию личности ребенка.

ПРОГРАММА

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Год обучения

Основные движения и упражнения в равновесии.

Ходьба (по подражанию воспитателю и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов) стайкой за воспитателем; гуськом, держась за веревочку; от стенки к стенке стайкой по сигналу барабана или бубна; друг за другом вдоль каната за воспитателем; по широкой дорожке (ширина 25 — 30 см) с опущенными руками, к концу года с разведенными в сторону руками (упражнение направлено также на развитие равновесия); по широкой доске, положенной на пол (направлено на развитие равновесия); по широкой доске, равномерно поднятой над полом, на 10 см, затем на 15 — 20 см (направлено на развитие равновесия); по узкой доске, положенной на пол (направлено на развитие равновесия); по узкой доске, приподнятой над полом равномерно на высоту 5 — 10 см (направлено на развитие равновесия); по «кирпичикам» — ребенок шагает по брускам большого «Строителя», бруски лежат на расстоянии 5 — 7 см друг от друга в длину, образуя дорожку (2 — 3 м) (направлено на устранение шаркающей походки и развитие равновесия); с перешагиванием через палки, положенные на пол параллельно друг другу на расстоянии 15 см друг от друга, с чередованием ног (направлено на выработку правильного чередования ног при ходьбе, устранение шаркающей походки, развитие равновесия); перешагивание через ступеньки лестницы, лежащей на полу (цели те же), перешагивание через «кирпичики», стоящие на ребре, с чередованием ног (цели те же), расстояние между «кирпичиками» несколько больше длины шага ребенка.

В процессе ходьбы следить за тем, чтобы дети, поднимали ноги.

Бег (по подражанию воспитателю и самостоятельно с использованием звуковых сигналов) стайкой за воспитателем; группой за воспитателем; группой вдоль зала к воспитателю; группой к предмету; группой к противоположной стене (в медленном темпе в течение 30/40 с); за мячом; друг за другом.

Прыжки (по подражанию воспитателю и со страховкой). Спрыгивание с доски, приподнятой над полом на 5 — 10 см, сначала с помощью взрослого, к концу года — самостоятельно (направлено на развитие координации движений и равновесия); подпрыгивание на двух ногах на месте; перепрыгивание через шнур, положенный на пол (линию); подпрыгивание с продвижением вперед по ковровой дорожке.

Ползание, лазанье, перелезание (со страховкой и с помощью воспитателя по звуковому сигналу). Ползание к цели без препятствий; ползание к цели с подлезанием под веревку, воротца (высота 30 — 40 см), стул, стол и т. д. (направлено на развитие координации движений, развитие мышц брюшного пресса); ползание по доске, положенной на пол (ширина 30 — 40 см); по наклонной доске. Лазанье по гимнастической стенке (высота 1 — 1,5 м) вверх и вниз произвольным способом.

Общеразвивающие упражнения (выполняются по подражанию воспитателю).

Упражнения без предметов. Движения головой— повороты влево-вправо, наклоны вперед-назад; одновременные движения руками впepeд-вверх — на пояс, в стороны — к плечам — вниз; сгибание и разгибание рук, хлопки перед собой, над головой, размахивание руками вперед-назад, вниз-вверх; приседание опуская руки вниз, притопывания ногами, пружинящие движения ног с легким сгибанием колен, притопывание ногами с одновременными хлопками в ладоши.

Упражнения с предметами. 1. Упражнения с флажком: движения рук вверх, в стороны, помахивание флажками скрестные движения вверху руками, скрестные широкие размахивания перед собой; приседания с опусканием флажка на пол. 2.Упражнения с мячами: катание мяча от воспитателя к ребенку и обратно, катание среднего мяча, сидя на ковре; катание среднего мяча к стене, сидя лицом кстене; катание мяча к стене, лежа на животе; бег за, мячом, брошенным воспитателем, возвращение его в руки воспитателю; бросок мяча в корзину двумя руками стоя; бросок малого мяча вдаль; передача мяча по ряду друг другу сидя.

Упражнения, обусловливающие формирование правильной осанки (выполняются с помощью и страховкой педагога): катание среднего мяча, лежа на животе; катание мяча к воспитателю, лежа на животе; катание мяча друг другу, лежа на животе; катание каната стопами сидя; топтание на канате сидя; подтягивание на доске с приподнятым краем двумя руками, лежа на животе.

Р е ч е в о й м а т е р и а л: делайте так, идите, бегите, стойте, сядьте, прыгайте, встаньте, ползите, топайте, катите, хлопайте, бросайте, ловите, поймал, мяч, канат, флаг, палка, кубик, дай мяч (флаг), кати (лови) мяч, будем бегать (прыгать, ползать,

играть).

II год обучения

Построения выполняются с помощью воспитателя. Дети строятся без равнения: в шеренгу, вдоль каната или веревки, положенной на пол по прямой линии, друг за другом, держась за веревку рукой, в колонну друг за другом, в круг.

Ходьба выполняется по подражанию действиям воспитателя и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов: стайкой вслед за воспитателем и квоспитателю; группой вдоль зала к противоположной стене, за воспитателем и самостоятельно — из исходного положения стоя вдоль стены лицом к залу; друг за другом вдоль каната за воспитателем, а затем и самостоятельно друг за другом, держась рукой за веревку; по дорожке из каната самостоятельно.

Бег выполняется по подражанию действиям воспитателя и самостоятельно с использованием звуковых сигналов: стайкой за воспитателем; группой вдоль зала к противоположной стене — из исходного положения стоя вдоль стены лицом к залу; по кругу вдоль каната за воспитателем и самостоятельно; с остановками по окончании звуковых сигналов.

Прыжки выполняются по подражанию действиям воспитателя, с помощью и страховкой воспитателя: подпрыгивание на носках на месте, с поворотом; перепрыгивание через веревку, положенную на пол, через канат; через веревку, натянутую над полом (высота 5 см); спрыгивание с доски, с приподнятого края доски (высота 10—15см).

Ползание, лазанье, перелезание выполняются со страховкой и с помощью по звуковому сигналу: ползание по ковровой дорожке, по доске, положенной, на пол (ширина 30—35 см), по наклонной доске (высота 20—25 см), с подползанием под веревку (высота 30—35 см), по скамейке; лазанье по гимнастической стенке произвольным способом; перелезание через 1—2 скамейки (расстояние между ними 1 —1,5 м); пролезание между рейками лестничной пирамиды или вышки.

Общеразвивающие упражнения выполняются за воспитателем по подражанию.

Упражнения без предметов. Движения головой — по­вороты вправо-влево, наклоны вперед-назад; одновременные движения руками вперед — в стороны — вверх — к плечам — на пояс — вниз; «пропеллер» (круговые движения согнутыми перед грудью руками); повороты кругом с переступанием, с последующим приседанием, с выпрямлением — руки вверх, покрутить кистями; подпрыгивания на носках с поворотом кругом; сжимание и разжимание пальцев в кулаки; хлопки в ладоши; притоптывание одной ногой, руки на поясе; притоптывания двумя ногами; хлопки с притоптываниями одновременно, широкие скрестные размахивания руками над головой.

Упражнения с предметами. 1. Упражнения с флажком: движения рук вверх — вниз; скрестные широкие размахивания вверху над головой; скрестные широкие размахивания внизу перед собой; приседания с опусканием флажка на пол; постукивание о пол черенком флажка в приседе; помахивание флажком вверху одной рукой. 2. Упражнения с мячами; отталкивание двумя руками большого мяча, подвешенного в сетке; катание среднего мяча друг к другу, сидя в парах; катание среднего мяча к воспитателю, лежа на животе; катание среднего мяча к стене, лежа на животе; бег за мячом, брошенным воспитателем; бросок мяча в корзину стоя; бросок малого мяча вдаль и бег за мячом; бросок среднего мяча воспитателю и ловля от него сидя, затем; стоя (расстояние 30—40 см), перенос мяча с полки в корзину (расстояние 3—4 м); передача одного среднего и двух малых мячей друг другу по ряду сидя.

Со второй половины года используются по два флажка на ребенка.

Упражнения, обусловливающие формирование правильной осанки, выполняются по подражанию действиям воспитателя, с помощью а страховкой воспитателя по звуковому сигналу: подтягивание по скамейке или наклонной доске двумя руками, лежа па животе (высота приподнятого края доски 20—25 см); катание среднего мяча к стене, лежа на животе (используется перевернутая скамейка); катание среднего мяча к воспитателю, лежа на животе; катание среднего мяча друг другу, лежа на животе; катание каната стопами сидя; топтание на канате стопами сидя и стоя (поперек каната); ходьба боком приставными шагами по нижней рейке гимнастической стенки; ходьба боком приставными шагами по канату.

Упражнения для развития равновесия выполняются по подражанию действиям воспитателя, с его помощью и страховкой: ходьба по дорожке, выложенной из каната (ширина 30—35 см); ходьба по доске с приподнятым краем (высота 15—20 см); ходьба по скамейке (высота 20—25 см); движения головой — повороты вправо-влево, наклоны вперед-назад; перешагивание через канат, гимнастические палки, кубики «Строителя»; кружение на месте переступанием; то же с приседанием по сигналу.

Речевой материал: сядьте, встаньте, идите, бегите, делайте так, прыгайте, шагайте, ползите, ловите, смотрите внимательно, поймал, не поймал, принеси мяч(флаг), возьми мяч (флаг), дай мяч (флаг), кати мяч, топайте, будем бегать (прыгать, ползать, играть в мяч), играли (занимались) хорошо, плохо, барабан, палка, веревка, лента, доска.

 

III год обучения

 

Построения выполняются с помощью воспитателя и самостоятельно без равнения: в шеренгу, вдоль каната (веревки), в колонну по одному, в круг.

Ходьба выполняется за воспитателем и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов: группой к противоположной стене зала; вдоль каната, положенного по кругу, — друг за другом; по кругу друг за другом с остановками по окончании звуковых сигналов; парами, взявшись за руки, на носках, на пятках, с изменением положения рук (вверх, в стороны, на пояс).

Бег выполняется по подражанию за воспитателем и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов: групповой к противоположной стене; друг за другом вдоль каната по кругу; друг за другом, за воспитателем и самостоятельно с остановками по окончании звуковых сигналов.

Прыжки выполняются по подражанию и с помощью воспитателя: подпрыгивания на носках на месте с поворотами; подпрыгивания на носках с небольшим продвижением вперед (расстояние 1,5—2 м); перешагивание через положенную на пол веревку, канат; мягкое спрыгивание с приподнятого края доски (высота 10—15 см); впрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги, держась за руку воспитателя (высота 20—25 см).

Ползание, лазанье, перелезание выполняются со страховкой по звуковому сигналу: ползание по ковровой дорожке, по скамейке, по наклонной доске (высота приподнятого края 25— 30 см); лазанье по гимнастической стенке произвольным способом; перелезание через две гимнастические скамейки, стоящие параллельно (расстояние 1,5—2 м); пролезание между рейками лестничной пирамиды (или вышки).

Общеразвивающие упражнения

Упражнения без предметов выполняются вместе с воспитателем: одновременные движения рук вверх — вперед — в стороны — на пояс — к плечам — за спину — вниз; скрестные широкие размахивания руками вверху над головой; скрестные широкие размахивания внизу перед собой; повороты туловища вправо—влево из и.п. (исходное положение) руки на поясе, ноги на ширине плеч; приседания со свободным опусканием рук вниз и постукиванием ладонями о пол, с выпрямлением — руки вверх, покручивания кистями; подпрыгивание на носках на месте, руки на поясе. То же с медленным поворотом кругом; подпрыгивание на двух ногах с небольшим продвижением вперед вовнутрь круга. Возвращение на место — шагами назад, руки в стороны; движения кистями с изменением положения рук (вверх, вперед, в стороны); кружение на месте переступанием, руки на поясе.

Упражнения с предметами: 1. Упражнения с флажками выполняются вместе с воспитателем по подражанию: одновременные движения рук вперед, вверх, в стороны, вниз; поочередные движения рук вперед, в стороны, вниз; широкие скрестные движения вверху над головой; широкие скрестные движения внизу перед собой; приседания с опусканием флажков на пол„ выпрямляясь, руки на пояс. Взять флажки — размахивание ими над головой; перешагивание через флажки, положенные на пол (вперед и назад); помахивание флажками движениями кистей в положении рук вперед, в стороны, вверх; ходьба друг за другом с флажками перед собой в согнутых руках, а также с размахиванием ими внизу.

2. Упражнения с мячами выполняются по подражанию действиям воспитателя, с его помощью, а также вместе с ним: передача мяча друг другу по ряду, сидя на стульях, катание среднего мяча друг другу, сидя по двое на полу, броски среднего мяча от воспитателя к ребенку и обратно, сидя на стульях (воспитатель стоит), броски малого мяча в корзину стоя (расстояние 50 см), бег за мячом, брошенным воспитателем, с последующим броском в корзину, броски малого мяча вдаль и бег за мячом, подбрасывание и ловля среднего мяча на ладонях, сидя на стульях.

Упражнения для формирования правильной осанки выполняются по подражанию действиям воспитателя, с его помощью: подтягивание на руках по наклонной доске, лежа на животе (высота приподнятого края 20—25 см), катание среднего мяча воспитателю, лежа на животе (используется перевернутая на бок скамейка), катание среднего мяча друг другу, лежа на животе (расстояние до 1 м).

Упражнения для развития равновесия выполняются по подражанию действиям воспитателя, с его помощью: ходьба вдоль ка­ната, положенного змейкой, ходьба по доске (ширина 25—30 ем), ходьба по доске с приподнятым краем (высота 15—20 см), ходьба по гимнастической скамейке с соскоком в конце ее, держась за руку воспитателя (высота 25 см), ходьба друг за другом на носках и на пятках с изменением положения рук (вверх, на пояс), движения головой (повороты вправо — влево), наклоны вперед, назад, кружение на месте переступанием, кружение с последующим приседанием по звуковому сигналу, ходьба с перешагиванием через рейки лестницы, положенной на пол.

Речевой материал: кружитесь, лезьте, шагайте, слушайте, повернитесь, лягте на живот, встаньте в круг (парами), дай мяч (флаг), идите на носках (направо-налево), прыгайте на носках, будем бегать (играть в мяч, шагать, ползать, прыгать), делайте так, идите друг за другом (змейкой), постройтесь в шеренгу (в колонну), хорошо, плохо, верно, неверно, руки вверх, в стороны, вниз, скамейка, веревка, лестница, а также словарь предыдущих лет обучения.

 

IV год обучения

 

Построения выполняются самостоятельно по инструкции и с помощью воспитателя: в шеренгу вдоль черты, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг большой и маленький.

Ходьба выполняется самостоятельно и за воспитателем в сопровождении звуковых сигналов: друг за другом в обход зала, парами друг за другом, с флажками друг за другом и парами, с изменением положения рук (вверх, в стороны, на пояс), на носках, на пятках, с изменением направления, змейкой, с остановками по окончании звуковых сигналов.

Бег выполняется самостоятельно и за воспитателем: друг за другом, с изменением направления, с огибанием 5—6 стульев и различных предметов, с остановками и приседанием по звуковому сигналу, врассыпную, чередование бега с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.

Прыжки выполняются по подражанию действиям воспитателя и словесной инструкции, с помощью и страховкой воспитателя: подпрыгивание на месте с поворотами, руки на поясе, с продвижением вперед на одной ноге (расстояние 1,5—2 м на каждой ноге), спрыгивание с приподнятого края доски (высота 10—15 см), с наклонной доски (высота 20—25 см), со скамейки, держась за руку воспитателя (высота 20—25 см), перепрыгивание через канат, гимнастическую палку, через веревку, натянутую над полом (высота 5—10 см), с места, прыжки в длину с места через шнуры, положенные на пол, через «ручеек», начерченный на полу (ширина 25—30 см).

Ползание, лазанье, перелезание выполняются самостоятельно со страховкой воспитателя: ползание на четвереньках с подползанием под натянутую веревку (высота 30—35 см), на четвереньках по гимнастической скамейке, «обезьяний бег» (быстрое пере­движение с опорой стопами и кистями о пол), лазанье по наклонной лестнице (высота 1,5—2 м), по гимнастической стенке (высота 2 м). В лазанье по гимнастической стенке подняться наверх, приставными шагами перейти на другой пролет и спуститься вниз; перелезание через скамейки, через бревно, лестничную пирамиду, «вышку», пролезание через рейки, между лестничными пирамидами.

Общеразвивающие упражнения

 

Выполняются вместе с воспитателем, по подражанию действиям воспитателя и словесной инструкции.

Упражнения без предметов: одновременные движения рук вперед, вверх, в стороны, к плечам, на пояс, вниз, то же, но поочередно (правой и левой рукой); скрестные широкие размахивания руками вверху над головой, внизу перед собой; движения кистями — сжимание и разжимание, покручивание, помахивание и одновременно изменять положения рук; повороты туловища в стороны (вправо и влево).

И. п.: руки на поясе, ноги на ширине плеч; наклоны туловища вправо—влево, в исходное положение; руки вверху, ноги на ширине плеч; приседания с опусканием рук вниз; выпрямляясь — руки через стороны вверх, хлопок над головой; движения ног в стороны скрестно. Из и. п. сидя, руки в упоре сзади; «ножницы» (поочередные движения ног вверх—вниз, и. п. то же; лежа на животе, руки вперед, заведение рук за спину прогнувшись).

Упражнения с предметами. Упражнения с флажками: ходьба друг за другом с изменением положения рук (флажки в согнутых руках, вверху, в стороны); ходьба на носках с одновременным помахиванием флажками вверху движениями кистей; широкие скрестные размахивания вверху и внизу перед собой; приседания с опусканием флажков на пол; выпрямляясь, руки на пояс. Присев, взять флажки, помахать ими вверху; наклоны туловища вправо — влево. И. п.: флажки вверху, ноги на ширине плеч: передача флажков из руки в руку, вокруг себя; передача флажков из руки в руку под ногой, поднимая ее вперед; передача флажков друг другу по кругу, лежа на животе; руки впереди: развести руки в стороны, прогнуться, помахать флажками движениями кистей.

Упражнения с мячами и мешочком песка; передача друг другу одного большого и двух малых мячей, стоя в кругу. Передача друг другу больших мячей назад прогнувшись, сидя верхом на скамейке, подбрасывание и ловля среднего мяча, стоя (высота 20—25 см), броски среднего мяча от воспитателя к ребенку и обратно (расстояние 50—70 см), броски мяча друг другу, стоя по два, броски среднего мяча о стену и ловля после отскока (расстояние 25—30 см от стены), броски малого мяча вдаль, прокатывание рукой большого мяча с огибанием кегли (расстояние 3— 4 м); броски мешочка с песком в вертикальную цель — круг диаметром 40—50 см (расстояние 1,5 м); броски мешочка с песком в горизонтальную цель — обруч, лежащий на полу (расстояние 1,5— 2 м), а также в корзину (расстояние 50—70 см).

Упражнения для формирования правильной осанки выполняются самостоятельно, по подражанию действиям воспитателя и словесной инструкции: лазанье по гимнастической стенке (высо­та 2 м); подтягивание на руках по скамейке и по наклонной доске (высота 25—30 см), лежа на животе; катание среднего мяча друг другу, лежа на животе (расстояние 1 м); бросок среднего мяча через веревку, лежа на животе (высота 10—15 см), «обезьяний бег» (с опорой о пол кистями и стопами), «лягушка» — стоя верхом на скамейке, мягкие подпрыгивания с продвижением вперед (опираясь руками о края скамейки, ногами о пол); ходьба по доске с мешочком песка на голове; лежа на животе, разведение рук в стороны, прогнувшись, а также заведение их за спину по звуковому сигналу; сидя лицом к гимнастической стенке, держась носками за нижнюю рейку, ложиться и садиться по звуковому сигналу; топтание на канате, гимнастической палке, ходьба боком приставными шагами по канату, палке, рейке гимнастической стенки (2—3 пролета); катание каната стопами сидя; сведение и разведение стоп с упором пятками о пол, круговые движения сидя.

Упражнения для развития равновесия выполняются по подражанию действиям воспитателя, по словесной инструкции со страховкой воспитателем и самостоятельно: ходьба по доске и скамейке боком приставными шагами; ходьба на носках с перешагиванием через рейки лестницы, кубики, с наступанием на кубы; кружение на месте переступанием с приседанием то сигналу, движения головой стоя; ходьба друг за другом с высоким подниманием колен, руки на поясе; сохранение равновесия в положении стоя на одной ноге, руки в стороны.

Речевой материал: бросайте мяч в корзину (вперед, вверх), ловите мяч, стройтесь в колонну (шеренгу, парами), идите ровно (парами, на носках, по скамейке, дорожке), ползите по доске (вверх, вниз), идите боком, подтягивайте, шагайте через палку (веревку, канат, флажок), ползите под веревку, поднимите колено высоко, повернитесь, идите (бегите) змейкой, положите мячи (флажки, палки); бегите, как обезьяны; прыгайте, как лягушки; идите, как цапли; летите, как птички (самолет); бросьте мяч через веревку, возьмитесь за руки, руки вверх (вперед, в стороны, вниз, на пояс), смотрите внимательно, встаньте в круг большой (маленький), слушайте барабан (музыку), делайте, как я; что мы будем делать, мы будем заниматься (играть в мяч, прыгать, бегать, лазать); направо, налево, а также словарь предыдущих лет обучения.

 

V год обучения

 

Построение выполняется самостоятельно и по инструкции воспитателя: в шеренгу с равнением, в колонну по одному с равнением, в колонну по два, по три, в круг большой и маленький.

Ходьба выполняется самостоятельно по инструкции и за воспитателем: друг за другом, парами, с предметами в руках (палки, флажки); с изменением положения рук (с предметами и без них); на носках, на пятках и внутренних сводах стоп; в приседе и в полуприседе (спина прямая); с изменением направления — змейкой, по диагонали.

Бег выполняется детьми самостоятельно по звуковому сигналу и словесной инструкции: друг за другом, по двое, по трое, с огибанием предметов, змейкой, групповой вдоль зала, за мячом, за обручем, со сменой темпа, чередование бега с ходьбой по звуково­му, зрительному и словесному сигналам, с остановками по сигналу.

Прыжки выполняются самостоятельно по словесной инструкции и по подражанию действиям воспитателя, со страховкой воспитателем; подпрыгивание на месте с поворотами, с продвижением вперед друг за другом и вовнутрь круга, на одной ноге на месте и с продвижением вперед, с подбиванием рукой подвешенного в сетке мяча в ходьбе и беге; спрыгивание с наклонной доски, со скамейки (высота 25—35 см); прыжки в длину с раз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.204 (0.018 с.)