Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изобразительная деятельность и конструирование.Содержание книги Поиск на нашем сайте
При отсутствии специального обучения слабослышащие дети овладевают изобразительной и конструктивной деятельностью с большим опозданием. Их рисунки отличаются примитивностью, стандартностью, бедностью содержания. Вместе с тем при правильной организации обучения слабослышащие дети могут строить, лепить, рисовать не хуже своих слышащих сверстников. Основные задачи занятий по данному разделу программы заключаются в формировании изобразительной и конструктивной деятельности детей и использовании изобразительной и конструктивной деятельности в качестве средств сенсорного воспитания, формирования представлений, эстетического воспитания, формирования речи. Перечисленные задачи решаются в процессе проведения дидактических игр, занятий по конструированию, лепке, рисованию, аппликации, по ознакомлению детей с произведениями искусства. I год обучения является подготовительным, его задача – показать детям, что постройка, рисунок, лепка, аппликация – изображения предметов, отражающие их свойства, отношения; привить интерес и любовь к изобразительной деятельности; сформировать первичные навыки работы с материалами и орудиями изобразительной деятельности. На II-III годах обучения переходят к предметному изображению с натуры и по представлению, на IV- к формированию собственного замысла детей, подготавливаются к переходу к сюжетным изображениям, к формированию творческого подхода к изобразительной деятельности. Наряду с этим на всем протяжении обучения идет уточнение и обобщение восприятия предметов и их свойств, формирование представлений о них; совершенствование восприятия произведений искусства, формирование оценочного отношения к ним; усвоение приемов и навыков изобразительной деятельности; усвоение речевого материала. Поощряется самостоятельное конструирование, рисование вне занятий. Основными методами работы являются создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание детей к изображаемому предмету, явлению; показ при формировании навыков и умений; руководство анализом образца, обследованием предмета, наблюдением за событиями при формировании самостоятельной изобразительной деятельности детей; обобщение результатов обследования, оформление в слове. Соединение результатов восприятия с их словесным обозначением создает чувственную основу слова, позволяющую ему вызвать (актуализировать) представления о предметах, их свойствах и отношениях, не воспринимаемых в данный момент, передавать информацию о незнакомых предметах и явлениях на основе актуализации представлений о знакомых свойствах и отношениях. Поэтому основная группа слов, подлежащих усвоению на занятиях по изобразительной деятельности, - слова-названия изображаемых предметов, их свойств и отношений (название цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений). Вторая группа – слова-названия материалов, орудий изобразительной деятельности, действий, которые ребенок производит, осуществляя деятельность. Указанные слова употребляются в четырех видах логической фразы: в форме побуждения («Рисуй шар»), вопроса («Можно рисовать шар?»), сообщения («Будем рисовать шар»), отрицания («Я нарисовал шар, а ты не рисуй»). Кроме того, каждое слово, в целях отработки его грамматического значения и формы, должно: а) входить в систему лексических значений и обобщений (например: «Возьми красный, синий, желтый карандаши», «Красного цвета карандаш тебе еще нужен?»); б) употребляться в разных грамматических словосочетаниях («Возьми карандаш», «Рисуй карандашом», «Собери карандаши» и т.п.). Занятия по изобразительной деятельности и конструированию связаны с игрой, ознакомлением с окружающим миром, развитием речи, ручным трудом, формированием элементарных математических представлений. Занятия по изобразительной деятельности и конструированию проводятся воспитателем как с целой группой (в вечернее время), так и по подгруппам (в утреннее время).
Ознакомление с окружающим миром. Поступающие в специальное дошкольное учреждение маленькие слабослышащие дети имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и людях. Дети не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображениями. Вот почему необходимо специально знакомить детей с миром вещей, окружающих человека. Задачей данного раздела программы является проведение целенаправленной работы по ознакомлению с внешним видом, строением, способами использования и сферой функционирования самых необходимых в жизни человека предметов, а также с условиями существования самого человека и животных. Усвоение речи на таких занятиях является не основной, а попутной задачей. В содержание работы входит последовательное изучение круга предметов и явлений, объединенных общей темой. На I и на II году обучения темы занятий по ознакомлению с окружающим и занятий по развитию речи в основном совпадают. В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в самой жизни, в разнообразных связях и проявлениях. В ходе этих наблюдений в процессе овладения действиями с предметами дети усваивают и необходимый речевой минимум. Однако работа над словом, фразой должна быть продолжена на занятиях по развитию речи, где реальные предметы являются для детей уже не новыми, а привлекаются как своеобразный наглядный материал. Акцент переносится с наблюдений за предметами на действия собственно речевые (отрабатывается сам речевой материал). В этом и заключается органическая связь между данными разделами. На III –V годах обучения расширяются и обобщаются сведения по изученным ранее темам, часть из них уже сообщается с помощью речевых средств. Весь материал перегруппировывается, сами темы либо укрупняются, либо конкретизируются. Работа ведется в направлениях, которые обеспечивают усвоение минимума обществоведческих, природоведческих, математических знаний. Основными методами обучения являются наблюдения на занятиях и экскурсиях, действия с натуральными предметами, с их изображениями, просмотр кинофильмов, диафильмов, составление тематических альбомов, лото и др. На последнем обучения методы ознакомления с окружающим расширяются за счет проведения бесед, чтения текстов на заданную тему, рассказывание, описания. Но во всех случаях в центре внимания должны быть сами предметы, факты реальной действительности, а не отработка речевых умений как таковых. В этом отличие занятий по ознакомлению с окружающим миром проводятся воспитателем. Речевой материал для них планируется совместно с учителем-дефектологом. Речевой материал по данному разделу не выделен; используется тематический словарь, представленный в приложении к программе.
Развитие речи.
Слабослышащие дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения, представляют неоднородную группу по уровню речевого развития. Одни дети пользуются в общении простой, аграмматичной фразой и отдельными словами, другие осуществляют общение посредством голосовых реакций, звукосочетаний и лепетных слов. При этом в устной речи детей отмечаются фонетические неточности, нарушения слоговой структуры слова и т.д. Для коррекции речевых недостатков слабослышащим дошкольникам необходимы специальные занятия, так как вне этих занятий не может быть сформирована полноценная словесная речь. В программе по данному разделу представлены все требования по формированию у детей речи в различных ее видах, указано соотношение используемых на различных этапах форм речи, показаны и раскрыты те конкретные речевые навыки и умения, которыми должны овладеть слабослышащие дети к концу дошкольного периода. Задачами данного раздела являются формирование словарного состава речи, которое заключается в планомерном развитии значений состава слов и словосочетаний, активизация различных речевых умений в условиях реальных ситуаций общения, развитие разнообразных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия, слушания). В задачи педагога по данному разделу входят систематизация всей работы по развитию речи, осуществляемой на занятиях по другим разделам программы и вне их, отработка и закрепление речевых умений, приобретенных на этих занятиях, уточнение значения слов и их связи с другими речевыми единицами, комбинирование различных речевых высказываний в зависимости от коммуникативных целей. Работа по развитию речи обеспечивается в различных условиях: а) в быту, во время проведения режимных моментов (прогулка, прием пищи, одевание, раздевание, туалет и т.д.), где основное внимание должно быть уделено уточнению значений слов и фраз, активизации усвоенного речевого материала в процессе общения с детьми и взрослыми; б) на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, игре, ознакомлению с окружающим миром, труду, физическому воспитанию и т.д., где детям дается материал, необходимый для усвоения содержания данного раздела программы, а также слова и фразы, нужные для организации деятельности детей; в) на занятиях по развитию речи в процессе которых происходит усвоение значения слов и фраз, уточнение их звуко-буквенного состава, формирование разных видов речевой деятельности (говорения, слухо-зрительного восприятия, чтения, письма, слушания). В ходе занятий усвоенный речевой материал включается в различные коммуникативные ситуации; г) на индивидуальных занятиях, где идет уточнение произносительной стороны речи при максимальном использовании остаточного слуха детей; д) в семье, где родители, ориентируясь на рекомендации сурдопедагога, могут достаточно эффективно продолжать развитие речи детей, закреплять у них речевые навыки. Основная работа по развитию речи проводится на занятиях, где обеспечивается отработка речевого материала в определенной системе. В данной программа принят тематический подход к предъявлению и отработке речевого материала. Тематика занятий определяется сферой интересов ребенка-дошкольника и тесно связана с их практической деятельностью, условиями жизни в детском саду и дома. В программе I и II годов обучения указана тематика занятий каждого квартала и дан перечень речевого материала в соответствии с ней. В дальнейшем, при достижении более высокого уровня развития речи, сурдопедагог может определять и варьировать тематику занятий по своему усмотрению, положив в основу выбора тем их необходимость для выполнения определенных программных требований. Программа предусматривает формирование и использование в процессе обучения разных форм речи. На всех этапах основной формой речи является устная. Формирование потребности в устном общении, развитие слухо-зрительного восприятия, собственного говорения детей – важнейшая задача на всех этапах обучения. Начиная с I года обучения широко используется и восприятие слов и фраз, написанных а табличках. На II году обучения дети подводят к анализу письменного слова. На знакомом речевом материале начинается обучение чтению. Отработка звуко-буквенной структуры слова обеспечивается в процессе работы с разрезной азбукой, собственного письма детей. Целесообразность использования такого вспомогательного средства, как дактилология, определяется сурдопедагогом в зависимости от состава группы, уровня развития речи, наличия детей с дополнительными нарушениями, темпов усвоения программы. При затруднениях в овладении аналитическим чтением, в усвоении звуко-буквенной структуры слова и в овладении грамматическими формами возможно использование дактилологии. В устном общении использование дактилологии нецелесообразно. Учитывая значительную разнородность состава групп слабослышащих детей по уровню развития речи, в данной программе определены условия для реализации дифференцированного подхода к формированию речи. I и II годы являются диагностическим периодом, когда в процессе обучения определяются темпы развития речи каждого ребенка. На этом этапе реализуются общие для всех требования программы. Начиная с III года в программе дополнительно к основным определяются требования для работы с детьми с более высокой степенью речевого развития. Их выполнение может быть обеспечено при выделении этих детей в подгруппы, а в некоторых случаях и при создании специальных групп для детей с более высоким уровнем речевого развития. Дифференцированный подход к определению требований к речи детей может способствовать более целенаправленной педагогической подготовке к обучению в I отделении школы для слабослышащих, а в ряде случаев и в массовой школе. Занятия по развитию речи носят комплексный характер, различные направления работы могут иметь место на одних и тех же занятиях. Основной формой работы являются занятия по подгруппам, комплектуемым с учетом уровня и темпов развития речи детей. Данный раздел программы теснейшим образом связан со всеми другими, так как тематически базируется на них. Речевой материал других разделов на занятиях по развитию речи отрабатывается, уточняется его использование в контекстах. Требования к речи, представленные в данном разделе, - ее объему, качеству воспроизведения, использованию разных форм речи – должны учитываться и выполняться на занятиях по всем разделам программы и в быту.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.007 с.) |