Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития речи у ребенка.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сразу после рождения ребенок кричит в результате раздражения воздухом рецепторных образований глотки, гортани, бронхов и альвеол, которые до рождения не подвергались воздействию воздуха и поэтому вызывают непривычное чувство растяжения. Ребенок кричит от неприятных внешних и внутренних воздействий (холод, голод, неприятные ощущения). Крик является рефлекторной реакцией, возникающей в ответ на раздражение наружных, или внутренних рецепторов и является основой образования звука голоса, с помощью которого развивается произношение звуков речи. В крике ребенка можно различить разнообразные звуковые сочетания гласных и согласных звуков. С третьего месяца жизни, чаще после еды, появляются спокойные звуки, состоящие из гласных и согласных, типа (агу, угу), которые являются рефлексами на вкусовые, обонятельные и вестибулярные (в виде покачивания) раздражители. Как крик, так и гуление у новорожденных всех народов одинаковый, также как и у глухих от рождения и не зависит от речи окружающих. Однако уже в этот период в мозге вырабатываются условные связи между двигательными (кинестетическими) реакциями от изменения положения и формы речевых органов, в теменной доле мозга, слуховыми ощущениями в височной доле мозга, и двигательными центрами в лобной доле мозга. Благодаря этим связям, и особенно наличию слуха, у ребенка появляется возможность подражать собственным звукам, а затем звукам окружающих. С 4 – 5 месяцев ребенок воспроизводит ритм, длительность и частоту речевых звуков, интонации. Окружающие звуки речи ребенок воспринимает с помощью слуха в сочетании с второстепенными, привычными раздражителями, которые этот звук сопровождают. Постепенно второстепенные раздражители отступают, и ребенок реагирует только на звукосочетание. Чисто словесное восприятие смысла появляется в 6 – 9 месяцев, когда появляется ситуационное понимание речи, и ребенок по просьбе может показать свой носик. Слова для ребенка в этом возрасте одновременно означают определенный, конкретный предмет, и действие. Появляется готовность к подражанию, расширяется диапазон воспроизводимых звуковых и интонационных комплексов. В основе этих умений лежит согласованная деятельность нервных клеток центра слуха, и глубокая чувствительность артикуляторного аппарата нервных клеток теменной доли мозга. Это создает основу для появления лепета, с помощью которого ребенок вступает в диалог на своем языке, и отвечает на обращения взрослого. Двигательная программа произнесения слова начинает создаваться в специальном двигательном, речевом центре, в задненижнем отделе преимущественно левой лобной доле мозга, после получения информации из чувствительных центров мозга. Двигательный, речевой центр, для того чтобы произнести слово, должен спрограммировать последовательность движения артикуляционного аппарата речи. Процесс не простой и достаточно длительный. В 10 – 12 месяцев ребенок произносит очень простые слова, такие как мама, баба, слова, которые заменяют название действия, такие как «бах», при этом ребенок четко понимает, что эти слова обозначают. В 18 месяцев количество слов увеличивается до 30 – 40. В последующем увеличивается не только словарный запас, но происходит дифференциация слов, слова приобретают конкретный характер, обозначающий предметы, действия, чувства, появляются простые фразы с правильным согласованием слов. К концу второго года может составить небольшой рассказ, но произносит многие звуки неправильно, или пропускает их в связи с трудностями произношения. В три года ребенок обобщает такие слова, как «игрушки», а к пятому году жизни понимает, что игрушки, это вещи. До 4 – 5 лет ребенок может иметь различные нарушения в произношении звуков речи. Разные звуки устанавливаются в различные сроки. Гласные звуки в онтогенезе усваиваются раньше согласных. Труднее всего для произношения усваиваются шипящие и дрожащие, или вибранты. Дети часто пропускают звуки и слоги, заменяют один звук другим, или переставляют их местами. Но если взрослый попытается повторить, неправильно произнесенные ими слова, они замечают это. Поэтому в улучшении произносительной стороны речи большое значение имеет слуховой контроль, который позволяет добиваться правильного произношения. Для улучшения произношения большое значение имеют речевые двигательные кинестезии, обеспечивающие обратную афферентную связь между артикуляционными органами и теменной долей мозга, где возникают образы артикуляционных движений. Поэтому для ребенка важно видеть как воспитатели, родители произносят те или иные звуки и подражать им. Улучшение произношения происходит осознано, и к 5 – 7 годам завершается формирование произносительной стороны речи.
Исследование органов речи. Всякому обследованию предшествуют жалобы на нарушения речи у ребенка. Обычно родственники вспоминают подробности нарушений развития речи и события этому предшествующие, в виде болезни, психической травмы, нарушения общего развития ребенка. Важны сведения о наследственных нарушениях слуха, речи в семье, о травмирующих факторах, о состоянии слуха, носового дыхания у ребенка, об особенностях речевой среды, в которой растет ребенок. При профессиональном объективном обследовании осматривают полости носа, рта, носоглотку, ротовую, гортанную части глотки, гортань с помощью лобного рефлектора (специальное вогнутое зеркало, которое укрепляется обручем в левой лобной области), и направляет луч света от лампочки в обследуемую полость. Для осмотра носа используют носовое зеркало, расширяющее ноздри и позволяющее увидеть носовые раковины и носовые ходы. Важно составить впечатление о носовом дыхании ребенка. Для этого одну половину носа ребенка закрывают, прижав палец к боковой поверхности ноздри, а к другой ноздре подносят ватку, и просят ребенка подышать через эту половину полости носа, затем проверяют проходимость другой половины полости носа. Затруднение дыхания через нос может быть связано с увеличением носовых раковин, или увеличением носоглоточной миндалины (аденоидов). При нарушении носового дыхания возникает закрытая гнусавость, или закрытая ринофония, проявляющаяся носовым оттенком звука голоса. Увеличение аденоидов часто ведет к нарушению прикуса, поэтому следует попросить ребенка показать зубы в сомкнутом состоянии. В норме передние зубы верхней челюсти должны на одну треть прикрывать зубы нижней челюсти, а боковые зубы соприкасаться между собой. Обращают внимание на рост зубов, не находят ли зубы друг на друга, не растут ли вкось, поскольку состояние прикуса и зубных дуг влияет на артикуляцию звуков. Обращают внимание на состояние мимической мускулатуры, отмечают, если имеется подергивание мышц лица, обращают внимание на симметрию носогубных складок, особенно на сглаженность одной из них, что возможно при парезе лицевой мускулатуры, вызывающей нарушение артикуляции звуков речи. Проверяют подвижность губ, обращая внимание на состояние верхней и нижней уздечек, положение языка при выдвижении его из полости рта (находится по средней линии, или отклоняется в сторону, напряжен, или распластан на нижней губе, насколько свободно отклоняется в стороны, в состоянии ли загибаться кончик языка вверх, вниз). Концом металлического, или деревянного шпателя, чтобы не вызвать рвотный рефлекс, надавливают на среднюю часть спинки языка и осматривают твердое и мягкое небо. Твердое небо обычно имеет куполообразную форму, что благоприятно влияет на звук голоса. Уплощенное твердое небо придает голосу глухой оттенок, что возможно после пластики твердого неба. Мягкое небо в покое должно быть расположено по средней линии, бывают случаи укороченного мягкого неба, что проявляется глухостью голоса. Всякая асимметрия мягкого неба может указывать на нарушение нервно – мышечной иннервации его, что приводит к нарушению звучности речи. Надо попросить ребенка произнести звук «а» и проследить за подъемом мягкого неба. Асимметрия мягкого неба при фонации вместе со снижением глоточного рефлекса также указывает на возможное нарушение иннервации мягкого неба. По бокам и книзу от мягкого неба, между передними и задними небными дужками располагаются небные миндалины, различной степени выраженности. У некоторых детей небные миндалины могут быть настолько увеличены (гипертрофированы), что соединяются по средней линии и затрудняют дыхание и фонацию, вызывают храп во время сна, такой ребенок должен быть осмотрен врачом оторинолярингологом, чтобы решить вопрос о необходимости частичного удаления небных миндалин. При осмотре полости рта, позади зева можно рассмотреть заднюю стенку ротоглотки, в случае ее воспаления, на слизистой оболочке видны увеличенные фолликулы. Осмотр носоглотки у детей с помощью носоглоточного зеркала крайне трудная, часто невозможная манипуляция, поэтому исследование носоглотки на наличие аденоидов производят с помощью пальцевого исследования. Для этого одной рукой заводят слизистую щеки ребенка между его зубами, чтобы он не закрыл рот, а пальцем другой руки заходят под мягкое небо, к основанию черепа. В настоящее время, во избежание неприятной манипуляции, ребенку делают рентгенологическое исследование. Осмотр гортани возможен с помощью гортанного зеркала, прикрепленного к стержню под углом 1300 , размер зеркала подбирают по возрасту ребенка, Зеркало подводят к мягкому небу, зеркальной поверхностью вниз, и получают зеркальное отражение гортани. Обследование называется непрямой ларингоскопией и требует специальных навыков. Особенно затруднительно осматривать гортань у маленьких детей, у которых надгортанник скручен, как трубочка, поэтому в случае острой необходимости применяют прямую ларингоскопию с помощью мощного шпателя - клинка с освещением на конце, но производят обследование в стационарных условиях. При необходимости осмотра трахеи и бронхов пользуются также прямым ларингоскопом в стационарных условиях. ГЛАВА III
Патология органов речи. Изменения в органах речи могут возникнуть как в результате нарушения эмбрионального развития органов речи, и нервной системы, иннервирующей органы речи, так и в результате органических и функциональных нарушений после воспалительных, инфекционных процессов в органах речи, и в нервной системе. Врожденные и приобретенные нарушения строения полости носа и носоглотки, вызывающие нарушения носового дыхания, приводят к нарушению тембра голоса, искаженному, с носовым оттенком произношению звуков голоса, что называют ринофонией (rhinos – нос). Различают закрытую и открытуюорганическую ринофонию. Закрытая, органическая ринофония связана с нарушением носового дыхания в передних или задних отделах полости носа, что встречается при насморке, или рините, при воспалении и увеличении носоглоточной миндалины, или аденоидите. Открытая, органическая ринофония возникает при наличии расщелины в нижней стенке полости носа в результате расщепления твердого неба, когда между полостью носа и полостью рта образуется единая полость. Патология характеризуется грубым нарушением, практически отсутствием звука голоса. Нарушения звука голоса возникают при недостаточной подвижности мимических мышц, особенно губных, как с одной стороны, так и с двух. Нарушения произношения возникают при костных, мышечных нарушениях в челюстно-лицевой области, при нарушении функции нижнечелюстного сустава, при нарушении прикуса, асимметрии мимических и жевательных мышц. Нарушения звука голоса в виде глухости возникают при деформации мягкого неба, при нарушении деятельности мышц мягкого неба после перенесенных инфекционных заболеваниях, при нервно-мышечных нарушениях мягкого неба. Нервно-мышечные нарушения мягкого неба, возникающие в результате поражения стволов, ветвей языкоглоточного, блуждающего, лицевого, тройничного нервов характеризуются нарушением рефлекторных, автоматических движений. Они наиболее тяжелые, их называют периферическими. Центрального характера нервно-мышечные нарушения мягкого неба возникают при поражении нервных, проводящих путей органов речи над ядрами, в полушарии головного мозга, и характеризуются в большей степени нарушением произвольных движений, при сохранности рефлекторных, автоматических движений. Нарушения произношения звуков, обусловленные нервно-мышечными нарушениями языка, так же рассматриваются как периферические и центральные. Периферические нервно-мышечные нарушениями языка обусловлены поражением подъязычного нерва, его ядра, которые проявляются атрофией чаще одной половины языка. Центральные нервно-мышечные нарушения языка проявляются нарушениями тонуса в виде повышения, или понижения его, ограничением подвижности отдельных групп истинных мышц языка, нарушением координации движений между разными группами мышц языка, неточностями движений. Периферические и центральные нервно-мышечные нарушения области лица, языка, мягкого неба входят в структуру дизартрии. Нарушения звука голоса могут быть обусловлены и изменениями в гортани, производящей звук. Изменения могут быть врожденными, или приобретенными в результате перенесенных воспалительных заболеваний гортани. Нервно-мышечные нарушения в гортани классифицируются как центральные и периферические, в зависимости от уровня поражения. К периферическим парезам и параличам относят повреждение возвратного нерва, отходящего от блуждающего нерва, повреждения нижней, гортанной ветви возвратного нерва, непосредственно подходящей к мышцам гортани, а также нарушения в самих мышцах гортани в результате длительных воспалительных процессов в них. Изменения голоса могут быть обусловлены давлением на ствол возвратного нерва, иннервирующего мышечную систему гортани, в грудной полости, или на шее. Нарушение проводящей, нервной системы, и корковых полей органов речи рассматриваются, как центральные нарушения. К центральным нарушениям относят поражение ядер в стволе головного мозга, и корешков черепно-мозговых нервов, от них отходящих, они классифицируются, как ядерно-корешковые поражения. Центральные нервно-мышечные нарушения мягкого неба, языка и гортани, возникающие в результате изменений нервных клеток в ядрах продолговатого мозга, называют бульбарными, по старому названию продолговатого мозга похожего на луковицу. Эти изменения отличаются тяжестью поражения, когда грубо нарушаются глотание и звуки речи. Поражения центрального отдела речевой системы называют надъядерным, или псевдобульбарным, поскольку они возникают в проводящих путях выше ядер ствола головного мозга. Центральные, надъядерные, псевдобульбарные нарушения органов речи характеризуются менее выраженными проявлениями по сравнению с ядерными нарушениями. При центральных поражениях, подвижность мягкого неба затруднена в произвольных движениях, в речевой функции, в то время как глотание, примитивные звуки производятся достаточно хорошо. Затруднено выполнение тонких, дифференцированных двигательных, речевых актов. Центральные нарушения речевых органов встречаются у детей с детским церебральным параличом, и врожденными и приобретенными изменениями в головном мозге. Относительно мягкая симптоматика центральных нарушений объясняется представительством центральных нервных центров в двух полушариях головного мозга, когда поражение в одном полушарии компенсируется функцией другого полушария. Нарушения в обоих полушариях характеризуются грубой симптоматикой. Периферические и центральные парезы и параличи в исполнительных органах речевой системы входят в структуру дизартрии. Аномалии и заболевания наружного носа и носовой полости.
Аномалии наружного носа возникаю т в результате нарушения эмбриогенеза на втором месяце эмбрионального развития, когда формируется лицевой скелет. Аномалии наружного носа могут быть в виде двойного носа, расщепления кончика, или всего наружного носа в виде двух половин, или в виде двух хоботков. Встречаются кисты и свищи спинки носа, в виде небольшой припухлости, с периодически возникающим ходом, со слизисто гнойным содержимым. При удалении кисты, которая не проникает в полость носа, в качестве ее содержимого обнаруживают жирную массу с пучками волос. Такие кисты называются дермоидными от латинского названия кожи, и возникают в результате нарушения эмбрионального развития, когда в эмбриональных щелях остаются клетки эпителия. Врожденное сужение наблюдается в одной, или обеих половинах полости носа и проявляется в виде частичного закрытия входа в полость носа. Затруднения носового дыхания возникают при присасывании крыльев носа во время вдоха, вместо их расширения, при центральных нервно – мышечных нарушениях волокон лицевого нерва. Возможны зарастания в области входа в нос, или в области хоан, на границе с носоглоткой, которые называются атрезиями, от латинского слова отверстие, с отрицательной частицей «а». Атрезии хоан связаны с нарушением эмбрионального развития, и возникают при отсутствии рассасывания мезенхимы, закрывающей отверстия хоан в эмбриональном периоде. Атрезии могут быть полными и неполными, соединительно-тканными, хрящевыми, и даже костными. В связи с нарушением носового дыхания неправильно развивается лицевой скелет, особенно челюсти и зубы. Новорожденным детям с врожденной атрезией при угрозе асфиксии делают прокол и вводят трубочку для дыхания, а в последующем иссекают закрывающую их ткань в области хоан, или в наружных отверстиях полости носа, путем оперативного вмешательства. Атрезии полости носа могут быть приобретенными в результате язвенных процессов в полости носа, связанных с перенесенными инфекционными заболеваниями, такими как дифтерия, сифилис. После прижигания слизистой оболочки в связи с увеличенными носовыми раковинами, в полости носа появляются тонкие соединительно-тканные перемычки между носовой перегородкой и носовыми раковинами, затрудняющими носовое дыхание. Такие перемычки называют синехиями, их иссекают хирургическим путем, после чего в полость носа вводят резиновые, или мазевые, тонкие полоски бинта для предотвращения образования новых сращений, на все время заживления раны. Фурункул носа этоострое гнойное некротическое воспаление волосяного фолликула, сальной железы и окружающей ткани в области преддверия носа, где растут волосы. Фурункул возникает при снижении устойчивости кожи и всего организма к инфекции, возникает в других частях кожи при кожной микротравме, гиповитаминозе, часто при диабете. Проявляется заболевание покраснением кожи и отеком, резкой болезненностью, в тяжелых случаях болезненность и отек могут распространиться на верхнюю губу и щеку. Фурункул носа представляет опасность внутричерепного осложнения, поскольку инфицированная в результате воспаления венозная кровь из полости носа оттекает к венозным синусам черепа. Лечение фурункула предпочтительно проводить в стационаре, учитывая возможность возникновения внутричерепных осложнений. Вначале проводят консервативное лечение большими дозами антибиотиков широкого спектра действия, в результате которого процесс обычно регрессирует. Вскрытие хирургическим путем производится при образовании отграниченной гнойной полости, называемой абсцессом. Травмы носа наиболее частое повреждение, особенно в детском возрасте. Закрытые травмы носа возникают при ушибах, они могут сопровождаться переломом носовых косточек со смещением их в сторону, деформацией спинки носа в виде горба, или западения спинки носа. Обычно переломы спинки носа сопровождаются кровоизлиянием под слизистую оболочку носовой перегородки, которая затем нагнаивается, что вызывает рассасывание хрящей носовой перегородки и западение спинки носа, или образование приплюснутого носа. Возникает нарушение носового дыхания и, как следствие, закрытая гнусавость. Открытые травмы носа чаще всего наносятся острым предметом, который проникает в полость носа, ранит слизистую оболочку и вызывает кровотечение с последующим инфицированием. Наиболее опасно повреждение верхней стенки полости носа, именно горизонтальной пластинки решетчатой кости, отделяющей полость носа от передней черепной ямки, что сопровождается проникающей травмой черепа. При переломах костей носа со смещением их, последние сопоставляют и фиксируют путем плотного введения в обе половины носа марлевых полосок. Подобное сопоставление костей носа желательно проводить в первые сутки после травмы, но возможно и до трех недель после травмы. Исправление врожденной и после травматической деформации носа возможно посредством пластической операции по окончании роста лицевого скелета после 14 – 16 лет жизни. Искривление носовой перегородки возникает в связи с неравномерным ростом костей и хрящей носового скелета, когда носовая перегородка растет быстрее, чем окружающие ее кости носового скелета, и тогда в носовой перегородке образуются искривления, шипы и гребни, перекрывающие просвет носового хода и затрудняющие носовое дыхание. Искривление носовой перегородки может возникнуть после травмы носа, и сопровождаться нарушением носового дыхания, что может повлиять на формирование речи. Лечение оперативное в случае нарушения носового дыхания. Для того чтобы подойти к искривленному хрящу или кости носовой перегородки, производят разрез слизистой оболочки носовой перегородки и надхрящницы с двух сторон, затем ее осторожно отделяют от хряща, чтобы не поранить слизистую оболочку. Только когда искривленная часть хряща отделена от слизистой оболочки с двух сторон, искривленный хрящ удаляют, выпрямляют, и вновь вставляют между двумя листками слизистой оболочки. В носовые ходы рыхло вставляют марлевые полоски. Операцию на носовой перегородке по показаниям можно проводить в 6 летнем возрасте, но чаще проводят после 11 лет, когда полностью формируется носовая перегородка. Инородные тела носа чаще встречаются у маленьких детей, которые во время игры засовывают мелкие предметы в полость носа. В результате происходит закупорка одной половины полости носа и нарушение носового дыхания через эту половину носа. Если инородное тело не удалить своевременно, вокруг него возникает воспаление слизистой оболочки и гнойное отделяемое, что является характерным признаком инородного тела. Удалять инородное тело лучше специалисту, поскольку для его удаления надо иметь специальный крючок, которым заходят за инородный предмет, всякое другое удаление при кажущейся простоте заканчивается продвижением инородного тела вглубь носового хода, что в последующем затрудняет удаление инородного тела. В данном вопросе очень важна профилактика. Если в доме маленький ребенок, то все мелкие предметы должны быть подняты на недоступную для ребенка высоту. Носовые кровотечения встречаются чаще других кровотечений и в большинстве своем свидетельствуют о соматическом заболевании, и только в небольшом проценте случаев являются результатом заболеваний полости носа и носовых пазух. Наиболее частой причиной носового кровотечения является артериальная гипертония, болезни крови, опухоли носа и околоносовых пазух, наиболее сильные кровотечения у детей возникают при фиброме носоглотки, которые встречаются редко. Носовое кровотечение возникает при авитаминозе, большой физической нагрузке, перегревании, как сопровождающее менструации. Незначительное кровотечение возникает из сосудов носовой перегородки и зачастую заканчивается самостоятельно. При кровотечении из носа, ребенка надо посадить, голову наклонить и прижать к груди. Не следует голову запрокидывать, в этом случае ребенок будет заглатывать кровь, а в последующем возникнет кровавая рвота, которая очень пугает ребенка и окружающих. Подвижную часть боковой стенки носа, откуда идет кровь, прижать пальцем к носовой перегородке и держать, не отпуская, несколько минут. Затем можно постепенно ослабить давление на носовую перегородку. Если кровотечение продолжается, то в носовой ход надо вставить вату, смоченную 3% раствором перекиси водорода, а на нос положить салфетку, смоченную холодной водой, или пузырь со льдом. При продолжающемся кровотечении требуется профессиональная помощь в виде прямой и непрямой тампонады кровоточащей половины полости носа. Для профилактики последующих кровотечений ребенка следует показать врачу специалисту, который может провести прижигание кровоточащей области носовой перегородки с помощью ляписа, или с помощью слабого электрического тока. Острый насморк или ринит острое воспаление слизистой оболочки полости носа, вызывающее нарушение носового дыхания. Острый ринит может возникать как самостоятельное заболевание, и, как сопутствующий процесс, при различных инфекционных заболеваниях. Причиной возникновения острого ринита является проникновение в слизистую оболочку полости носа патогенных, болезнетворных микроорганизмов, что возникает чаще на общем фоне снижения защитных свойств организма, связанных с переохлаждением, авитаминозом, стрессовой ситуацией. Особенно часто насморки возникают у детей, что связано с узостью носовых путей, отсутствием навыков высмаркивания и недостаточной зрелостью иммунной системы.Для детского возраста характерна высокая температурная реакция, на фоне которой возникают судороги, возможны и симптомы менингита в виде напряжения конечностей, и откидывания головы назад, рвота, которая усугубляет общее тяжелое состояние ребенка. Грудные дети не могут сосать, если у них заложен нос, поэтому не набирают в весе, плохо спят. Для острого ринита характерно острое начало и поражение обеих половин полости носа в виде затруднения носового дыхания, выделения обильной слизи из полости носа и общей слабости и разбитости. Этому состоянию предшествует сухость в носу и носоглотке в течение нескольких часов, или двух – трех суток, недомогание, ощущение холода, головная боль. Сухость в носу сменяется обильными слизистыми выделениями, через день, два, слизистые выделения постепенно густеют, а затем приобретают характер гнойного отделяемого. Выделения из носа раздражают кожу преддверия носа, поскольку в слизи содержится хлорид натрия и аммиак. Кожа становится красной, припухшей, появляются трещины. В этот период усиливается отек слизистой носа, затрудняется носовое дыхание, краснеют глаза, появляется слезотечение, ощущение снижения слуха, что связано с переходом воспалительного процесса на слизистую оболочку слезного канала и слуховой трубы. Могут возникнуть боли в ухе в результате развития острого гнойного среднего отита. Появление сильной головной боли может быть связано с переходом воспалительного процесса на околоносовые пазухи носа, возможно снижение обоняния. Нарушение носового дыхания приводит к гнусавому тембру речи. Слизистое отделяемое сменяется слизисто – гнойным, в последующем количество отделяемого постепенно уменьшается и восстанавливается носовое дыхание, улучшается общее состояние, и спустя 8 – 10 дней от начала заболевания острый насморк прекращается Если воспалительный процесс переходит на придаточные пазухи носа, то отделяемое из носа, головная боль, боль и тяжесть в области лба, переносицы остаются. Среди других осложнений острого ринита следует отметить воспаление слизистой оболочки глотки (фарингит), воспаление трахеи (трахеит). Лечение острого ринита в начальной стадии состоит в отвлекающей терапии в виде горячей ножной, ручной, или общей ванны на 10 – 15 мин, прикладывания горчичников на икроножные мышцы, на заднюю поверхность шеи, а также горячего чая с медом или малиной внутрь. Все эти мероприятия можно проводить только при нормальной температуре, при повышенной температуре они противопоказаны. Во второй стадии используют сосудосуживающие препараты (санорин, галазолин, тизин), которые можно закапывать в нос, или закладывать в виде увлажненной ваты. Одновременно рекомендуется обильное питье в виде теплых киселей, компотов, соков кислых фруктов, которые понижают температуру тела и выводят из организма токсические продукты жизнедеятельности микроорганизмов. Если температура в пределах нормы, то можно проводить тепловые процедуры на область носа, а при необходимости на ухо. Введение любых капель в нос не следует проводить более 8 дней, поскольку они нарушают функцию мерцательного эпителия полости носа и вазомоторную, сосудистую функцию носа. Нарушение вазомоторной функции влечет за собой появление постоянной отечности слизистой оболочки полости носа, поскольку сосуды постоянно расширены, и теряют способность к приобретению самостоятельного тонуса из-за привыкания к сосудосуживающим препаратам. Надо научить ребенка правильно и своевременно сморкаться, сначала освобождать одну, а затем другую половины носа, чтобы предупредить возможность распространения инфекции по слуховой трубе в среднее ухо и предупредить воспалительное воздействие слизи на оболочку носа. Надо часто менять платки, или пользоваться одноразовыми платками, чтобы избежать повторного воздействия инфекции. Во время острого ринита не надо отправлять ребенка в детский сад, школу, учитывая возможность распространения инфекции и возможность возникновения осложнения у больного. У грудного ребенка надо перед кормлением отсасывать баллончиком слизь из полости носа и закапывать грудное материнское молоко в каждую половину носа по 3 – 4 капли. Профилактика всякого простудного заболевания складывается из элементов здорового образа жизни, надо чаще бывать на воздухе, особенно летом, чтобы кожа ребенка обветрила, немного загорела, надо пользоваться природными водными процедурами, особенно благоприятно для ребенка море. Надо чтобы в летнее время ребенок получил в достаточном количестве все ягоды и фрукты, растущие в нашей широте. Хронический насморк (ринит) возникает после частых острых ринитов, после длительного воздействия раздражающих веществ, например загрязненный воздух промышленных городов, или в результате рядом протекающего воспалительного заболевания, такого, как воспаление небных, или носоглоточной миндалины, которые изменяют состояние слизистой оболочки носа. Различают хронический ринит: катаральный, гипертрофический, атрофический и вазомоторный. Катаральный хронический ринит характеризуется покраснением слизистой оболочки и равномерной припухлостью носовых раковин. Основными проявлениями его является нарушение носового дыхания, которое усиливается на холоде, и ухудшение носового дыхания при лежании на боку, в той половине носа, которая оказывается ниже, в результате прилива крови в пещеристые тела носовых раковин. Для местного лечения применяют в нос капли вяжущих веществ, таких как протаргол, прижигают слизистую оболочку 3%–5% раствором ляписа (азотнокислое серебро), смазывают 2% салициловой мазью, применяют УВЧ на область носа для усиления кровообращения. Гипертрофический хронический ринит характеризуется разрастанием слизистой оболочки надкостницы и костного вещества чаще нижних носовых раковин. Ринит проявляется постоянным затруднением носового дыхания, не изменяющимся после закапывания сосудосуживающих капель, слизистым и слизисто – гнойным отделяемым, сухостью во рту и ротоглотке, гнусавым тембром голоса. При гипертрофии нижней носовой раковины воспаляется слизистая оболочка слуховой трубы, которая располагается на заднем конце нижней носовой раковины, и поэтому возможно возникновение катара среднего уха. Гипертрофированный передний отдел нижней носовой раковины может прикрывать отверстие носослезного канала в передних отделах полости носа, и вызывать слезотечение и воспаление слизистой оболочки глаза (конъюнктивит). При небольшой гипертрофии носовых раковин применяют щадящие методы хирургического лечения с помощью воздействия лазером. При выраженной гипертрофии слизистой оболочки и костной основы носовых раковин производят частичное удаление носовых раковин. Атрофический хронический ринит характеризуется дистрофическими изменениями слизистой оболочки носа, которые могут возникать как вторичные проявления в результате частых воспалительных заболеваний, неблагоприятных факторов окружающей среды, в виде пыли, неблагоприятных климатических условий, с чрезмерно сухим воздухом, вызывающих трофические изменения слизистой носа. Проявляется атрофический ринит ощущением сухости в полости носа, образованием корок, и, если больной удаляет их пальцем, то слизистая оболочка повреждается и возникает кровотечение. Слизистая оболочка носовой перегородки настолько истончается, что в ней образуются перфорации, а общий носовой ход становится таким широким, что через него видна задняя стенка носоглотки. Слизистая оболочка глотки также истончается, становится блестящей, как полированная, с трудом отходит мокрота, которая может оставаться на слизистой оболочке задней стенки глотки, и вызывать неприятные ощущения инородного тела. В качестве местного лечения вводят в полость носа капли масляного раствора витаминов «А» и «Е», проводят ингаляции 2%–3% раствором морской соли. Первичный атрофический ринит (озена) может быть проявлением системного заболевания крови и распространяться на глотку и гортань. Озена это тяжелая форма атрофического процесса не только слизистой оболочки, но и костных полостей носа, и носовых раковин. Атрофический процесс сопровождается выделением быстро засыхающей слизи с сильным, специфическим, неприятным запахом. Существует две теории возникновения озены. По одной, инфекционной, возбудителем заболевания является возбудитель микроб «клебсиелла», который наиболее часто высевается, наряду с другой флорой из носовой слизи. По другой, нейродистрофической теории, основной причиной возникновения озены является нарушение иннервации слизистой оболочки, что приводит к дистрофическим процессам в полости носа. Проявляется озена сухостью, образованием корок, и неприятным, зловонным запахом из носа, который сами больные не ощущают в связи с отсутствием обоняния. Местное лечение направлено на устранение запаха и корок в носу с помощью промывания полости носа раствором хлорида натрия с добавлением йода и смазывания слизистой оболочки 2 – 5 % раствором йод глицерина (раствор Люголя). Общие методы лечения направлены на подавление инфекционной флоры полости носа с помощью антибиотиков, и прием препаратов железа при явлениях железодефицитной анемии. Вазомоторный ринит делится на две формы: аллергическую и нейровегетативную. Для аллергической формы вазомоторного ринита характерно наличие в организме аллергена, и его взаимодействие с антителами «Е», количество которых в организме также значительно увеличивается. В результате этого высвобождаются биологически активные вещества, такие как гистамин, которые оказывают сосудорасширяющее действие, повышают проницаемость сосудов, что приводит к набуханию пещеристой ткани носовых раковин, отеку слизистой оболочки носа, повышенному выделению слизи и чиханию. Для нейровегетативной формы вазомоторного ринита характерны изменения центральной и вегетативной нервной систем, эндокринные расстройства, при обследовании не обнаруживают присутствия аллергена. Возникновению ринита способствует длительное применение сосудорасширяющих медикаментозных препаратов, как местного, так и общего действия, а также наличие искривленной носовой перегородки. Основными симптомами аллергического ринита являются приступы чихания, обильное, жидкостное, или слизистое отделяемое из носа и затруднение носового дыхания. З
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.43.109 (0.01 с.) |