Институт психологии и педагогики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт психологии и педагогики



Кафедра общей и социальной психологии

 

ВАСИЛЬЕВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения

 

Тюменский государственный университет


 

И.В. Васильева. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология», очной формы обучения. Тюмень, 2011, _47__ стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психодиагностика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой общей и социальной психологии д.пс.н., профессор Е.Л. Доценко.

 

 

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Васильева И.В., 2011.

 


 

Васильева И.В.

 

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 030300.62 «Психология»

 

Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________

Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, Семакова, 10

 

 


 

1.1.Цели и задачи дисциплины:

Цель курса – формирование у студентов целостного представления о предмете, методах и задачах психодиагностики, роли этой отрасли в общей системе психологических знаний, основных методологических и практических проблемах и путях их решения.

Это предполагает решение следующихзадач:

1.Ознакомить студентов с важнейшими отраслями и этапами развития психодиагностики;

2.Сформировать представление об основных подходах, направлениях и концепциях, сферах применения и использования психодиагностических средств;

3.Сформировать основы психодиагностического подхода к решению практических психологических задач.

1.2. Место дисциплины в учебном процессе: «Психодиагностика» является базовой дисциплиной, входящей в учебный план направления 030300.62«Психология».

Для эффективного усвоения курса студенты должны освоить представление о сущности психики и ее структуре («Введение в психологию»); о методах изучения психических феноменов (Общий психологический практикум. Методы психологии.), без этих знаний сложно прогнозировать направления рекомендаций по результатам психодиагностических заключений.

Освоение дисциплины является основой и развитием для последующих курсов: «Психология развития и возрастная психология», «Мотивация и эмоции», «Познавательные процессы», «Психология личности», «Социальная психология», «Экспериментальная психология», «Организационная психология», «Психология общения», «Психология семьи», «Психология групп», «Психология стресса». Компетентность в использовании психодиагностических инструментов позволяет решать разные профессиональные психологические задачи, опираясь не только на субъективный опыт психолога, но и на объективные данные о состоянии психических процессов, динамике личностных свойств, уровне интеллекта и т.д.

1.3. Компетенциивыпускника бакалавриата:

1. использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

2. применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

3. участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

4. проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

В результате изучения курса «Психодиагностика» студент должен:

· знать:основные понятия психодиагностики, историю становления предмета, знать принципы объективного, проективного, субъективного психодиагностических подходов, иметь четкое представление о ключевых проблемах отечественной и зарубежной психодиагностики и путях их решения.

· уметь:самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с применением психодиагностического инструментария, иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, получить первичные навыки использования психодиагностических средств для самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований.

· владеть: типологией существующих методов психодиагностики, возможностями и ограничениями использования диагностических средств.

Конечные результаты освоения предполагают знание студентами основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению возможностей оценить психические феномены, основных экспериментальных путей решения ключевых проблем психологии познания, закономерностей развития познания, места и роли познавательной сферы в общем психическом развитии человека.

Программа предусматривает проработку учебного материала на двух взаимодополняющих друг друга уровнях: лекционном и семинарско-практическом. Успешное освоение данной дисциплины предполагает изучение учебной и собственно научной литературы, подготовку докладов по отдельным темам, анализ существующих психодиагностических методик, их возможностей и ограничений.

Итоговая форма контроля – экзамен. Формы промежуточного (текущего) контроля: решение проблемных задач, программированный опрос, устный опрос на семинарских занятиях, письменные контрольные работы, сдача коллоквиумов, подготовка рефератов и др. Программа содержит обширный список литературы, охватывающей все разделы курса.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр – 2. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

3. Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Итого количество баллов
Лекции* Семинарские (практические) занятия* в том числе интерактивные формы Лабораторные занятия* Самостоятельная работа*
  Модуль 1.             0-20
1. Исторические корни и современные тенденции развития психодиагностики. - 0-7
Предмет и методы психодиагностики - 0-7
Конструирование теста - 0-6
  Модуль 2.         -     0-50
Методики диагностики когнитивной сферы - 0-25
Методики диагностики особенностей личности - 0-25
  Модуль 3.         -     0-30
Методики диагностики психических состояний - 0-7
Методики диагностики межличностных параметров в группе - 0-10
Методики диагностики в целях профориентации и профотбора - 0-13
  Итого (часов, баллов):   - 0 – 100

 

 

Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы Устный опрос Письменные работы Технические формы контроля Итого количество баллов  
коллоквиумы собеседование ответ на семинаре контрольная работа тест реферат конспект программы компьютерного тестирования комплексные ситуационные задания  
Модуль 1. 0-20  
Исторические корни и современные тенденции развития психодиагностики. 0-2 0-1 0-2 0-1 - - - 0-1 - 0-7  
Предмет и методы психодиагностики 0-2 0-1 0-2 0-1 - - - 0-1 - 0-7  
Конструирование теста 0-1   0-2 0-1 - - 0-1 0-1 - 0-6  
Модуль 2. 0-50  
Методики диагностики когнитивной сферы 0-3 0-2 0-3 0-2 0-2 0-5 0-3 0-3 0-2 0-25  
Методики диагностики особенностей личности 0-3 0-2 0-3 0-2 0-2 0-5 0-3 0-3 0-2 0-25  
Модуль 3. 0-30  
Методики диагностики психических состояний 0-1 - 0-2 0-1 - 0-1 - 0-1 0-1 0-7  
Методики диагностики межличностных параметров в группе 0-2 - 0-2 0-1 - 0-2 0-1 0-1 0-1 0-10  
Методики диагностики в целях профориентации и профотбора 0-2 0-1 0-2 0-2 0-1 0-2 0-1 0-1 0-1 0-13
                                   

Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Кол-во баллов
обязательные дополнительные
Модуль 1          
1.1 Исторические корни и современные тенденции развития психодиагностики. Сравнительный анализ источников Конспект первоисточни-ков Подготовка сообщений 0-7
1.2 Предмет и методы психодиагностики Сравнительный анализ источников Конспект первоисточни-ков Подготовка сообщений 0-7
1.3 Конструирование теста Конспект первоисточников Сравнительный анализ источников Подготовка сообщений 0-6
  Всего по модулю 1:   0-20
Модуль 2          
2.1 Методики диагностики когнитивной сферы Сравнительный анализ источников Подготовка рефератов Конспект первоисточников  
2.2. Методики диагностики особенностей личности Сравнительный анализ источников Подготовка рефератов Конспект первоисточников Подготовка сообщений
  Всего по модулю 2:   0-50
Модуль 3          
3.1 Методики диагностики психических состояний. Сравнительный анализ источников Подготовка рефератов Подготовка сообщений Конспект первоисточников 0-7
3.2 Методики диагностики межличностных параметров в группе Сравнительный анализ источников Конспект первоисточников Подготовка рефератов Подготовка сообщений 0-10
3.3 Методики диагностики в целях профориентации и профотбора Сравнительный анализ источников Конспект первоисточников Подготовка рефератов Подготовка сообщений 0-13
  Всего по модулю 3: 0-30
  ИТОГО: 0-100

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
 
Психология развития и возрастная психология       + +   + +  
Общая психология. Познавательные процессы.       +       +  
Общая психология. Мотивация и эмоции.         + +   +  
Социальная психология     +   +   +    
Экспериментальная психология + + + + + + + +  
Психология личности         +   + +  
Организационная психология     + + + + + +  
Психология общения         + + + +  
Психология семьи         + + +    
Психология групп             +    
Психология стресса         +        

 

5. Содержание дисциплины и планы практических занятий.

Модуль 1.

Темы:

«Исторические корни и современные тенденции развития психодиагностики»

«Предмет и методы психодиагностики»

«Конструирование теста»

Знаниевый компонент. Предтечи психодиагностики: экспериментальная и дифференциальная психология. Идеи В.Вунда и Ф.Гальтона применительно к психодиагностике. Исследования памяти Г.Эббингауза, объема внимания и навыка чтения Дж.Кеттелла, интеллекта умственно отсталых детей Ж.Е.Д. Эскироля и Э. Сегена.

«Интеллектуальные тесты» Дж.Кеттелла, А. Бине, Т. Симона. Шкала Стенфорд-Бине. Стенфордский тест достижений. Возникновение опросников и проективных методик. Бланк данных о личности Р. Вудвортса. Метод свободных ассоциаций. Тест Завершения предложений. Тест Чернильных пятен Г. Роршаха. Тематический апперцептивный тест.

Развитие отечественной психодиагностики. Идеи И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева применительно к психодиагностике. Методика индивидуально психологического профиля Г.И. Россолимо. Измерительная шкала ума И.П. Болтунова. Работы М.Ю. Сыркина о сопряженности показателей тестов интеллекта и социального положения. Психотехника и педология: их влияние на судьбу психодиагностики.

Современные тенденции развития в психодиагностике. Состояние психодиагностического инструментария в отечественной психодиагностике. Трудности с сохранением авторских прав у создателей тестов. Проблемы использования контрафактной психодиагностической продукции. Возможности и ограничения актуально используемых психодиагностических подходов: объективного, субъективного, проективного. Перспективы развития контекстно-зависимого и проективно-семантического подходов в психодиагностике.

Предмет психодиагностики. Общие и особые принципы психодиагностики. Классификации методов психодиагностики (по Й.Шванцаре; по В.К. Гайде и В.П. Захарову; по А.А. Бодалеву, В.В. Столину). Классификация проективных методик Л.Ф. Бурлачука. Психофизиологические методики.

Логика конструирования теста. Построение первичной формы теста. Первичный анализ тестовых заданий. Проверка надежности теста. Виды надежности теста. Стандартизация теста. Нормирование тестовых оценок. Виды норм. Валидность теста. Виды валидности. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик.

Практический компонент. Умеет анализировать психологические теории, умеет провести исследование порогов ощущений; закономерностей восприятия. Умеет оценивать применимость психодиагностической методики в том или ином клиентском случае.

Ценностный компонент. Понимает ценность целостности картины мира; значения смысловых и мотивационно-ценностных компонентов картины мира.

Основные понятия. Психодиагностический метод; психодиагностический подход; виды диагностических подходов: объективный, субъективный, проективный; тест; типы тестов; надежность, валидность теста, тестовые нормы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.015 с.)