Тема 3. Индивидуально-типологические особенности личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Индивидуально-типологические особенности личности.



Общее понятие о темпераменте. История возникновения теорий темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Основные психологические параметры темперамента. Активность. Эмоциональность. Сензетивность. Физиологические основы темперамента. Темперамент и тип ВНД. Учение И.п. Павлова о темпераменте. Развитие теорий темперамента в трудах Б.В. Теплова и В.Д. Небылицина. Связь темперамента с особенностями протекания психических процессов и чертами личности. Темперамент и индивидуальность, стиль деятельности.

Характер как система наиболее устойчивых черт личности. Типология характера. Учение о характере в истории психологии. Структура характера. Черти характера как отношения личности. Характер и направленность личности. Характер и воля. Характер и чувство. Характер и темперамент. Связь черт характера. Акцентуации черт характера. Психопатии. Проблемы самовоспитания и перевоспитания характера.

 

Понятие о способностях. Роль способностей в практической деятельности человека. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Природа человеческих способностей. Задатки как природные предпосылки способностей. Качественная и количественная характеристики способностей. Уровневая характеристика способностей. Мастерство. Талант. Гениальность. Проблема наследования способностей. Структура способностей. Общие и специальные способности. Способности и профориентация. Компенсация при отсутствии природных задатков.

Тема 4. Деятельность и общение.

Общее понятие о деятельности. Деятельность и активность. Потребности как источник активности. Виды потребностей. Потребности человека и мотивация деятельности. Единство сознания и деятельности человека, мотивация деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь.

Структура деятельности человека. Действия и движения человека. Осознание и автоматизированные компоненты деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности. Навыки, их структура и закономерности выработки. Проблема переноса навыков.

Игра, учение, труд как основные виды человеческой деятельности, их характеристика. Понятие ведущей деятельности и ее роли в развитии психики.

 

ОБЩЕНИЕ.

Понятие об общении. Многоплановый характер процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Общение как обмен информацией. Общение и язык. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Структура вербальной коммуникации: коммуникатор, рецепиент, сообщение, канал, единица информации. Смысловые барьеры общения. Расстройства речи. Невербальная коммуникация. Классификация невербальных средств общения. Общение как межличностное взаимодействие. Роль и ролевые ожидания в процессах общения. Социальный контроль и социальные нормы. Ролевые конфликты. Теория трансактного анализа Э. Берна. Влияние в условиях межличностного взаимодействия. Психологический контакт в общении.

Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Психологические феномены восприятия человека человеком: идентификация, эмпатия, стереотипизация, каузальная атрибуция, рефлексия, эффект ореола.

Семья и ее роль в формировании механизмов общения. Деловое общение.

 

Тема 5. Социальные группы, их классификация,

характеристики и особенности управления.

Понятие о группах и коллективе. Классификация групп. Типология групп по уровню их развития.

Коллектив как форма развития групп. Понимание межличностных отношений в малых группах зарубежными психологами. Дифференциация в группах и в коллективах. Социометрия. Референтность. Метод референтометрии. Понятие лидерства. Статус личностного роста. Интеграционный процесс в группах и коллективах. Сплоченность, возложение и принятие ответственности, эмоциональная идентификация. Конформизм. Альтруизм. Коллективистическое самоопределение.

Тема 6. Группы и коллективы, межличностные отношения.

Понятие группы и коллектива. Изменение отношений в группах по их превращению в коллективы. Согласованность динамики и ситуативной изменчивости внутригрупповых отношений с относительной личностной устойчивостью. Опосредование поведения человека особенностями группы. Особенности отношений людей в группе – диаде, группе – триаде.

Анализ отрицательных взаимоотношений в группе, межличностные конфликты и фрустация. Характеристика типов межличностных внутригрупповых конфликтов.

Социально-психологическая диагностика отношений в группе.

Тема 7. Познавательные процессы.

Общее понятие о восприятии. Виды и стили восприятия. Нарушения восприятия.

Общее понятие о памяти. Характеристика представлений памяти. Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти. Факторы, влияющие на продуктивность запоминания.

Мышление. Основные особенности процесса мышления. Принятие решений.

Воображение, внимание, ощущение.

 

Тема 8. Психологические факторы

Управленческой деятельности.

Управление как социальный феномен. Предмет науки управления. Этапы развития. Сравнительный анализ основных управленческих культур. Тенденции развития управленческой мысли. Уровни психолого-управленческой проблематики.

Психология процесса управления (целеполагание, организация, мотивация, контроль).

СЕМИНАРЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Содержание семинаров и практических занятий по объему учебного материала несколько выходит за рамки количества часов, указанных в учебно-тематическом плане.

Такой расширенный объем учебного материала поможет, на наш взгляд, преподавателю отобрать необходимое содержание и определить методику проведения практических занятий с учетом уровней образования и развития студентов различных групп, мотивов их учебной деятельности, интереса к психолого-педагогическим наукам, а также индивидуальных особенностей студентов.

 

Семинарское занятие № 1

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

1. Соотношение и области применения понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Исследование психологии личности в трудах отечественных и зарубежных психологов Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Анцыферовой, У. Джемса, Э. Фромма, В. Франкла, Г. Оппорта и др.

3. Типы темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

4. Формирование и типология характера. Психологические типы акцентуированных характеров (К. Леонгард, А. Личко).

5. Особенности, задатки, индивидуальные различия людей. Представления о способностях и трудах С.Л. Рубинштейна, В.С. Мерлина, В.М. Теплова. Понятие одаренности и таланта.

6. Характеристика эмоционально-волевой сферы личности. Волевая регуляция поведения. Психологические теории эмоций. Характеристика эмоциональных состояний человека.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Я – концепция личности и ее компоненты.

2. Стресс. Методы управления стрессовыми реакциями.

3. Модус бытия и модус обладания в теории Э. Фромма.

4. Характеристика различных подходов к пониманию структуры личности.

5. Характеристика направленности личности.

6. Характеристика психологической подструктуры личности.

7. Роль темперамента в профессиональной деятельности.

8. Темперамент и стиль деятельности.

9. Проблема устойчивости и изменчивости темперамента.

10. Типическое и индивидуальное в характере.

11. Проявления характера и источники его познания.

12. Самовоспитание характера.

13. Профессия и способности.

14. Диагностика способностей.

15. Компенсация способностей.

16. Возрастной аспект проблемы способностей.

17. Наследственность и способности.

Практические задания:

РЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

1. Выделите особенности поведения человека, которые показывают его как индивида, или как личность. Дайте обоснование своего выбора.

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация рук, эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, высокая чувствительность, добросовестность, робость, подвижность.

2. Определите к какому научному направлению можно отнести следующие высказывания об активности личности.

- Основным источником активности личности является ставшее бессознательным стремление к наслаждению, определяющее всевозможные виды творческой деятельности человека.

- Основным источником активности личности является система сознательных мотивов и отношений, сформировавшихся в зависимости от общественных отношений и условий воспитания.

- Основным источником активности личности являются культурные и социальные воздействия, которые без участия сознания формируют у человека определенные бессознательные побуждения, помогающие ему приспособиться к социальным требованиям.

3. Укажите к какому виду мотивов относятся приведенные ниже проявления влечений, желаний, интересов и убеждений.

- Рабочий В.Л. по состоянию здоровья попросил путевку в санаторий.

- Услышав первые раскаты грома, ребята быстро приумолкли.

- В своей лекции преподаватели часто используют яркие наглядные пособия, красочные примеры, задают аудитории неожиданные вопросы и т.д. Эти приемы, как правило, способствуют вовлечению студентов в активную мыслительную деятельность и дают желаемые результаты.

- Катя Н. была добросовестной и активной не только в производственной, но и в общественной жизни бригады. У девочки слово никогда не расходилось с делом. Она смело могла критиковать самую лучшую подругу за нарушение правил поведения, никогда не принимала необдуманных решений, первой шла на помощь товарищам.

4. Как называется явление, проявившееся в эксперименте?

Испытуемые вначале очень доброжелательно относились к трудным экспериментальным занятиям, требующим сообразительности. Но после ряда непрерывных отрицательных оценок работы испытуемые стали с раздражением отказываться и от задачи, гораздо более легкой.

5. Определите какие стороны личности проявились в поведении людей:

- Миша К. всегда активен на занятиях по математике. Если некоторые студенты при решении той или иной математической задачи не могут обходиться без детального развертывания процесса решения, то Миша многие действия делает в уме, не записывая их в тетради или на доске. Также легко и быстро он понимает задачи на только что объясненное правило и правильно решает их.

- Студент I-го курса Виктор Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, мало эмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении он неутомим, но интересы его односторонни.

6. Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Повышенная активность, длительна работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медлительность, слабая эмоциональная возбудимость, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, быстрая приспособляемость к новой обстановке, неуверенность в себе, спокойное настроение.

7. У кого из студентов сдержанность вызвана свойствами темперамента, а у кого - характера.

Наблюдения за жизнью двух студентов 1-го курса показали, что у одного из них сдержанность проявляется лишь в деятельности, имеющей общественное значение (например, на собрании группы), у другого студента сдержанность проявляется и в труде, и в учебе, и в спорте.

8. Из числа нижеприведенных положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер».

- черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях;

- черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах;

- свойства характера есть не что иное, как отношение личности к определенным сторонам действительности;

- свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий;

- в характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются;

- характер индивидуально своеобразен;

- черты характера социально-типичны и индивидуально своеобразны;

- характер - отражение общественных отношений.

9. В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента. Ответ обоснуйте.

Ира Н. восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но ее интересы не стойки, она быстро «остывает». Много уделяет внимания своей внешности; часами может сидеть перед зеркалом, менять прически, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы. Девочка в коллективе активна, но если в общей работе приходится подчиняться кому-либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

3. Психология личности. Хрестоматия. М., 1998.

4. Хрестоматия по психологии (Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.).

5. Леонгард Н. Акцентуированные личности// Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982.

6. Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982.

7. Э. Фромм. Иметь или быть. М., 1988.

8. Р. Вернс. Я – концепция личности и ее воспитание. М., 1983.

9. Психология и педагогика/ Под ред. В.Д. Столяренко. М., 1999.

10. Р.С. Немов Психология в 3 кн.. Кн. 1. м., 1998.

 

Основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность структура личности, психические процессы, направленность личности. Темперамент. Характер, способности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.031 с.)