Великодная Ирина Викторовна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великодная Ирина Викторовна,



доцент, кандидат политических наук

 

ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

 

Учебно-методический комплекс содержит материалы, необходимые для изучения курса «Психология»: учебно-тематический план, программные требования к лекциям, планы и рекомендации семинарских и практических занятий, творческие задания студентам для индивидуальной и групповой работы, тематику курсовых и дипломных работ, тесты, вопросы к зачету, библиографию.

Материалы учебно-методического комплекса предназначены для преподавателей и студентов СКАГС, а также могут быть использованы в системе повышения квалификации государственных служащих.

 

Печатается по решению кафедры.

Протокол № _____ от «___» ____________ 2011 г.

Великодная И.В.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ»

 

№ п/п Наименование тем занятий Количество часов
лекции семинары
ПСИХОЛОГИЯ
1. Психология как наука. Предмет, состояние, структура, методы.   -
2. Современные психологические теории и концепции. Основные направления в психологии XX века.   2-
3. Личность как социально-психологический феномен.   -
4. Индивидуально-типологические особенности личности.    
5. Деятельность.     -
6. Общение как социально-психологический аспект управленческой деятельности.   2-  
7. Познавательные процессы.   -
8. Социальные группы, их классификация, характеристики и особенности управления.   -
9. Группы и коллективы, межличностные отношения и взаимодействия.   -  
10. Психологические факторы управленческой деятельности.    
Всего:    
Итого: 54 часа

 

Примечание: Тематика, план и количество часов могут корректироваться с учётом планов факультетов и отделений.
В В Е Д Е Н И Е

 

Работа современного руководителя невозможна без знания основ человековедения. Являясь человековедческими науками, психология и педагогика играют все большую роль в управленческой деятельности, а также любая политическая и социальная теория, любая концепция общества, формы правления и справедливости покоятся на определенном понимании человеческой природы. Настоящий учебно-методический комплекс опирается на теоретические и экспериментальные исследования общей и социальной психологии, психологии управления, психологии политики, общих основ педагогики, теории воспитания, дидактики, социальной педагогики.

При отборе содержания учебного материала авторы руководствовались требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с учетом современных достижений в области психолого-педагогических наук, опираясь как на теоретико-методологические основы, так и на прикладные аспекты психологии и педагогики.

Среди основных целей, выдвигаемых при изучении курса общей психологии и педагогики можно отметить следующие:

ü овладение студентами категориальным аппаратом психологии;

ü ознакомить студентов с основными направлениями развития психологии, теоретическими системами, технологиями;

ü убедить студентов в важном значении психологической науки для управленческой деятельности, самообразования и повышения профессиональной культуры руководителя;

ü сформировать представление о возможностях современной психологии;

ü научить основным методам психологического исследования личности и коллектива, умению квалифицированно оценивать и отбирать факты и ситуации социального опыта для социализации и формирования личности;

ü развить у студентов интуитивное чувство и профессиональный навык оценивать психическое состояние личности, ее эмоциональное благополучие и на основе собственных заключений вносить коррективы в систему работы;

ü научить работать с психологической литературой, справочниками, периодикой, источниками и документами, составлять библиографию по проблеме;

ü получить навыки анализа и сравнения концептуальных оснований психологической теории.

Выполнение поставленных задач зависит не только от усвоения общей психологии, но и связь этих наук с другими профилирующими предметами.

Изучение курса может осуществляться в следующих формах: аудиторно (лекции, семинары и практические занятия) и самостоятельно (изучение учебных пособий, научных трудов отечественных и зарубежных психологов и педагогов, написание рефератов и курсовых работ), выполнение индивидуальных и групповых заданий творческого характера. Какую бы форму обучения студент не избрал (аудиторную, самостоятельную или их сочетание), он должен трудиться под руководством преподавателя и проработать содержащийся в программе материал.

Предлагаемый вариант программы включает следующие разделы:

Психология.

I. Наука психология.

II. Личность.

III. Деятельность и общение.

IV. Социальные группы.

V. Познавательные процессы.

VI. Психологические факторы управленческой деятельности.

Курс рассчитан на 54 часа, из них 38 часа лекций, 18 часов семинарских и практических занятий, зачет в конце семестра.

По выбору студента могут быть выполнена дипломная работа.

Психологические знания, умения и навыки, полученные студентами, могут быть полезны как в реализации жизненной стратегии, так и в решении актуальных практических управленческих задач.

В основе структуры программы «Психология» лежит принцип тематического планирования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема 1. Предмет, состояние, структура и методы

Психологической науки.

Психология как наука. Смена представлений о предмете психологии в истории науки. Понятие о психике как отражении человеком окружающей действительности. Учение И.М. Семенова и И.П. Павлова о рефлекторной природе психического.

Кризис психологии на рубеже 20-го столетия. Краткая характеристика новых направлений в науке о человеке: бихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Современное состояние психологической науки за рубежом.

Становление основных принципов психологии в истории отечественной науки. Роль видных отечественных психологов в развитии психологии.

Современная психология, ее место в системе наук. Основные направления развития психологической науки. Принципы классификации отраслей психологии.

Современные представления об этапах развития психики.

Мотивационно-потребностная сфера человека. Иерархия потребностей. Когнитивные теории мотивации. Познавательные процессы. Общая характеристика, произвольность, опосредованность психики. Психологические особенности восприятия, каналы получения и переработки информации. Эмоционально-волевая сфера. Мышление, память и общение. Внутренний мир и состояние сознания. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным.

Психологическое совершенствование – условие профессионального и личностного роста государственного служащего.

 

Методы психологии.

Классификация методов психологии:

- организационные методы, эмпирические методы, методы обработки данных, методы коррекции.

Организационные методы: сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод срезов, комплексный метод.

Эмпирические методы как способы сбора данных:

- наблюдение и самонаблюдение.

Варианты экспериментального исследования: лабораторный, естественный. Формирующий эксперименты.

Виды психодиагностических методов: тесты, анкеты, интервью, беседа.

Анализ продуктов деятельности.

Биографические методы.

Количественные и качественные методы обработки данных.

Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия.

Тема 2. Личность.

Понятие об индивиде. Философские воззрения на сущность и природу личности. Психологические теории личности, основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности человека. индивидуальность, ее структура и особенности. Проблема исследования психических свойств.

Личность как субъект межличностных отношений, опосредованных деятельностью. Личность как социальное качество индивида и ее системное строение. Сравнительная характеристика различных подходов к структуре личности.

Развитие и характеристика основных факторов развития личности, соотношение биологического и социальных факторов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.123.159 (0.01 с.)